Карл Таусиг

редактировать
Карл Таусиг

Карл Таусиг (иногда «Карл»; урожденный "Кароль"; 4 ноября 1841 - 17 июля 1871) был польским пианистом-виртуозом, аранжировщиком и композитором. Его обычно считают самым уважаемым учеником Ференца Листа и одним из величайших пианистов всех времен.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Пианизм
  • 3 Репертуар
  • 4 Произведения
  • 5 Записи
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Life

Таусиг родился в Варшаве у евреев родителей и получил первые уроки игры на фортепиано у своего отца, пианиста и композитора Алоиса Таусига, ученика Сигизмонд Тальберг. Его отец познакомил его с Ференцем Листом в Веймаре в возрасте 14 лет. Он быстро стал любимым учеником Листа, путешествуя с ним в концертных турах и изучая контрапункт, композиции и оркестровки в дополнение к его урокам игры на фортепиано. В 16 лет он встретил Рихарда Вагнера, с которым стал преданным последователем и другом. Он также стал большим поклонником и другом Иоганнеса Брамса. Таузиг сделал фортепианные аранжировки многих опер Вагнера. Он также познакомил Вагнера со своим другом Питером Корнелиусом, еще одним приверженцем Вагнера.

В 1858 году Таузиг дебютировал в Берлине на концерте под управлением Ганса фон Бюлова. В то время как одни критики восхищались его техникой игры на клавиатуре, другие сочли его игру шумной и властной. Даже те, кто более уступчиво относились к «листианским эксцентричностям» Таузига, чувствовали, что он будет играть лучше, когда повзрослеет. Таузиг путешествовал по различным городам Германии в 1859–1860 гг., Сделав Дрезден своей базой. Он переехал в Вену в 1862 г.; там он давал концерты современной оркестровой музыки, в том числе некоторые из его собственных симфонических стихов. Эти концерты были лишь частично успешными в художественном отношении и неудачными в финансовом отношении. После того, как он несколько лет оставался вне поля зрения публики, в течение которых он женился на пианистке Серафине фон Фрабели (1841–1931), он снова начал гастролировать и теперь считался пианистом широкого и достойного стиля.

Могила Таузига в Берлин

Таузиг поселился в Германии и в 1865 году открыл фортепианную школу в Берлине, которая, однако, вскоре закрылась. Он гастролировал по Европе, но напряжение от путешествий ослабило его здоровье. Он умер в Лейпциге от брюшного тифа в возрасте 29 лет. Его могила сохранилась в Протестанте Фридхоф III дер Иерусалимский унд Нойен Кирхенгемейнде (кладбище № III. конгрегаций Иерусалимской церкви и Новой церкви ) в Берлин-Кройцберг, к югу от Халлешес Тор.

Пианизм

Некоторые критики считали Таузига величайшим учеником Листа, говоря пианистически, и способным довести чистую виртуозность до высот, предложенных Листом. Антон Рубинштейн назвал его «непогрешимым». Чем Таусиг отличался от своего учителя, так это отсутствием ярких жестов во время игры. Таусиг неподвижно сидел за пианино и ненавидел то, что он называл Spektakel. Пока его пальцы творили чудеса с клавиатурой без каких-либо цифровых ошибок, единственным признаком напряжения Таузига было небольшое сжатие одного уголка его рта.

До его безвременной смерти некоторые критики предполагают, что Таузиг мог не имел себе равных в пианистике, сочетая силу Листа и его цветовую гамму с интеллектуальностью своего однокурсника Ганса фон Бюлова. Другой ученик Листа, Эжен д'Альбер, очень выгодно сравнивал Таузига со своим учителем. Он сказал, что, хотя музыкальные концепции Листа были более грандиозными, Таузиг обладал лучшей и более точной техникой в ​​сочетании с большим количеством поэзии.

Репертуар

Репертуар Таузига был обширен; он умел играть по памяти произведений от Скарлатти до Листа. Он был особенно известен своими интерпретациями Шопена, Вебера и Бетховена, как для пианистической отделки, так и для интенсивности эмоций.

Работы

Карл Таузиг как композитор не очень много работал. Помимо полностью оригинальных произведений, он аранжировал фортепианную музыку ряда композиторов и написал ряд педагогических произведений (сочинений для обучения и практики).

В следующем списке показаны неопубликованные работы. Некоторые другие работы также не опубликованы или утеряны и не перечислены. Помимо перечисленных здесь транскрипций восьми симфонических стихотворений Листа, Таузиг также аранжировал еще три, но рукописи недостаточно сохранились, чтобы их можно было найти. См. Статью Денниса Хеннига в журнале Общества Листа (Великобритания), том 17 (1992), стр.65. Некоторые работы Таузиг оставил незавершенными; где возможно, приводится подробная информация о состоянии рукописи.

Все перечисленные произведения предназначены для фортепиано соло, если не указано иное.

[Этот список неполный и может содержать неточности; пожалуйста, помогите завершить его.]

Оригинальные сочинения:

  • Экспромт, фа минор, соч. 1 [соч. 1а] (к 1855 г.)
  • Deux Études de Concert (Два концертных этюда), Op.1 [Op. 1c] (опубликовано в 1871 г.):
No. 1: Presto appassionato фа-диез мажор
No. 2: Модерато ля-бемоль мажор
  • Das Geisterschiff (Корабль-призрак), «Баллада для оркестра» [утерян]
  • Das Geisterschiff, Баллада, транскрипция для фортепиано, ля минор / ре мажор, соч.. 1 [соч. 1b] (к 1860 г.)
  • Интродукция и тарантелла ля минор, соч. 2 [соч. 2a] (к 1855 г.)
  • L'Éspérance (Надежда), Вариант ноктюрн, ля-бемоль мажор, соч. 3 [соч. 3а] (к 1856 г.)
  • Серенада, соч. 4 [публикация потеряна?]
  • Ревери, ля мажор, соч. 5 [соч. 5a] (к 1856 г.)
  • Le Ruisseau (Ручей), Этюд, ля мажор, соч. 6 [соч. 6a] (c 1862 г.)
  • Ungarische Zigeunerweisen (Венгерские цыганские мелодии) си минор / мажор (к 1867 г.)
  • Концерт для фортепиано с оркестром [утерян]
  • Tägliche Studien für Pianoforte von Tausig-Ehrlich (Ежедневные упражнения Честного Таузига для фортепиано) (опубликовано в 1873 г.) (американское исправленное издание с дополнительными упражнениями «Х. Эрлиха», опубликовано в 1880 г.):
Vol. 1:
Упражнения с неподвижными руками. (# 1–26)
Упражнения руками в поступательном движении. Перевернув пальцы вверх и вниз. (# 27–51)
Том. 2:
Этюды в аккордах. (# 52–68)
Упражнения на растяжку. (# 69–76)
Прыжки в ширину. (# 77–84)
Двойные ноты. (# 85–100)
Третий звук во всех мажорных и минорных тональностях. Хроматические гаммы с двойными нотами. (# 101–102)
Шесть упражнений. [названные Прелюдиями в американском исправленном издании (с 4 дополнительными Прелюдиями "Х. Эрлиха")]:
No. 103: Модерато ми-бемоль минор
No. 104: Аллегро ми-бемоль мажор
No. 105: Allegro moderato до минор
No. 106: Аллегро ля мажор
No. 107: Анданте фа-диез мажор
No. 108: Модерато ре-бемоль мажор
Октавное упражнение. (# 109)

Парафразы, фантазии, разработки:

  • Gnomenchor und Sylphentanz, aus Fausts Verdammung, (из «Проклятия Фауста») (Берлиоз )
  • Этюд Шопена (соч. 25 № 2), транскрипция в двойных нотах [утеряна]
  • Выборка исследований из книги Клементи Gradus ad Parnassum
  • Réminiscences de Halka, de Святой Монюшко. Концертная фантазия, (Фантазия Halka. Опер фон Монюшко), соч. 2 [Op. 2b] (1860 г.)
  • Контрабандист (Контрабандист), из «Испанского лидершпиля» (соч. 74 № 10) (Шуман), «транскрибируется для концертного исполнения»
  • Nouvelles soirées de Vienne: Valses-Caprices d'après J. Strauss (Waltz-Caprices Nos. 1– 3 [Первая сюита]) (1862):
№ 1: Нахтфальтер (Вальсы бабочек, соч. 157)
№ 2: Man lebt nur einmal (You Live Only Однажды !, Вальсы, соч. 167)
№ 3: Вальсы «Избирательные вальсы», соч. 250
  • Венские вальсы: Вальсы-каприсы Ж. Штрауса (Вальсы-каприсы Nos. 4 и 5 [Вторая сюита, posth.]):
Нет. 4: Immer heiterer (Всегда веселые вальсы, соч. 235) и Венский хроник (вальсы из Венских хроник, соч. 268)
No. 5: (ля мажор)
  • Кайзер-Марш (WWV 104) (Вагнер )
  • Вагнер: Форшпиль (Прелюдия) до Мейстерзингер фон Нюрнберг, для фортепиано соло
  • Вагнер: Форшпиль (Прелюдия) к «Мейстерзингеру фон Нюрнберг», для фортепиано в четыре руки
  • Медитация из «Мейстерзингера фон Нюрнберг» (Вагнер)
  • Богатый. Вагнер: 'Тристан унд Изольда ', Драй Парафразен (3 парафраза на тему оперы Вагнера) (c1865):
№ 1: Liebesscene - Verklärung (Любовная сцена и трансфигурация)
№ 2: Brangänens Gesang - Matrosenlied ( «Песня Брангэна» и «Моряки»)
№ 3: Мелодия Гиртена (Мелодия пастухов)
  • Две «Свободные транскрипции» из Die Walküre (Вагнер):
Siegmunds Liebesgesang (Любовная песня Зигмунда)
Der Ritt der Walküren (Поездка валькирий)
  • Der Ritt der Walküren фон Рихард Вагнер, для фортепиано в четыре руки
  • Вебер : Aufforderung zum Tanz, Mit Arabesken für den Concertvortrag (Приглашение на танец) "с арабесками для концертной перфорации. rmance ", концертная обработка для фортепиано

Транскрипции, адаптации, партитуры:

  • Бах : Toccata und Fuge ре минор (BWV 565), транскрипция для фортепиано (" концертная аранжировка ")
  • Бах: 6 хоровых прелюдий:
No. 1: Wir glauben all 'an einen Gott, Schöpfer (BWV 680)
No. 2: Das alte Jahr vergangen ist (BWV 614)
No. 3: O Mensch, bewein 'dein' Sünde Gross (BWV 622)
No. 4: O Lamm Gottes, unchuldig (BWV 656)
No. 5: Vater unser im Himmelreich (BWV 737)
No. 6: Meine Seele erhebt den Herren (BWV 648)
  • Бах: Praeludium, Fuge und Allegro ми-бемоль мажор (BWV 998)
  • Бетховен : Sechs Sätze aus Streichquartetten (6 пьес из струнных квартетов), переложения для фортепиано:
No. 1: Адажио (соч. 59 № 1, 3-й квартал)
№ 2: Скерцо (соч. 59 No. 2, 3-й квартал)
No. 3: Анданте (соч. 59 № 3, 2-й квартал)
№ 4: Каватина (соч. 130, 5-й квартал)
No. 5: Presto (соч. 131, 5-й квартал)
No. 6: Скерцо (соч. 135, 2-й квартал)
  • Шопен : Концерт для фортепиано № 1 ми минор (соч. 11), транскрипция для фортепиано соло
  • Лист : Симфония Фауста (Гретхен неполная, остаток в основном завершен; не опубликовано)
  • Лист: Симфония Данте (не опубликовано)
  • Лист: Ce qu'on entend sur la montagne (неопубликовано)
  • Лист: Тассо (по существу завершено, только последние 4 такта не закончены; неопубликовано [ms в Библиотеке Конгресса])
  • Лист: Les préludes (Опубликовано Editio Musica Budapest)
  • Лист: Орфей (без фразировки, динамики или темпа; не опубликовано)
  • Лист: Festklänge (незаконченный)
  • Liszt: Heroïde funèbre (без обозначений фразировки, динамики или темпа; не опубликовано)
  • Liszt: Hungaria (последние 13 тактов не завершены; не опубликовано)
  • Лист: Хамлет ( не опубликовано)
  • Лист: Die Ideale (последние 25 тактов не завершены; не опубликовано)
  • Скарлатти : Пять сонат, "концертные обработки" для фортепиано из Оригинальные пьесы для клавесина:
No. 1: Пастораль (ми минор К. 9)
No. 2: Каприччио (ми мажор К. 20)
No. 3: (соль минор К. 12)
No. 4: (соль минор К. 426)
No. 5: (фа минор, К. 519)
  • Скарлатти: Соната для клавишных до мажор (К. 487)
  • Шуберт : Militär-Marsch (Военный марш) № 1 в D (соч. 51 № 1), транскрипция для фортепиано соло («концертная обработка»)
  • Шуберт: Полонез (соч. 75 № 3), транскрипция для фортепиано соло
  • Шуберт: Andantino und Variationen (Andantino and Variations) Rondo, über französische Motive (Рондо, на французскую тему) (соч. 84 №1–2), транскрипции для сольного фортепиано («концертная обработка»)

Записи

Концертные этюды для фортепиано, соч. 1 - модерато Исполняет Сетрак Сетракян. Предоставлено Musopen

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Майкл Понти был первым, кто в 1970-х годах записал полностью альбом Tausig на лейбле Candide LP. Артур Чимирро записал альбом, содержащий некоторые из оригинальных композиций Таузига, для лейбла Acte Préalable CD. Деннис Хенниг выпустил три полностью таузигских альбома для лейбла Etcetera: все пять вальс-каприсов и три транскрипции Шуберта, альбом транскрипций Вагнера Таузига, включая четырехручную версию Ride of the Valkyres, и четыре транскрипции Таузига. симфонических стихов Листа.

Исторически сложилось так, что аранжировка Таузига из вальса Штрауса «Живешь только раз»! записали Сергей Рахманинов и Игнаций Ян Падеревский. Рахманинов также сделал записи транскрипции Таузига Der Kontrabandiste Шумана и Пасторали Таузига ми минор, адаптированной из клавесиновой сонаты Скарлатти, L. 413, последняя также была популярна у некоторых других пианистов той эпохи. Баховская токката и фуга ре минор, а также «Военная марка Шуберта / Tausig Marche Militaire» также были довольно популярны в записях, причем последняя была записана, в частности, Эгоном Петри.

Примечания

Ссылки

  • Даннройтер, Эдвард, изд. Стэнли Сэди, "Таузиг, Карл [Кароль]", Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, 29 томов. (Лондон: Macmillan, 2001). ISBN 1-56159-239-0.
  • Шенберг, Гарольд К., Великие пианисты (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1987, 1963). ISBN 0-671-64200-6.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 12:43:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте