Карелы

редактировать
Карелы. karjalaižet karjalazet karjalaiset
Флаг Карела.svg Флаг карел
Общая численность населения
c.73000
Регионы со значительными население
Россия 60,815 (2010)
Финляндия 10,000 (1994)
Украина 1,522 (2001)
Эстония 363 (2011)
Беларусь 302 (2009)
Латвия 192 (2018)
Литва 39 (2011)
Языки
Карельский, Русский, Финский
Религия
Восточно-православные большинство. Лютеранское меньшинство
Родственные этнические группы
Другие балтийские финны

Карелы (карелы : karjalaižet, karjalazet, karjalaiset, Finnish : karjalaiset) являются этнической группой, которая уроженец Северной Европы исторического региона в Карелии, который сегодня разделен между Финляндией и Россией. Карелы, проживающие в русской Карелии, считаются отдельной этнической группой, тесно связанной с финскими карелами, которые считаются подмножеством финнов. Исторически это различие возникло из-за того, что за Карелию боролись и в конечном итоге раскололи Швецию и Новгород, в результате чего карелы находились в разных культурных сферах.

В России карелы в основном проживают в Республике Карелия, где они являются обозначенной этнической группой, а также в других прилегающих северо-западных частях страны. Они традиционно говорят на карельском языке и являются православными христианами. Существуют также значительные карельские анклавы в Тверской и Новгородской областях, поскольку некоторые карелы мигрировали в эти области после русско-шведской войны 1656–1656 гг. 1658.

В Финляндии финские карелы традиционно проживают в регионах Савонии, Северной и Южной Карелии. Поскольку Финляндия была вынуждена уступить часть Карелии Советскому Союзу во время Второй мировой войны, эвакуированные финские карелы поселились также в других местах Финляндии. Они традиционно говорят по-карельски. Однако из-за того, что карельский язык до недавнего времени не признавался финским правительством как родной язык, большинству карелов не оставалось ничего другого, как выучить финский и теперь говорят в основном на финском карельском диалекте.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Язык
  • 3 Религия
  • 4 Демография
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 Примечания
История
Карелка в национальном костюме

Первое письменное упоминание о Карелии и карелах встречается в скандинавских источниках. Несколько старых скандинавских саг и хроник упоминают Карелию, иногда как Карьялаботн, Кирьялаботнар или Кирьяланд, что означает, что Карелы и Карелия были известны викингам еще в 7 веке нашей эры. Еще одно упоминание карелов в скандинавских источниках - Хроника Эрика. В части летописи упоминается набег карел на знаменитый тогда шведский город Сигтуна в 1187 году и его последующий грабеж. Это упоминание о набегах карел на Швецию в летописи является основной причиной основания Стокгольма, нынешней столицы Швеции.

. Первое упоминание о карелах в древнерусских летописях относится к 1143 году. когда в новгородской летописи упоминается, что карелы совершили набег на соседнюю Тавастию (Хяме). Древние русские летописи называли древних карелов Корелой. До конца 13 века карелы пользовались периодом относительной независимости и самоуправления. Однако по мере соприкосновения карелов с Новгородом некоторые из них стали принимать участие во внутренней и внешней политике Новгорода. В русских летописях упоминается совместный набег новгородцев и карелов на Тавастию в 1191 году. В XIII веке отношения карел с Новгородом претерпели значительные изменения - от партнерства и союза до постепенного господства последнего.

В 1227 году была предпринята попытка обратить карел в восточное православие. В 1253 году карелы помогли Новгороду в его войнах с эстонцами. В 1269 г. новгородский князь подготовил набег на карел, но отказался от своих планов, поскольку советники советовали ему этого не делать. В 1278 году Новгород воевал с карелами и, согласно летописи, «предал карельские земли мечом и огнем», что значительно снизило военную мощь карел.

Пока Новгород безуспешно пытался покорить карел, Швеция добилась поставленных целей. над соседними финскими племенами. Шведы совершили набег на карельские земли, начали обращать местное население в католицизм и попытались обеспечить их полное господство с помощью строительства замков в 1293 г. в Выборге и в 1295 г. в Кексгольме (Кякисалми по-фински, Корела в русских летописях) на стоянки древних карельских поселений. Однако Новгород сумел отразить атаку шведов, захватив и сожгнув Кексгольмский замок. После этого Швеция и Новгород вступили в длительный конфликт за власть над карелами и их землями.

В 1314 году карелы восстали против попыток обратить их в христианство, согласно новгородской летописи. Первое восстание против русского православия началось с захвата Кякисалми и убийства всех христиан. Затем восстание распространилось по всем карельским землям, что значительно ослабило новгородское влияние.

В 1323 году карелы подверглись насильственному расколу, когда Швеция и Новгород разделили карельские земли и их жителей, подписав мирный договор. Соглашение передало управление всеми западными карельскими землями под суверенитет Швеции, а восточные земли Карелии попали под власть Новгорода. Это разделение положило начало долгому процессу разделения карелов на две разные половины, главным различием которых была религия, поскольку западные карелы сначала стали римско-католическими, а затем лютеранами, а восточные карелы были обращены в христианство. to Восточное православие.

В последующих войнах карелы сражались по обе стороны конфликта, а часто и друг против друга. Тем временем карелы с новгородской, а затем и российской стороны границы продолжали селиться на север, в сторону Белого моря. К концу 14 века русские карелы установили контроль над Белой Карелией и вступили в конфликт с норвежцами на Кольском полуострове.

Традиционный карельский костюм

Поскольку борьба за власть в регионе продолжалась на протяжении следующих столетий, граница между Швецией и Россией несколько раз менялась, причем большинство изменений происходило в Северной Карелии и Кайнуу. Однако в 1617 году история карел претерпела значительные изменения, поскольку Россия уступила Швеции вместе с другими территориями восточную часть Карельского перешейка, Приладожскую Карелию и современную Северную Карелию. Это означало, что большинство карелов снова жили в одной стране, но это не принесло мира карельскому народу. Когда в Швеции начался процесс обращения населения уступленных территорий в лютеранский протестантизм, возникло сопротивление среди старообрядческих православных карелов и соседних православных ижорцев.

. К середине 17 века напряженность между лютеранским правительством Швеции и православными Карелы привели к очередному конфликту между Швецией и Россией. С 1656 по 1658 год российские вооруженные силы вели войну на карельских территориях и пытались отбить их с помощью некоторых сочувствующих православному населению, но после двух лет борьбы обе стороны остановились.

Многие карелы, оставшиеся православными к 1658 году нашей эры, не желали оставаться в Швеции и переходить в лютеранство, что спровоцировало массовую миграцию многих православных карелов из этих областей в другие части России, некоторые уехали в этот регион. из Твери и составляющих меньшинство тверских карелов, другие переселились в Валдайскую область Новгородской области, а третьи - в Белую Карелию на берегу Белого моря.

Поскольку некоторые земли в восточно-Карельском перешейке и Ладожской Карелии стали частично обезлюдевшими, Швеция решила переселить поселенцев из Савонии на эти карельские земли, что привело к смешению местных карелов с савонцами в некоторые области. Однако, поскольку сами савонцы имеют карельское происхождение, эта миграция в большей степени затронула местных карелов религиозно (поскольку большинство населения стало лютеранами) и в некоторой степени лингвистически, но не внесла серьезных изменений в этническую карту Карелии.

Следующее изменение произошло в 1721 году, когда Россия выиграла великую северную войну против Швеции (1700–1721), которая вынудила Швецию уступить весь Карельский перешеек и Ладожскую Карелию России с ее теперь преимущественно лютеранским населением. Хотя и были попытки обратить местное население в православие, они не увенчались успехом.

После того, как Россия завоевала все финские территории в очередной русско-шведской войне 1808–09 годов, было решено присоединить Карельский перешеек и Ладожскую Карелию к вновь образованному Великому княжеству Финляндскому в 1812 году, в результате чего все западные карелы оказались в одном государстве с финнами, а восточные карелы остались под независимым российским управлением. Хотя карелы оказались в одной стране, религиозные различия между восточными и западными карелами оставались разделяющим фактором, который несколько повлиял на лингвистику, но даже до начала 20 века обе группы могли понимать друг друга. И все же восточным карелам удалось сохранить традиции и фольклор лучше, чем западным карелам.

Когда было образовано Великое княжество Финляндское, его жители изо всех сил пытались правильно идентифицировать себя в этническом отношении, некоторые из них были финнами, некоторые шведами и некоторые карелы. Когда началось движение Фенноман, и новая финская нация начала процесс своего формирования и формирования, были предприняты попытки восстановить утраченную финскую идентичность. Начался процесс «финнизации» Финляндии. В рамках этого процесса в 19 веке финские фольклористы, в том числе Элиас Лённрот, путешествовали по разным частям Восточной Карелии, чтобы собрать фольклор и эпическую поэзию. Православные карелы в Северной Карелии и России теперь рассматривались как близкие братья или даже как подгруппа финнов. Идеология карелианства вдохновляла финских художников и исследователей, считавших, что православные карелы сохранили элементы архаичной самобытной финской культуры, исчезнувшей из Финляндии. Это привело к многочисленным недоразумениям, когда некоторые утверждали, что западные и восточные карелы были разными народами.

После обретения Финляндией независимости в 1917 году процесс «финнизации» продолжался, но теперь даже восточные карелы рассматривались как часть финской нации. С 1918 по 1922 год Финляндия предприняла несколько попыток расширения в Восточную Карелию при некоторой поддержке местных карелов. К 1922 году в Финляндию мигрировало несколько тысяч восточных карелов из разных частей Восточной Карелии.

После Зимней войны Финляндия была вынуждена уступить Карельский перешеек и Ладожскую Карелию СССР. Поскольку местное карельское население не желало попадать под советскую власть, более 400 000 человек были эвакуированы через новую границу Финляндии с территорий, которые должны были быть переданы. После войны-продолжения (1941–1944 гг.), В ходе которой Финляндия временно контролировала большую часть Восточной Карелии, несколько тысяч карелов решили мигрировать на запад, поскольку финские войска отступили. Карелы, которые мигрировали в Финляндию в ХХ веке, изначально были носителями карельского языка, но из-за незначительных языковых различий и для ассимиляции в местных общинах вскоре после войны перешли на финский язык. Некоторые из эвакуированных позже иммигрировали, в основном в Швецию, Австралию и Северную Америку.

. Русские карелы, проживающие в Республике Карелия, являются в настоящее время быстро поглощается русским населением. Этот процесс начался несколько десятилетий назад. Например, было подсчитано, что даже между советскими переписями 1959 и 1970 годов почти 30 процентов тех, кто был переписан как карелы путем самоидентификации в 1959 году, изменили свою самоидентификацию на русских 11 лет спустя.

Язык

карельский язык тесно связан с финским языком, и некоторыми финскими и карельскими лингвистами рассматривается как диалект финского языка. язык. Самая большая разница между этими двумя языками заключается в том, что в то время как финский язык заимствовал много слов из шведского, то же самое произошло с западными карельскими диалектами, восточно-карельские диалекты заимствовали много слов из русского, что приводит к определенным различиям и трудностям в понимании друг друга. В настоящее время существует 7 различных диалектов того, что можно классифицировать как диалекты карельского языка: собственно карельский, на котором говорят в Белой Карелии на российской стороне границы; ливви - диалект, на котором говорят в Аунусской (Олонецкой) Карелии. Лыды - на котором говорят в определенных районах между Ладожским и Онежским озерами.

Тверской карельский - наиболее архаичный диалект, на котором говорят потомки карелов, переселившихся в материковую Россию после 1658 года, северные и южные карельские диалекты в Финляндии, которые часто классифицируются как диалекты финского языка, но главное отличие в том, что они были разработаны и на которых говорят этнические карелы, проживающие на Карельском перешейке и Приладожской Карелии; то же самое можно сказать и о савонском диалекте, но следует отметить, что он изначально был разработан карелами, населявшими эту местность. Поскольку в XIX веке были предприняты значительные усилия по развитию общего финского языка, савонский язык, а также диалекты Северной и Южной Карелии рассматриваются как часть финского языка, а другие диалекты обычно рассматриваются как отдельный язык.

Религия

Большинство русских карелов - православные христиане. Большинство финских карелов - лютеране.

Демография
Старокарельские женщины в (Самматус), Российская Карелия.

Значительные анклавы карел существуют в Тверской области из Россия, переселились после поражения России в 1617 г. против Швеции - чтобы избежать опасности насильственного обращения в лютеранство в Шведский Карелия. Русские также обещали налоговые вычеты, если сюда переедут православные карелы. Олонец (Аунус) - единственный город в России, где карелы составляют большинство (60% населения).

Численность карелов в настоящее время значительно сокращается из-за ряда факторов. К ним относятся низкая рождаемость (характерная для региона в целом) и особенно русификация из-за преобладания русского языка и культуры.

В 1926 году, согласно переписи населения, карелы составляли только 37,4% населения в Советской Карельской республике (которая в то время еще не включала территории, которые позже были бы отняты у Финляндии и добавляли большую часть где проживали в основном карелы), или 0,1 миллиона карелов. Между тем русских в Карелии насчитывалось 153967 человек, или 57,2% населения.

К 2002 году в Республике Карелия насчитывалось всего 65 651 карела (65,1% от численности в 1926 году, включая Карелские районы, отнятые у Финляндии, которые не учитывались в 1926 году), а карелы составляли только 9,2%. населения на своей родине. Между тем русские составляли 76,6% населения Карелии. Эта тенденция продолжается по сей день и может привести к исчезновению карелов как отдельной группы [как это уже произошло в Финляндии].

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Примечания
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:16:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте