Камал аль-Дин аль-Фариси

редактировать
Камаль ад-Дин аль-Фариси
Родился1265
Умер12 января 1318 года
РегионПерсидский ученый
Школа Персидская наука.
Основные интересыОптика, физика, математика, наука
Влияния

Камаль ад-Дин Хасан ибн Али ибн Хасан аль-Фариси или Абу Хасан Мухаммад ибн Хасан (1267–12 января 1319, долгое время считалось 1320 годом).)) (перс : كمال‌الدين فارسی) был персидским мусульманским ученым. Он сделал два важных вклада в науку: один в оптике, другой в теории чисел. Фариси был учеником астронома и математика Кутб ад-Дина аль-Ширази, который, в свою очередь, был учеником Насира ад-Дина Туси.

Согласно Encyclopædia Iranica, Камаль ад-Дин был наиболее известным персидским автором оптики.

рукописи автографа Камаль ад-Дина аль-Фариси в журнале Optics, Tanqih аль-Маназир, 1309 г. н.э., Коллекция Адилнора.
Содержание
  • 1 Оптика
  • 2 Теория чисел
  • 3 Работы
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Оптика
Колофон Аль-Басаир фи 'ильм аль-Басаир, скопированный в 731 HE из оригинальной рукописи Камаль ад-Дина, говорится, что настоящее имя Камаль ад-Дина - аль-Хасан ибн Али ибн аль-Хасан, и он завершил работу в 708 г. Писец также утверждает, что Камаль ад-Дин умер 19 зу аль-Каада 718 г. (12 января 1319 г.)

Его работа в области оптики была вызвана заданным ему вопросом о преломлении света. Ширази посоветовал ему обратиться к Книге оптики из Ибн аль-Хайсама (Альхасен), и Фариси так глубоко изучил этот трактат, что Ширази предложил ему написать то, что по сути является переработка этого главного произведения, получившего название «Танки». Сам Кутб ад-Дин аль-Ширази в то время писал комментарии к произведениям Авиценны.

Фариси известен тем, что дал первое математически удовлетворительное объяснение радуги и объяснил природу цветов, которые реформировали теорию Ибн аль-Хайсама Альхазена. Фариси также «предложил модель, в которой луч света от солнца дважды преломлялся каплей воды, при этом одно или несколько отражений происходили между двумя преломлениями». Он подтвердил это посредством обширных экспериментов с использованием прозрачной сферы, наполненной водой, и камеры-обскуры.

. Его исследования в этом отношении были основаны на теоретических исследованиях в области диоптрии, проводимых на так называемой Пылающей Сфере (аль-Кура аль-Мухрика) в традиции Ибн Сахля (ум. ок. 1000 г.) и Ибн аль-Хайсама (ум. ок. 1041 г.) после него. Как он отметил в своей книге «Китаб Танких аль-Маназир» («Пересмотр оптики»), Фариси использовал большой прозрачный стеклянный сосуд в форме сферы, наполненный водой, чтобы получить экспериментальную крупномасштабную модель капля дождя. Затем он поместил эту модель в камеру-обскура , которая имеет контролируемую апертуру для введения света. Он проецировал свет на сферу и, в конечном итоге, с помощью нескольких проб и подробных наблюдений за отражениями и преломлениями света пришел к выводу, что цвета радуги являются феноменом разложения света. Его исследование имело резонанс с исследованиями его современника Теодориха Фрайбергского (без каких-либо контактов между ними; хотя они оба опирались на наследие Ибн аль-Хайсама ), а позднее с эксперименты Декарта и Ньютона в диоптрии (например, Ньютон провел аналогичный эксперимент в Тринити-колледже, но с использованием призмы, а не сферы).

Число теория

Фаризи внес ряд важных вкладов в теорию чисел. Его самая впечатляющая работа по теории чисел - это дружеские числа. В Tadhkira al-ahbab fi bayan al-tahabb («Меморандум для друзей о доказательстве дружелюбия») представлен принципиально новый подход ко всей области теории чисел, представляющий идеи, касающиеся факторизации и комбинаторной методы. Фактически подход Фариси основан на уникальном разложении целого числа на степени простых чисел. В то время как греческий математик Евклид сделал первый шаг на пути к существованию факторизации простых чисел, аль-Фариси сделал последний шаг и впервые сформулировал фундаментальную теорему арифметики.

Работы

1. Asas al-qawa'id fi usul al-fawa'id (Основа правил в принципах использования), который состоит из введения и пяти глав, посвященных арифметике, нотариальным правилам и правилам продажи, площадям поверхностей и твердых тел, а также последние два эссе по алгебре. Книга представляет собой комментарий к трактату, который Аль-Бахаи использует в арифметических правилах.

2. Танки аль-Маназир (арабский: تنقيح المناظر; Пересмотр оптики Ибн аль-Хайсама). Он завершил написание этой книги в Рамадан 708 г. (Февраль-март 1309 г.). Обнаружен манускрипт с автографом этого произведения. До открытия, дата завершения Tanqih был спорным, размещенными с когда-то до 1290 (М. Назиф) в 1302 году после того, как, но перед смертью Кутб ад-Дин Ширази в 710/1311 (Видемана).

3. Тадхкира аль-ахбаб фи баян ат-тахабб (Меморандум для друзей о доказательстве дружелюбия)

4. Аль-Басаир фи 'илм аль-маназир («Взгляд в науку об оптике»), учебник для студентов, изучающих оптику, излагающий заключение Танки без доказательств или экспериментов. Он завершил написание этой книги в 708 г. (1309 г. н.э.).

См. Также
Примечания
Дополнительная литература
  • А.Г. Агаргюн и К.Р. Флетчер, «Аль-Фариси и фундаментальная теорема арифметики», Historia Mathematica, 21 (1994), 162–173.
  • M. Нахиф, аль-Хасан б. аль-Хайям, 2 тома, Каир, 1942–43.
  • H.G. Топдемир, «Объяснение радуги Камал ад-Дином», Журнал гуманитарных и социальных наук, 2 (2007), 75–85. ISSN 1818-4960. IDOSI Publications, 2007.
  • Рошди Рашед, Развитие арабской математики: между арифметикой и алгеброй (Лондон, 1994).
  • Рошди Рашед, Entre arithmétique et algèbre: Recherches sur l'histoire des mathématiques arabes (Париж, 1984).
  • Рошди Рашед, «Материалы для изучения истории дружественных чисел и комбинаторного анализа (арабский)», J. Hist. Arabic Sci., 6 (1982), 278–209.
  • Roshdi Rashed, «Nombres amiables, party aliquotes et nombres figurés aux XIIIème et XIVème siècles», Архив истории точных наук, 28 (1983), 107–147.
  • Рошди Рашед, «Модель прозрачной сферы и объяснение арк-эн-си: Ибн аль-Хайтам - аль-Фариси ", Revue d'histoire des Sciences, 22 (1970), 109–140.
  • Moustafa Mawaldi, l 'Algèbre de Kamal al-Din al-Farisi, presentée par Moustafa Mawaldi sous la direction de Monsieur le Professeur Roshdi Rashed. 1989, Université de la Sorbonne Nouvelle, Париж.
  • Nader El-Bizri, 'Ibn al-Haytham et le problème de la couleur', Oriens-Occidens: Cahiers du center d'histoire науки и философии арабских и медицинских, CNRS 7 (2009), 201–226.
  • Надер Эль-Бизри, «Метеорологическая оптика Гроссетеста: экспликации феномена радуги по Ибн аль-Хайсам », в Роберт Гроссетест и стремление к религиозным и научным знаниям в средние века, ред. Дж. Каннингем и М. Хокнулл (Дордрехт: Springer, 2016), 21-39
  • E. Видеманн, "Eine Zeichnung des Auges", Zentralblatt für Augenheilkunde, 34(1910).
  • Tanqīḥ al-manāer, MS Istanbul, Topkapı Kütüphanesi, Ahmet III 3340 (скопировано в Нишапур, 15 716/1316)
  • изд. Как Ketāb Tanqīḥ al-manāẓer le-awī al-abṣār wa'l-baṣāʾer, 2 vols, Hyderabad (Deccan), 1347–48 / 1928–30 (это издание не использовать рукопись Топкапы и содержит ошибки как в тексте, так и на диаграммах).
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 11:12:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте