Карута (か る た, с португальский carta ["карта"]) - японские игральные карты. Игральные карты были завезены в Японию португальскими торговцами в середине 16 века. Эти ранние колоды использовались для игр с трюками. Самая ранняя коренная карута была изобретена в городе Миике в провинции Тикуго примерно в конце 16 века. Мемориальный зал Миике Карута, расположенный в Омута, Фукуока, является единственным муниципальным музеем в Японии, специально посвященным истории каруты.
Стаи Карута делятся на две группы: потомки с португальских карточек и с e-awase. Э-авасэ первоначально произошло от кай-авасэ, в которое играли ракушками, но в начале 17 века преобразовали в формат карты. Основная идея любой игры e-awase karuta состоит в том, чтобы иметь возможность быстро определить, какая карта из набора карт требуется, а затем взять карту до того, как ее схватит противник. Дети в начальной и средней школе часто играют в нее во время урока в качестве образовательного упражнения. Китайские игральные карты масти на деньги и домино существовали в Японии по крайней мере с конца 18 века до начала 20 века. Их игры повлияли бы на тех, кто играл с пакетом Ханафуда.
Первой местной японской колодой была Tenshō karuta, названная в честь периода Tenshō (1573– 92 ). Это была колода из 48 карт с отсутствующими десятками, как португальские колоды того периода. В нем хранились четыре латинских масти кубков, монет, палиц и мечей вместе с тремя лицевыми картами женщина-лжец, рыцарь, и король. В 1633 году сёгунат Токугава запретил эти карты, вынудив японских производителей радикально изменить дизайн своих карт. В результате изоляционистской политики Японии Сакоку карута будет развиваться отдельно от остального мира. Чтобы скрыть запрет на португальские карты, производители превратили их в очень абстрактные узоры, известные как мекури карута. К середине 20 века все мекури карута были преданы забвению, за исключением Komatsufuda (яп. 小 松札), в которой играют в Каккури, игру, похожую на Poch, найденную в Яфуне, Префектура Фукуи.
Колода Унсун карута (яп. う ん す ん カ ル タ) разработана в конце 17 века. В нем пять мастей по 15 разрядов в каждой, всего 75 карт. Шесть разрядов были лицевыми картами. В португальской колоде раньше были драконы на их тузах ; Unsun karuta сделал тузов и драконов отдельными картами. Порядок дворовых карт меняется в зависимости от того, козырная это масть или нет, как в Омбре. В новом костюме Гуру использовались круговые водовороты (мицудомоэ ) как пипсы. Унсун Карута до сих пор используется в Хитоёси, Кумамото, чтобы играть в хатинин-мери, игру, происходящую от Гуритипау, родственника Омбре. В этой игре сохранены некоторые очень архаичные особенности, такие как перевернутое ранжирование карточек в трех мастях. Перевернутое ранжирование - это особенность, обнаруженная в Мадиао, Ханху, Том, Ганджифа, Таро, Омбре, и Мо и, как полагают, возник в самых ранних карточных играх.
Кабуфуда (яп. 株 札) - еще одно производное от мекури карута, но все костюмы были сделаны одинаковыми. Он используется для азартных игр, таких как Oicho-Kabu. Они входят в колоды по 40 карт с рисунками, представляющими числа от 1 до 10. На каждое число по четыре карты, и 10 (валет) - единственная лицевая карта.
В азартную игру Техонбики можно играть с набором Харифуда (張 札) или Хикифуда (引 札). Харифуда содержит семь копий карт, пронумерованных стилизованными китайскими цифрами от одного до шести, всего 42 карты. 48-карточная Хикифуда или Мамефуда (豆 札) имеет восемь копий карт с от одной до шести монет, подобных монетам из набора мекури карута. В Техонбики игрок пытается угадать, какое число от 1 до 6 выбрал дилер. В некоторые наборы могут входить индикаторные карточки для повышения или хеджирования ставок.
Ханафуда (яп. 花 札, букв. Цветочные карты, также называемые ханакарута) - это колоды из 48 карт с цветочным орнаментом начала XIX века. Колода ханафуда делится не на 4 масти по 12 карт в каждой, а на 12 мастей (месяцев) по 4 карты в каждой. Игры ханафуда - это в основном рыболовные игры.
Ута-гарута (歌 ガ ル タ, букв. «Поэзия карута») - карточная игра, в которой 100 вака стихов написаны на двух наборах по 100 карточек: один набор - йомифуда (読 札, букв. «чтение карточек»), в которых есть полное стихотворение, взятое из Огура Хякунин Ишшу, а второе - торифуда (取 り 札, букв. «захват карт»), каждая из которых соответствует йомифуда и иметь только последние несколько строк соответствующего стихотворения. Читателем выбирается один человек. Пока читатель читает йомифуду, игроки спешат найти связанную с ней торифуду раньше, чем кто-либо другой. В эту игру традиционно играют в Новый год с 1904 года. Соревновательная карута имеет соревнования на разных уровнях, включая национальный чемпионат Японии, который проводится каждый январь в святилище Оми (Синтоистский храм ) в Оцу, Сига с 1955 года.
Существует несколько несовпадающих игр, в которых используется только йомифуда. Боузу Мекури (坊 主 め く り) - простая азартная игра, восходящая к периоду Мэйдзи. Иро Каммури (Color Crowns) - это партнерская игра для 4 игроков, связанная с Goita. В обеих играх стихи не имеют значения, и единственные части карт, которые имеют значение, - это внешний вид поэтов, такой как их одежда, пол или социальный статус.
Ита-карута (яп. 板 か る た) - это вариант, найденный на Хоккайдо. Торифуда сделаны из дерева, а йомифуда остались прежними или в них отсутствуют иллюстрации поэтов. Они используются для участия в соревновательной партнерской игре под названием шимо-но ку карута, в которой читается последняя половина стихотворения.
Ироха Карута (яп. : い ろ は か る た) - это более простая для понимания игра для детей, похожая на Ута-гарута, но с 96 карточками. Вместо стихов карты представляют собой 47 слогов слогового словаря хирагана и добавляют kyō (京, «заглавная буква») для 48-го (так как слог -n never никогда не может начинать ни одного слова). слово или фраза). Он использует старый ироха порядок слогов, который включает два устаревших слога, wi (ゐ) и we (ゑ). Типичная торифуда имеет рисунок с кана в одном углу карты. Соответствующая ему йомифуда содержит пословицу, связанную с картинкой, в которой первым слогом является кана, отображаемая на торифуде. Существует 3 стандартных варианта Ироха Карута: Камигата, Эдо и Овари. Каждый вариант имеет свой набор пословиц, основанный на местном диалекте и культуре. Версия Камигата или Киото является самой старой, но версия Эдо является самой распространенной и встречается по всей Японии. Вариант Овари существовал только во второй половине XIX века, прежде чем был вытеснен версией Эдо.
Обакэ карута - устаревшая вариация Ироха Карута, уникальная для Токио. Карты были созданы в период Эдо и оставались популярными в течение 1910-х или 1920-х годов. На каждой карте в колоде есть слог хирагана и существо из японской мифологии ; на самом деле обаке карута означает карты призраков или карты монстров. Успех требует знания японской мифологии и фольклора, поскольку игроки пытаются собрать карты, которые соответствуют подсказкам, прочитанным судьей. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карт к концу игры.
Обакэ карута - ранний пример общего японского увлечения классификацией монстров и созданием новых. Игра - одна из первых попыток японских компаний классифицировать легендарных существ, маркировать их, давать им определения и впоследствии продавать их. Таким образом, он является предшественником фильмов Годзилла 1950-х годов и позже. Более того, обакэ карута напоминает Yu-Gi-Oh! или коллекционную карточную игру покемонов, которая также включает в себя коллекционирование карт, которые представляют собой сказочных существ. На самом деле, многие покемоны были созданы специально по мотивам существ из японской мифологии.
На Викискладе есть материалы, связанные с Карута. |