Калмыцкое ханство. Хальмг хана улс | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1630–1771 | |||||||||||
Флаг Знамя предоставлено Елизавета Русская Дондук Даши в качестве хана Калмыкии | |||||||||||
Калмыцкое ханство в 17 веке | |||||||||||
Статус | Ханство | ||||||||||
Столица | резиденция Аюка-хана (1697–1724) | ||||||||||
Общие языки | калмыцкий, русский | ||||||||||
Религия | Тибетский буддизм (Гелуг, Карма Кагью ) | ||||||||||
Правительство | |||||||||||
• умер 1644 | Хо Орлук | ||||||||||
• 1669–1724 | Аюка Хан | ||||||||||
История | |||||||||||
• Дата основания | 1630 | ||||||||||
• Присоединен Россией | 1771 | ||||||||||
|
Калмыцкое ханство (Калмыцкое : Хальмг хана улс) было Ойратское ханство в евразийской степи. Распространилось на современную Калмыкию и прилегающие территории Северного Кавказа, в том числе Ставрополь и Астрахань. Дурин Получив независимость, калмыки совершили набеги и вступили в союз с Россией, в свою очередь, участвуя в многочисленных военных экспедициях против крымских татар, Османской империи, соседних мусульманских племен и горцев Северный Кавказ. Ханство было присоединено к Российской империи в 1771 году.
По прибытии в нижнее Поволжье в 1630 г. ойраты расположились лагерем на земле, которая когда-то была часть Астраханского ханства, но затем на нее претендовало царское правительство. Район был малонаселенным, от юга Саратова до русского гарнизона в Астрахани, а также на восточном и западном берегах реки Волги. Царское правительство не было готово к колонизации этого района и не могло помешать ойратам расположиться лагерем в этом регионе, но оно имело прямой политический интерес в обеспечении того, чтобы ойраты не вступили в союз со своими тюркоязычными соседями.
Ойраты быстро укрепили свои позиции, изгнав большую часть коренных жителей, ногайскую Орду. Большие группы ногайцев бежали на юго-восток, на равнину Северного Кавказа, и на запад, в степи на Черном море, на земли, на которые претендовало Крымское ханство, которое само было вассалом или союзником турок-османов. Меньшие группы ногайцев искали защиты у русского гарнизона в Астрахани. Остальные кочевые племена стали вассалами ойратов.
Сначала между русскими и ойратами существовали непростые отношения. Взаимные набеги ойратских поселений на русские поселения и казаков и башкир (мусульманские вассалы русских) на ойратские лагеря были обычным делом. Многочисленные клятвы и договоры были подписаны, чтобы гарантировать лояльность ойратов и военную помощь. Хотя ойраты стали подданными царя, такая преданность ойратов считалась номинальной.
На самом деле ойраты управляли собой в соответствии с документом, известным как Великий Кодекс Кочевников (Ики Цааджин Бичиг). Кодекс был обнародован в 1640 году ими, их братьями в Джунгарии и некоторыми восточными монголами, которые собрались у гор Тарбагатай в Джунгарии, чтобы разрешить свои разногласия и объединиться под знаменем секты Гелугпа. Хотя цель объединения не была достигнута, лидеры саммита ратифицировали Кодекс, который регулировал все аспекты кочевой жизни.
Укрепив свое положение, ойраты стали приграничной державой, часто вступая в союз с царским правительством против соседнего мусульманского населения. В эпоху Аюка-хана ойраты приобрели политическую и военную известность, поскольку царское правительство стремилось к более широкому использованию ойратской кавалерии для поддержки своих военных кампаний против мусульманских держав на юге, таких как Персия, Османская империя, ногайцы и кубанские татары и Крымское ханство. Аюка-хан также вел войны против казахов, покорил мангышлак туркмен и совершил несколько походов против горцев Северного Кавказа. Эти кампании подчеркнули стратегическое значение Калмыцкого ханства, которое функционировало как буферная зона, разделявшая Россию и мусульманский мир, когда Россия вела войны в Европе, чтобы утвердиться в качестве европейской державы.
Чтобы способствовать освобождению ойратских кавалеристов для поддержки своих военных кампаний, царское правительство все больше полагалось на денежные выплаты и сухие товары ойрат-хану и ойратской знати. В этом отношении царское правительство относилось к ойратам так же, как и к казакам. Предоставление денежных выплат и галантереи, однако, не остановило взаимных набегов, и в некоторых случаях обе стороны не выполнили своих обещаний.
Еще одним важным стимулом, который царское правительство предоставило ойратам, были тарифы. свободный доступ на рынки приграничных городов России, где ойратам разрешалось обменивать свои стада и предметы, полученные из Азии и соседей-мусульман, на российские товары. Торговля также велась с соседними турецкими племенами под контролем России, такими как татары и башкиры, смешанные браки с которыми стали обычным явлением. Это торговое соглашение давало ойрат тайиши, нойоны и зайсанги существенные денежные и прочие выгоды.
Фред Адельман описал эту эпоху как Пограничный период, продолжавшийся от прихода Торгута под Хо Орлуком в 1630 году до конца великого ханства потомка Хо Орлука, Аюка Хана, в 1724 году. небольшие заметные аккультурационные изменения (Адельман, 1960: 14-15):
В эпоху Аюка-хана Калмыцкое ханство достигло пика своей военной и политической мощи. Ханство пережило экономическое процветание благодаря свободной торговле с российскими приграничными городами, Китаем, Тибетом и их мусульманскими соседями. В это время Аюка Хан также поддерживал тесные контакты со своими ойратскими родственниками в Джунгарии, а также с Далай-ламой в Тибете.
Исторически западно-монгольские племена идентифицировали себя по своим племенным названиям. Скорее всего, в XV веке четыре основных западно-монгольских племени образовали союз, приняв в качестве собирательного названия «Дёрбен ойрат». После распада союза западно-монгольские племена стали называть просто «ойратами». В начале 17 века возникло второе великое ойратское государство, получившее название Джунгарское ханство. В то время как джунгары (первоначально племена чорос, дербет и хойт) основывали свою империю в Западной Внутренней Азии, хошуты основывали Хошутское ханство в Тибете, защищая секту Гелугпа от ее врагов, а торгуты образовали Калмыцкое ханство в нижнем течении Волги область.
После лагеря ойраты стали называть себя «калмыками». Это имя якобы было дано им их соседями-мусульманами, а затем использовалось русскими для их описания. Ойраты использовали это имя в своих отношениях с чужаками, а именно со своими русскими и мусульманскими соседями. Но они продолжали называть себя своей племенной, клановой или другой внутренней принадлежностью.
Однако название калмык не сразу было принято всеми ойратскими племенами нижнего Поволжья. Еще в 1761 году хошуты и джунгары (беженцы из империи Цин) называли себя и торгутов исключительно ойратами. Торгуты, напротив, использовали название калмык для себя, а также для хошутов и джунгаров.
В целом европейские ученые идентифицировали всех западных монголов в совокупности как калмыков, независимо от их местонахождения (Рамстедт, 1935: v-vi). Такие ученые (например, Себастьян Мюнстер) полагались на мусульманские источники, которые традиционно использовали слово калмык для уничижительного описания ойратов. Но ойраты Китая и Монголии расценили это имя как оскорбительный термин (Haslund, 1935: 214-215). Вместо этого они используют имя ойрат или го по своим племенным именам, например, Хошут, Дербет, Чорос, Торгут, Хойт, Баид, Мингат и т. Д. (Анучин, 1914: 57).
Со временем потомки ойратских переселенцев в низовьях Поволжья приняли название калмык, независимо от их местонахождения: Астрахань, Донское казачество, Оренбург, Ставрополь, Терек и Урал. Другое общепринятое название - Улан Залата или «красные застегнутые» (Адельман, 1960: 6).
После смерти Аюка-хана в 1724 году политическая ситуация среди калмыков стала нестабильной, так как различные группировки стремились получить признание хана. Царское правительство также постепенно отказывалось от автономии Калмыцкого ханства. Эта политика, например, поощряла создание русских и немецких поселений на пастбищах, которые калмыки использовали, чтобы кочевать и кормить свой скот. Кроме того, царское правительство наложило совет на калмыцкого хана, тем самым ослабив его власть, продолжая при этом ожидать, что калмыцкий хан предоставит кавалерийские отряды для сражений от имени России. Русская православная церковь, напротив, вынудила многих калмыков принять православие. К середине 17 века калмыки все больше разочаровывались в посягательстве поселенцев и вмешательстве в его внутренние дела.
Зимой 1770-1771 гг. Убаши-хан, правнук Аюка-хана и последнего калмыцкого хана, решил вернуть свой народ на их исконную родину, Джунгарию, находившуюся тогда под властью контроль династии Цин. Далай-лама попросил его благословения и назначил дату отъезда. Посмотрев на астрологическую карту, Далай-лама назначил дату возвращения, но в момент отъезда ослабление льда на Волге позволило уехать только тем калмыкам, которые бродили по восточному берегу. Те, кто находился на правом берегу, были вынуждены остаться.
Под предводительством Убаши-хана около 200 000 калмыков начали путь со своих пастбищ на левом берегу Волги в Джунгарию. Примерно пять шестых племени торгутов последовали за Убаши-ханом. Большинство хошутов, чоросов и хойтов также сопровождали торгутов в их путешествии в Джунгарию. Племя Дербет, напротив, решило вообще не ехать. Калмыки, переселившиеся на территорию Цин, стали известны как торгуты. В то время как первой фазой их движения стали Старые торгуты, Цин назвал более поздних торгутских иммигрантов «Новым торгутом». Размер уходящей группы по разным оценкам составляет 169 000 человек, возможно, около шести миллионов животных (крупный рогатый скот, овцы, лошади, верблюды и собаки). Около 70 000 выживших, охваченных набегами, жаждой и голодом, добрались до Джунгарии.
Не сумев остановить бегство, Екатерина Великая упразднила Калмыцкое ханство, передав все правительственные полномочия губернатору Астрахань. Титул хана был отменен. Наивысшим оставшимся местным правящим постом был вице-хан, который также признавался правительством как высший из калмыцких князей. Назначив вице-хана, царское правительство навсегда стало решающей силой в калмыцком правительстве и делах.