Карагиозис

редактировать
Карагиозис (игрушечная теневая марионетка)

Карагиозис или Карагиозис (греч. : Καραγκιόζης, турецкий : Karagöz ) - теневая марионетка и вымышленный персонаж из греческого фольклора, является потомком турецкой пьесы теней Карагёз и Хадживат. Он - главный герой сказок, рассказанных в турецком и греческом театрах теней и марионеток.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Сценарий
  • 3 Персонажи
  • 4 Марионетки
  • 5 Современные воплощения
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Происхождение

Первое шоу теней было изобретено греком-македонцем по имени Каранос, скорее всего, в раннюю эллинистическую эпоху (эпоха Александра Великого или вскоре после этого). Персонажами этого шоу были Сковороды, греческие боги, нереиды и другие, которые двигались за вертикальным белым экраном и перед серебряными проекторами, основанными на сценарии из греческой мифологии. Шоу впервые было показано на «Банкетном мероприятии Karanos» и имело «потрясающее» поучительное и забавное содержание, о котором люди говорили еще долгое время после этого.

Во 2 в. BCE, шоу теней появилось в Индии с персонажами и сценарием, адаптированными к индийским фольклорным эпосам; аналогично, в 4 веке шоу теней появилось на островах специй, Яве и так далее.

Театр теней, в котором один кукловод создает голоса для диалога, рассказывает историю и, возможно, даже поет, манипулируя марионетками, похоже, в конечном итоге исходит от индонезийца ваянг кулит или кит. Pi ying xi Игра теней.

Имя Карагиозис или Карагиозис происходит от греческого Καραγκιόζης, заимствованного из турецкого Карагёз «темный глаз».

Есть несколько историй о том, как театр теней возник в Малой Азии. Многие утверждают, что египетская традиция теневых марионеток имеет средиземноморское происхождение. В любом случае, стоит упомянуть, что, несмотря на религиозные ограничения, театр теней стал более распространенным примерно в 16 веке среди турок-мусульман.

Первоначально его популярностью пользовались копрологический язык и торчащий фаллос. Он до сих пор исполняется в Турции, особенно во время празднования Рамадана под тем же названием.

Карагиози, кажется, пришел на материк Грецию, вероятно, из Малой Азии (Анатолия ) в 19 веке, во время османского владычества. Карагиозис был эллинизирован в Патрах, Греция в конце 19 века под псевдонимом Мимарос, который считается основателем современного греческого театра теней.

Жанр стал полностью интегрированным, хотя и адаптированным, среди греческого населения. Но есть несколько легенд, а также исследований, связанных с прибытием Карагиозиса и последующей его популярностью в Греции. Некоторые истории говорят, что греческие купцы привезли искусство из Китая, а другие говорят, что именно грек создал «легенду» во время османского владычества для развлечения султана. Другие считают, что это произошло из реальных событий с участием двух каменщиков по имени Карагез и Хаджи Иват, работавших на строительстве мечети в городе Бурса, Турция в начале 14 века.

Сценарий

Карагиози - бедный горбатый грек, его правая рука всегда изображается длинной, его одежда изорвана и в заплатах, а ноги всегда босиком. Он живет в бедном коттедже (греч. : παράγκα) со своей женой Аглаей и тремя сыновьями во времена Османской империи. Сцена занимает его коттедж слева и Дворец султана () справа.

Из-за своей бедности Карагиозис использует озорные и грубые способы, чтобы найти деньги и прокормить свою семью.

Исследователи фольклора делят сказки Карагиозиса на две основные категории: «Героические» и «Комедии». Героики - это сказки, основанные на традициях или реальных историях, относящиеся к временам османского владычества, а Карагиози представлен как помощник и помощник важного героя.

Кукловоды придумывают свои собственные оригинальные сказки, однако есть много «традиционных» сказок, которые в устной форме произошли от более ранних кукловодов и приняты как «канонические» с небольшими изменениями между игроками. Большинство из них являются шаблонными и имеют следующую схему (но с широким импровизационным разнообразием) и часто предполагают взаимодействие с аудиторией:

  1. Карагиози появляется в сцене со своими тремя сыновьями, танцующими и поющими. Он приветствует публику и ведет забавный диалог со своими детьми. Затем он объявляет название эпизода и входит в свой коттедж.
  2. Визирь или местный османский лорд встречает Хаджиаватиса и сообщает, что у него проблема и ему нужен кто-то для совершения дела.
  3. Хаджиаватис подчиняется и начинает объявлять новости (обычно это пение), пока Карагиози не слышит об этом
  4. Первоначально раздраженный криком Хаджиаватиса, он находит возможность заработать деньги (помогая визирю или нет) и иногда просит Хаджиаватиса помогите ему.
  5. Карагиозис пытается либо помочь визирю, либо обмануть его. Обычные персонажи (см. Ниже) появляются в сцене по одному (они часто появляются со вступительной песней, которая является стандартной для каждого из них); Карагиозис ведет с ними забавный диалог, издевается над ними, дурачит их или раздражается и яростно изгоняет их.
  6. Наконец, Карагиозис либо награждается визирем, либо его озорство раскрывается, и он наказывается - обычно визирем. телохранитель, Велигекас.
  7. В конце на экране появляется Хаджаватис, и вместе с Карагиозисом они объявляют конец шоу

Некоторые из самых известных сказок:

  • Александр Великий и проклятая змея
  • Карагиозис врач
  • Карагиозис повар
  • Карагиозис сенатор
  • Карагиозис ученый
  • Карагиозис рыбак
  • Карагиозис и горилла
  • Карагиозис и призрак

Персонажи

  • Карагиозис (Καραγκιόζης), обманщик, бедный греческий мужчина, чей единственный интерес - сон и еда. В социальном плане он находится в более близких отношениях с Хаджи Иватом (греч. Hadjiavatis), чем любые другие персонажи, и часто он получает информацию от него, иногда они сотрудничают в бизнесе, но иногда Хаджиаватис становится жертвой уловок Карагиозиса.
  • Коллитирия (Κολλητήρια), трое детей Карагиозиса. В некоторых версиях их имена называются (от старшего и выше к младшему и короче) Коллитирис, Свурас и Миригкокос.
  • Аглая, (Αγλαΐα) жена Карагиози, которая обычно невидима, но чей характерно назойливый голос слышен как исходящий из дома Карагиозиса.
  • Хаджаватис (Χατζηαβάτης), (турецкий аналог - Хадживат ), он друг и закадычный друг Карагиозиса, честная и серьезная фигура, но часто оказывается в заключении. в схемах Карагиозиса. Он имеет тенденцию льстить сильным и иногда изображается как послушный человек по отношению к оккупирующему и доминирующему истеблишменту, в отличие от Карагиозиса.
  • Барба Йоргос (Μπάρμπα Γιώργος, «Дядя Джордж»), он представляет грубого деревенского жителя из горы, изображаемые в виде пастуха или молочного фермера, обычно находящегося в низинах с каким-то деловым визитом; он изображен как влах из Румели, не загрязненный городскими тенденциями, всегда изображенный широким и сильным в традиционной одежде. Несмотря на то, что он считает своего племянника мошенником, он помогает ему и побеждает всех черных и синих противников своим посохом.
  • Ставракас (Σταύρακας), чья марионетка - единственная, у кого длинная независимая рука, вроде Карагиозиса. Он представляет культуру «манга », преобладающую в Пирее, и традицию Ребетико. Несмотря на попытки запугать других, Карагиози обычно дразнит его.
  • Сиор Дионисий (Σιορ Διονύσιος), итальянский джентльмен с Закинфа, принадлежавший к какой-то аристократии. Верный своему происхождению с Ионических островов, он поет песнопения и говорит на ионийском греческом диалекте с соответствующим акцентом.
  • Морфониос (Μορφονιός), европейский мягкотелок; он очень уродлив, с огромной головой и очень большим носом; однако он считает себя красивым и продолжает влюбляться. Он часто произносит звук типа «черт!»
  • Соломон (Σολομών), обычно богатый еврей из Салоники, один из менее известных персонажей, на котором он говорит. его собственная манера, иногда издавая очень быстро повторяющийся звук, часто сравниваемый с ружьем Гатлинга, за что Карагиозис дал ему прозвище «тяжелое оружие», несмотря на его хрупкое телосложение. Его характер может быть разным, но обычно он играет второстепенные роли.
  • Визирь (Βεζύρης), также называемый Паша (Πασάς) в некоторых версиях, он доминирующая фигура оккупирующей стороны и живет в. Обычно он является началом каждой новой сказки, объявляя об испытаниях, подвигах, испытаниях и т. Д., В которых обычно решает участвовать Карагиозис.
  • Фатме (Φατμέ) - прекрасная дочь визиря или Паши, которая либо послушна, либо бунтарские роли; у нее есть более чем один способ причинить неприятности, иногда навсегда, противостоять своему деспотичному отцу или зло из-за неприязни к Карагиозису или другому герою.
  • Велигекас (Βελιγκέκας), албанский страж Сарай. Он является исполнительной властью Паши, всегда следит за Карагиозисом и никогда не упускает возможности хорошенько его побить. Обычно его избивает Барба Гиоргос.
  • Пепониас (Πεπόνιας), толстый сарайский офицер, в некоторых версиях заменяющий Велигекаса.

Некоторые игроки представили других персонажей, таких как старый отец Карагиозиса или Ставракас. друг, Нонтас.

Марионетки

Все фигуры, которые представляют персонажей шоу, двухмерны и всегда в профиль. Традиционно они делались из верблюжьей кожи, вырезаны так, чтобы свет проникал сквозь изображение, создавая детали, но сегодня их чаще всего делают из картона. Традиционные марионетки испускали черные тени на белом экране, но у некоторых более поздних марионеток есть отверстия, покрытые цветным шелком или пластиковыми гелевыми материалами для создания цветных теней. Туловище, талия, ступни, а иногда и конечности были отдельными частями, которые соединялись булавками. Большинство фигур состояло из двух частей (туловища и ног) только с одним суставом на талии. Два персонажа, еврей и Морфоний, имели суставы на шее и гибкую голову. Их передвигали с помощью палки, прикрепленной к их «спине», за исключением фигур Карагиозиса, Ставракаса и нескольких других персонажей, руки или другие конечности которых требовали отдельного движения. «Сцена» представляла собой вертикальный белый парапет, обычно тканевый, называемый mperntes (от тюрк. «Перде», занавес). Между фигурами и игроком (который был невидимым) были свечи или лампы, которые освещали фигуры и делали их силуэты и цвета видимыми для зрителей через ткань.

Современные воплощения

Конрад, также известный как Карагиосис, главный герой фильма Роджера Желязны ... И Зовите меня Конрад (также известный как «Этот бессмертный»), получивший в 1966 году премию Хьюго за лучший роман, частично вдохновлен этим персонажем.

В греческой повседневной речи имя Карагиози также используется как оскорбление более или менее как клоун. Кукольники сетуют на это, говоря, что, хотя Карагиозис может быть жестоким, озорным, лжецом и антигероем, он также добродушен и верен, поэтому его имя не должно использоваться в качестве оскорбления.

Во время В 80-е годы на греческом телевидении еженедельно проводились передачи о Карагиози. Эти шоу имели более современные и познавательные темы, как, например, Карагиози, переживший некоторые мифы греческой мифологии или посетивший Луну и другие планеты. Некоторые из этих серий либо транслировались в прямом эфире с аудиторией, либо были сняты специально для телешоу и содержали сцены, требующие редактирования или специальных эффектов.

В последнее время было несколько попыток воплотить Карагиозиса в комиксах. С 2000-х годов Карагиозис не так популярен как место отдыха для маленьких детей, и количество кукловодов уменьшилось, но остается значимой и известной фольклорной фигурой. Сегодня его исполняют в основном на народных праздниках и фестивалях, а также по национальному греческому телевидению. Также время от времени проводятся экскурсии в греческую диаспору.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Карагезом и Хасиват.
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:00:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте