Карл Мук

редактировать

Карл Мук

Карл Мук (22 октября 1859 г. - 3 марта 1940 г.) был немецким дирижером. классической музыки. Он основывал свою деятельность в основном в Европе и в основном в опере. Его американская карьера состояла из двух периодов в Бостонском симфоническом оркестре. В 1917 году он пережил общественный резонанс, в котором ставился под сомнение, был ли он привязан к Германии или США во время Первой мировой войны. Хотя он был гражданином Швейцарии, он был арестован и интернирован в лагере в Джорджии с марта 1918 года по август 1919 года. Его дальнейшая карьера включала заметные выступления в Гамбурге и на Байройтском фестивале.

.

  • 1 Ранняя жизнь и карьера
  • 2 Дирижирование
  • 3 Бостон, 1906–1918
  • 4 Противоречие с национальным гимном
  • 5 Интернирование
  • 6 Более поздняя карьера, 1919–1933
  • 7 Записи
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Ранняя жизнь и карьера

Мук, карикатурно изображенный WAG для Vanity Fair, 1899

Карл Мук родился в Дармштадт, Германия. Отец Мака, высокопоставленный чиновник суда и музыкант-любитель, перевез семью в Швейцарию в 1867 году и получил швейцарское гражданство. Карл Мук получил швейцарское гражданство, когда ему был 21 год. В детстве он учился игре на фортепиано и впервые выступил на публике в 11 лет, когда исполнил соло на фортепиано на концерте камерной музыки. Еще мальчиком он играл на скрипке в местном симфоническом оркестре. Он окончил гимназию в Вюрцбург и в 16 лет поступил в Гейдельбергский университет. В мае 1878 года он поступил в Университет Лейпцига, где получил степень Доктор философских наук в 1880 г. В то время учился музыке в Лейпцигской консерватории. Он официально дебютировал как концертный пианист 19 февраля 1880 года в Лейпцигском Гевандхаусе в Концерте для фортепиано с оркестром № 1 Ксавера Шарвенка си-бемоль минор с Артуром. Никиш дирижер.

Он начал свою дирижерскую карьеру в сравнительно небольших провинциальных городах, начиная с 1880 года в качестве второго дирижера (Zweiter Kapellmeister) в Цюрихе (Aktientheater), переехав в Зальцбург (kk Theater) в октябре 1881 года в качестве главного дирижера (Erster Kapellmeister), где он проработал до апреля 1882 года. Затем он работал в Брюнне (Stadttheater: с октября 1882 по июнь 1883) и Граце (1884–1886), где 3 февраля 1887 года женился на 21-летней Аните Португалл. Его первая должность в крупном музыкальном центре приехал в Прагу в качестве главного дирижера Deutsches Landestheater Анджело Ноймана, начиная с исполнения Die Meistersinger 15 августа 1886 года и заканчивая июнем 1892 года. Он также дирижировал путешествующей оперной труппой Неймана, выступая в Берлине и в 1888 году. –1889 проведение цикла «Вагнеровское кольцо» в Москве и Санкт-Петербурге. В октябре 1892 года он покинул Прагу, чтобы стать главным дирижером Берлинской придворной оперы (Kgl. Oper - сегодня Берлинская государственная опера ), где 26 августа 1908 года он был назначен главным музыкальным руководителем (Kgl. Preussischer Generalmusikdirector). Он оставался в Берлине до 1912 года, дирижируя 1071 спектаклем из 103 опер. Он также дирижировал Королевским оркестром на концертах.

Во время пребывания в Берлине он выполнял другие задания. Он был приглашенным дирижером на Силезских музыкальных фестивалях. в Гёрлице с 1894 по 1911 год. В мае и июне 1899 года в лондонском Королевском оперном театре Ковент-Гарден он дирижировал «Фиделио» Бетховена и несколькими операми Вагнера («Тангейзер», «Волкюр», «Мейстерзингер», «Летучая мышь» и «Тристан унд Изольда»). летом на фестивале Вагнера в Байройте, где он стал главным дирижером в 1903 году, после того, как работал музыкальным ассистентом с 1892 года. Он сменил Германа Леви в качестве дирижера Парсифаль там. как война к которому летом 1914 года подошел, Мак настоял на исполнении Парсифаля 1 августа 1914 года, чтобы закрыть фестиваль, который не возобновлялся до 1924 года. Мак дирижировал Парсифалем на всех четырнадцати Байройтских фестивалях, проводившихся между 1901 и 1930 годами, а также дирижировал там Лоэнгрином. в 1909 году и Die Meistersinger в 1925 году, став близким другом семьи Вагнеров. Американский музыкальный критик Герберт Пейзер (1886-1953) считал интерпретацию Парсифаля Муком величайшим из того, что он когда-либо слышал: «единственный и окончательный Парсифаль; Парсифаль, в котором каждая фраза наполнена бесконечностью; того возраста, но на все времена ". Он руководил Венской филармонией с 1903 по 1906 год и Бостонским симфоническим оркестром с 1906 по 1918 год, а также посещал другие города, включая Париж, Мадрид, Копенгаген, Брюссель.

Маку предложили подиум в Метрополитен-опера в Нью-Йорке за предполагаемые 27 000 долларов в год, но он отказался. С 1903 по 1906 год он чередовался с Феликсом Моттлем в качестве дирижера Венской филармонии. На Панамско-Тихоокеанской международной выставке, проходившей в Сан-Франциско 14–26 мая 1915 года, Мак дирижировал Бостонским симфоническим оркестром на 13 концертах музыки всех народов.

Дирижирование

Сольные исполнители высоко оценили его работать с ними. Артур Шнабель называл Мака: «очень великим мастером, чью надежность, зрелость и самоотверженность не сравнится ни с одним живым артистом». Падеревский называл его «идеальным концертмейстером». С физической точки зрения его стиль дирижирования требовал минимальных движений, только небольших жестов кончиком дубинки. В области интерпретации он был одним из первых модернистов. Хотя он был достаточно взрослым, чтобы принадлежать к поколению, известному своей вольностью с партитурой и гибким темпом, он, напротив, был дисциплинирован и прямолинеен, меньше заботился о том, чтобы поставить свой личный отпечаток на партитуру, чем продемонстрировать верность партитуре и уступить определенное интерпретирующая анонимность. В отличие от его стиля дирижирования, оркестранты находили его нетерпеливым, взрывным, нервным и импульсивным. На концертах он не демонстрировал непринужденной или расслабленной стороны себя, скорее, «он доминировал в оркестре, публике и событии». Австрийский дирижер Карл Бём сказал в интервью 1972 года: «Карл Мук случайно услышал, что я направил Лоэнгрина, и пригласил меня вместе с ним изучить все партии Вагнера. Он оказал на меня самое большое влияние.. Мак сказал мне, где оркестр должен быть более заметным, как обращаться с акустикой Байройта и т. Д. "

Бостон, 1906–1918 гг.

Мак служил музыкальным руководителем Бостонский симфонический оркестр (BSO) с 1906 по 1908 год, а затем снова с 1912 по 1918 год (с годовой зарплатой в 28000 долларов, как сообщала New York Times 26 марта 1918 года). Первоначально ему пришлось работать, чтобы расширить свой репертуар за счет опер и немецкой музыки, на которых он сосредоточился в Европе. Олин Даунс позже писал, что «его репертуар не соответствовал требованиям его аудитории», поэтому он полагался на членов BSO для обучения французским произведениям. Современные работы не были его сильной стороной, хотя он послушно программировал музыку, которая не приходилась ему по вкусу, например, американская премьера Пять пьес для оркестра Шенберга. Он также познакомил Бостон с некоторыми симфониями Сибелиуса и многими произведениями Дебюсси. Несмотря на свой сдержанный стиль, он время от времени проявлял свою романтическую сторону в таких произведениях, как Листа Симфония Фауста. После его смерти New York Times сообщила, что в Бостоне «он построил виртуозный оркестр».

Почему он решил работать в Америке, неизвестно. В Берлине он был в близких личных отношениях с кайзером Вильгельмом, но американские сплетни утверждали, что он предпочитает свою свободу, и по этой причине отказался от должности директора королевской оперы в Мюнхене в 1911 году. Его жизнь в Бостоне выглядела ничем не примечательной, и он был приглашенным дирижером на Байройтском фестивале в качестве дирижера BSO. Музыкальное братство Phi Mu Alpha Sinfonia сделало его почетным членом в 1916 году, и он судил конкурс пианистов весной 1917 года. 2–5 октября 1917 года он руководил BSO в исторических записях для Victor Talking Machine Company в Камдене, Нью-Джерси. Сессии включали произведения Чайковского, Вольфа-Феррари, Берлиоза, Бетховена и Вагнера.

Филип Хейл, музыкальный критик Boston Herald во время пребывания Мака там, писал: «Он стоит там спокойно, сдержанно, изящно, элегантный, аристократичный; человек необычайно властной и притягательной личности даже в состоянии покоя. Оркестр - это его речь, выражение музыки композитора, взывающей к разуму, сердцу и душе дирижера ».

Споры о национальном гимне

Когда весной 1917 года Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, Мак предложил уйти с должности музыкального руководителя BSO. Он ожидал, что его естественные симпатии к Германии, где он родился и провел большую часть своей карьеры, несмотря на его швейцарское гражданство, могут оскорбить его. Генри Ли Хиггинсон, основатель и финансист оркестра, отклонил предложение и вместо этого подписал Мака еще один пятилетний контракт. Мук опасался за свою безопасность, но Хиггинсон заверил его, что как художнику ему нечего бояться. После этого он стал очень чувствительным, чтобы не обижаться. Рекламный менеджер оркестра позже писал: «Хороший и патриотичный немец, он очень привязался к этой стране и в целом был совершенно несчастным человеком». Тем не менее, он запрограммировал общегерманские концерты в своем первом туре по американским городам после вступления США в войну, что, по мнению некоторых, совершенно не соответствовало настроениям публики в военное время.

Осенью 1917 года некоторые оркестры, такие как Нью-Йоркское оркестровое общество, начали исполнять «Усеянное звездами знамя » на всех своих концертах. Члены руководства BSO неделями обсуждали программирование гимна, но не понимали важности проблемы. Более того, менеджер оркестра Чарльз А. Эллис не хотел смущать Мака, прося его сделать это, учитывая тесную привязанность Мака к Германии и его личные отношения с кайзером.

BSO регулярно выступал в пехоте. Холл в Провиденс, Род-Айленд, где Журнал Провиденс атаковал Мака за его связи с кайзером. Менеджеры BSO ожидали, что во время их визита в октябре 1917 года могут возникнуть проблемы. Один из членов управленческой команды позже сказал, что майор Хиггинсон, председатель BSO, был «драчливым», в то время как Эллис, менеджер, «довольно нервничал», когда они присоединились к оркестру в поездке. Хиггинсон принял меры, чтобы защитить Мака в случае серьезных неприятностей.

30 октября 1917 года, в день концерта, журнал Providence Journal опубликовал передовую статью, в которой говорилось: «Профессор Мук - человек заведомо прогерманских настроений. и программа, как было заявлено, почти полностью носит немецкий характер ". Он призвал BSO исполнить в ту ночь национальный гимн, «чтобы испытать профессора Мака». Собираясь уехать из Бостона в Провиденс, Хиггинсон и Эллис получили два запроса, один от местной патриотической организации, а другой от руководителей местных музыкальных клубов, с просьбой исполнить гимн. Мак так и не увидел просьбу, но Хиггинсон и другие сочли ее работой Джона Р. Ратома, редактора и издателя журнала Providence Journal, чьим девизом было «Поднимите ад и продавайте газеты». Они без особого обдумывания отклонили просьбу, и концерт прошел без происшествий. О петиции Мак узнал только тогда, когда оркестр ехал на поезде обратно в Бостон. Потрясенный и несколько напуганный, он сказал, что не возражает против того, чтобы исполнить гимн, что он как гость должен учесть пожелания хозяев.

Теперь, когда BSO не смог сыграть гимн, Ратом создал фальшивую историю о том, что Мак отказался ее представить, обвинил Мака в измене и назвал его шпионом и ненавистником всего американского.

Однако история жила своей собственной жизнью. Как много лет спустя написал о Маку рекламный менеджер оркестра, «его судьба для Америки была решена той ночью в Провиденсе из-за недальновидного упорства Генри Л. Хиггинсона и Чарльза А. Эллиса». Американское общество обороны призвало к интернированию Мака. Оркестр обнаружил, что его ноябрьская помолвка в Балтиморе отменена, и даже кардинал Гиббонс добавил свой голос к осуждению Мака. Теодор Рузвельт осудил маэстро. Соперник дирижер, Уолтер Дамрош, музыкальный руководитель Нью-Йоркского симфонического общества (позднее Нью-Йоркская филармония ), сказал, что «циничное пренебрежение Мака святостью нашего национального воздуха» свидетельствует о неуважении к эмоциям его аудитория и привела к неуважению к великому наследию немецкой музыки.

Майор Хиггинсон взял на себя ответственность за первоначальный отказ BSO сыграть гимн, что мало повлияло на возмущенное освещение в прессе. Он посетил штаб-квартиру Министерства юстиции в Вашингтоне, округ Колумбия, где получил заверения в том, что у правительства нет проблем с кем-либо из участников оркестра. Он попытался представить проблему как проблему художественной независимости, заявив, что он скорее распустит оркестр, чем позволит кому-либо диктовать его программу. Мук придерживался аналогичной позиции с этим заявлением: «Искусство - это вещь сама по себе, и она не связана с какой-либо конкретной нацией или группой. Поэтому было бы грубой ошибкой, нарушением художественного вкуса и принципов для такой организации, как наша. играть патриотический образ. Считает ли публика, что Симфонический оркестр - это военный оркестр или бальный оркестр? »

Вернувшись в Бостон, BSO нашла любопытство и поддержку. 2 ноября 1917 года толпа, заполнившая пятничный дневной концерт в Symphony Hall, прочитала вставку программы, в которой говорилось, что национальный гимн будет следовать за каждым концертом BSO, и аплодировала, когда появился Хиггинсон. Хиггинсон объявил, что Мак еще раз подал в отставку, чтобы «никакие предубеждения против него не могли нанести ущерб благополучию оркестра», и Хиггинсон еще не принял этого. Затем публика приветствовала появление Мака овациями стоя и снова поднялась, чтобы аплодировать после того, как он возглавил оркестр в исполнении «Усеянного звездами знамени».

The New York Times отметила, что все дело в целом Можно было бы избежать, если бы Хиггинсон и Мак лучше понимали общественное мнение. Они должны были предвидеть просьбу о гимне и в первую очередь должны были его запрограммировать. В статье обвинило все дело на Мук и «тогдашнее руководство строптивого из Бостонского симфонического оркестра.»

В ноябре, БСО выступала в Нью-Йорке, где Хиггинсон и Эллис неохотно дал в настоянию гадость на игру гимн. Критики не были полностью удовлетворены и раскритиковали аранжировку, которую Мук использовал как «дешевую» и «недостойную», не осознавая, что это была работа Виктора Герберта, который, помимо своих популярных бродвейских оперетт, также написал серьезные симфонические произведения и дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром и Питтсбургским симфоническим оркестром. Когда оркестр вернулся в Нью-Йорк в декабре, Мак использовал новую аранжировку, которая оказалась успешной у критиков. Это была работа концертмейстера BSO Антона Витека, «самого прогерманского из всех немцев в оркестре».

Интернирование

Арест Карла Мака.

Мук был арестован 25 марта. 1918 год, незадолго до полуночи, и поэтому исполнение BSO Страстей по Матфею Баха 26 марта и 2 апреля, которые Мак готовил в течение нескольких месяцев, должен был дирижировать Эрнст Шмидт. Правительственные чиновники могли игнорировать тот факт, что он был гражданином Швейцарии и имел швейцарский паспорт, поскольку закон разрешал арест тех, кто родился где-либо в Германии до основания Германской империи, безотносительно к гражданству. Бостонская полиция и федеральные агенты также обыскали дом Мака по адресу Фенуэй, 50 и изъяли личные документы и счета. Они заподозрили, что маркировка дирижера в партитуре Страстей по Матфею была кодом, указывающим на прогерманскую активность. Он находился в заключении в форте Оглторп в Джорджии, пока 21 августа 1919 года агент Министерства юстиции не отправил его и его жену на корабль, направляющийся в Копенгаген. Музыкальное братство Phi Mu Alpha Sinfonia, которое избрало его в почетное национальное членство в 1916 году, изгнало Мака в 1919 за симпатии к центральным властям.

Соученики-интернированные слышали, что Мак поклялся не делать этого. снова в Америке, но они убедили его, что лагерь больше похож на немецкую деревню - некоторые даже называли его «Орглесдорф». В воспоминаниях об этом событии, написанных в 1940 году, столовая была заполнена 2000 интернированными, а на передних скамьях стояли почетные гости, такие как их врачи и правительственные цензоры, перед 100 музыкантами. Под эгидой Мака, он писал: «Eroica бросилась на нас и унесла нас далеко, над войной, беспокойством и колючей проволокой».

При отплытии из Нью-Йорка 21 августа 1919 года Мак сказал репортерам: « Я не немец, хотя мне и сказали. Я считал себя американцем ». Он сказал, что испытывает «горькие чувства» к газетам за их несправедливое отношение к нему. Он выразил сомнения в том, что BSO, в то время находившаяся в плачевном состоянии организации, сможет оправиться от интернирования 29 ее немецких членов. После его депортации из Соединенных Штатов он отклонил все предложения вернуть его в Соединенные Штаты после войны.

Позже в том же году Boston Post сообщила, что у Мака был роман с 20-летним... в Бостонском Бэк-Бэй и написал ей письмо, в котором отчасти говорилось: «Я иду в концертный зал, чтобы развлечь толпы собак и свиней, которые думают, что, поскольку они платят вступительный взнос, они имеют право диктовать мне мой выбор. Ненавижу играть для этого сброда... [Через] очень короткое время наш милостивый Кайзер улыбнется по моей просьбе и отзовет меня в Берлин... Наш Кайзер будет уговорен видеть пользу Отечеству я получил развод и сделал тебя своей. "

Более поздняя карьера, 1919–1933 гг.

Мук вернулся в другую Германию. Недавняя немецкая революция 1918–1919 сделала его «человеком, находящимся в явном немилости у республиканского правительства». Смерть любимой жены Аниты 14 апреля 1921 года оставила его «бесконечно одиноким». В конце концов Мук возглавил Гамбургский филармонический оркестр в 1922 году и сделал дополнительные записи. Он вернулся в Байройт, когда в 1924 году там возобновился фестиваль, представитель довоенных традиций. Он выразил свою преданность фестивалю и музыке Вагнера в письме, в котором Фриц Буш сообщил, что все, что ему нужно для успеха, - это «скромное смирение и святой фанатизм верующего». Он также работал в Мюнхене, Амстердаме (Оркестр Концертгебау ) и Зальцбурге (Дон Жуан в 1925 году).

В сентябре 1930 года он оставил свой пост в Байройте, к большому огорчению Уинифред Вагнер, которая только что сменила своего покойного мужа Зигфрида Вагнера на посту директора фестиваля.. Он никогда не мирился с тем, что Тосканини отодвинул себя на второй план, но в частном письме Винифред Вагнер сказал, что был привержен служению ее мужу, но теперь Фестивалю нужен был кто-то другой, а не Я, чья художественная точка зрения и убеждения, что касается Байреута [sic ], происходят из предыдущего столетия ". Он ушел в отставку со своей должности в Гамбурге в 1933 году, чувствуя себя неловко из-за того, что нацистские власти направили симфонию и оперу города.

Его последнее примечательное выступление произошло в феврале 1933 года на концерте, посвященном пятидесятилетию Вагнера Смерть в Лейпциге в присутствии Гитлера. Его последний концерт состоялся 19 мая 1933 года в Гамбургской филармонии. В октябре 1939 года Мак "в свой 80-летний юбилей в Берлине получил от Адольфа Гитлера мемориальную доску немецкого орла " с надписью DEM GROSSEN DIRIGENTEN (ВЕЛИКОМУ ПРОВОДНИКУ).

Вдовец С 1921 года, единственный ребенок которого, сын, умер молодым, Мук провел последние годы жизни в Штутгартском доме баронессы фон Шоллей, дочери одного из своих старейших друзей и сокамерника, который был генеральным консулом Германии в Нью-Йорке. Частично парализованный отравлением никотином и погружением в восточную философию, он редко выходил из дома в течение последних трех лет своей жизни. Мук умер в Штутгарте, Германии 3 марта 1940 года. Ему было 80 лет. Получив известие о его смерти, BSO прервало репетицию, чтобы отдать дань уважения его памяти. Джеральдин Фаррар написала письмо в New York Times, в котором напомнила, что она пела с ним и Бостонским симфоническим оркестром в тот вечер, когда Мака «жестоко и несправедливо атаковали» за то, что он не сыграл государственный гимн, и добавила: «Как вы редакция правильно сообщает, он ничего не знал о запросе ». Она продолжила: «Военные судьбы не принесли доктору Маку, как и другим инопланетянам, позора в лагере для интернированных. В последующие годы я видела доктора Мака несколько раз, и я знаю, что он считал годы с Бостонским симфоническим оркестром одними из лучших. самый счастливый и самый плодотворный в его карьере ».

Записи

Репутация Мака во многом основана на его записях. В октябре 1917 года он сделал серию звукозаписей в США с Бостонским симфоническим оркестром для Victor Talking Machine Company в их аудитории в Камдене, штат Нью-Джерси. Необычно для того времени (когда использовался чисто механический «акустический» процесс до электричества) оркестр, кажется, был записан в полную силу, поскольку в каталоге Victor 1919 года упоминается «примерно сотня человек». Восемь коротких пьес разбросаны по десяти 78 об / мин. были выбраны отрывки из Симфонии № 7 Бетховена, Симфонии № 4 Чайковского и два отрывка из «Проклятия Фауста» Берлиоза.

Самые важные записи Мака были сделаны на Байройтском фестивале 1927 года для английской колумбийской граммофонной компании. и в 1927/29 году в Берлине для Граммофонной компании (HMV). В Байройте где-то между концом июня и серединой августа 1927 года он провел около 30 минут отрывков из Парсифаля, Деяния 1 и 2. Его контроль фразировки в сценах Трансформации и Грааля считается непревзойденным по сей день. В декабре 1927 года он руководил оркестром Берлинской государственной оперы, исполняя прелюдию к опере, одну из самых медленных в истории. Год спустя, в декабре 1928 года, он сделал почти полную запись третьего акта «Парсифаля», используя певцов «Парсифаль» и «Гурнеманц» из выступлений в Байройте того года. Музыкальный критик Алан Блит охарактеризовал это как «самое воодушевляющее, великолепно исполненное чтение акта 3... в истории звукозаписи», а Робин Холлоуэй прокомментировал, что «оно лучше, чем любое другое исполнение Вагнера, понимает идею бесконечной мелодии». Всего за два с половиной года было записано около 40% партитуры оперы. HMV также записала еще восемь оркестровых пьес Вагнера, включая Идиллию Зигфрида, с оркестром Берлинской государственной оперы в декабре 1927, мае 1928 и ноябре 1929. Они были переизданы на различных компакт-дисках.

Дискография оригинала Мака коммерческие записи, не включая переиздания. появился в 1977 году.

Существуют также несколько радиозаписей, которые предположительно вел Мук, в том числе увертюра «Фауст» и «Трауэрмарш» (Götterdämmerung) с оркестром Берлинского радио и отрывок из Адажио Симфонии № 7 Брукнера с Гамбургским филармоническим оркестром..

Ссылки

Дополнительная литература

  • Мелисса Д. Беррейдж, «Пойманный на поле американской культурной битвы: доктор Карл Мак в Первой мировой войне в Бостоне». Кандидат наук. Диссертация. (Университет Восточной Англии, 2015 г.)
  • Мелисса Д. Беррейдж, Скандал с Карлом Маком: классическая музыка и ксенофобия в Первой мировой войне в Америке (Нью-Йорк: University of Rochester Press, 2019). онлайн-обзор
  • Джессика CE Gienow-Hecht, Sound Diplomacy: Music and Emotion in Transatlantic History (Chicago: University of Chicago Press, 2009, 2012).
  • Питер Мак, изд., Карл Мук : ein Dirigentenleben in Briefen und Dokumenten. (Тутцинг, 2003: Шнайдер), документальная биография, составленная из писем и других документов
  • Нил Суиди, «Дело Muck», The Boston Globe, 5 ноября 2017 г.
  • Эгон Восс, Die Dirigenten der Bayreuther Festspiele, (Регенсбург, 1976:)

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Карлом Маком.
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:40:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте