Кара Коюнлу

редактировать
Туркменская конфедерация
Кара Коюнлулар. туркмены из черной овцы. ره قویونلو
1374–1468
Кара Коюнлу из туркманы, светло-голубой цвет показывает их наибольшее распространение в Ираке и на восточном побережье Аравии в течение небольшого периода времени Кара Коюнлу из туркманы, светло-голубой цвет показывает их наибольшее распространение в Ираке и на восточном побережье Аравии за небольшой период времени
СтатусКонфедерация
СтолицаТебриз
Общие языки
РелигияШиа Ислам
ПравительствоМонархия
Правитель
• 1375 –1378Байрам Ходжа
• 1467–1468Хасан Али
Историческая эпохаСредние века
• Основание1374
• Исчезновение1468
ПредшественникПреемник
Джалаиридов
Сутаиды
Ак Коюнлу

Кара Коюнлу или Кара Коюнлу, также называемый Черный Овцы туркмены (персид : قره قویونلو), были мусульманами туркоманами мон архия, правившая на территории, включающей современный Азербайджан, Грузию, Армению, северо-запад Иран, восточную Турцию и северо-восток Ирак примерно с 1374 по 1468 год.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 Подъем
    • 1.3 Упадок
  • 2 Религия
  • 3 Мавзолей туркменских эмиров
  • 4 Архитектура
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
    • 6.1 Цитированные работы
  • 7 Дополнительная литература

История

Истоки

правящая семья произошла от йива племени турок-огузов, в частности от племени бахарлу, которое к XIV веку владело территориями к северу от озера Ван и Мосул, в Северном Ираке. Племена, которые составляли Кара-Коюнлу, помимо Бахарлу, были Саадлу, Караманлу, Алпаут, Духарлу, Джагирлу, Гаджилу, Агачери.

Rise

Туркмены Кара-Коюнлу в какой-то момент основали свою столицу в Герат в современном Афганистане. Они были вассалами султаната Джалаиридов в Багдаде и Тебриза примерно с 1375 года, когда вождь их ведущего племени правил Мосулом. Однако они восстали против Джалаиридов и обеспечили свою независимость от династии завоеванием Тебриза Кара Юсуфом. В 1400 г. Тимур победил Кара-Коюнлу, и Кара Юсуф бежал в Египет, ища убежища у султаната мамлюков. Он собрал армию и к 1406 году вернулся в Тебриз.

В 1410 году Кара-Коюнлу захватили Багдад. Установка там дополнительной линии Кара-Коюнлу ускорила падение Джалаиридов, которым они когда-то служили. Несмотря на внутренние столкновения между потомками Кара Юсуфа после его смерти в 1420 году, государство Гарагоюнлу распалось после Гара Юсифа. Умер Гара Искандер, чей сын из-за неправильных действий Гара Искандера и поклонение государству Тимуридов привело его к краху. Его сменил император Хакици. Из-за ошибок своего предшественника Шахрукх Шах, царь государства Тимуридов, первым созвал вечеринку во дворце. Привезли Тимуридов в столицу. Но он пошел на войну со своими врагами Агкоюнлулар. Джаханшах Хакики погиб в битве при Мусе. Гарагоюнлу был почти разрушен. На этот раз к власти пришел Хасанали Мирза, но был убит Узун Хасаном, и государство Гарагоюнлу рухнуло.

Упадок

В 1410 Армения попала под контроль Кара Коюнлу. Основными армянскими источниками, доступными в этот период, являются историк Товма Мецопеци и несколько колофонов современных рукописей. Согласно Товме, хотя Кара Коюнлу взимали высокие налоги с армян, первые годы их правления были относительно мирными, и произошла некоторая реконструкция городов. Однако этот мирный период был разрушен возвышением Кара Искандера, который, как сообщается, превратил Армению в «пустыню» и подверг ее «опустошению и грабежу, резне и плену». Войны Искандера и возможное поражение от Тимуридов вызвали дальнейшие разрушения в Армении, так как многие армяне были взяты в плен и проданы в рабство, а земля подверглась полному разграблению, что вынудило многих из них покинуть регион. Искандер действительно пытался примириться с армянами, назначив одним из своих советников армянина из знатной семьи Рустума.

Когда Тимуриды начали свое последнее вторжение в регион, они убедили Джиханшаха, брата Искандера, обратиться против своего брата. Джиханшах проводил политику преследования армян в Сюнике, и в колофонах к армянским рукописям записано разграбление Татевского монастыря его войсками. Но он тоже стремился к сближению с армянами, раздавая землю феодалам, перестраивая церкви и одобряя перенос резиденции Армянской Апостольской церкви в Католикоса в Эчмиадзинский собор в 1441 году. Несмотря на все это, Джиханшах продолжал нападать на армянские города и брать армянских пленников, поскольку в последние годы неудавшейся борьбы Джиханшаха с Ак-Коюнлу страна пережила дальнейшие разрушения.

Джахан Шах заключил мир с тимуридами Шахрукх Мирза ; однако вскоре это развалилось. Когда Шахрух Мирза умер в 1447 году, туркмены Кара-Коюнлу аннексировали части Ирака и восточное побережье Аравийского полуострова, а также западный Иран, контролируемый Тимуридами. Хотя во время его правления было завоевано много территории, правление Джахан-шаха было обеспокоено его мятежными сыновьями и почти автономными правителями Багдада, которых он изгнал в 1464 году. В 1466 году Джахан-шах попытался захватить Диярбакыр у Ак Коюнлу («Белые овцы туркмены»), однако, это был катастрофический провал, приведший к смерти Джахан Шаха и краху контроля туркмен Кара Коюнлу на Ближнем Востоке. К 1468 году, на пике своего развития при Узун Хасане (1452–1478), Ак Коюнлу победил Кара Коюнлу и завоевал Ирак, Азербайджан и западный Иран.

Религия

Согласно Р. Куиринг-Зохе в Encyclopædia Iranica:

Аргумент о том, что существует явный контраст между суннизмом unq Qoyunlū и шиитизмом Кара Коюнлу и Сафавия основаны в основном на более поздних сефевидских источниках и должны считаться сомнительными.

C. Э. Босуорт в «Новые исламские династии» заявляет:

Что касается религиозной принадлежности Кара Коюнлу, хотя некоторые из более поздних членов семьи носили имена шиитского типа, и иногда встречались легенды о шиитских монетах, там не кажется убедительным доказательством явных симпатий к шиитам среди многих туркмен элементов того времени.

Мавзолей туркменских эмиров

Остатки одного из самых выдающихся памятников, построенных династией Кара Коюнлу сегодня в окрестностях армянской столицы мавзолей эмиров Кара-Коюнлу. Туркменистан и Армения способствуют восстановлению и сохранению этого средневекового памятника архитектуры.

Архитектура

См. Также

Примечания

Цитированные работы

Дополнительная литература

  • Босворт, Клиффорд. Новые исламские династии, 1996.
  • ( на армянском) Хачикян, Левон. ԺԵ դարի հայերեն ձեռագրերի հիշատակարաններ, մաս 1 (F Армянские колофоны XV века, часть 1). Ереван, 1955.
  • Морби, Джон. Оксфордские династии мира, 2002.
  • Санджан, Аведис К. Колофоны армянских рукописей, 1301-1480: Источник для истории Ближнего Востока, выбранный, переведенный и аннотированный Аведисом К. Санджяном. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1969.
Последняя правка сделана 2021-05-25 11:55:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте