Карл Теодор Фердинанд Грюн (немецкий: ; 30 сентября 1817 - 18 февраля 1887), также известный под псевдонимом Эрнст фон дер Хайде, был немецким журналистом, философом, политическим теоретиком и социалистом политиком.. Он играл видную роль в радикальных политических движениях, приведших к революции 1848, и участвовал в революции. Он был сподвижником Генриха Гейне, Людвига Фейербаха, Пьера-Жозефа Прудона, Карла Маркса, Михаила Бакунина и другие радикальные политические деятели той эпохи.
Хотя сегодня он менее известен, Грюн был важной фигурой в немецкой Vormärz, молодой гегельянской философии и демократической и социалистические движения в Германии XIX века. Будучи объектом критики Маркса, Грюн сыграл роль в развитии раннего марксизма. Своим философским влиянием на Прудона он оказал определенное влияние на развитие французской социалистической теории.
Карл Теодор Фердинанд Грюн родился в Люденшайд, вестфальском городке, который тогда находился под контролем Пруссии. Его отец был школьным учителем. Его младший брат, Альберт Грюн [de ], был поэтом, который позже получил известность благодаря своей роли в революции 1848–1849 годов. Во время учебы в средней школе Вецлара Грюн стал участвовать в радикальной политической деятельности, помогая производить и распространять незаконные демократические брошюры. С 1835 по 1838 год он изучал филологию и теологию в Боннском университете и филологию и философию в Берлинском университете, где получил докторскую степень. Одним из сокурсников Грюна был Карл Маркс. Грюн и Маркс часто посещали радикальные философские круги младогегельянцев и находились под сильным влиянием «гуманистического материализма» Людвига Фейербаха. Соперничество Маркса с Грюном впоследствии привело к личному разрыву между ними. Грюн также находился под сильным влиянием современных французских социалистических теорий, сочетая их с младогегельянской и фейербаховской философией и демократической политикой. Он был связан с группой «Истинных социалистов» вокруг Моисея Гесса, молодого гегелевского философа и предшественника рабочего сионизма. (Карл Маркс и Фридрих Энгельс резко критиковали «Истинных социалистов» как утопических криптоидеалистов.) Грюн был также знаком с некоторыми деятелями периода Вормарца - периода радикального политического брожения, приведшего к неудачному Маршу. Революция 1848 года - такие как Арнольд Руге, Бруно Бауэр, Генрих Гейне, Георг Гервег и другие.
Грюн утверждал, что люди - материальные существа, которые по своей природе социальны и нуждаются в сообществе других, чтобы выжить. От Фейербаха он заимствовал тезис о том, что идея Бога - это просто отчужденное представление человеческой социальности или «видового существа», отражающее отчуждающий и несправедливый характер реальных человеческих социальных условий. В отличие от Фейербаха, социализм которого был в основном пассивным, Грюн призывал к «философии действия», потому что духовное отчуждение человечества в религии можно преодолеть только в том случае, если политико-экономическое отчуждение людей друг от друга в обществе преодолевается посредством революционное действие. Как и многие младогегельянцы, Грюн видел параллельное и взаимодополняющее развитие социалистической теории во Франции и революцию критической философии в Германии. Грюн вслед за Гессом и «Истинными социалистами» утверждал, что борьба за человеческое освобождение не может быть успешной, если критическая философия не станет социалистической, а социализм не будет проникнут философской критикой. (Маркс отверг эту точку зрения, поскольку отдает чрезмерный приоритет идеологии над материальной структурой.)
Грюн вернулся в Германию в 1842 году. Его радикальная журналистика, отстаивающая демократию и исповедующая республиканские и социалистические симпатии, и его известная связь с радикальными политические круги, сделали академическую карьеру невозможной. Марбургский университет даже отказался принять Грюна в аспирантуру, а прусские власти включили его в список «политических преступников». Он был изгнан из нескольких немецких земель и в течение следующих нескольких лет жил в нескольких городах (наиболее активно в Кельне), поддерживая себя журналистикой, читая лекции на литературные темы и работая школьным учителем. В демократических кругах он пользовался определенной знаменитостью. Он был автором и редактором ряда радикальных публикаций, включая газету Der Sprecher («Спикер») и ежемесячный журнал Bielefelder Monatsschrift. Многие из этих публикаций в конечном итоге были объявлены властями вне закона. В 1843 году Грюн (вместе с Марксом, Гессом и другими) участвовал в споре по поводу эссе Бруно Бауэра «Еврейский вопрос», который выступал против гражданских прав евреев. Грюн отверг позицию Бауэра.
В 1844 году без денег, под давлением цензуры и опасаясь ареста, Грюн снова отправился в изгнание. Сначала он переехал в Брюссель, где общался с радикальным поэтом Фердинандом Фрейлигратом и снова пересекся с Марксом. Изгнанный бельгийским правительством вместе с Марксом и другими немецкими беженцами, он поселился в Париже. Там Грюн подружился с философом-анархистом Пьером-Жозефом Прудоном, чьи труды оказали на него большое влияние и чьи идеи он помог популяризировать среди немецких радикалов. В свою очередь, Грюн сыграл важную роль в знакомстве Прудона с гегельянской, младогегельянской и фейербаховской философией. Другим знакомым был русский изгнанник Михаил Бакунин, который был вовлечен в младогегелевские круги в России и Германии в 1830-40-х годах, а также жил в Париже. В 1845 году Грюн опубликовал заслуживающую внимания раннюю историю социализма во франкоязычном мире, Die sozialen Bewegungen in Frankreich und Belgien. Ссылка Грюна была отмечена большими финансовыми трудностями. Помимо журналистики, он некоторое время работал печатником.
В феврале 1848 года Грюн с энтузиазмом приветствовал французскую революцию против короля Луи-Филиппа и установление Второй республики. Через месяц революция распространилась на несколько немецких земель, и Грюн вернулся в Германию. Он поселился в Трире, стал ведущим членом местного «Демократического клуба» и возобновил свою политическую журналистику. В 1849 году он победил на дополнительных выборах в Виттлихе и был депутатом от крайне левых в Прусском национальном собрании. Когда революция начала терять обороты, прусское правительство решило распустить Собрание. Грюн помог организовать и выступил на большом митинге протеста, который привел к местному восстанию и попытке штурма арсенала в Прюме. Хотя он не участвовал в штурме арсенала, Грюн был обвинен в «интеллектуальной ответственности» за восстание и заключен в тюрьму. После освобождения он снова отправился в ссылку. Он вернулся в Брюссель, потому что он резко выступал против режима Луи Бонапарта (Наполеона III), чьи тонко завуалированные амбиции кесарева сечения были подтверждены государственным переворотом в декабре 1852 года. Грюн жил в Брюсселе с 1850 по 1861 год. работал главным образом частным репетитором и писал полемику против Наполеона III. В 1859 году он читал лекции в Брюссельском университете.
В 1861 году амнистия позволила Грюну вернуться на прусскую территорию. В течение следующих нескольких месяцев он много путешествовал, читал лекции и присутствовал на открытии Национального собрания нового единого итальянского государства в 1861 году. В 1862 году он поселился во Франкфурте, где преподавал историю литературы в Политехническом институте.. Он также писал для Neue Frankfurter Zeitung. В 1865 году он переехал в Гейдельберг. Грюн оставался политически активным, вступая в демократическую «Народную партию» (один из предшественников Германской социал-демократической партии) и выступая против прусских амбиций по установлению гегемонии в Германии. Во время австро-прусской войны 1866 года он занял антипрусскую позицию не из сочувствия к имперским притязаниям Габсбургов, а из-за враждебности амбициям Гогенцоллернов. В 1867 году он посетил международный конгресс Лиги мира и свободы в Женеве вместе с такими знаменитостями, как Джон Стюарт Милль, Бакунин и Джузеппе Гарибальди. Пруссия выиграла войну с Австрией, и в 1868 году Грюн переехал в Вену, где оставался до конца своей жизни. Там он редактировал журнал «Демократическая переписка» и читал лекции по литературе, искусству и философии. Его публикации в эти годы включали издание переписки и посмертных писаний его наставника Людвига Фейербаха, двухтомную философскую биографию Фейербаха, целую книгу критического анализа Ф.А. Известный трактат Ланге по материалистической философии и ряд других работ по философии, искусству, литературе и истории. В 1871 году Грюн приветствовал восстание Парижской коммуны. В 1870-е гг. Он поддерживал создание рабочих учебных кружков, которые стали одним из истоков австрийской социалистической партии (основанной после смерти Грюна). Грюн умер в Вене в 1887 году.
Младший брат Карла Грюна Альберт Грюн также играл важную роль в демократических и социалистических кругах 1830-х и 1840-х годов.
Альберт Грюн родился в Люденшайде 31 мая 1822 года. Он стал политически активным в 1836 году, в возрасте 14 лет. Под влиянием своего брата Карла Альберт Грюн стал вовлечен в нелегальные демократические круги. был связан с младогегельянцами и впитал философию Фейербаха и доктрины французских социалистов, Фурье, Прудон и др. Он внес вклад в несколько радикальных публикаций и в 1846 году был осужден за оскорбление величия. Он сбежал в Брюссель, где читал лекции по современной драме.
Во время революции 1848 года вернулся в Германию. В Берлине он организовал один из первых немецких профсоюзов, «Ассоциацию машиностроителей». В 1849 году Альберт Грюн участвовал в революционном Временном правительстве Саксонии и в вооруженных восстаниях в Пфальце и Бадене. Он был приговорен к смертной казни за роль в баденсийской революции, но бежал в столицу Эльзаса Страсбург, Франция. Там он читал лекции по литературе и работал школьным учителем. Хотя Грюн получил амнистию в 1860-х годах, он остался в Страсбурге. В 1871 г. в результате франко-прусской войны Германия аннексировала Эльзас, но Грюн не подвергался нападкам.
Грюн продолжал работать учителем и наставником в различных должностях. Он был членом Всеобщей ассоциации немецкого языка и работал над примирением французского и немецкого народов. Он также поддерживал немецкую социал-демократическую партию. Альберт Грюн опубликовал множество книг на исторические, политические и литературные темы. Он умер в Страсбурге 22 апреля 1904 года.
Основные работы Карла Грюна до сих пор не переведены на английский язык, хотя некоторые из его статей включены в различные антологии младогегельянских сочинений. Среди его публикаций на немецком языке:
Подборка его сочинений на немецком языке с философским вступлением опубликована Мануэлой Кёппе:
Произведения Альберта Грюна, как правило, также недоступны на английском языке. Среди его работ на немецком языке: