Карл Кристиан Фридрих Краузе | |
---|---|
Карл Кристиан Фридрих Краузе, Литография опубликована в Die reine d.i. allgemeine Lebenlehre und Philosophie der Geschichte, Göttingen 1843. | |
Родился | 6 мая 1781 (1781-05-06). Эйзенберг, Саксен-Гота-Альтенбург |
Умер | 27 сентября 1832 г. (1832-09-28) (51 год). Мюнхен |
Alma mater | Йенский университет |
Эра | философия XIX века |
Регион | Западная философия |
Школа | Немецкий идеализм. Краузизм. Панентеизм |
Основные интересы | Мистицизм |
Известные идеи | Панентеизм |
Влияния | |
Под влиянием | |
Карл Кристиан Фридрих Краузе (немецкий: ; 6 мая 1781 г. - 27 сентября 1832 г.) был немецкий философ, родился в Айзенберг, в Саксен-Гота-Альтенбург. Его философия, известная как «краузизм », оказала большое влияние на Реставрацию Испании.
Получив сначала образование в Айзенберге, он поступил в близлежащий Йенский университет, где изучал философию у профессоров Фридрих В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и Иоганн Готтлиб Фихте и стал Privatdozent в 1802 году. В том же году, с характерной неосторожностью, он женился на Софи Амали Конкордия Фукс (род. 1780), без приданого. Два года спустя отсутствие учеников вынудило его переехать в Рудольштадт, а затем в Дрезден, где он давал уроки музыки.
В 1805 году его идеал универсальное мировое общество привело его к присоединению к масонам, чьи принципы, казалось, шли в том направлении, которое он желал. В Дрездене он опубликовал две книги по масонству: Höhere Vergeistigung der echt überlieferten Grundsymbole der Freimaurerei: in zwölf Logenvorträgen (1811 г.) и Die drei ältesten Kunsterkunden der Freimaurerbrüderscha (1819 г.).
Он жил какое-то время в Берлине и стал приват-доцентом, но не смог получить профессуру. Поэтому он отправился в Дрезден (где он обучал Артура Шопенгауэра ), а затем в Мюнхен, где он умер от апоплексического удара в тот самый момент. когда влияние Франца фон Баадера наконец получило для него место.
Один из так называемых [де ], Краузе попытался согласовать идеи Бога, известного вера или совесть и мир, известный в смысле. Бог, интуитивно познаваемый совестью, не личность (что подразумевает ограничения), а всеохватывающая сущность (Wesen), которая содержит Вселенная внутри себя. Эту систему он назвал панентеизмом, сочетанием монотеизма и пантеизма. Его теория мира и человечества поэтому универсальна и идеалистична.
. Во многом, следуя общим наброскам философии природы Шеллинга, он утверждал, что сам мир и человечество, его высший компонент, составляет организм (Gliedbau), и поэтому вселенная является божественным организмом (Wesengliedbau). Процесс развития - это образование высших единств, а последняя стадия - отождествление мира с Богом. Форма, которую принимает это развитие, согласно Краузе, есть Правильный или Совершенный Закон.
Право - это не сумма условий внешней свободы, но абсолютной свободы, и охватывает все существование природы, разум и человечность. Это режим, или обоснование, всего прогресса от низшей до высшей единицы или идентификации. Благодаря его действию реальность природы и разума превращается в реальность человечества. Бог - это реальность, которая превосходит и включает в себя как природу, так и человечество. Следовательно, право одновременно является движущей силой и гарантией прогресса.
Идеальное общество возникает в результате распространения органического действия этого принципа с отдельного человека на небольшие группы людей и, наконец, на человечество в целом. Различия исчезают по мере того, как присущая идентичность структуры преобладает во все возрастающей степени, и в окончательном единстве Человек растворяется в Боге.
Сравнительно небольшая сфера влияния Краузе объяснялась отчасти тем, что его затмили Шеллинг и Гегель, а отчасти двумя внутренними недостатками. Дух его мысли мистичен, и его отнюдь не легко понять, и эта трудность усугубляется даже немецкими читателями использованием искусственной терминологии. Он использует германизированные иностранные термины, непонятные обычному человеку.
Его основные работы (помимо приведенных выше): Entwurf des Systems der Philosophie (1804); System der Sittenlehre (1810 г.); Das Urbild der Menschheit (1811 г.); и Vorlesungen über das System der Philosophie (1828). После смерти он оставил массу неопубликованных заметок, часть из которых была собрана и опубликована его учениками Карлом Давидом Августом Рёдером (1806–1879), Генрихом Аренсом (1808–1874), Фридрихом Вильгельмом Теодором Шлифаком (1808–1871).), Герман Карл фон Леонхарди (1809-1875) (зять Краузе), Гийом Тибергьен (1819-1901) и другие.
Краузизм стал особенно влиятельным в Испании в XIX веке, где идеи Краузе были представлены Хулианом Санс дель Рио (1814-1869), академиком из Мадрида. Испанские краузисты объединили упор на научный рационализм и либеральную приверженность индивидуальной свободе и противодействие привилегиям и произволу с христианской духовностью. Среди испанских интеллектуалов, испытавших влияние Краузе, были Франсиско Хинер де лос Риос (1839-1915) и Гумерсиндо де Азкарате (1840-1917). Вдобавок влияние Краузе распространилось на Латинскую Америку, где его работы оказали влияние на Иполито Иригойена (1852-1933), Хосе Батль-и-Ордоньес (1856-1929) и Хуана. Хосе Аревало (1904-1990). Ричард Готт утверждал, что Краузе повлиял на Хосе Марти (1853-1895), Фидель Кастро (1926-2016)) (через Марти и других кубинских мыслителей) и Че Гевара (1928-1967) (под влиянием Иригойена).