Калева в аэропорту Мальми в конце 1930-х годов. | |
Происшествие | |
---|---|
Дата | 14 июня 1940 г. |
Краткое содержание | Обстрел авиалайнера |
Зона | около маяка Кери, Залив Финляндия. 59 ° 47'1 ″ N 25 ° 01′6 ″ E / 59,78361 ° N 25,01833 ° E / 59,78361; 25.01833 |
Тип самолета | Junkers Ju 52 -3 / mge |
Название самолета | Kaleva |
Оператор | Aero O / Y |
Регистрация | OH -ВСЕ |
Пункт отправления | Аэропорт Юлемисте |
Пункт назначения | Аэропорт Хельсинки-Мальми |
Пассажиры | 7 |
Экипаж | 2 |
Погибшие | 9 |
Выжившие | 0 |
Калева был гражданским Junkers Ju 52 пассажирско-транспортный самолет, принадлежащий финскому перевозчику Aero O / Y. Самолет был сбит двумя советскими бомбардировщиками «Ильюшин» ДБ-3 в мирное время между Советским Союзом и Финляндией 14 июня 1940 г., когда летел из Таллинн в Хельсинки, все девять на борту погибли. Номер рейса по маршруту - 1631.
Через несколько минут после вылета из Таллинна к самолету Aero Flight 1631 с близкого расстояния присоединились два советских DB-3T Торпедоносцы. Бомбардировщики открыли огонь из пулеметов и сильно повредили Калеву, в результате чего она упала в воду в нескольких километрах к северо-востоку от маяка Кери. Все девять пассажиров и членов экипажа на борту погибли.
Эстонские рыбаки стали свидетелями атаки и крушения самолета. Вскоре после крушения советская подводная лодка Щ-301 (Щ-301) всплыла и обследовала рыбацкие лодки. После конфискации предметов, взятых рыбаками из места крушения, Советы забрали дипломатическую почту с места крушения и из моря. Будущий лучший финский пилот Илмари Юутилайнен был отправлен осмотреть место крушения. После того, как Советы заметили финский самолет, подводная лодка спрятала свой флаг.
На момент инцидента Финляндия не воевала с Советским Союзом. Атака, вероятно, была частью советских приготовлений к полномасштабной оккупации Эстонии, которая произошла через два дня после инцидента в Калеве, 16 июня 1940 года. Оккупации в течение нескольких дней предшествовала советская авиация. и военно-морская блокада, которая включала предотвращение отправки дипломатической почты из Эстонии за границу. Среди пассажиров последнего рейса «Калева» были два немецких бизнесмена, два французских курьера посольства, один швед, американский курьер и эстонка. У французских курьеров в самолете было более 120 килограммов (260 фунтов) дипломатической почты. Сообщается, что американский курьер перевозил военные кодексы США в безопасное место из Эстонии.
правительство Финляндии не отправляло никаких жалоб или вопросов Советскому Союзу из-за опасения враждебной реакции Советского Союза, и истинная причина крушения была скрыта от общественности. Это произошло из-за сильного давления, оказанного на Финляндию во время временного мира со стороны СССР. После начала войны-продолжения этот инцидент был подробно описан правительством.
Отчет командира Щ-301 Г. Гольдберга об инциденте, хранящийся в Российском государственном военно-морском архиве, начинается с сообщения о финском самолете, летевшем из Таллинн - Хельсинки, 14 июня 1940 года, 15.05. Согласно сообщению, самолет преследовали два советских высокоскоростных бомбардировщика Туполев СБ. В 15.06 финский самолет загорелся и упал в море в 9,3 км от подводной лодки. В 15.09 подводная лодка взяла курс на место крушения и к 15.47 добралась до места крушения. Подводную лодку встретили три эстонских рыбацких лодки возле обломков самолета. Эстонских рыбаков обыскали лейтенанты Аладжанов, Крайнов и Шевченко. Все ценности, найденные у рыбаков и в море, были доставлены на борт субмарины: в том числе около 100 кг (220 фунтов) дипломатической почты, ценности и иностранная валюта. В 15.58 был замечен финский истребитель, направлявшийся к подводной лодке. Самолет сделал три круга над площадкой и затем улетел в сторону Хельсинки. Точные координаты места крушения были определены как 59 ° 47′1 ″ с.ш., 25 ° 01′6 ″ в.д. / 59,78361 ° с.ш., 25,01833 ° в.д. / 59,78361; 25.01833.
В рапорте капитана А. Матвеева говорится, что на борту «Щ-301» 14 июня 1940 года в 15.06 на расстоянии 9,3 км от подводной лодки было замечено падение самолета. На месте крушения были обнаружены три эстонских рыбацких лодки и останки самолета. В 15.58 финский истребитель сделал три круга над местом крушения. К 16.10 все предметы, найденные в море и из рук рыбаков, были доставлены на борт подводной лодки. Среди отправлений - около 100 кг (220 фунтов) дипломатической почты, а также ценные вещи и валюта, в том числе: 1) две золотые медали, 2) 2000 финских марок, 3) 10.000 румынских леев, 4) 13,500 французских франков, 5) 100 югославских динаров, 6) 90 итальянских лир, 7) 75 долларов США, 8) 521 советских рублей, 9) 10 эстонских крон. Все предметы были доставлены на борт патрульного катера Снег и отправлены Кронштадт.
Национальности | Пассажирам | Экипаж |
---|---|---|
Финляндия | 2 | |
Франция | 2 | |
Германия | 2 | |
Эстония | 1 | |
Швеция | 1 | |
США | 1 | |
Всего | 7 | 2 |
Самолет пилотировал капитан Бо фон Виллебранд, а оператором беспроводной связи был Тауно Лаунис. Американской жертвой стал Генри У. Энтейл младший, младший брат известного композитора Джорджа Энтейла. Антейл работал клерком в посольстве США в Хельсинки. В 2007 году он был удостоен чести за службу на церемонии в Государственном департаменте США. Его имя было написано на Стене почета Государственного департамента США.
Убийство Калевы - центральное событие в трилогии романов (Шлюхи, 2015-2018) эстонского автора Март Сандер и в одноименном сериале (2018). Книга следует теории, согласно которой Генри Антейлу (которого в сериале играет) было поручено перевезти последнее оставшееся золото из эстонского золотого хранилища (11 слитков) в Финляндию всего за несколько дней до начала советской оккупации. В самолете было 227 килограммов дипломатического багажа. Другая теория предполагает, что приказы исходили непосредственно от Сталина, который был убежден, что президент Эстонии Константин Пятс пытался бежать из страны.
| coauthors =
()