Карл Роберт Эдуард фон Хартманн

редактировать

Эдуард фон Хартманн
Карл Роберт Эдуард фон Хартманн (Фотографический портрет).jpg фон Хартманн в 1885 году
РодилсяКарл Роберт Эдуард Хартманн. (1842-02-23) 23 февраля 1842 г.. Берлин, Пруссия
Умер5 июня 1906 (1906-06-05) (64 года). Берлин, Германская империя
ОбразованиеРостокский университет (доктор философии, 1867 г.)
Супруг (-и)Агнес Тауберт ​​(m.1872; умер в 1877 году) ​. Альма Лоренц ​(m.1878) ​
ЭпохаФилософия XIX века
РегионЗападная философия
Школа Континентальная философия. Посткантианская философия. Трансцендентальный реализм. Метафизический волюнтаризм. Постшопенгауэровский пессимизм. Пантеизм
Основные интересы
Известные идеиТеория Бессознательного (Причина и Воля несводимы друг к другу). Пессимистическая интерпретация "наилучшим возможным мир "теория
Влияния
Под влиянием
могила фон Хартмана в Берлине

Карл Роберт Эдуард Хартманн (облагороженный как Карл Роберт Эдуард фон Хартманн в 1862 г.; 23 февраля 1842 г. - 5 июня 1906 г.) был немецким философом, независимым ученым и автором Философии бессознательного (1869).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Философские работы
  • 3 Прием
  • 4 Работы
    • 4.1 Систематические
    • 4.2 Исторические и критические
    • 4.3 Популярные
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Хартманн родился в Берлине, в семье прусского генерал-майора Роберта фон Хартмана и получил образование с намерением сделать военную карьеру. В 1858 году он поступил в гвардейский артиллерийский полк прусской армии и учился в Объединенной артиллерийско-инженерной школе. Он получил звание старшего лейтенанта, но уволился из армии в 1865 году из-за хронической проблемы с коленом. После некоторого колебания между музыкой или философией он решил сделать последнее своей профессией и в 1867 году получил степень доктора философии. из Ростокского университета. В 1868 г. он официально уволился из армии. После большого успеха своей первой работы «Философия бессознательного» (1869), публикация которой привела к тому, что Хартманн оказался втянутым в полемику о пессимизме в Германии, он отказался от профессорской должности, предложенной ему университетами Лейпциг, Геттинген и Берлин.

Впоследствии он вернулся в Берлин. В течение многих лет он прожил уединенную жизнь учебы как независимый ученый, выполняя большую часть своей работы в постели, испытывая сильную боль.

Хартманн женился на Агнес Тауберт (1844–1877) 3 июля 1872 г. в Шарлоттенбурге. После ее смерти он женился на Альме Лоренц (1854–1931) 4 ноября 1878 года в Бремене. От браков родилось шестеро детей.

Он умер в Гросс-Лихтерфельде в 1906 году и похоронен в почетной могиле на кладбище Колумбиадамм в Берлине.

Философские работы

Его репутация философа была установлена ​​его первой книгой Философия бессознательного (1869; 10-е изд. 1890). Этот успех во многом был обусловлен оригинальностью названия, разнообразием содержания (фон Хартманн заявлял, что свои умозрительные результаты получил с помощью методов индуктивной науки и обильно использовал конкретные иллюстрации), его модным пессимизмом И энергичность и ясность его стиля. Концепция Бессознательного, с помощью которой фон Хартманн описывает свой конечный метафизический принцип, по сути, не так парадоксален, как кажется, это просто новое и загадочное обозначение Абсолют немецких метафизиков.

Бессознательное - это одновременно Воля и Разум (последнее понятие также интерпретируется как Идея ) и абсолютное всеобъемлющая основа всего сущего. Таким образом, фон Хартманн сочетает пантеизм с панлогизмом способом, намеченным Шеллингом в своей позитивной философии. Тем не менее Воля, а не Разум - это первичный аспект Бессознательного, меланхолическая карьера которого определяется приматом Воли и латентностью Разума. Воля лишена разума, когда переходит от потенциального к действительному желанию. Исходное состояние Бессознательного - это состояние потенциальности, в котором по чистой случайности Воля начинает стремиться. В переходном состоянии, называемом состоянием пустой Воли, нет определенного конца. Действуя сама по себе, Воля создает абсолютное страдание.

Чтобы избежать несчастья бесцельного желания, Воля реализует идеи, которые уже потенциально присутствуют, и Бессознательное становится актуальным. Таким образом, существование вселенной является результатом нелогичной Воли, но все ее характеристики и законы обусловлены Идеей или Разумом и, следовательно, логичны. Это лучший из всех возможных миров, который содержит обещание избавления Бессознательного от действительного существования посредством использования Разума в партнерстве с Волей в сознании просвещенного пессимиста.

История мира дается естествознанием, и особое внимание уделяется дарвиновской теории эволюции. Человечество развилось из животного, и с появлением первого человека становится очевидным избавление мира, поскольку только в человеческом существе сознание достигает такой высоты и сложности, чтобы действовать независимо от Воли. По мере развития сознания постоянно растет признание того факта, что освобождение должно заключаться в возвращении к исходному состоянию нежелания, что означает несуществование всех индивидуумов и потенциальную возможность Бессознательного. Когда большая часть существующей Воли настолько просветлена разумом, что осознает неизбежные страдания существования, будет предпринято коллективное усилие по устранению воли небытия, и мир снова превратится в ничто, а Бессознательное - в покой.

Фон Хартманн называл свою философию трансцендентальным реализмом, потому что в ней он заявлял, что с помощью индукции из широчайшего возможного базиса опыта достигнет знания о том, что лежит за пределами опыт. Определенная часть сознания, а именно восприятие, начинается, изменяется и заканчивается без нашего согласия и часто прямо противоположно нашим желаниям. Таким образом, восприятие не может быть адекватно объяснено только с помощью эго, и необходимо постулировать существование вещей вне опыта. Более того, поскольку они действуют на сознание и делают это по-разному в разное время, им должны быть приписаны те качества, которые сделали бы такое действие возможным. Таким образом, причинность становится связующим звеном, соединяющим субъективный мир идей с объективным миром вещей.

Исследование остального опыта, особенно таких явлений, как инстинкт, произвольное движение, сексуальная любовь, художественное производство и вроде бы, делает очевидным, что Воля и Идея, бессознательные, но телеологические, действуют повсюду, и что лежащая в основе сила одна, а не множество. Эту вещь в себе можно назвать Бессознательным. У него есть два одинаково исходных атрибута, а именно Воля и Идея (или Разум).

Бессознательное появляется как комбинация метафизики Георга Вильгельма Фридриха Гегеля с метафизикой Артура. Шопенгауэр. С точки зрения фон Хартмана, Гегель и Шопенгауэр были неправы, делая идею или разум подчиненными воле или воле подчиняющейся идее или разуму; Напротив, ни один из них не может действовать в одиночку, и ни один из них не является результатом действия другого. Отсутствие логики Воли вызывает существование «того» (немецкий : Daß) мира; Идея или Разум, хотя и неосознаваемые, логичны и определяют сущность, «что» (нем. : Было). Бесконечное и тщетное стремление Воли требует огромного перевеса страданий во вселенной, которые не могут быть более ужасными, чем они есть на самом деле. Тем не менее, он должен быть охарактеризован как лучший из возможных миров, поскольку и природа, и история постоянно развиваются таким образом, который лучше всего подходит к концу мира; и посредством увеличения сознания эта идея, вместо того, чтобы продлевать страдание до вечности, обеспечивает убежище от зла ​​существования в небытии.

Фон Хартманн - пессимист, поскольку ни один другой взгляд на жизнь не признает этого зла. обязательно принадлежит существованию и может прекратиться только с самим существованием. Но он не абсолютный пессимист. Счастье индивидуума действительно недостижимо ни здесь и сейчас, ни в будущем, ни в будущем, но он не отчаивается в конечном итоге освободить Бессознательное от его страданий. Он отличается от Шопенгауэра тем, что делает коллективное спасение отрицанием воли к жизни, зависящей от коллективных социальных усилий, а не индивидуалистического аскетизма. Концепция искупления Бессознательного также составляет окончательную основу этики фон Гартмана . Мы должны временно утвердить жизнь и посвятить себя социальной эволюции вместо того, чтобы стремиться к счастью, которое невозможно; Поступая так, мы обнаружим, что мораль делает жизнь менее несчастной, чем она могла бы быть в противном случае. Самоубийство и все другие формы эгоизма крайне предосудительны. Его реализм позволяет ему поддерживать реальность Времени, а значит, и процесса искупления мира.

Существенной чертой морали, построенной на основе философии Хартмана, является осознание того, что все едино, и хотя каждая попытка обрести счастье иллюзорна, тем не менее, прежде чем станет возможным избавление, все формы иллюзии должны проявиться и быть испытаны до крайности. Даже тот, кто признает тщеславие жизни, лучше всего служит высшим целям, отдаваясь иллюзии и живя так усердно, как если бы он думал, что жизнь хороша. Только через постоянные попытки обрести счастье люди могут познать желательность ничто; и когда это знание станет всеобщим или, по крайней мере, всеобщим, придет избавление и мир исчезнет. Нет необходимости в лучшем доказательстве рациональной природы вселенной, чем то, которое предоставляется различными способами, которыми люди надеялись обрести счастье и поэтому бессознательно были приведены к работе для достижения конечной цели. Первое из них - это надежда на добро в настоящем, уверенность в удовольствиях этого мира, которую испытывали греки. За этим следует христианский перенос счастья в другую, лучшую жизнь, который, в свою очередь, сменяет иллюзию, которая ищет счастья в прогрессе и мечтает о будущем, которое станет достойным благодаря достижениям науки. Все равно это пустые обещания и известны как таковые на последней стадии, когда все человеческие желания рассматриваются как одинаково тщетные и единственное благо в мире Нирваны.

Связь между философией и религией заключается в их общем признании лежащего в основе единства, которое превосходит все очевидные различия и разделения, обусловленные отдельными явлениями. В существующих религиях должны произойти многие изменения, прежде чем они будут приспособлены к современным условиям, и результирующая религия будущего станет конкретным монизмом.

Философия бессознательного фон Хартмана была предметом множества различных оценок., но считается имеющим меньшую внутреннюю, чем историческую ценность. Его влияние на других мыслителей было особенно заметно в годы после его первого появления, но к началу 20 века это влияние значительно уменьшилось. Однако есть некоторые основания считать, что это обеспечивает связь мысли между философией Шопенгауэра «Воли» и психологией «бессознательного» Зигмунда Фрейда. В некотором смысле его мысль создает мост между посткантианскими взглядами на Волю (в частности, Шопенгауэром) и цюрихской школой психологии.

Прием

Рудольфа Штайнера, имея в виду К критическому установлению трансцендентального реализма Хартмана (Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus, 2-е издание, Берлин, 1875 г.) высказал свое мнение в предисловии к своей собственной книге «Истина и знание» (1892 г.), что мировоззрение Хартмана было «наиболее значимой философской работой. нашего времени ».

Карл Юнг написал в своей автобиографии Воспоминания, сновидения, размышления (1963), что он« усердно »читал фон Гартмана.

Филипп Майнландер посвятил очерк философии фон Хартманна. Он не считал его настоящим философом, потому что он не начинал свою философию с эпистемологического исследования, несмотря на предупреждения Канта и Шопенгауэра. Критика была описана как атака, изобилующая чистыми ударами, но омраченная горьким сарказмом, например, «является ли совокупление жертвой, которую приносит человек? Вы, должно быть, - я повторяю, - очень странно организованное существо», и за отрицание вывода Шопенгауэра что воля вещь сама по себе : «Вам также выпала печальная честь стоять на одном уровне с теми, кто неправильно понял Коперника и все еще твердо верит, что солнце вращается вокруг Земли»

. Фридрих Ницше предлагает резкую критику фон Гартмана, называя его философию «бессознательной иронией» и «мошенничеством» во втором из его произведений «Об использовании истории и злоупотреблении ею для жизни».

Британский фильм- Создатель и автор Эдуард д'Арайль дает современную оценку философии фон Гартмана в своем вводном эссе к изданию 2001 года (3 тома) «Философии бессознательного». Он оценивает фон Гартмана как жизненно важную связь между витализмом Артура Шопенгауэра и психологией бессознательного Зигмунда Фрейда.

Работы

фон Хартмана. многочисленные работы занимают более 12 000 страниц. Их можно разделить на:

Систематические

  • Das Ding an sich und seine Beschaffenheit («Вещь в себе и ее природа», 1871 г.)
  • Grundprobleme der Erkenntnistheorie («Фундаментальные проблемы эпистемология ", 1889)
  • Kategorienlehre (" Доктрина категорий ", 1896)
  • Phänomenologie des sittlichen Bewußtseins (" Феноменология нравственного сознания ", 1879)
  • Die Philosophie де Шёнен («Философия прекрасного», 1887 г.)
  • Die Religion des Geistes («Религия духа»; 1882 г.)
  • Philosophie des Unbewussten («Философия бессознательного» ", 3 тома, которые теперь включают его первоначально анонимную самокритику, Das Unbewusste vom Standpunkte der Physiologie und Descendenztheorie, и его опровержение, англ. Пер. Уильяма Чаттертона Купленда, 1884 г.)
  • System der Philosophie im Grundriss, («План системы философии», 8 томов, 1907–09: посмертно)
  • Beiträge zur Naturphilosophie («Вклад в естественную философию», 1876)

Историко-критический

  • Das Religiöse Bewusstsein der Menschheit (Религиозное сознание человечества на этапах его развития; 1881)
  • Geschichte der Metaphysik (2 vols.)
  • Kants Erkenntnistheorie
  • Kritische Grundlegung des transcendentalen Realismus (Критические основы трансцендентального реализма)
  • Uber die dialektische Methode
  • Lotzes Philosophie (1888) (исследование Германа Лотце )
  • Zur Geschichte und Begründung des Pessimismus (1880)
  • Neukantianismus, Schopenhauerismus, Hegelianismus
  • Geschichte der deutschen Ästhetik und Kant
  • Die Krisis des Christentums in der modernen Theologie (Кризис христианства в современной теологии; 1880)
  • Philosophische Fragen der Gegenwart
  • Ethische Studien
  • Aesthetik (1886–87)
  • Moderne Psychologie
  • Das Christentum des neuen Testaments
  • Die Weltanschauung der modernen Physik
  • Wahrheit und Irrthum im Darwinismus (1875)
  • Zur Reform des höheren Schulwesens (1875)

Popular

  • Aphorismen über das Drama (1870)
  • Шекспиры Ромео и Джульетта (1875)
  • Созиале Кернфраген (The F фундаментальные социальные вопросы; 1894)
  • Moderne Probleme
  • Tagesfragen
  • Zwei Jahrzehnte deutscher Politik und die gegenwärtige Weltlage (1888)
  • Das Judentum in Gegenwart und Zukunft (Иудаизм в Настоящее и будущее; 1885)
  • Die Selbstzersetzung des Christentums und die Religion der Zukunft (1874)
  • Gesammelte Studien
  • Der Spiritismus (1885)
  • Die Geisterhypothese des Spiritismus (Теория призраков в спиритизме; 1891)
  • Zur Zeitgeschichte

Его избранные работы были опубликованы в 10 томах.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Хартманн, Карл Роберт Эдуард фон
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:42:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте