Календжинский фольклор

редактировать

Календжинский фольклор состоит из народных сказок, легенд, песни, музыка, танцы, народные верования и традиции, передаваемые календжинскими говорящими сообществами, часто передаваемые из поколения в поколение из уст в уста.

Содержание

  • 1 Мифология
  • 2 Рассказ о происхождении
  • 3 Места и предметы
    • 3.1 Гора Киптебер
  • 4 Существа и легендарные персонажи
    • 4.1 Чепталель
    • 4.2 Илат
    • 4.3 Тапнаи и Кинго
    • 4.4 Керит
    • 4.5 Дингонек
    • 4.6 Тапкенди
    • 4.7 Кипкени
  • 5 Источники

Мифология

Рассказ о происхождении

Проф. Ciarunji Chesaina (1991) записал рассказ о происхождении, известном как «семь братьев», в котором говорится о происхождении народа календжин.

... Давным-давно жил очень бедный человек. Он решил покинуть свою страну на севере и искать место получше. Эта страна называлась Эметаб Бургей, потому что здесь было очень жарко. Он путешествовал по большой реке, пока не подошел к очень большому озеру. Находясь на озере, он молился солнцу Асису о помощи из своей бедности. Вдруг ему дали очень много скота, а также жену. Вскоре после женитьбы на этой жене у мужчины родилось семеро сыновей.

— Кибет арап Силе (Керичо), ок. 60 лет в 1991 году

Далее рассказывается, что этот человек возгордился, и в результате его сыновья оставили его, и даже его жена ушла от него к тому, у кого было больше коров. Сыновья уехали и основали свои собственные семьи, и сегодня эти семьи превратились в различные календжинские общины.

Места и вещи

Каледжины и другие пасторальные и более широкие восточноафриканские общины находят глубокое значение в особенностях ландшафта, поскольку именно по ним они связаны со своими предками и, следовательно, со своей историей. Некоторые популярные легенды, основанные на особенностях ландшафта, включают:

Гора Киптебер

Холм Киптебер (часто также называемый Гора Киптебер) - это скалистый холм, расположенный на границе Эльгейо-Мараквет и уездов Покот. Он находится примерно в пяти километрах от хребта Черангани. Холм выступает над равниной, и с одной стороны у него довольно крутой обрыв, обращенный к округу Западный Покот, а с другой стороны он постепенно спускается к округу Эльгейо Мараквет. Его форма ассоциируется с горбом быка-зебу. Местная легенда гласит, что холма изначально там не было и что когда-то он упал с неба.

Легенда о «камнепаде в Киптебере» часто рассказывается в северных общинах Календжин, и тем более в Сообщества Мараквет и Покот. Иногда сказку называют «что говорит эта птица?». В повествовании говорится, что давным-давно в этом районе жили две общины, которые проводили церемонии. Один из них часто ассоциируется с кланом Талаи. По мере того, как празднование продолжалось, среди гуляк появилась ворона и предупредила о трех днях, которые большинство присутствовавших на вечеринке проигнорировали. Предупреждение заключалось в том, что они должны покинуть вечеринку, так как большой камень вот-вот упадет с неба. Однако некоторые люди, по некоторым данным, одна беременная женщина послушала ворона и ушла. Как раз вовремя, потому что случилось так, что с неба упал огромный камень и раздавил всех, кто еще был на вечеринке. Считается, что эту скалу можно увидеть там, где она упала, и сегодня она называется гора Киптебер.

Существа и легендарные персонажи

Керит - мифологическое существо из фольклора Календжин, которое стало хорошо известно в других частях мира, в основном через жанры популярной культуры и фэнтези. Однако есть ряд других святых, легендарных фигур и мифических существ, которые фигурируют в фольклоре Календжин, в том числе некоторые из них;

Чепталель

Молитва Чепталела

Чепталель (также Чепталил) - героиня, найденная в фольклоре разделов Кипсигис и Нанди Календжинцы Кении. Она стала народным героем в результате того, что ее принесли в жертву (фактически или символически), чтобы спасти секции Календжин от засухи, опустошавшей их землю.

В легенде наступило время, когда дождь на много лет исчез, что привело к сильной засухе, и старейшины собрались на собрание, чтобы решить, что им делать. Было решено, что молодая девушка будет предложена или пойдет в жертву хозяину неба, чтобы он позволил пролить дождь. Таким образом, была выбрана молодая девственница, которая отправилась к водоему (обычно в дом Илата), чтобы помолиться о дожде.

Ее парень узнал о плане и решил тайком следовать за ней, пока она выполняла свою миссию. Когда она подошла к озеру (по некоторым данным, к водопаду), она стояла на берегу и пела свой призыв к дождю.

Пока она пела, пошел дождь, а когда она снова пела, пошел дождь. Когда она пела в третий раз, пошел сильный дождь, и в то же время Илат в виде молнии ударил, но прежде чем он смог поймать девушку, ее парень выскочил из своего укрытия и убил Илата, спасая Чепталела.

Илат

Илат / Илет - персонаж из календжинской мифологии, который обычно фигурирует в календжинских сказках. Он ассоциируется с громом и дождем и, как говорят, населяет глубокие бассейны и водопады, а радуга - это его выброшенная одежда.

Среди Нанди Илет не-ми и Илет не-я соответственно являются хорошими и плохими богами грома. Грохот грома рядом, говорят, это Илет не-я, пытающийся спуститься на землю, чтобы убить людей, в то время как отдаленный раскат грома - это Илет не-ми, защищающий человека, прогоняя его ради имени.

Разветвленная молния - это меч Илет не-я, в то время как простая молния считается мечом Илет не-ми.

Тапнай и Кинго

Ряд сообщений заявляют, что основатели календжинских говорящих сообществ были известны как Кинго и его жена Тапнаи. Они прибыли в Тулвет'аб Кони из бесплодной негостеприимной земли, известной как Бургей. Они поселились в Кони, где у них было несколько сыновей, которые в свою очередь породили различные группы, говорящие на календжинском языке.

Керит

Медведь Нанди - неподтвержденное животное, обитающее в Восточной Африке. Он получил свое название от народа нанди, который живет на западе Кении, в районе, откуда, по сообщениям, обитает медведь Нанди. Он также известен как Chemisit, Kerit, Koddoelo, Ngoloko или Duba (что происходит от арабских слов dubb или d.abʕ / d.abuʕ для «медведя» и «гиены» соответственно). Самбуру «Нкампит» также является версией этого существа.

Медведь Нанди описывает свирепого, мощно сложенного плотоядного животного с высокими передними плечами (более четырех футов в высоту) и покатой спиной, чем-то похожим на гиену. Некоторые предполагают, что медведи Нанди на самом деле являются неопознанной гиеной или выжившей гигантской гиеной ледникового периода: Карл Шукер утверждает, что выжившая короткомордая хьяена Pachycrocuta brevirostris, вымершие c. За 500 000 лет до настоящего, «очень удовлетворительно объяснили бы эти случаи».

Люди Нанди называют это «керит». Местная легенда гласит, что он ест только мозг своих жертв. О медведях Нанди регулярно сообщали в Кении на протяжении 19 и начала 20 веков. Книги Бернарда Хевельманса «По следам неизвестных животных» и Карла Шукера «В поисках доисторических выживших» содержат наиболее подробные хроники наблюдений медведей Нанди в Распечатать.

Дингонек

Дингонек, известный как таковой Лумбва (т.е. народ Кипсиги ), был существом, о котором говорилось был замечен у озера Виктория в 1910 году охотником на крупную дичь Джоном Альфредом Джорданом и членами его охотничьей группы. Это наблюдение было рассказано товарищем по охоте на крупную дичь Эдгаром Бичером Бронсоном в своих мемуарах 1910 года «На закрытой территории». За этим рассказом последовала статья, опубликованная в 1913 году в Восточноафриканском обществе естествознания Чарльзом Уильямом Хобли, в которой он утверждает, что встречал дальнейшие рассказы о подобных описанных существах. В 1918 году в статье, опубликованной MacLean's, было объявлено, что зверь был недавно обнаруженным видом животных. Однако не было никаких научных доказательств существования этого существа.

В своих мемуарах Бронсон рассказывает о дискуссии в кемпинге с участием этого существа и Джордана. Поразмыслив о окапи, Бронсон сообщает, что Джордан описал свое наблюдение дингонека следующим образом:

Святые святые, но это было зрелище, четырнадцать или пятнадцать футов длиной, с головой большой, как у львицы. но по форме и с отметинами, как у леопарда, два длинных белых клыка торчат прямо из его верхней челюсти, спина широкая, как у бегемота, чешуя, как броненосец, но окрашенная и отмеченная, как леопард, и широкий хвост с плавниками, медленными, ленивыми Шорохи, из которых он легко держался ровно в быстром течении, направился вверх по течению.. Гад! но он был отвратительным старым преследователем кошмара, был тем чудовищем-рыбой, из-за которого вам нужен самолет, чтобы чувствовать себя в безопасности от него; потому что, пока он лежал против меня, я был сброшен на берег именно туда, где он набирал воду, и вокруг меня, в мягкой грязи и суглинке, были отпечатки ног шириной, как у бегемота, но когтистыми, как рептилии, ноги, которые, как вы знали, могли вынести его на берег, и когти, от которых можно было быть уверенным, что ни один человек никогда не сможет вырваться, если они его укусили

— Джон Альфред Джордан - в Бронсоне, 1910

Тапкенди

Популярная героиня фольклора Нанди, выросшая в то время, когда древние пастбища Календжина были заняты масаи. Ее хитрость и храбрость ее сыновей привели к первой победе над масаи, что в конечном итоге привело к отвоеванию плато Уасин Гишу.

Согласно легенде, она жила недалеко от границы земель Нанди и масаи. Однажды она задумала план по возвращению традиционных земель Нанди. Она сняла одежду, обвязала тело травой и пристегнула бубенцы к рукам и ногам. Затем она пошла в масаи-краалы и танцевала как сумасшедшая.

Все в краале думали, что она сошла с ума, смеялись над ней. Однако воины на пастбищах, услышав колокольчики, побежали посмотреть, в чем была причина волнений. Как только скот остался без защиты, сын женщины выскочил из их укрытия и загнал животных в холмы, где к ним присоединились друзья, и воины масаи не осмелились преследовать их.

Женщина одновременно соскользнула с колокольчиков и смогла сбежать. Это была первая проверка, которую масаи получили от нанди, которым в конце концов удалось изгнать их из своих земель.

Два ее сына позже нашли порориет, известный как Капчепкенди.

Кипкени

Кипкени был хорошо известным хитрым волшебником, которому всегда удавалось избежать предсказания искателей волшебников. Некогда популярная поговорка Нанди гласит: «Инге'нгора ке'нгор Кипкени» или «Если я предсказан, то и Кипкени», она часто использовалась человеком, который хвастался тем, что поступил неправильно, и эквивалентен на «Они могли бы так же рассчитывать поймать Кипкени, как и я».

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 10:27:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте