Кавайе | |
---|---|
Муниципалитет | |
Центр города Кавайе | |
Флаг Эмблема | |
Псевдоним (ы): Джепи и Демокрасис | |
Кавай | |
Координаты: 41 ° 11′03 ″ с.ш. 19 ° 33′43 ″ в.д. / 41,18417 ° с.ш. 19,56194 ° в.д. / 41.18417; 19.56194 | |
Страна | Албания |
Графство | Тирана |
Поселение | 1595 |
Зарегистрировано | 1867 |
Правительство | |
• Мэр | Реджан Крали (PS ) |
Площадь | |
Место | 48-й |
• Муниципалитет | 199,00 км (76,83 кв. Миль) |
• Муниципальное образование | 5,50 км (2,12 кв. Миль) |
24 м Высота (79 футов) | |
Население (2011) | |
• Ранг | 18-е |
• Муниципалитет | 40,094 |
• Плотность муниципальных образований | 200 / км (520 / кв. Миль) |
• Муниципальная единица | 20,192 |
• Плотность муниципальных образований | 3,700 / км (9,500 / кв. миль) |
Демоним (ы) | Kavajas / e, Kavajs / e |
Часовой пояс | UTC + 1 ( CET ) |
• Лето (DST ) | UTC + 2 (CEST ) |
Почтовый индекс | 2501–2502 |
Код города | (0) 55 |
Веб-сайт | Официальный веб-сайт |
Каваджа (( слушайте ), определенный албанская форма : Кавая) - это муниципалитет, расположенный в центре регистрации низменности региона Албании. Он граничит с Дуррес на север 17 км (11 миль), Тирана на восток 27 км (17 миль) и Ррогожина на юг в 15 км (9 миль). На западе находится Адриатическое море. По данным переписи населения 2011 года, в муниципалитете проживало 40 094 человека, хотя по данным Регистра гражданского состояния, общего количества жителей города 79 556 человек. Общая площадь составляет 199,00 квадратных километров (76,83 квадратных миль).
Имя Кавайе регистрируется в османских архивах из Земельного реестра санджака Албании в течение многих лет 1431–1432. В документах, впервые опубликованных турецким исследователем Халилом Инналджиком, эта местность входила в состав.
Мнения по происхождению Каваджи как жилого поселения. До недавнего времени исследователи региона считали, что первые зачатки этого поселения искать где-то в середине 16 века. Однако, опираясь на находки геологических фрагментов и надписей, кажется, что происхождение этого поселения можно проследить до первых веков до наших эры.
Современная территория Каваджи была заселена с поздней античности. Считается, что иллирийское племя таулантий построило свой город Арниса на территории, известной сегодня как Зик-Джафадж. После римского завоевания региона Кавайе станет транзитным маршрутом для Виа Эгнатия - дорога была построена римлянами, чтобы связать цепочка их колоний простирается от Адриатического моря до Босфора. Знаменитая битва при Фарсале между Юлием Цезарем и его заклятым соперником Помпеем произошла около Шкемби и Кавайес, в то время известное как Петра.
Во второй половине 13 века и до начала 15 века большая часть центральной Албании и ее изменений находились под властью нескольких могущественных феодальных семей. Двумя самыми известными семьями, правившими Кавадже в то время, были феодальные семьи Скурадж и Матрангадж. Семья Скураджей, как прямые потомки династии, основавшей княжество Арбанон, контролировала восточную часть Каваджи. Их эмблема изображала льва, стоящего на одной ноге и тянущегося, чтобы схватить флер-де-лис. Этот символ роли Позже будет в официальной эмблемы города Тираны. Район Згурадж в Кавайе (Лагья Згурай) назван в династии Скурадж, правившей регионом.. Семья Матрангай, как самые могущественные правители региона, основали свой центр в Баштове. Они контролировали большую часть равнин Мизеке и прибрежных холмов Карпена.
Османский писатель и путешественник Эвлия Челеби представителем Кавайе в своих мемуарах 1670 года:
«Мы двинулись на восток вниз по прибрежной равнине, осматривая хорошо развитые зеленые деревни слева и справа от берега. Дорога и процветающие возвышающиеся усадьбы, и через несколько часов мы достигаем безопасного и могущественного города Кавая. Он был основан в году.... Кавая, на границе Эльбасана, управляется независимая воевода под юрисдикцией Эмина Дурресского. В изолированном и непродуктивном месте на побережье, кади Дурреса проживают здесь, тогда как Эмин все еще живет в Дурресе. У кади есть уровень заработной платы 150 акче и имеет власть над 73 деревнями. Каваха - очаровательный город на широкой, плоской и плодородной равнине в конце залива, выступающего из Ульфа и окружен садами и виноградниками. Он состоит из 400 одно- и двухэтажных террасных каменных домов с черепичными крышами, украшенных восхитительными садами, прудами и фонтанами. Есть также изысканные особняки с башнями и увеселительными куполами. Здесь проживают многие знатные семьи, такие как семья Харис-заде и семья Паша-заде. У Кавайи 4 квартала, включая.... и....; и 4 мечети прихожан, в том числе.... на базаре, и..... Есть также 4 мечети по соседству, все с приземистыми минаретами без каменной кладки. Есть 2 медресе, но ученики мало интересуются обучением. На базаре есть 3 начальных школы и 2 дервишских текке, а также 200 процветающих и ухоженных магазинов. На обеих сторонах базам базарной улицы растут тутовые. Здесь все представлены ремесла и можно найти все виды ценных бумаг и бесценных товаров. Базар богат и шумен, так как жители Баштова и Дурреса приезжают сюда, чтобы купить свои товары и продукты. Есть 2 хана для странствующих торговцев, также построенные из резного камня, в которых можно найти все виды тканей, как если бы они были крытыми базарами. На более чем базаре нет бань, но более 40 частных бань можно найти в лучших домах - по крайней мере, мне так сказали. Харис-заде Ага пообещал построить общественную баню и заготовил для этого немало на базаре - да исполнит Бог его замысел. Такого проекта до сих пор никто не предпринимал. Это было сочтено семьей ненужным, потому что знатные разрешали своим родственникам и слугам пользоваться их частными банями. Есть много богатых бизнесменов и щедрых домовладельцев. В Кавадже мягкий климат, поэтому люди очень гостеприимны. "
— Эвлия ЧелебиШотландский дипломат Дэвид Уркхарт представил свою встречу по прибытии в Каваджу в этой статье 1831 года:
На следующий день Во второй половине дня я прибыл в Кавалху [Каваджа] и Ибрагима Бея, владельца этого места и изображений, в сопровождении отряда диких и живописно выглядящие всадники, но все они не соответствовали свирепому своего вождя - виду человека, виновного во всех преступлениях. У него - как у албанского оджака - протяженность страны тридцать миль во всех направлениях.
Карандашный рисунок хана в Кавайе -, запятнанного всеми пороками и ненавидимого турками и христианами. Эдвард Лир (11 октября 1848 г.).Теперь я справедливо вошел в страну Гегов: они ни одна из трех основных групп албанцев; - первый, южный, называется Чами, столицей которого является Джанини [ Янина]; второй, состоящи й из Токсидов, Лиапов и других, простирается до Берата; третий, от Берата до гор Черногории и Боснии, - это геги. Последние, хотя и говорят на диалекте скиптского, или албанского, сильно пропитаны склавонской кровью; тогда как на юге влияние Греции преобладало. У гегов особый костюм: они носят фустанель, или большой белый килт; но короткий пиджак южных албанцев у них вытянут в юбку - спускается до конца фустанели и перевязан под их поясом, чтобы полностью прикрывать фустанель сзади. Цвета, которые влияют, - малиновый и пурпурный; и они, с их красными шапками, белыми фустанелями, красными леггинсами и вышитыми золотыми жилетами, придают богатство и великолепие их внешнему виду, особенно когда они собраны в количестве, которое даже по сути превосходит самый элегантный из костюмов - южный. Албанский. Я никогда не видел ничего красивее, чем детские группы. Бледность лица, которая даже в младенчестве отбрасывает свой неизменный оттенок, уступает здесь совместному влиянию горю и севера. Маленькие существа носят в миниатюре официальные платья своих сэров; и нежный алый цвет их щек сочетается с тем цветом, который заменяет все остальные в их костюмах.
— Дэвид УркартАлбанско-американский институт сельского хозяйства, также известный как «Албанско-американская школа сельского хозяйства и домашних наук» "
Др. Эриксон был миссионером в Албании, основанная в Кавайе в 1926 году доктором Чарльзом. Эриксон был миссионером в Албании, давал политические советы докладу Ватры на Парижской мирной конференции 1919 года. Основанная школа была направлена на распространение знаний о современном научном сельском хозяйстве и обеспечении тщательной подготовки молодых албанцев.
Школа для девочек была открыта 20 сентября, а сельскохозяйственная школа для мальчиков открылась 10 октября Стоимость зачисления составляющая 50 золотых франга в месяц. я велись как на албанском, так и на английском языках.
Финансирование проекта стало возможным благодаря Ближневосточному фонду, который заказал в Нью-Йорке студию «Томпсон и Черчилль», отвечающую за архитектурный дизайн. После итальянской фашистской оккупации 1939 года школа была ненадолго переименована в Итальянский аграрный институт «Арнальдо Муссолини» в честь младшего брата Бенито Муссолини.
В начале Второй мировой войны примерно 600 евреев проживали в начале Албания. Около 400 из них были немецкими и австрийскими беженцами, остальные прибыли из соседних стран, таких как Югославия и Греция. На самое большее количество этих беженцев, всего 200 человек, были размещены в лагере в Кавахе, где они нашли убежище среди местного населения.
Жители Кавайи внесли неоценимый вклад в обеспечение жильем и укрытием еврейских беженцев во время войны. Имена Михала Лекатари, Бесим Кадиу и Шикири Мирто занесены в список Праведников народов мира, почитаемых Яд Ваш.
Известный прежде всего как в сельскохозяйственном регионе, начало 1960 г. -2008 Кавайе важный стал промышленным центром Албании. Ниже представлен список основных промышленных предприятий, которые работали в городе:
Первое антикоммунистическое восстание в Кавайе произошло летом 1988 года. Это была профсоюзная забастовка, организованная Назми Роли, Фатмиром Велиу, Скендером Германи., Виктор Ррапи и другие, которые протестовали против сокращения рабочих мест и плохих условий труда от имени гончаров и тех, кто работал на текстильном и стекольном заводх. В местных магазинах, школах и близлежащих деревнях, которые ежемесячно должны работать в местных магазинах. Портрет Энвера Ходжи был разорван на части в главной средней школе города и на станции SMT (Станция машин и тракторов). Преступниками были Казим Карики, Алкет Алуши, Кшеват Хылвиу, Артан Лайтия, Адем Хылвиу, Арбен Гога, Артан Челхыка, Тахир Окштуни, Джосиф Будо, Михал Будо, Скендер Лликша и т. Д. Это были мощные удары, которые привели в замешательство руководство партии. и аппарат государственной безопасности. 26 марта 1990 года первая активная демонстрация в Албании прошла на улицах Кавайи. Событие, вызвавшим эти демонстрации, стал футбольным матчем между местным клубом Беса и клубом Тирана Партизани, который долгое время пользовался поддержкой режима. Разъяренные фанаты бросали на поле транспаранты с отвращением к системе. После матча полиция задержала множество людей. Возмущенные граждане вышли на улицы и сожгли здание городской полиции, что стало важным мероприятием против режима в то время.
Кавайя - муниципалитет, построенный на прибрежных равнинах Албании. Западная низменность регион. Расположенный к югу от залива Дуррес, он частично поглощается двумя небольшими речками: Лешник на западе-северо-западе и Дарчи на запад-юго-запад. Муниципалитет граничит Дуррес на севере на широте 41 ° 15 'северной широты с Перрой-и-Агайтом, который впадает в море и является разделительной линией. Восточные холмы около Криези границы Тираны на долготе 19 ° 38 'восточной долготы. Южнее Ррогожина граничит с точкой пересечения между Луз-и-Вогель и Луз-и-Мад на широте 41 ° 07'N. Адриатическое море обращено к внешней стороне, а Кепи-и-Лагджит является его крайней точкой на долготе 19 ° 27 'восточной долготы. В пределах этих границ муниципалитет имеет приблизительную площадь 198,81 км2.
Самая высокая точка - Безмаджета, достигла высоты 391,97 м (1286 футов). Самая низкая точка депрессии находится у берегов Карпена на -10 м (-33 фута) ниже уровня моря.
Береговая линия Кавайи имеет длину примерно 29,61 км (18 миль) и в основном плоская. с большим количеством песчаных и галечных пляжей. Основные пляжи: Голем (Мали и Робит, Керрет), Карпен (Кепи и Биштит тэ Барбаут), Карина (Гжири и Форсилукут), Кепи и Лагджит (Каладжа и Туррес)., Плажи и Генералит, Спилле (Гури и Лемуар), Грет.
Данные о погоде Кавайе за 2017 год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Климатическая карта (пояснение ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кавайе расположен в регионе, где лето сухое и жаркое, а зима влажная и мягкая. Средняя температура поверхности ежегодно колеблется от 15,5 до 16 ° C ( 59,9 до 60,8 ° F).
Памятниками природы считаются те объекты / места живой или неживой природы, которые обладают исключительными научными, экологическими, культурными, историческими и религиозное значение. Следующие объекты / места объявлены природными памятниками в этом регионе указом № 767 от 20 декабря 2002 года: Соленые источники Голема, Серные источники Флибалли, Лавр замка Турре, прибрежные скалы Бардхора, пляж Карина, морские окаменелости Тартора, Выровненные скалы в Чикаллеше, Пляж Генерала, Карстовые пещеры в Менгадже
Население плотность в городских районах составляла 285 человек на км2, а в сельской местности - намного меньше. 57,6% жителей района проживали в сельской местности, 42,4% - в городе. Гендерный состав населения практически равный. Только 48% рабочей силы занято. С 1990 года более 25% всего населения округа мигрировало в другие страны, в основном в такие страны, как Италия, Греция, Великобритания, Франция, Германия, США и Канада. Меньший процент мигрировал в соседний Дуррес и столицу Тирану.
Год | Население | ±% |
---|---|---|
1913 | 5,500 | — |
1927 | 6,300 | + 14,5% |
1938 | 7,300 | + 15,9% |
1945 | 9,650 | + 32,2% |
1955 | 12,750 | + 32,1% |
1960 | 14,800 | + 16,1% |
1965 | 16,330 | + 10,3% |
1970 | 17,800 | + 9,0% |
1979 | 21,000 | + 18,0% |
1989 | 25,200 | + 20,0% |
1998 | 32,000 | + 27,0% |
Источник: Urbanistika dhe Arkitektura e Qytetit të Kavajës (I.Sukaj - 1998) |
Первая албанская языковая школа открылась в Кавайе в конце лета 1887 года. В бывшем районе Кавайи была создана государственная и частная школьная система, которая служит для воспитания и обучения детей и молодежи. Учебные заведения, действующие в Кавайе, перечислены ниже:
Генеральный нормативный план Кавайе был разработан в 1994 году и утвержден в том же году районным советом. В генеральном плане город простирался на площади 760 га (1900 акров) и был пространственно разделен на несколько функциональных схем зонирования. Регламент функционального зонирования и Карта функционального зонирования 2007 г. разделили город на следующие части: 1) Жилая зона, 2) Зона в центре города, 3) Экономическая зона, 4) Зеленая зона, 5) Спортивная зона, 6) Госпитальная зона, 7.) Зона кладбища.
Вышеупомянутые Правила функционального зонирования и карта функционального зонирования составляются в течение 3-5 лет. Кроме того, на каждую из зонирования выложены частичные планы. В каждом плане изучается развитие района, на котором будут построены школа, детский сад, парк, зона отдыха и т. Д. Новый генеральный план центра города, архитектурной студией «Atelier4» из Тираны, был утвержден в 2007 году. охватывала площадь 40,5 га (100 акров), которая включается исторический центр города, создание нового административного центра, культурного центра и торгового центра.
Климат и почва в Кавайе подходят для выращивания фруктов и овощей, в том числе клубники и артишоков. Для выращивания овощей используется 2 451 га сельскохозяйственных угодий, урожайность составила 186,9 ц / га.
Свежие овощи, такие как: помидоры, перец, баклажаны, огурцы, лук-порей, капуста, стручковая фасоль, окра, шпинат, морковь и т. Д., Высажены на 1 214 га земли с урожайностью 179,2 ц / га. Сушеные овощи, такие как лук, чеснок и т. Д., Высаживаются на 370 га земли и дают урожай 75,5 ц / га. Арбузы, дыни и т. Д. Высажены на 867 га земли и урожайность 245,4 ц / га. Картофель посажен на 450 га земли, урожайность 93,7 ц / га. Бобы высажены на 1415 га земли и дают урожай 11,6 ц / га.
Также широко выращиваются корма: сено, клевер, кукурузные початки и т. Д. Покрывают 6924 га земли и дают урожай 291,3 ц / га. На большую продукцию производится из сена.
В районе действует целая система государственных и негосударственных учреждений здравоохранения, которые предоставят услуги и заботятся о здоровье своих граждан. В обоих муниципалитетах работают 178 врачей (40 из которых семейные врачи) и 240 медсестер и помощников. Здесь 5 больниц, 11 поликлиник и 66 машин скорой помощи. В 2008 году центральное правительство выделило средства на строительство новой городской больницы. Он был открыт 3 года спустя.
Медицинские услуги, предоставляемые всеми учреждениями здравоохранения, включая следующие: патология, педиатрия, хирургия, кардиология, борьба с инфекционными заболеваниями, неврология, психиатрия, нефрология, офтальмология, дерматология, ортопедия, ревматология, гематология, эндокринология, скорая помощь., Аллергология, физиотерапия, педиатрия, гинокология, акушерство и др. Стоматологические услуги полностью приватизированы, за исключением 9-летних начальных школ. Всего в городе Кавая работает 8 частных стоматологических клиник. Фармацевтические услуги также полностью частные. Всего в районе 12 аптек.
Театральное движение в Кавайе берет свое начало в начале 1919 года. Несколько учителей и патриотов в то время выступили с инициативой, чтобы дать искру раскрепощения культурной жизни города.
Народная музыка . В начале 20 века большинство народных песен исполнялось с флейтой или кавалли, как это известно в этой местности. Первоначально сделанный из дерева, а затем из металла, кавалли состоял из двух стержней длиной от 30 до 35 см (от 11,8 до 13,8) с 6 отверстиями, прикрепленными к каждой стороне, и с верхним отверстием, которое служило своего рода опорой. Народные песни обычно исполнялись одним человеком. Более поздние выступления включали больше людей, в основном в пении хора. Женщины всегда выступали вместе с бубнами.
Народные танцы . Народные танцы были давней традицией в Кавайе. Некоторые из самых популярных танцев включают в себя: «Валля э Зилеве», «Валля и Кыпаве», «Валлджа дише э рендэ э Каваджес», «Валлджа е Килимаве» и т. Д. Среди наиболее выдающихся танцоров и хореографов, которые стали популярными, включают: Зихра и Гани Ферра, Ремзи Гечи, Мадрид Маликати, Ибрагим Рочи, Гезим Аголли, Арианит Бораку, Леонард Митруши, Эсдалин Горани, Миртеза Димни и другие.
Народные костюмы .
Портрет двух молодых женщин в традиционной одежде (Маруби, ок. 1920 г.)Исторически часто используемым мужским костюмом был килт или фустанелла, который использовался ранее. вплоть до провозглашения независимости 1912 года. В более поздний период более свободная одежда стала тенденцией. Длинные рукавами и искусно сшитые жилетки. Брюки были свободно связаны из шерсти и были черными или темно-коричневыми. Белые брюки использовались на знаменательных событиях и праздниках. В костюм также входили длинный шерстяной или кожаный пояс, шерстяные носки и сандалии из коровьей кожи или мокасины, украшенные пучками спереди.
Женские костюмы включали головной убор, расшитый золотом и наполненный мелкими серебряными монетами. Их обычно носили молодые невесты. Женщины также носили рубашки без воротника с длинными рукавами и небольшими жилетами, вышитыми шелковыми или золотыми нитями. Внизу они носили полукомбинезоны, покрытые свободно завёрнутой одеждой, известной как димит, которая обычно была белой. Для прогулки они носили белые хлопчатобумажные или шелковые носки, а также сшитую на заказ обувь, сандалии или тапочки. Когда женщина выходила из дома, чтобы навестить кого-то, она надевала яркое платье из атласа.
Лирические песни . Лирические песни выражают человеческие чувства и духовные переживания. Они выражают разные моменты жизни человека, радость любви, дружбы, горя, ненависти и другие различные явления жизненного отношения. Некоторые из самых аутентичных лирических песен этого региона включают: «Mun aty ke shtatë zymbylat», «Këndon gjeli pika-pika», «Kënga e gjemitarit», которые, как считается, были сочинены и исполнены популярными певцами того времени, такими как Поль Канапари, Хасан Сакати, Зенел Калуши и Ислам Шатуфа. Среди других популярных исполнителей - Табит Рекша, Лири Рама, Дезире Пезаку, Нисрете Хюльвиу и, несомненно, величайшие из них. Парашкеви Симаку.
Исторические песни . Исторические песни посвящены историческим событиям и выдающимся историческим личностям. Обычно эти люди пережили эти события или каким-то образом связаны с ними. Самая старая историческая песня, хорошо сохранилась до наших дней, называется «Kënga për mbrojtjen e Ulqinit». Среди других исторических песен стоит упомянуть: «Kënga e Ceno Kavajës», «Kënga e Sulë Mustafës», «Bubullin ke Shkambi Kavajës» и т. Д.
В Албании фраза «Llogje Kavaje» Или «Lloqe Kavaje» (Кавайе Блаббер) - региональное уничижительное слово, обозначающее слово сплетня. Он предполагает человека, который сплетничает или говорит вещи, которые явно не соответствуют действительности.
Несколько старых пословиц из Каваджи:
Этнографический музей Кавахэ, завершенный в 1971 году., построен на отреставрированном здании саджатом (галереей), тип которого был широко распространен на протяжении 18 века. Однако его архитектурное происхождение восходит к поздней античности в типологии «деревенской виллы», обычно присутствующей в этом регионе. После полной реставрации здания новообразованного музею будет класс памятника культуры. Управляющая группа, которая разработала концептуальную ориентацию и контроль, состояла из наиболее авторитетных авторитетов того времени в области этнографии. Основная характеристика этнографического фонда определяется разнообразием его предметов и их разнообразным происхождением. На представленных ремесленных изделиях из керамики и местных мастеров, представляющих город и регион. Так же представлена большая коллекция работ из северных, северо-восточных и южных регионов Албании. Элементы представлений костюмов отличаются уровнем мастерства и утонченности, богатством орнаментов и символов, объединенных в геометрические, зооморфные и антропоморфные формы.
Другие памятники культуры, обнаруженные в Кавайе: Церковь святого Параскеви (Киша э Шен Премтес), построенная в 1280 году; Часовая башня (Сахати) 1817 года постройки; Мост Букак (Ura e Bukaqit), построенный в 18 веке; Депо бывшего Карпена Сальтерна (Depot e ish-Kripores së Karpenit), построенного в 17 веке; Баштовская крепость (Kalaja e Bashtovës), построенная в 15 веке.
У Кавайе есть одна местная телевизионная станция TV6 (бывший канал 2ATV больше не работает) и одна местная радиостанция Radio Fantazia. Прекращенное издание Kavaja Progres было еженедельным изданием, которое распространено началояться в конце осени 2007 года. Напечатанное в формате газеты, оно освещало в основном социальные вопросы и другие повседневные аспекты городской жизни. Ее редакционные воспринимающие как чрезмерно критические по отношению к тогдашней демократической администрации. Публикация газеты внезапно прекратилась в середине лета 2009 года под предлогом прекращения финансирования. Это вызвало предположение о том, что местная социалистическая партия все время использовала его в пропагандистском материале, пытаясь повлиять на предстоящие выборы.
Население Кавайе частично принадлежит к двум религиозным конфессиям: мусульманскому и православному. Мусульманское население номинально составляет от общей численности населения. Остальные ¼ принадлежат к православной вере. Эти оценки не учитывают атеистов и других неверующих. Управление муниципалитета не ведет официальной статистики религии.
Самая большая из четырех мечетей в городе - Мечеть Кубели (Xhamia Kubelie), названная в честь старой мечети, построенной Каплан Беу в 1736 году, а затем снесенной коммунистическим режимом в 1967 году. Существующая мечеть была перестроена в 1994 году.
«Церковь Святого Николая», реконструированная в 1997 годуМечеть благочестия (Xhamia e Devotshmërisë) была построена в районе Згурадж в 2001 году на средства саудовской благотворительной организации. Мечеть Дедеи (Xhamia e Haxhi, Mynyre dhe Dervish Dedeit) была построена в 2005 году на средства семьи Дедеи. Есть также небольшой теке, построенный в последние годы в черте города, и еще один в деревне Луз и Мадх.
Последователи православной веры посещают церковь Шен Колли, расположенную недалеко от Стадион Беса. Церковь была перестроена в 1997 году на том же участке земли, что и старая, на средства Греции.
Церковь Святой Параскевы (Киша э Шен Премтес) расположена в 1,5 км (1 миле) к востоку от Кавайи в деревне Четэ. Он был построен в 13 веке и сегодня является памятником культуры. Фрески внутри церкви являются произведениями известного иконописца Костандина Шпатараку.
Меньшая церковь находится в селе Ррет-Грет, ранее входившем в Коммуны Кривид.. В нем принимают участие местные жители этой местности.
Небольшой городок Кавайе имеет легендарную историю, связанную с игрой в футбол в Албании. Клуб родного города Беса, основанный в 1925 году, на протяжении десятилетий воспитывал таланты для национальной сборной всех уровней молодежи и взрослых. В 1973 году Беса прославился тем, что стал первым албанским футбольным клубом, вышедшим во второй раунд Кубка обладателей кубков УЕФА. Двумя годами ранее Беса был финалистом Balkans Cup, где они проиграли греческой стороне Паниониос по сумме двух матчей. В соревновании Беса выиграл группу А у ФК Црвенка и Велико Тырново.
. Клуб выиграл два титула Кубок Албании, восемь раз выходя в финал. Они дважды занимали второе место в Суперлиге и одиннадцать раз занимали третье место. Среди наиболее запоминающихся матчей - победа со счетом 9: 1 над Фламуртари в 1937 году, победа со счетом 12: 0 над Эльбасани в 1945 году, победа со счетом 11: 0 над Аполонией в 1965 году и победа со счетом 7: 1 против Sk Tirana в 1992 году.
Беса также выигрывал шесть разных кубков. В 1946 году он выиграл Кубок «Kryesia e Federatës Sportive», в 1953 и 1957 годах выиграл Кубок «Bashkimet Profesionale të Shqipërisë», в 1961 и 1963 годах выиграл Кубок «Gazeta Sporti», в 1965 году выиграл «Gazeta Bashkimi». Чашка. Молодежная команда Беса U-19 дважды становилась чемпионкой Албании в сезонах 1992–1993 и 2008–2009 годов. Последний раз команда U-17 становилась чемпионами в 2018 году.
На протяжении своей истории Besa участвовала в международных турнирах и товарищеских матчах против таких клубов, как Сараево, Одра Ополе, Динамо Берлин, Прогресул, Велико Тырново, Црвенка, Паниониос, Фремад Амагер, Hibernian, Pas Ioannina, Bezanija, Litex Lovech, Ethnikos Achnas, Grasshopper Zürich, Олимпиакос.
В бывшем районе Кавайэ есть еще три профессиональных футбольных клуба: Egnatia Rrogozhinë, Golemi FC и Luzi United.