Катипунан

редактировать
Филиппинское антииспанское вооруженное революционное общество и антиколониальное вооруженное секретное движение, основанное антииспанскими и антиколониальными филиппинскими революционерами 7 июля 1892 г. в Маниле был обрести независимость от испанского имперского колониального правления на Филиппинском архипелаге в Юго-Восточной Азии посредством революции
Катастасан, Кагаланггаланган Катипунан анак баян
Флаг филиппинской революции kkk1.svg Ранний флаг катипунских революционеров
АббревиатураKKK>ДевизСм. Картиля нг Катипунан
Формация7 июля 1892 г.
ОснователиАндрес Бонифачо, Теодоро Плата, Ладислао Дива и др.
Основан по адресу72 Calle Azcárraga, Сан-Николас, Манила
Распущено22 марта 1897 г.
ТипВоенное тайное общество
Правовой статусНесуществующий
ЦельСм. Катипунан цели
ЧленствоМасонство
Официальный языкТагало g, региональные языки
Президент (Supremo)Деодато Арельяно (1892–1893). Роман Баса (1893–1895). Андрес Бонифачо (1895–1897)
Главный органKalayaan (от января 1896 года, опубликовано в марте 1896 г.) года)

The Kataastaasan, Kagalanggalang Katipunan ng anak ng Bayan («Верховный и« Достопочтенная ассоциация детей нации », испанский : Suprema y достопочтенная ассоциация лос-Хиджос-дель-Пуэбло), также известная как Катипунан или KKK, была филиппинское революционное общество, основанное антииспанским колониализмом филиппинцами в Маниле в 1892 г.; его основная цель состояла в том, чтобы получить независимость от Испании посредством революции.

Документы, обнаруженные в 21 веке, предполагают, что общество было организовано еще в январе 1892 года, но, возможно, не стало активным до июля 7 того же года; это была дата, когда филиппинский писатель Хосе Ризаль должен был быть сослан в Дапитан.

Основанный филиппинскими патриотами Андрес Бонифачо, Теодоро Плата, Ладислао Дива и другие, Катипунан был секретной организацией, пока не был обнаружен в 1896 году. Это открытие привело к вспышке филиппинской революции.

Катипунан был секретной организацией его члены были строго засекречены и должны были быть правилами, установленными обществом. Начинающим претендентам были предложены стандартные обряды инициации, стать членами общества. Первое членство в Катипунане было открыто только для филиппинцев мужского пола; позже женщины были приняты в общество. У Катипунан было собственное издание Kalayaan (Свобода), первое и последнее издание которого вышло в марте 1896 года. Революционные идеалы и труды процветали в обществе, а филипп литература пополнялась из его видных членов.

Планируя революцию, Бонифачо связался с Ризалом с просьбой о полной поддержке Катипунана в обмен на обещание спасти Ризала из заключения. В мае 1896 года руководство Катипунана встретилось с капитаном японского военного корабля, пытаясь обеспечить источник оружия для революции, но безуспешно. О существовании катипунана стало испанским властям. Через несколько дней после того, как испанские жители узнали о существовании тайного общества, в августе 1896 года Бонифачо и его люди разорвали свои седла во время крика Балинтавака, положившего начало филиппинскому Революция 1896 года.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Формирование
    • 2.1 История
    • 2.2 Основание Катипунана
  • 3 Организация
    • 3.1 Администрация
    • 3.2 История администрации
    • 3.3 Члены
    • 3.4 Треугольная система и степень
      • 3.4.1 Членство
      • 3.4.2 Прием женщин в обществе
      • 3.4.3 Иностранные члены Катипунан
      • 3.4.4 Известные Катипунерос
  • 4 Литература общества
    • 4.1 Письменные произведения
    • 4.2 Калаяан
    • 4.3 Картиля Катипунан
    • 4.4 Язык и алфавит
  • 5 Подготовка к революции
    • 5.1 Попытка заручиться поддержкой Ризала
    • 5.2 Попытка обратиться за помощью к Японии
  • 6 Discovery
  • 7 Революция
    • 7.1 Битва при Какаронг-де-Сили
    • 7.2 Республика Какаронг
  • 8 Испанский ответ
  • 9 Ра скол, передача полномочий ти и растворение
  • 10 См. также
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Примечания и цитаты
    • 11.2 Опубликованные работы
  • 12ние ссылки

Этимология

Название «Катипунан» происходит от полного тагальское название : «Kataastaasan, Kagalanggalangang Katipunan ng anak ng Bayan » (Высшее и почтенное общество детей нации). Тагальское слово «катипунан», буквально Значения «ассоциация», «сбор», «сборка», «группа» и т. д. происходит от корня слова «типон», тагальского слова, означающего «сбор» или «собирать».

Образование

История

Фотография лидеров пропагандистского движения в конце XIX века: Хосе Ризал, Марсело Х. дель Пилар и Мариано Понсе. Фотография была сделана в Испании в 1890 году.

Катипунан и Cuerpo de Compromisarios были, по сути, организациями-преемниками Филиппинской лиги, основанной Хосе Ризалем (Который сам был вдохновлен мученической смертью его предшественников, националистических священников: Гомес, Бургос и Замора ). Эта организация была частью Пропагандистского движения конца 19 века на Филиппинах. Основными Катипунана были Деодато Арреллано, Теодоро Плата, Валентин Диас, Ладислао Дива, Андрес Бонифачо, и Хосе Дизон. Основатели Катипунана Бонифачо, Дива и Плата были членами Ла Лига и находились под националистических идеалов Пропагандистского движения в Испании.

Марсело. Х. дель Пилар, другой лидер пропагандистского движения в Испании, также оказал влияние на формирование Катипунана. Современные историки полагают, что он имеет непосредственное отношение к его роли из-за его роли в Движении и его выдаче в филиппинском масонстве; большинства основателей Катипунана были масонами. У Катипунана были церемонии инициации, скопированные с масонских обрядов. У него также была иерархия рангов, аналогичная иерархии масонства. Испанский биограф Ризала Венсеслао Ретана и филиппинский биограф Хуан Раймундо Лумаваг рассматривал формирование Катипунана как победу Дель Пилар над Ризалом: «Ла Лига умирает, и Катипунан восходит на ее место. План Дель Пилар побеждает план Дель Пилара. Ризал. У Дель Пилар и Ризал был один и тот же конец, даже если каждый пошел к нему дорогой ».

Основание Катипунанской печати

Печать Катипунана. Инициалы читаются как «К атаастасан, К агаланггаланг К атипунан ng mга А нак ng Bаян»

Пленные члены Катипунана (также известные как Катипунерос), которые также были членами Ла Лиги, сообщили испанским колониальным властям, что между членами Ла Лиги существуют разногласия. Одна группа настаивала на принципе мирного преобразования Ла Лиги, в то время как другая поддерживаемая вооруженную революцию.

7 июля 1892 года писатель Хосе Ризал был изгнан и сослан в Дапитан в Минданао. Той ночью Бонифачо, член Филиппинской лиги ; с Платой, Дива, Диасом, Ареллано и Дизоном, они основали Катипунан в доме на Аскарраге. Ул. (Ныне Ректо Авеню ) с улицей Элькано в Сан-Николас, Манила. Они основали Катипунан, когда антииспанские филиппинцы осознали, что такие общества, как La Liga Filipina, будут подавлены колони властями. Несмотря на их оговорки по поводу мирной реформации, которую поддерживал Ризал, они назвали Ризала почетным президентом без его ведома. Катипунан, созданный как тайная братская организация, известен как Катаас-таасанг, Кагаланг-галанганг Катипунан нга Мга Анак нга Байан (Высшее и почтенное общество детей нации).

Катипунан имел четыре цели, и именно:

  • создать прочный союз с каждым Катипунеро
  • , чтобы объединить филиппинцев в единую нацию;
  • завоевать независимость Филиппин вооруженного конфликта (или революции);
  • установить республику после обретения независимости.

Возвышение Катипунана ознаменовало конец крестового похода с целью обеспечения реформы в Испании посредством мирной кампании. Пропагандистское движение, управляемое Ризалом, дель Пилар, Хаэной и другими, провалило свою миссию; таким образом, Бонифачо начал воинственное движение за независимость.

Организация

Катипунан
ПрезидентАндрес Бонифачо (1893-1896, до открытия)
Генеральный секретарьЭмилио Хасинто
Основан7 июля 1892 г. (1892-07-07)
Штаб-квартираТондо, Манила или Сан-Николас, Манила ;
ГазетаКалаяан
Идеология Филиппинский национализм. Антииспанские настроения. Независимость Филиппин
Политическая позиция Большая палатка
Международная принадлежностьLa Liga Filipina
ЦветаКрасное и белое
СлоганKataás-taasang, Kagalang-galangang Katipunan ng̃ mg̃á Anak ng Bayan
Wikisource имеет текст, относящийся к этой статье : Основополагающий документ администрации Катипунана

Катипунан управлялся Верховным Советом (тагальский: Kataas-taasang Sanggunian). Первый Верховный совет Катипунана был сформирован примерно в августе 1892 года, через месяц после основания. Верховный совет лидера избранный президент (пангуло), за которого следовали секретарь / секретари (калихим), казначей (тагаингат-яман) и фискальный (тагаусиг). В Верховном совете также были свои советники (касанггуни); число различировалось в зависимости от президентства. Чтобы отличать от президентов нижних санггуниан или советов (ниже), президент Верховного совета назывался Верховным президентом (тагальский: Kataas-taasang Pangulo; испанский: Presidente Supremo).

ОфисИмяСрок полномочий
Верховный лидер / президентДеодато Арельяно 1892 - февраль 1893
Роман Баса февраль 1893 - январь 1895
Андрес Бонифачо январь 1895 - 1896
Контролер / посредникАндрес Бонифачо 1892 - август 1893
ФинансовыйЛадислао Дива 1892 - февраль 1893
Андрес Бонифачо февраль 1893 - 1895
Эмилио Хасинто 1895
Пио Валенсуэла декабрь 1895 года
Государственный секретарь (после 1895 года)Теодоро Плата 1892 - февраль 1893
Хосе Туриано Сантьяго февраль 1893 - декабрь 1895
Эмилио Хасинто декабрь 1895 - 1896 гг.
военный секретарьТеодоро Плата 1896
министр юстицииБриччио Пантас1896
Министр внутренних делАгу ду дель Росарио1896
министр финансовЭнрике Пачеко1896
казначейВалентин Диас 1892 - февраль 1893
Висенте Молинафевраль 1893 г. - декабрь 1895 г.
финансист1892 г.

Начало революции 1896 г. Совет был реорганизован в «кабинете», который Катипунан считался настоящим революционным правительством, де-факто и де-юре.

В каждой провинции, где были члены Катипунана, был создан провинциальный совет под названием Санггунианг Баян. каждый город был организованным народным советом под названием Санггунианг Балангай. Каждый баян и балангай имел свой набор избранных должностных лиц: пангуло (президент); калихим (секретарь); tagausig (фискальный); тагайнгат-яман (казначей); пангалаванг пангуло (вице-президент); пангалаванг калихим (заместитель секретаря); касанггуни (советники); мабаласиг (ужасный брат); талиба (охранник); манинингил (сборщик / аудитор); tagapamahala ng basahan ng bayan (хранитель народной библиотеки); тагапангасива (администратор); манунулат (клерк); тагатулонг са пагсулат (помощник клерка); тагалаан (надзиратель) и тагалибот (патрульный). Каждому балангаю была предоставлена ​​возможность увеличить свой статус через систему, чтобы повысить свой статус до Санггунианг Баян. Каждый балангай, не получивший статус Санггунианг Баян, был распущен и аннексирован более крупными провинциальными или народными советами.

Городам / городам, которые поддерживали дело Катипунана, были даны символические имена, такие как Магдиванг (праздновать) на Новелета ; Магдало (в будущем) для Кавита ; Магваги (на победу) за Наик ; Магтагумпей (достижения успеха) за Марагондон ; Валангтинаг (никогда не уменьшается) для Инданг и Халигу (стена) для Имус - все находятся в провинции Кавите.

. Внутри общества функционировала секретная комната, называемая Камара Рейна, которой руководили Бонифачо, Хасинто и Пио Валенсуэла. Эта таинственная палата вынесла приговор тем, кто предал свою клятву, обвиняемым в определенных преступлениях, караемых законами Катипунана. Каждый катипунеро боялся этого зала. Согласно сообщению, за время существования секретной камеры около пяти катипунеро были осуждены и приговорены к смерти от нее. Смертный приговор был вынесен в виде чаши с змеей, обвившейся вокруг нее.

История администрации

В 1892 году, после основания Катипунана, в состав Верховного совета входили Арельяно как президент, Бонифачо как контролер, Дива как финансовый, Плата как секретарь и Диас как казначей.

В 1893 году в состав Верховного совета вошли Рамон Баса как президент Бонифачо как финансовый, Хосе Туриано Сантьяго в качестве секретаря, Висенте Молина в качестве казначея и Реституто Хавьер, Бриччио Пантас, Теодоро Гонсалес. Гонсалес, Плата и Дива были советниками. Именно во время правления Басы общество организовало женскую секцию. Двумя из ее членов были Грегория де Хесус, на которой Бонифачо только что женился, и Марина Дизон, дочь Хосе Дизона. Также в 1893 году Баса и Дива организовали провинциальный совет Кавите, который стал самым успешным советом общества.

Филиппинский ученый Максимо Калау сообщает, что Баса уступил пост президента Бонифачо в 1894 году из-за спора о полезности обрядов инициации и того, как Бонифачо справляется с «но» общества. Баса оспорил практикует Бонифачо ссужать свои средства нуждающимся вместе с векселями. Более того, Баса отказался от своего сына в организацию.

Это было также в 1894 году, когда Эмилио Хасинто, племянник Дизона, изучавший право в Университета Санто-Томаса, присоединился к Катипунану. Он интеллектуализировал цели и сформулировал принципы общества, воплощенные в его учебнике под названием Kartilla. Он был написан на тагальском языке, и все новобранцы были приняты его близко к сердцу, прежде чем они были инициированы. Позже Хасинто назовут мозгами катипунана.

В то же время Хасинто также редактировал Kalayaan (Свобода), официальный орган общества, но было выпущено только одно издание газеты; второй был подготовлен, но так и не напечатан из-за открытия общества. Калаян был опубликован в типографии испанской газеты Diario de Manila. Этот печатный станок и его работники позже сыграли роль в разжигании революции.

В 1895 г. Хосе Туриано Сантьяго, близкий друг Бонифачо, был исключен из-за того, что закодированное послание катипунана попало в руки испанского священника, преподававшего в университете . Санто-Томаса. Священник был другом сестры Сантьяго, он и его сводный брат. Хасинто заменил Сантьяго на посту секретаря.

Катипунский офицерский меч.

В начале 1895 года Бонифачо созвал собрание общества и сверг Басу на выборах, в результате которого Бонифачо стал президентом, Хасинто - финансовым агентом, Сантьяго - секретарем, Молина - секретарем, Пио Валенсуэла и Панталеон Торрес в качестве врачей и Агуедо дель Росарио и Доретео Тринидад в качестве советников.

31 декабря 1895 г. на других выборах Бонифачо был назначен президентом, Хасинто - финансовым, Сантьяго - секретарем, Молина - секретарем., Пио Валенсуэла и Панталеон Торрес в качестве врачей и Агуедо дель Росарио и Доро Тринидад в качестве советников.

Членами Верховного совета в 1895 году были Бонифачо в президенте, Валенсуэла в качестве финансового и медицинского работника, Хасинто в качестве секретаря и Молина в качестве казначея.. Энрико Пачеко, Панталеон Торрес, Бальбино Флорентино, Франсиско Карреон и Эрменегильдо Рейес были названы советниками.

Восемь месяцев спустя, в августе 1896 года, пятый и последний высший совет был избран для переименования должностей. Бонифачо был назначен Супремо, Хасинто - государственным секретарем, Плата - военным министром, Брико Пантас - министром юстиции, Агуедо дель Росарио - министром внутренних дел и Энрико Пачеко - министром финансов.

Члены

Фотография конца 19 века с изображением вооруженных филиппинских революционеров, известных как Katipuneros.

В течение следующих четырех лет основатели Katipunan вербуют новых членов. К тому времени, когда общество было раскрыто, американский писатель Джеймс Ле Рой оценил силу Катипунана в 100–400 000 членов. Историк Теодоро Агонсилло подсчитал, что к 1896 году количество членов увеличилось примерно до 30 000. По оценке Илокано писателя Исабело де лос Рейес, количество составляющих от 15 000 до 50 000.

Помимо Манилы, у Катипунана также были крупные главы в Батангас, Лагуна, Кавите, Ризал, Булакан, Пампанга, Тарлак и Нуэва Эсиха. Были также более мелкие главы в Илокос Сур, Илокос Норте, Пангасинан и регион Бикол. Основатели Katipunan проводили свободное время, набирая членов. Например, Дива, который был секретарем в судебном суде, был назначен в офис мирового судьи в Пампанге. Он инициировал членов в этой провинции, а также в Булакане, Тарлаке и Нуэва-Эсиха. Большинство Katipuneros были плебеями, хотя несколько богатых патриотов присоединились к обществу и подчинились руководству Бонифачо.

Катипунеро (множественное число, mga Katipunero) - демоним мужского пола из Katipunan. Катипунера (множественное число, катипунера) относится к членам женского пола.

Треугольная система и степени

Две инфографики, изображающие звания в рамках системы найма в Катипунане и Треугольнике.

Первоначальным планом Бонифачо было увеличить членство в Катипунане с помощью sistemang patatsulok или треугольная система. Он сформировал свой первый треугольник со своими двумя товарищами, Теодоро Платой и Ладислао Дива. Каждый из них восстановил мысли Катипунана в еще двух новообращенных. Основатель треугольника знал двух других участников, но последние не знали друг друга. В декабре 1892 года система была упразднена после того, как доказала ее неуклюжесть и сложность. Затем была принята новая система инициации, созданная по образцу масонских обрядов.

Когда Катипунерос расширились до более чем сотни членов, Бонифачо разделил их на три уровня: Катипон ( буквально: помощник), что является самым низким званием, кавал (солдат) и байани (герой или патриот). На собрании общества Катипон носил черный капюшон с треугольником из белой ленты с буквами «Z. Ll. B.», что соответствует римскому «ANB», означающему Анак нган Баян (Сын народа, см. ниже). Кавал носил зеленый капюшон с треугольником с белыми линиями и буквами «Z. LL. B.» по трем углам треугольника, а также носил зеленую ленту с медалью с буквой Байбайин Ка.svg (ка) письмом Байбайын над изображением скрещенного меча и флага. Пароль был Гом-Бур-За, взятый из имен трех мучеников Мариано Гомес, Хосе Бургос и Хасинто Замора. Баяни (Герой) носил красную маску и пояс с зеленой каймой, символизирующие отвагу и надежду. Лицевая сторона маски имеет белые границы, которые образовывают треугольник с тремя буквами, расположенными, как если бы они занимали углы треугольника внутри треугольника, и с буквами «Z. Ll. Б. » ниже. Другой пароль был Ризал. Знаки позволяли участникам узнавать друг друга на улице. Член, встретивший другого члена, положил ладонь своей правой руки ему на грудь и проходя мимо другого члена, сомкнул руки, чтобы соединить указательный и большой палец правой руки.

Цветовое обозначение:

  • Катипон. Члены первой степени. Другие символы: черный капюшон, револьвер и / или боло.
  • Кавал. Члены второй степени. Прочие символы: зеленый ленточный медальон с малайской надписью К.
  • Баяни. Члены третьей степени. Другие символы: красный капюшон и пояс с зеленой каймой.

Катипон могла перейти в класс Кавал, приведя в обществе несколько новых членов. Кавал стать мог Баяни после того, как был избранным представительным лицом общества.

Член

Любой человек, желавший присоединиться к Катипунану, подвергался определенным обрядам инициации, напоминающим ритуалы масонства. обряды, чтобы проверить его отвагу, патриотизм и верность. Новобранцы проходили обряд инициации по три за раз, так что ни один из членов не знал более двух других членов общества. Неофиту сначала завязали глаза, а затем привели в тускло освещенную комнату с черными занавесками, где с его глаз сняли сложенную ткань. У входа в комнату висело предупреждение на тагальском языке:

Кунг май лакаш на тапанге, кавы макатутулой!. (Если у вас есть сила и доблесть, вы можете продолжать!)
Кунг анг паг-уусиса анг нагдала са йо дито'й умуронг ка.. Если то, что привело вас сюда, - это только любопытство - уходите!
Гун ди ка марунонг пумигил нгс йонг масасаманг хилиг, умуронг ка; Вы можете найти его. Май-капангьярихан в Kagalanggalang Katipunan ngá Anak ng̃ Baya'y hindi bubuksan nang dahil sa iyó.. Если вы не можете контролировать свои пороки, уйдите на пенсию. Никогда не должны открываться двери. Высшего и Достопочтенного общества Сынов Людей.

Внутри освещенной свечами комнаты их подведут к столу, украшенному черепом и боло. Там они осудили злоупотребления испанского правительства и поклялись бороться с колониальным угнетением:

1. ¿Anó ang kalagayan nitóng Katagalugan nang unang panahun? (В каком состоянии испанцы нашли тагальскую землю, когда пришли?)

(Ожидаемый ответ) «Когда испанцы подошли к берегам Филиппин 16 марта 1521 года, филиппинцы уже были в цивилизованном государстве. У них была свобода правительства; у них была артиллерия; у них были шелковые платья; они вели торговлю с Азией; у них была своя религия и собственный алфавит.

2. ¿Anó ang kalagayan sa ngayón? (В каком состоянии они находятся сейчас?)

(Ожидаемый ответ) «Монахи на самом деле не воспитали филиппинцев, поскольку просвещение противоречило в пользу монахов

3. ¿Что делать дальше? (которые они используют дорогостоящие праздники, их интересам. Какие надежды они возлагают на будущее?)

(Ожидаемый ответ) «Верой, доблестью и настойчивостью это зло будет исправлено».

Во времена Бонифачо всех филиппинцев собирали вместе катипунанцы, называемые тагалогами, тогда как Филиппины называют катагалуганами.

Следующим шагом в церемонии инициации была лекция, которую прочитал церемониймейстер по имени Мабаласиг / Мабаласик (ужасный брат), который сообщил неофитам уйти, если ему не хватило мужества, поскольку он будет неуместным в патриотическом обществ е. Если неофит настаивал, его представляли собранию братьев, которые подвергали его различным испытаниям, например, завязывали ему глаза и заставляли стрелять в человека из предположительно револьвера или заставляли его перепрыгивать через якобы горячее пламя. После испытаний подошел к заключительному обряду - pacto de sangre или кровавому договору - в котором неофит подписал следующую клятву кровью, взятой из его рук:

Ako'y si ______________, Nanunumpa sa ngalan Диос и баян, который использует полный набор навыков KKK А. нг Б., изучая их лихим на мамасдан и мапкинган, сундин сияние нг пикит-мата, саклолохан всех на все касамы на всех панганибах и пагкакайлангах, Нанунумпа и нангангако рин наман наман ака

Я, _______________ и перед странусь Бога именем, защищая дело ККК, я, _______________, клянусь во имя Бога и перед страной, чтобы защитить дело KKK и таталаан конг акинг дуго на кусанг ибубубо дито са касулатанг хинахарап. А. Б., со всей моей храбростью, хранить в секрете все, что я свидетельствую и слышать, слепо следовать приказам и поддерживать всех моих братьев против любой опасности и крайней необходимости. Я также подтверждаю свою кровью, которая пролита здесь, в этом документе, пролита, не предавать их, их приказы инструкций.

Затем он был принят в качестве полноправного члена, с символическим именем, под которым он был известен в кругах Катипунана. Символическое имя Бонифачо было Майпагаса; Хасинто был Пингкианом, а Артемио Рикарте был Виборой.

Прием женщин в общество

Катипунан
Участница филиппинской революции
Флаг филиппинской революции kkk1.svg Флаг Катипунана, 1892
История вопроса
СобытияРазличные восстания и восстания
ФракцииСм. Фракции

Магдиванг (Новелета ). Магдало (Кавит / Кавите эль Вьехо ). Халигу (Имус ). Гаргано (Бакуд ). Мапагтиис (Сан-Франциско-де-Малабон ). Магваги (Наик ). Пангваги (Танза ). Валанг-тинаг (Инданг ). Катува-тува (Тернате ). Магтагумпей (Марагондон ). Нагапай (Байлен )

Ключевые организацииПропагандистское движение. Филиппинская лига
ОбъектыНоли Ме Танджере. Эль filibusterismo. Солидаридад
Организация
ЛидерыАндрес Бонифачо. Эмилио Агинальдо. Ладислао Дива. Грегория де Хесус. Теодоро Плата. Роман Баса. Деодато Арельяно. Валентин Диас. Хосе Дизон <886р>Педио дельио
Члены

Мел хора Акино. Пио Валенсуэла. Эмилио Хасинто. Макарио Сакай. Грегорио дель Пилар. Мариано Нориэль. Тереза ​​Магбануа. Пауло Ризал. Артемио Рикарте. Даниэл ь Тирона. Хосе Сантьяго. Мануэль Тинио. Анисето Лаксон. Леон Килат. Аркадио Максилом

другие

  • v

Сначала Катипунан был чисто патриотическим обществом для мужчин. Из-за растущего признака женщин в отношении ночных прогулок с мужьями сокращения их ежемесячных заработков и «долгих часов работы» Бонифачо пришлось привести их в царство ККК. В обществе создана секция для женщин: чтобы быть допущенными, нужно быть женой, дочерью или сестрой мужчины-катипунеро. Было подсчитано, что членам общества стали от 20 до 50 женщин.

Первой женщиной, которая стала членом Катипунана, была Грегория де Хесус, жена Бонифачо. Ее звали Лакамбини нг Катипунан (Принцесса Катипунана). Первоначально в Катипунан были приняты 29 женщин: Грегория де Хесус, Марина Дизон, президент женской секции; и сестры доктора Хосе Ризал ; и Дельфина Хербоса Нативидад, близкие родственники доктора Ризала; Кармен де Родригес; ; Бенита Родригес; Семена де Ремиджио; Грегориа Монтойя; Агуэда Кахабаган, Тереза ​​Магбануа, Тринидад Тексон, переводится как «Мать Биак-на-Бато »; Назария Лагос; Патроника Гамбоа; Марсела Агонсилло ; Мелхора Акино, «Великая старушка Балинтавака»; Марта Салдана и Макария Пангилинан.

Женщины оказали Катипунан ценные услуги. Они охраняли секретные бумаги и документы общества. Всякий раз, когда катипунан проводил собрание в определенном доме, они обычно веселились, пели и танцевали с некоторыми мужчинами в гостиной, так что гражданская гвардия знала, что внутри не было ничего, кроме безобидной общественной вечеринки..

Хотя женщины с членами Катипунан, информация о женском отделе была скудной и иногда противоречивой. Теодоро Агонсилло, например, проигнорировал Марину Дизон и пришел к выводу, что Хосефа Ризал был единственным президентом упомянутой секции. Грегорио Заиде, с другой стороны, сжал президентство Дизона в своей публикации 1939 года История Катипунана, но передумал, когда принял доктор Представление Пио Валенсуэлы о, что женщины-члены не избирали офицеров, следовательно, нет места для президента.

Иностранные члены Катипунана

Привлечены всеобщим призывом Картилия Катипунана, было несколько членов, которые не были коренными филиппинцами, но присоединились к Катипунану и / или, позже, Филиппинской революционной армии (PRA) в духе национального освобождения. Среди родившихся за границей Катипунеро были: генерал Хуан Кай, половина индийца (из Индии) и французский метис, генерал Хосе Игнасио Пауа, который был полным кровавый китаец, знаменитый афроамериканец, капитан PRA Дэвид Фейген, который дезертировал от американцев, чтобы присоединиться к филиппинцам из-за своего отвращения к расизму и империализму, капитан Камилло Ричаирди, итальянец, присоединившийся к мятежным филиппинцам и Vicente Catalan который был 333>Криолло капитаном корабля, но первым стал адмиралом филиппинского флота. В испанской армии также было большое количество бывших латиноамериканских офицеров; в основном из Мексики, а также из теперь независимых государств Колумбия, Венесуэла, Перу, Чили, Аргентина и Коста-Рика, которые были отклонены в контексте восстания Андрес Новалес, одного из предвестников революции. Эти офицеры латиноамериканского происхождения, которые переехали на Филиппины для военной службы, объединились с революционерами. Было также несколько испанских и американских перебежчиков на сторону Филиппин во время Филиппинской войны за независимость и филиппино-американской войны. К этому добавились японские боевики, поддерживающие Катипунан и Первую республику, среди которых лейтенант Сабуро Накамори и капитан Чизуно Ивамото, служившие в штабе президента Эмилио Агинальдо.

Известный Катипунерос

  • Андрес Бонифачо ( 1863–1897) - Супремо, основатель и третий лидер Катипунана.
  • Эмилио Агинальдо (1869–1964) - первый президент Первой Филиппинской республики, преемник Катипунана. Он также был военным генералом и лидером фракции Магдало, которая привела Катипунана к множеству заметных побед против Испании. Во время своего президентства он приказал казнить Андреса и Прокопио Бонифачо в 1897 году после суда.
  • Эмилио Хасинто (1875–1899) - прозванный Мозгами Катипунана. Он написал несколько работ во время революции, таких как Kartilya (Букварь).
  • Gregoria de Jesús (1875–1943), которого называли Lakambini ng Katipunan (Муза Катипунана) и прозвали Aling Орианг, она была женой Бонифачо до того, как вышла замуж за Хулио Накпила после его смерти. Она также считалась одной из первых женщин-членов Катипунана.
  • Грегорио дель Пилар (1875–1899) - вошел в круг Катипунан, когда он присоединился к армии Первой Филиппинской республики. против американцев. Он умер во время битвы у перевала Тирад.
  • Пио дель Пилар (1860–1931) - лидер главы Матагумпай, один из ближайших офицеров Андрес Бонифачо как новоявленный революционер. было установлено правительство. Он был одним из офицеров, которые посоветовали Агинальдо изменить замену (изгнание) на казнь Андреса и Прокопио Бонифачо.
  • Лисерио Херонимо (1855–1924) - военный генерал Агинальдо во время Филиппин - Американская война.
  • Висенте Лукбан (1860–1916) - американцы считали его вдохновителем кровавой резни в Балангиге в 1901 году во время филиппино-американской войны.
  • Мигель Малвар y Карпио (1865–1911) - командующий Катипунаном и стал генералом Первой Филиппинской республики.
  • Макарио Сакай - глава Катипунана в Трозо, Манила. Будущий основатель Republika ng Katagalugan, который будет противостоять американской оккупации на Филиппинах.
  • Пачано Ризал - старший брат национального героя Хосе Ризала, он также был личным другом Падре Хосе Бургос в молодости. Он присоединился к Катипунану за несколько лет до возвращения Хосе из Дапитана.
  • Мануэль Тинио (1877–1924) - самый молодой генерал Катипунана и Первой Филиппинской республики, позже он стал губернатором Нуэва Эсиха с 1907 по 1909 год.
  • Аурелио Толентино
  • Хулиан Фелипе (1832–1835) - композитор Лупанг Хиниранг, учитель и член Филиппинской лиги, позже он работал юрисконсультом Катипунан. Его упорная способность к аргументации принесла ему прозвище «demente viejo» среди колониальных Принципов. Несмотря на то, что он был набожным католиком, Карпио, как и другие филиппинские революционеры, был членом масонов до образования катипунана. В Маниле Джулиан руководил частной юридической школой, в которой его ученики переняли многие из его личных социально-политических идеалов. Известными Катипунеро под его опекой были Грегорио Аглипай и Мигель Малвар.

Литература общество

Андрес Бонифачо Эмилио Хасинто Пио Валенсуэла Триумвират Катипунан (слева направо): Бонифачо, Хасинто и Валенсуэла.
Викиисточник имеет оригинальный текст, относящийся к этой статье: Пахимакас

Письменные произведения

Во время существования Катипунана литература процветала благодаря выдающимся писателям Катипунана: Андресу Бонифачо, Эмилио Хасинто и Др. Пио Валенсуэла. Каждая из трех работ пробуждает патриотизм и направлено на распространение революционных мыслей и идеалов общества.

  • Работы Бонифачо . Наверное, одно из лучших произведений, созданных в Катипунане, были написаны Андресом Бонифачо, Паг-ибиг са Тинубуанг Лупа (Любовь к Родине). Это стихотворение искреннего патриотизма. Паг-ибиг был опубликован Бонифачо в номере Kalayaan за январь 1896 года под его псевдонимом Агапито Багумбаяном. Согласно Мануэлю Артигас-и-Куэрва, имя Агапито Багумбаян было искажением слова agap-ito, багум-баян, что при переводе с тагальского на английский дословно означает «новая нация здесь и готова». Нет никакого известного первоисточника Паг-ибига, тем более, что нет сохранившейся проблемы Калаяна. Два доступных текста, перепечатанных через книги, - это тот, который был опубликован Хосе П. Сантосом в 1935 году. Другой, со знакомыми расхождениями с отпечатком Сантоса, был заархивирован в военных анналах Мадрида.
после казни Ризала в Багумбая 30 декабря 1896 года Бонифачо написал тагальский перевод Mi último adiós (Последнее прощание), в котором он дал имя Пахимакас (Прощание). Он также написал прозу Katungkulang Gagawin ng Z. Ll. Б. (Обязанности сынов народа народа), который никогда не публиковался, потому что он считал, что Картилия Хасинто выше его. Бонифачо также написал "Что должны знать тагалоги", политико-историческое эссе.
  • Работы Хасинто . Эмилио Хасинто считается мозгом катипунана, позже революции. Его поэтический шедевр, написанный в Laguna 8 октября 1897 года, был A la Patría (Моему Отечеству) с вдохновляющей мелодией, параллельной «Mi último adiós Ризала». Еще он написал трогательную оду под названием A mí Madre (Моей матери). Его шедевр в прозе, Картилья (Букварь; см. ниже), стал Библией Катипунана. Другим его прозаическим произведением был «Ливанаг в Дилим» («Свет и тьма»), серия статей о правах человека, свободе, равенстве, труде, правительстве и любви к стране. Его псевдонимом был Димас-Илав.
  • Валенсуэла работает . Доктор Пио Валенсуэла был врачом по профессии. В 1896 г., во время первой публикации «Калаяна», Валенсуэла помогала Бонифачо и Хасинто редактировать газету. Он тоже написал Catuiran? (Справедливо ли это?), В котором описываются жестокости испанского священника и гражданской гвардии Сан-Франциско-дель-Монте (ныне Кесон-Сити ) с беспомощным деревенским лейтенантом. Он также сотрудничал с Бонифачо в написании статьи «Са Мга Кабабаян» («Моим соотечественникам»), эссе, адресованного на Филиппин. Его псевдонимом был Мадланг-Вэй.
Во время печально известного Крика Балинтавака Валенсуэла занимал должность генерального врача Катипунана.

Калаян

Печатная машина Первой Филиппинской республики (ныне храм Casa Real), где печатались газеты La Independencia, El Heraldo de la Revolucion, Kalayaan и Kaibingan ng Bayan. Во время японской оккупации «Военный район Булакан» под командованием капитана Алехо Сантоса использовал эту машину против японцев.

Калайан (Свобода / Свобода) был официальным органом и газетой Катипунана.. Впервые он был опубликован в марте 1896 года (хотя его заголовок датирован январем 1896 года). За первым выпуском Kalayaan никто не следил.

В 1895 году Катипунан купил старый ручной пресс на деньги, щедро пожертвованные двумя Висайскими со-патриотами Франсиско дель Кастильо и Кандидо Ибаном, которые вернулись в страну после работы в оболочке. и ловцы жемчуга в Австралии и получили немного денег от выигрыша в лотерею. Они купили пресс и небольшое количество типов в «Базаре дель Сисне» Антонио Салазара на Калле Карриедо, и Дель Кастильо перевез его в дом Андрес Бонифачо в Санта Круз, Манила. 1 января 1896 года Валенсуэла принял должность катипунского «финансового» в момент встречи Бонифачо отправить печатный станок в его дом на Калле де Лавесарес, Сан-Николас, Манила, «чтобы он мог помогать и редактировать ежемесячное издание, которое станет

Имя Калаян было предложено доктором Пио Валенсуэла, на что согласились как Бонифачо, так и в середине января пресса была доставлена ​​в Сан-Николас. Эмилио Хасинто. Несмотря на то, что Валенсуэла была выбрана редактором органа, все они решили использовать имя Марсело Х. дель Пилар в его редакторе. Также решено фальшивую шапку, в которой говорилось, что он печатается в Иокогаме, Япония.

в том жеце месяце, в январе 1896 года, была опубликована публикация Калаяан начал. конец месяца, поэтому он был датирован как тако вой. Под руководством Валенсуэлы два печатника., студент Colegio de San Juan de Letran и печатник по совместительству в El Comercio, напечатали революционную литературу общества и Kalayaan.

Когда Валенсуэла был назначен генеральным врачом Катипунана, он передал свои редакторские обязанности Хасинто. Хасинто редактировал статьи после своих курсов до юриста в Университета Санто-Томаса. Орфографию, а не новый «германизированный » алфавит, как его называют испанцы, тагальских букв, таких как «k», «w», не было., «H» и «y». Чтобы решить эту проблему, Хасинто обязал свою мать, Хосефу Дизон, купить шрифты, похожие на такие буквы. Гарнитуры, использованные в его печати были взяты у издателя Исабело де лос Рейес, но многие из них были тайкомы взяты из типографий Diario de Manila филиппинскими сотрудниками, которые также были членами Katipunan.

По словам Валенсуэлы, процесс печати был настолько трудоемким, что для настройки восьми страниц потребовалось два месяца. В течение нескольких недель Хасинто, Дуке и Фернандес (а иногда и Валенсуэла) по очереди готовили страницы Калайяна размером примерно девять на двенадцать дюймов.

В марте 1896 года появились первые экземпляры января 1896 года. По словам Валенсуэлы, выпуск был тайно распространен тиражом около 2 000 экземпляров. Согласно Эпифанио де лос Сантос, было напечатано только 1000 экземпляров: 700 распространял Бонифачо, 300 - Агинальдо и около 100 - сам Валенсуэла.

Первый выпуск содержал предполагаемую редакционную статью. Дель Пилар, что, собственно, и сделал сам Хасинто. Он также включал Паг-ибиг Са Тинубуанг Лупа Бонифачо, Катуйран Валенсуэлы? и несколько работ, разоблачающих злоупотребления и пропагандирующих патриотизм. Копии распространились по ближайшим провинциям Манилы, включая Кавите, Моронг (ныне Ризал ), Калукан и Малабон. Удивленный первоначальным успехом, Хасинто решил напечатать второй номер, в котором не было бы ничего, кроме его работ.

В августе 1896 года был подготовлен второй номер. Именно в это время испанские власти начали опасаться антиправительственной деятельности и подозревая существование издания подрывного периодического (см. ниже), совершили набег на место, где находился Калаян. печатался по адресу № 6 Клавел-стрит, Сан-Николас, Манила. К, печатники Дуке и Фернандес были вовремя предупреждены, уничтожили компрометирующие формы и скрылись. Таким образом, испанские власти так и не нашли никаких доказательств существования калая.

Картиля нг Катипунан

Учение Катипунана было воплощено в документе под названием Картиля нг Катипунан, брошюре, напечатанной на тагальском языке. язык. Копии которых были розданы населению.

Картилья была написана Эмилио Хасинто, а позже исправлена ​​Эмилио Агинальдо. Пересмотренная версия состоит из тринадцати учений (хотя в некоторых источниках, таких как тот, что предоставлен, перечислено только двенадцать). Термин карта происходит от испанской картилы, которая в то время использовалась для начинающих учеников начальной школы.

Картилия Катипунан позади Мемориального святилища Картилья-нг-Катипунан.

Это то, что 'Kartilya ng Katipunan' гласит:

I: Кабухайанг хинди гинуугуголь на исанг малаки и банальный на кадахиланан ай кахой на валанг лилим, кунди дамонг макамандаг

язык: жизнь, которая не посвящена возвышенное и разумное предназначение - дерево без тени, если не ядовитый сорняк.)

II: Анг гаванг магалинг на нагбубухат са пагпипита са сарили, и хинди са талаганг насангумава нг кагалинган, ай ди кабаитан.

(по -ски: делать добро для личной пользы выгоды, а не ради блага не является добродетелью.)

III: Тунай на кабаналан - это пагкакаванг гава, пагубный по капуа и исукат сколько килограммов, ты будешь работать на Катуиране.

(английский: разумно проявлять милосердие и любить своих собратьев, а также приспосабливать свое поведение, поступки и слова к тому, что само по себе разумно.)

IV: Майтим человек в мапути кулай балат, все таои магкакапантай; мангьяярин ан иса'й хигтан са дунонг, са яман, са ганда…; ngunit di mahihigtan sa pagkatao.

(английский: будь наша кожа черной или белой, мы все рождены равными: следует понимать превосходство в знаниях, богатстве и красоте, но не превосходство по природе.)

V: Он может матаас на калубан, и пури са пагпипита на сарили; анг май хамак на калубан инууна анг пагпипита са сарили са пури.

(английский: благородный человек предпочитает личную выгоде; негодяй - добычу чести.)

VI: Са таонг май хия, салита'й панунумпа.

(английский: для благородного человека его слово священно.)

Язык и алфавит

Согласно филиппинскому писателю и историку Эрменегильдо Крус, официальный язык Катипунана - тагальский, и в нем используется алфавит, почти аналогичный испанскому алфавиту, но имеющий другое значение, и способ его чтения был изменен. Диакритические знаки были добавлены, чтобы подчеркнуть существование ng и mga в орфографии тагальского языка. Ниже представлена ​​отрывок из книги Круза Картига Макаблянна: Танонг в Сагот Укол Кей Андрес Бонифачо в KKK (английский язык: националистический учебник: вопросы и ответы на Андресе Бонифачо и KKK, Манила, 1922):

30. Когда ты хочешь сделать касапи на Катипунане?

Анг тагальский; Nguni't ang kahulugan ng̃ ilang titik ng̃ abakadang kastilà ay iniba sa kanilang pagsulat ng̃a kasulatan, and gayon din sa paglagdá ng̃ kanilang mga sagisag. Ang titik na "a" ay ginawang "z", ang "c" at "q" ay ginawang "k", ang "i" ay "n", ang "l" at "ll" ay "j" ang "m" ay "v", ang "n" ay "ll", ang "o" ay "c" и ang "u" ay "x" . Ang f, j, v, x и z ng̃ abakadang kastilà ay itinakwil pagka't hindi kailan͠gan. Sa maliwanag na ulat ay ganitó ang Abakadá (alfabeto) ng̃ "Katipunan" kung itutulad sa abakada ng̃ wikang kastilà.
  • Примерный перевод:

30. На каком языке говорят члены Катипунана?

Тагальский ; однако значения некоторых букв испанского алфавита были алфавита. Буква «a» становится «z», «c» и «q» становятся «k», буква «i» становится «n», буквы « l »и« ll »- это « j »буква« m »- это « v », буква« n »- это « ll », буква «O» - это «c», а буква «u» - это «x» . Буквы f, j, v, x и z не нужны и не используются.

Представленный ниже алфавит катипунан по с испанским алфавитом.

Abakada ng̃ kastilà (испанский алфавит)
ABCDEFGHIJKLLMNOPQRSTUVWXYZ
Abakada ng̃ «Katipunan» («Katipunan» алфавит)
ZBKDQHGFNLKJVLLCPKRSTXMWUY-

Подготовка к революции

Попытка заручиться поддержкой Ризала

Флаги Катипунана (Casa Real Shrine)

Ночь, когда генерал-губернатор Эулогио Деспухоль изгнан доктор. Хосе Ризал - Дапитан, был открыт Катипунан.

На секретном собрании катипунанов у небольшого ручья под названием Битуканг Манок (известного как Париан-Крик, ныне почти исчезнувшего) Пасига 4 мая 1896 года Бонифачо и его советники решили обратиться за советом к Ризалу относительно решения восстать. Бонифачо поручил доктору Пио Валенсуэла как посланник Катипунана Дапитану. Это было сделано для того, чтобы проинформировать Ризала о плане Катипунана начать революцию и, если возможно, войну против Испании. К концу мая 1896 года Валенсуэла посетила Ризала в Дапитане и взяла у него интервью. В качестве прикрытия Валенсуэла сопровождал слепой по имени Раймундо Мата, так как Ризал офтальмолог.

Валенсуэла прибыла в Дапитан 21 июня 1896 года, где его встретил Ризал. Послеина Валенсуэла рассказала ему о своей истинной цели и о необходимости заручиться поддержкой Ризала. Согласно Валенсуэле, Ризал ответил только: «Хуваг, хуваг! Ийа'й макасасама са баянг Пилипино! » (Нет, нет! Это навредит филиппинской нации!)

Ризал возражал против смелого плана Бонифачо по ввергнуть страну в кровавую революцию. Он считал это преждевременным по двум причинам:

  1. народ не готов к массовой революции; и
  2. сначала нужно собрать оружие и средства, прежде чем поднять крик революции.

Из-за этой идеи Валенсуэла сделала другое предложение Ризалу: спасти его. Ризал не одобрил этот план, потому что он дал слово чести испанским властям и не хотел его нарушить. Вместо этого Ризал посоветовал Валенсуэле убедить богатых филиппинцев, чтобы они могли получить, где он мог получить элитного армейского офицера по имени Антонио Луна стать военным генералом Катипунана, если вспыхнет революция. Согласно заявлению Валенсуэлы испанским властям, они почти поссорились из-за этого, и Валенсуэла уехала на следующий день, вместо того, чтобы остаться на месяц, как планировалось изначально.

Когда Валенсуэла вернулся в Манилу и сообщил катипунану о своей неспособности получить Ризала. В ярости Бонифачо предупредил Валенсуэлу никому не рассказывать об отказе Ризала поддержать надвигающееся восстание. Тем не менее, Валенсуэла уже распространила информацию, так что многие предложения о финансировании общества были отменены. Несмотря на отказ Ризала, Катипунан уже пытался решить проблему с поставками оружия и предпринял шаги по контрабанде оружия из-за границы.

На суде Ризал отрицал, что знал Валенсуэлу, сказав только то, что он впервые считал его хорошим другом из-за того, что Валенсуэла показала ему, и его признательность за медицинские инструменты, которые Валенсуэла дала ему. Он также сказал, что это была последняя их встреча.

Попытка просить помощи в Японии

, несмотря на отказ Ризала от вооруженной революции, Бонифачо продолжал планировать вооруженный конфликт с Испанией. Катипунанцы обратили свои взоры на Японию, которая в то время казалась вероятным защитником азиатских свобод против западного угнетения. В мае 1896 года, после визита Валенсуэлы в Ризал, член членов Катипунана во главе с Хасинто и Бонифачо встретилась с военно-морским офицером и капитаном японского корабля по имени Конго и японским консулом в японском базар в Маниле. Переводчиком, другом Валенсуэлы, был Хосе Моритаро Тагава, который был женат на филиппинской женщине из Бокауэ, Булакан.

. После обычного обмена любезностями Хасинто представил катипунанский мемориал для императора Японии, в котором филиппинцы молились о помощи Японии в их планируемой революции, «чтобы свет, освещающий Японию, мог также пролить свои лучи на Филиппины».

Катипунцы не зря просили Помощь Японии и союза. Япония дружила с филиппинцами со времен испанской колониальной эпохи. Многие филиппинцы, бежавшие от испанского преследования, были приняты там и получили защиту японских преступлений. Бонифачо пытался закупить оружие и боеприпасы в Японии, но неудачу из-за нехватки средств и раскрытия Катипунана, Хосе Дизон входит в состав комитета, который катипунан сформировал для доставки оружия из Японии при попустительстве капитан японского корабля. Однако три месяца спустя Катипунан был раскрыт, и Дизон был среди сотен арестованных за восстание.

Открытие

Время Катипунан был занят подготовкой к восстанию, различные осуждения его существования дошел до испанских властей. 5 июля 1896 года Мануэль Ситьяр, испанский лейтенант гвардии Цивил, дислоцированной в Пасиг, сообщил генерал-губернатору Рамону Бланко таинственная деятельность некоторых туземцев, которые собирали оружие и вербовали людей для каких-то неизвестных целей. 13 августа 1896 г. о. Агустин Фернандес, августинец викарий Сан-Педро, Макати, написал дону Мануэлю Луенго, гражданскому губернатору (мэру) Манилы, осуждая антииспанские митинги в его приходе.

Катипунан был наконец обнаружен испанскими властями через шесть дней после о. Письмо Фернандеса Луенго. В начале августа 1896 года Теодоро Патиньо и Аполлонио де ла Крус, оба работавших в типографии Diario de Manila (ведущая газета того времени), столкнулись с недопониманием относительно заработной платы. Бригадир прессы де ла Крус и наборщик Патиньо поссорились из-за повышения зарплаты на два песо. Де ла Крус пытался обвинить Патиньо в потере расходных материалов, которые использовались для печати Калаяна. В отместку Патиньо раскрыл секреты общества своей сестре, Гонории Патиньо, монахине-сокамернице приюта Мандалуйонг. В тот день, 19 августа 1896 года, Гонория была потрясена и очень расстроена этим откровением. Мать-портретистка из приюта, Сор (сестра) Тереза ​​де Хесус увидела плачущую Гонорию и подошла к ней. Онория рассказала все, что слышала от брата. Около 18:15 в тот день Сор Тереза ​​позвонила Патиньо и посоветовала ему рассказать все, что он знал о Катипунане через исповедь, о. Мариано Хиль.

Контролируемый страхом перед адом, Патиньо отправился к о. Гил, августинский приходский священник монастыря Тондо. Хотя Патиньо хотел рассказать что-нибудь о катипунане, он признался, что литографический камень был спрятан в пресс-зале Diario de Manila, который использовался обществом для печати квитанций. Он также сказал, что помимо литографического камня, были также спрятаны документы о членстве (в которых для подписи используется кровь члена), а также фотография доктора. Хосе Ризаль и несколько кинжалов, которые были изготовлены для сотрудников газеты Катипунеро.

Встревоженный ошеломляющей правдой существования тайного общества, о. Гиль в сопровождении местных испанских властей обыскал типографию Diario de Manila и нашел компрометирующие улики. Они также нашли у де ла Круса кинжал, который использовался в обрядах посвящения Катипунана, и некоторый список новых принятых членов. После ареста о. Гиль бросился к генерал-губернатору Бланко, чтобы осудить революционный заговор Катипунана. Испанцы начали репрессии и арестовали десятки людей, многие невинные граждане были вынуждены отправиться в форт Сантьяго.

Предполагаемое предательство Патиньо стало стандартной версией того, как разразилась революция в 1896 году. Однако в 1920-х годах, однако, Национальная библиотека Филиппин поручила группе бывших Катипунеро подтвердить правдивость этой истории. Хосе Туриано Сантьяго, близкий друг Бонифачо, изгнанный в 1895 году, отрицал эту историю. Он утверждал, что сам Бонифачо приказал Патиньо разгласить существование общества, чтобы ускорить филиппинскую революцию и предотвратить любые возражения со стороны членов.

Историк Теодоро Агонсилло дает иную версию событий, написав, что Патиньо раскрыл секреты общества своей сестре, Гонории, после недоразумения с де ла Крус, другим членом общества, который работал с ним в испанском периодическом издании Diario de Manila. Хонория, воспитанница детского дома, была расстроена этой новостью и сообщила Сор Терезе, детскому дому madre portera, который предложил Патиньо рассказать обо всем о. Гиль. 19 августа Патиньо сказал о. Гил, что он знал о тайном обществе. Пт. Гиль и владелец Diario de Manila обыскали типографию и обнаружили литографический камень, который использовался для печати квитанций Katipunan. После этого открытия шкафчик Поликарпио Турла, подпись которого стояла на квитанциях, был взломан и обнаружен в нем кинжал, правила общества и другие относящиеся к делу документы. Они были переданы Guardia Civíl, что привело к аресту и осуждению по обвинению в незаконном сотрудничестве и измене около 500 известных людей.

Согласно другой версии, о существовании Катипунана стало известно властям через Патиньо., который рассказал об этом генеральному директору La Font. Патиньо был вовлечен в ожесточенный спор по поводу заработной платы с де ла Круз и в отместку выставил Катипунана Ла Фонту. Ла Фонт привел лейтенанта испанской полиции в магазин и к столу де ла Крус, где они «нашли атрибуты Катипунана, такие как резиновый штамп, небольшую книгу, бухгалтерские книги, клятвы, подписанные кровью, и список членов отделения Магиганти. Катипунана ».

Революция

Когда лидеры Катипунана узнали об арестах, Бонифачо созвал собрание всех провинциальных советов, чтобы принять решение о начале вооруженного восстания. Встреча проходила в доме Аполлонио Самсона в местечке под названием Кангконг в Балинтаваке. На встрече присутствовало около 1000 катипунеро, но они не смогли решить вопрос.

На следующий день они снова встретились в другом месте в Балинтаваке. Историки до сих пор спорят, произошло ли это событие во дворе Мельхоры Акино или в доме ее сына Хуана Рамоса. Встреча состоялась либо 23 августа, либо 24 августа. Именно на этой второй встрече присутствовавшие Katipuneros решили начать вооруженное восстание, и они разорвали свои cedula (свидетельства о проживании и удостоверения личности) в знак своей приверженности революции.. Катипунеро также согласились атаковать Манилу 29 августа.

Но испанские гражданские гвардейцы обнаружили встречу, и первая битва произошла в битве при Пасонг-Тамо. В то время как катипунан изначально одерживал верх, испанские гражданские гвардейцы переломили борьбу. Бонифачо и его люди отступили к Марикине через Балару (теперь в Кесон-Сити ). Затем они направились к Сан-Матео (в провинции, которая теперь называется Ризал ) и взяли город. Однако испанцы вернули его через три дня. После перегруппировки Катипунеро решили не атаковать Манилу напрямую, но согласились занять испанский пороховой погреб и гарнизон в Сан-Хуан.

Типичный Катипунеро боло

30 августа Катипунеро атаковали 100 испанских солдат, защищавших порох. в журнале Битва при Сан-Хуан-дель-Монте или Битва при Пинаглабанане. Около 153 катипунеро были убиты в битве, но катипунанцы были вынуждены отступить после прибытия испанского подкрепления. В плен попали более 200 человек. Примерно в то же время Катипунерос в других пригородах Манилы, таких как Калукан, Сан-Педро-де-Тунасан (ныне Макати-Сити ), Патерос и Тагуиг, поднялся с оружием в руках. Днем того же дня генерал-губернатор Испании Камило де Полавьеха объявил военное положение в Маниле и провинциях Кавите, Лагуна., Батангас, Булакан, Пампанга, Тарлак и Нуэва Эсиха. Началась филиппинская революция.

В Булакане Булаканское революционное движение было атаковано сильнейшими артиллерийскими силами, когда-либо находившимися в столице Булакана. Впоследствии это привело к битве при Сан-Рафаэле, где генерал Анаклето Энрикес и его люди были окружены и атакованы в церкви Сан-Рафаэль.

Битва при Какаронг-де-Сили

Филиппинский храм Инанг Панорама парка и святыни Фасад

Панди, Булакан сыграли важную историческую роль в битве за независимость Филиппин. Панди известен святилищем Реал-де-Какаронг-де-Сили - филиппинским святилищем Инанг, местом самой кровавой битвы в Булакане, в которой погибло более 3000 революционеров Катипунеро. Точно так же именно на этом месте была основана Республика Реаль-де-Какаронг-де-Сили 1896 года, одна из первых филиппинских революционных республик.

Это было в Какаронг-де-Сили, где около 6000 катипунеро из разных городов Булакана во главе с бригадным генералом Эусебио Роке, более известным как «Маэстронг Себио» или «Димабунго» (см. список филиппинских генералов в Филиппинская революция и филиппино-американская война ) - что «Республика Какаронг» была организована вскоре после крика Пугада Лавина, именуемого «криком Балинтавака».

Республика Какаронг

История и исследователи, а также записи Национальной исторической комиссии говорят, что «Республика Какаронг» была первым и действительно организованным революционным правительством, созданным в стране, чтобы свергнуть испанцев, предшествовавшие событиям знаменитой Республики Малолос и Республики Биак-на-Бато. В знак признания этого, эти три «республики», основанные в Булакане, были включены в печать провинции Булакан.

Согласно доступным записям, включая биографию генерала Грегорио дель Пилар под названием «Жизнь и смерть мальчика-генерала», написанную Теодоро Калау, бывшим директором Национальная библиотека Филиппин, в «Какаронг-де-Сили» был построен форт, напоминавший миниатюрный город. У него были улицы, независимая полиция, музыкальный ансамбль, фабрика сокольников, боло и мастерские по ремонту винтовок и патронов. «Республика Какаронг» имела полный наборофициальных лиц, в том числе Кануто Вильянуэва в качестве верховного вождя и «Маэстронг Себио» - Эусебио Роке в качестве бригадного генерала армии. Форт был атакован и полностью разрушен 1 января 1897 года большим испанским отрядом во главе с комендантом Олагер-Фелиу. Дель Пилар в то время был всего лишь лейтенантом, и Битва при Какаронг-де-Сили была его «боевым крещением». Здесь он был впервые ранен и сбежал в соседний барангай «Манатал».

Ложа Какаронг № 168 «Легионеров дель Трабахо», названная в память о 1200 катипунеро, погибших в битве, установила памятник под названием Филиппинский храм Инанг - (Святилище Филипп Материин) в 1924 году в баррио Какаронг в Панди, Булакан.

Фактическое место битвы при Какаронг-де-Сили теперь является частью барангая Реаль-де-Какаронг. Не менее, чем один из величайших генералов в истории Филиппин, генерал Эмилио Агинальдо, который стал первым президентом Филиппин, посетил это священное место в конце 1950-х годов.

Испанский ответ

Еще до открытия Катипунана Ризал подал заявку на должность врача в испанской армии на Кубе в попытке убедить испанские власти в своей лояльности Испании. Его заявление было принято, и он прибыл в Манилу, чтобы установить на корабль, направляющийся в Испанию в августе 1896 года, незадолго до того, как тайное общество было разоблачено. Но пока Ризал находился на пути в Испанию, Катипунан был разоблачен, и телеграмма настигла пароход в Порт-Саид, отозвав его на Филиппины, чтобы предъявить обвинения в том, что он был вдохновителем восстания. Позднее он был расстрелян 30 декабря 1896 года на поле Багумбаян (ныне Лунета ).

В то время как военный судил Ризала за измену, заключенные, взятые в битве при Пинаглабанане, - Санчо Валенсуэла, Рамон Перальта, Модесто Сармиенто и Эухенио Сильвестре - были казнены 6 сентября 1896 года в Багумбаяне.

Шесть дней спустя они также казнили Тринадцать мучеников Кавите в форте Сан-Фелипе Форте в Кавите.

Испанские колониальные власти также настаивали на судебном преследовании тех, кто был арестован после рейда на печатный станок в Маниле, где они представлены доказательства, обвиняющие не только простых людей, но и лидеров богатого филиппинского общества.

Мученики Бикола были расстреляны 4 января 1897 года в Багумбаяне. Это были Мануэль Абелла, Доминго Абелла, священники Иносенсио Эррера, Габриэль Прието и Северино Диас, Камио Якоб, Томас Прието, Флоренсио Лерма, Макарио Валентин, Корнелио Меркадо и Мариано Мельгарехо.

Они арестовали и изъяли собственность известных бизнесменов Франсиско Роксаса, Телесфоро Чуйдиана и Хасинто Лимьяпа. В протоколе не было никаких доказательств против Рохаса, за исключением того, что он участвовал в финансировании Пропагандистского движения. Даже Мариано Понсе, другой лидер Пропагандистского движения, сказал, что арест Рохаса был "роковой ошибкой". Тем не менее Рохас был признан виновным в государственной измене и 11 января 1897 года расстрелян в Багумбаяне.

Роксас был казнен вместе с Нумериано Адриано, Хосе Дисоном, Доминго Франко, Моисесом Сальвадором, Луисом Энсизо Вильяреалем, Браулио Ривера, Антонио Саласаром, Рамоном П. Падилья, Фаустино Вильяруэлем и Фаустино Маньялаком. Вместе с группой были казнены лейтенант Бенедикто Ниджага и капрал Геронимо Кристобаль, оба из испанской армии.

6 февраля 1897 года Аполлонио де ла Крус, Роман Баса, Теодоро Плата, Висенте Молина, Эрменегильдо де лос Рейес, Хосе Тринидад, Педро Никодемус, Фелано дель Росарио, Гервасио Самсон и Доротео Дингес также были казнены в Багиси.

Но казни, в особенностях казни Ризала, только подлили масла в огонь восстания, когда Катипунеро выкрикивали боевые кличи: «Мабухай анг Катагалуган!» («Да здравствует тагальский народ!» - Катагалуган (тагалогский народ) - это катипунский термин для обозначения Филиппин) и «Мабухай доктор си Хосе Ризал!» («Да здравствует доктор Хосе Ризал!»). Для Катипунеро Ризал был почетным президентом Катипунана.

Раскол, передача власти и роспуск

Магдало Магдиванг Между двумя ведущими фракциями катипунанов в Кавите возникло соперничество: Магдиванг (справа) во главе с Мариано Альваресом и Магдало (слева), возглавляемый Бальдомеро Агинальдо

В ходе революции против Испании произошел раскол между фракцией Магдиванга (во главе с генералом Мариано Альваресом ) и фракция Магдало (возглавляемая генералом Бальдомеро Агуинальдо, двоюродным братом генерала Эмилио Агинальдо ), оба расположены в Кавите.

на съезде в Техеросе Кавите, революционеры собрались, чтобы сформировать революционное правительство. Там 22 марта 1897 года было решено распустить Катипунан и создать республику. Бонифачо проиграл свою заявку на пост президента революционного правительства Эмилио Агинальдо, который находился в Пасонг-Сантоле, сражаясь с испанскими войсками, и вместо этого был избран министром внутренних дел. Когда члены фракции Магдало попытались дискредитировать его как необразованного и непригодного для этой должности, Бонифачо объявил результаты съезда недействительными, выступая от имени Супремо Катипунана. Несмотря на это, Агинальдо принял присягу на посту президента на следующий день в Санта-Крус-де-Малабон (ныне Танза) в Кавите, как и остальные офицеры, за исключением Бонифачо. Андрес Бонифачо и его брат Прокопио были позже арестованы из-за предполагаемых инцидентов в Инданге, и по приказу Военного совета и с одобрения генерала Агинальдо они оба были казнены в мае. 10 августа 1897 года на горе Бунтис в Марагондоне, Кавите. Он и его брат были похоронены в безымянной могиле.

Катипунская революция привела к созданию первой Филиппинской республики. Филиппинская Республика, более известная как Первая Филиппинская Республика или Республика Малолос, была недолговечным революционным правительством на Филиппинах. Он был официально учрежден с провозглашением Конституции Малолоса 23 января 1899 г. в Малолос, Булакан и просуществовал до захвата Эмилио. Агинальдо американскими войсками 23 марта 1901 года в Паланане, Исабела, что фактически распустило Первую республику. Соединенные Штаты в конечном итоге разрушили Первую Филиппинскую республику в филиппино-американской войне. После этого американцы истребили все остатки Катипунана.

См. Также

Ссылки

Примечания и цитаты

Опубликованные работы

  • Агонсилло, Теодоро К. (1990) [1960]. История филиппинского народа (8-е изд.). Кесон-Сити: издательство Garotech. ISBN 978-971-8711-06-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Агонсилло, Теодоро К. (1956). «Восстание масс: история Бонифачо и Катипунана». Кесон-Сити: University of the Philippines Press. Для цитирования журнала требуется | journal =()
  • Артигас-и-Куэрва, Мануэль (1911). "Андрес Бонифачо и эль-Катипунан". La Vanguardia. Манила.
  • Борромео-Бюлер, Соледад Масангкай (1998). Крик Балинтавака: a выдуманный спор. Ateneo de Manila University Press. ISBN 978-971-550-278-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Круз, Херменегильдо (16 ноября 1922 г.) Тамико И. Камачо, Джером Эспиноса Баладад и PG Распределенные корректоры (ред.) Картилянг Макабаян: Mga Tanong в Sagot Ukol Kay Andrés Bonifacio at sa KKK. электронная книга репродукция из Project Gutenberg. (На тагальском языке) (Интернет, Project Gutenberg изд.). Манила: Guillermo Masangkay, Alvarado St., Brgy. 535, Манила.
  • Дива, Ладислао (24 декабря 1926 г.). "Андрес Бонифачо и эль Катипунан". La Opinión. Манила.
  • Фернандес, Леандро Х. (1926). Филиппинская Республика. Нью-Йорк : Издательство Колумбийского университета.
  • Фернандес, Леандро Х. (1930). «Автобиография Григория де Хесус». Филиппинский журнал. Манила.
  • Рейнальдо, Илето (1998). «Филиппинцы и их революция: событие, дискурс и историография». Ateneo de Manila University Press. Cite journal требует | journal =()
  • Герреро, Милагрос С. (1996). «Балинтавак: Призыв к общенациональной революции». Суляп Kultura (Манила: Национальная комиссия по культуре и искусству). Cite journal требует | journal =() CS1 maint: ref = harv (link )
  • Халили, Мария Кристина Н. (2004). История Филиппин. Манила: Книжный магазин Rex. ISBN 978-971-23-3934-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Иисус-Накпил, Грегория (1932). "Mga Tala ng Aking Buhay at mga Ulat ng Katipunan". Опубликовано Хосе П. Сантос. Cite journal требует | journal =()
  • Kalaw, Maximo M. Развитие филиппинской политики (1872–1920) (Манила: Oriental Commercial Co. Inc., 1926; перепечатано под ред.., Manila: Solar Publishing Corp., 1986)
  • (1925). «Филиппинская революция». Манила: Manila Book Store Company. Для цитирования журнала требуется | journal =()
  • National Historica l Институт. Филиппинцы в истории 5 томов. (Манила: Национальный исторический институт, 1989)
  • Рейес, Исабело де лос (1899). "La Sensacional memoria sobre la revolución filipina" (на испанском языке). Мадрид: Совет. горит де Дж. Корралес. Для цитирования журнала требуется | journal =()
  • Retana, Wenceslao E. (1897). "Archivo del biblio filipino". Мадрид. Для цитирования журнала требуется | journal =()
  • Retana, Wenceslao E. (1907). "Vida y Escritos del Dr. José Rizal". Cite journal требует | journal =() в Internet Archive
  • Retana, Wenceslao. Vida y Escritorios de Dr. Хосе Ризал. Мадрид: 1907.
  • Рикарте, Артемио (1926). «Испано-филиппинская революция». Иокогама. Для цитирования журнала требуется | journal =() Эта книга была издана самим Рикарте, включает его мемуары о филиппинской революции.
  • (1902). «Kataas-taasang Kagalang-galangang Katipunan Nang Manga Anac Nang Bayan». Манила. Архивировано из оригинала от 02.01.2009.
  • Сагмит, Розарио С.; Сагмит-Мендоса, Лурдес (2007). Филиппинский движущийся вперед 5 (изд. 2007). Рекс Книжный магазин, Inc. ISBN 978-971-23-4154-0..
  • Сантос, Эпифанио де лос (1918). "Андрес Бонифачо". Филиппинский обзор.
  • Сантос, Эпифанио-де-лос (1961). «Суд над Ризалом». Орасио де ла Коста, С.Дж. Кесон-Сити: Ateneo de Manila University Press. Cite journal требует | journal =()
  • Сантос, Хосе П. (1930). "Kung Sino si Jacinto ". Pagkakaisa.
  • Woods, Damon L. (2006) [2006]. Филиппины: справочник глобальных исследований. ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-675-6.
  • Зайде, Грегорио Ф. (1984). История и правительство Филиппин. Типография национального книжного магазина.
  • Зайде, Грегорио Ф. (1957). Филиппинские политические и история культуры: Филиппины со времен британского вторжения. II (пересмотренное издание 1957 г.). Манила: McCullough Printing Company.
  • Зайд, Грегорио (26 ноября 1932 г.). "Женщины Катипунана" ". Philippines Free Press. Манила.
  • Зайде, Грегорио Ф. (1973). Манила во время революционного периода. Манила: Национальная историческая комиссия." со ссылкой на письмо, отправленное ему Пио Валенсуэлой от 19 декабря, 1931.
  • Зайд, Грегорио (1939). "История Катипунана". Лоял Пресс. Манила.
  • Зайд, Грегорио Ф. (193 1). Документальная история открытия Катипунана. Манила.
  • Зайде, Грегорио (25 октября 1930 г.). «Взлет и падение Katipunan Press». Журнал Sunday Tribune. Манила.
  • "Катипунан". Католический исторический обзор. Вашингтон, округ Колумбия 4 . 1919.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 13:49:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте