Камаль ад-Дин аль-Фариси | |
---|---|
Родился | 1265 |
Умер | 12 января 1318 года |
Регион | Персидский ученый |
Школа | Персидская наука. |
Основные интересы | Оптика, физика, математика, наука |
Влияния | |
Камаль ад-Дин Хасан ибн Али ибн Хасан аль-Фариси или Абу Хасан Мухаммад ибн Хасан (1267–12 января 1319, долгое время считалось 1320 годом).)) (перс : كمالالدين فارسی) был персидским мусульманским ученым. Он сделал два важных вклада в науку: один в оптике, другой в теории чисел. Фариси был учеником астронома и математика Кутб ад-Дина аль-Ширази, который, в свою очередь, был учеником Насира ад-Дина Туси.
Согласно Encyclopædia Iranica, Камаль ад-Дин был наиболее известным персидским автором оптики.
рукописи автографа Камаль ад-Дина аль-Фариси в журнале Optics, Tanqih аль-Маназир, 1309 г. н.э., Коллекция Адилнора.Его работа в области оптики была вызвана заданным ему вопросом о преломлении света. Ширази посоветовал ему обратиться к Книге оптики из Ибн аль-Хайсама (Альхасен), и Фариси так глубоко изучил этот трактат, что Ширази предложил ему написать то, что по сути является переработка этого главного произведения, получившего название «Танки». Сам Кутб ад-Дин аль-Ширази в то время писал комментарии к произведениям Авиценны.
Фариси известен тем, что дал первое математически удовлетворительное объяснение радуги и объяснил природу цветов, которые реформировали теорию Ибн аль-Хайсама Альхазена. Фариси также «предложил модель, в которой луч света от солнца дважды преломлялся каплей воды, при этом одно или несколько отражений происходили между двумя преломлениями». Он подтвердил это посредством обширных экспериментов с использованием прозрачной сферы, наполненной водой, и камеры-обскуры.
. Его исследования в этом отношении были основаны на теоретических исследованиях в области диоптрии, проводимых на так называемой Пылающей Сфере (аль-Кура аль-Мухрика) в традиции Ибн Сахля (ум. ок. 1000 г.) и Ибн аль-Хайсама (ум. ок. 1041 г.) после него. Как он отметил в своей книге «Китаб Танких аль-Маназир» («Пересмотр оптики»), Фариси использовал большой прозрачный стеклянный сосуд в форме сферы, наполненный водой, чтобы получить экспериментальную крупномасштабную модель капля дождя. Затем он поместил эту модель в камеру-обскура , которая имеет контролируемую апертуру для введения света. Он проецировал свет на сферу и, в конечном итоге, с помощью нескольких проб и подробных наблюдений за отражениями и преломлениями света пришел к выводу, что цвета радуги являются феноменом разложения света. Его исследование имело резонанс с исследованиями его современника Теодориха Фрайбергского (без каких-либо контактов между ними; хотя они оба опирались на наследие Ибн аль-Хайсама ), а позднее с эксперименты Декарта и Ньютона в диоптрии (например, Ньютон провел аналогичный эксперимент в Тринити-колледже, но с использованием призмы, а не сферы).
Фаризи внес ряд важных вкладов в теорию чисел. Его самая впечатляющая работа по теории чисел - это дружеские числа. В Tadhkira al-ahbab fi bayan al-tahabb («Меморандум для друзей о доказательстве дружелюбия») представлен принципиально новый подход ко всей области теории чисел, представляющий идеи, касающиеся факторизации и комбинаторной методы. Фактически подход Фариси основан на уникальном разложении целого числа на степени простых чисел. В то время как греческий математик Евклид сделал первый шаг на пути к существованию факторизации простых чисел, аль-Фариси сделал последний шаг и впервые сформулировал фундаментальную теорему арифметики.
1. Asas al-qawa'id fi usul al-fawa'id (Основа правил в принципах использования), который состоит из введения и пяти глав, посвященных арифметике, нотариальным правилам и правилам продажи, площадям поверхностей и твердых тел, а также последние два эссе по алгебре. Книга представляет собой комментарий к трактату, который Аль-Бахаи использует в арифметических правилах.
2. Танки аль-Маназир (арабский: تنقيح المناظر; Пересмотр оптики Ибн аль-Хайсама). Он завершил написание этой книги в Рамадан 708 г. (Февраль-март 1309 г.). Обнаружен манускрипт с автографом этого произведения. До открытия, дата завершения Tanqih был спорным, размещенными с когда-то до 1290 (М. Назиф) в 1302 году после того, как, но перед смертью Кутб ад-Дин Ширази в 710/1311 (Видемана).
3. Тадхкира аль-ахбаб фи баян ат-тахабб (Меморандум для друзей о доказательстве дружелюбия)
4. Аль-Басаир фи 'илм аль-маназир («Взгляд в науку об оптике»), учебник для студентов, изучающих оптику, излагающий заключение Танки без доказательств или экспериментов. Он завершил написание этой книги в 708 г. (1309 г. н.э.).