Народ Кадазан

редактировать

Кадазан
Penampang Sabah Kaamatan- Celebrations-2014-07.jpg Мужчина и женщина из Кадазана в костюмах во время празднования Кааматан
Регионы со значительным населением
Малайзия. (Сабах, Лабуан )
Языки
Кадазан, Сабах Малайский, Английский
Религия
Христианство (большинство), Ислам, Анимизм
Родственные этнические группы
Кадазан-Дусун, Дусун, Австронезийские народы

Кадазаны (часть народа Дусун) - это этническая группа коренная штата Сабах в Малайзии. Они обитают в основном в Пенампанге на западном побережье Сабаха, в окрестностях и в различных местах внутри страны.

В результате интеграции культуры и языка, а также политических инициатив, был создан новый термин «Кадазан-Дусун », чтобы объединить их. Вместе они составляют самую большую этническую группу в Сабахе. Кадазан-Дусун был признан Организационные вопросы по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с 2004 года как коренная нация Борнео с задокументированным наследием.

Содержание
  • 1 Происхождение терминала 'Кадазань
  • 2 Расовые особенности
    • 2.1 Генетическое родство
  • 3 Культура
    • 3.1 Кухня
    • 3.2 Музыка и танцы
  • 4 Религия
    • 4.1 Анимизм
  • 5 Исторические верования
    • 5.1 Эпоха Нунук Раганг
    • 5.2 PS Теория Шима
    • 5.3 Кадазан в народной сказке рунгусов
  • 6 Язык
  • 7 Объединение
  • 8 Статус коренного населения
  • 9 См.
  • 10 Ссылки
Происхождение терминала «Кадазан»

Гундохинг Ричард Фрэнсис Тунгголоу провел обширное исследование, озаглавленное «Происхождение и значение терминов« Кадазан »и «Дусун». происхождение термина Кадазан.

Считается ли, что есть доказательства, позволяющие предположить, что этот термин использовался задолго до 1950-х годов. Боболиане или бобохизанцы с Борнео были опрошены, чтобы искать представление об истинном значении терминала «Кадазан». По словам Лотуда Боболиана, Боболиана Одуна Бадина, термин «Кадазан» означает «люди земли». Бобохизан из Пенампанга, Гундохинг Дусия Муджинг, дал аналогичное значение Кадазана и повторил, что этот термин всегда использовался для описания настоящих людей Земли.

Более ста лет Кадазанами правили Султанат Бруней; Кадазан или Кадаян (на языках Лотуд, Кимараган, Ливан и т. Д.) Официально назывались Султанатом как «Оранг Дусун», что означает «люди фруктового сада» на малайском языке. В административном отношении кадазаны были названы султанатом (или, точнее, сборщиками налогов) «Оранг Дусун», но на самом деле «Оранг Дусун» были кадазанами. Отчет об этом факте был сделан в ходе первой переписи, проведенной Компанией Северного Борнео в Сабахе в 1881 году. Административно все кадазаны были отнесены к категории душунцев. Только после создания КСА в 1960 году эта терминология была исправлена ​​и заменена словом «Кадазан». Когда Сабах, Саравак, Сингапур и Малайя образовали Федерацию Малайзии в 1963 году, административно все родившиеся с тех пор душуны назывались кадазанами.

Изначально не было конфликтов в отношении «Кадазан» как идентичности «Оранг Дусун» в период с 1963 по 1984 год. В 1985 году через KDCA (формально называемый KCA) термин «Дусун» был введен после долгих давление со стороны различных сторон, желающих вновь разделить Кадазан и «Оранг Дусун». Это было в степени успешного и стало предвестником падения политической партии государства Парти Берсату Сабах (PBS). PBS через KCA ввела новый термин «Кадазандусун» для обозначения как «Оранг Дусун», так и «Кадазан». Сегодня и Сингапур, и Малайзия признают эту этническую группу как Кадазандусун.

Расовые особенности
Руководство по морфологии лица

Этническая группа Кадазандусун относится к монголоидному человеческому подразделению, в рамках малайско-монголоидной расовой категории, с типом лица, подпадающим в основном под Группы 1. Монголоидное человеческое предназначение относится к группе человека со своими физическими источниками; темный цвет волос, цветовой тип пигментации кожи от желтого до коричневого, цвет темных глаз с другим коричневым оттенком от светлого до темного, а рост колеблется от 150 до 165 см. Малайские монголоиды - это инструмент для обозначения монголоидной расы, населяющей регионы Юго-Восточной Азии до Восточной Азии. Классификация морфологии лица является руководящим принципом определения в области социологии при изучении классификаций человеческого лица с целью определения черт лица каждой расы с целью дифференциации людей по расам.

Генетическое родство

Согласно полногеномным исследованиям генотипа SNP, проведенным группой исследователей генетики человека из Университета Малайзии Сабах (2018 г.), северные борнеон-дусун (Сонсогон, Рунгус, Лингкабау и Мурут) связаны связаны с урожаем Тайваня (Ами, Атаял) и филиппинцев неавстро-меланезийского происхождения (вишайцы, тагалог, илокано, минанубу), а не популяции из других частей острова Борнеоцами.

Культура
Группа людей посещает «Дом черепов» в Культурной деревне Монсопиад в Пенампанге (около Кота-Кинабалу ), Сабах, Малайзия.

Кадазанская культура находится под сильным выращиванием риса, кульминацией которого являются различные деликатесы и алкогольные напитки, приготовленные с помощью различных процессов домашнего брожения. Тоомис и линута - основные продукты рисования, используемые в населенных пунктах Кадазана, основные продуктом общественного собрания и церемоний в Кадазане.

Самым важным праздником кадазанов является Кааматан или праздник урожая, когда после года урожая почитают рисовых полей. Это происходит в мае, а два последних дня месяца - государственные праздники на всей территории Сабаха. Во время празднования самым знаменитым событием коронация Ундук Нгадау, королевы красоты праздника урожая. За этот титул борются молодые женщины Кадазанского, Дусунского, Мурутского или Рунгусского происхождения из отрицательного происхождения. Конкурс красоты проводится в ознаменование духа Хуминодуна, мифологического персонажа беспрецедентной красоты, который, как говорят, отдал свою жизнь в обмен на обильный урожай для своего сообщества.

В браке, приданое, выплачивается семья невесты, и между семьей невесты проходят переговоры. Как жестко вежливости и вежливости, приданое образно выкладывается спичками на плоской поверхности, и представлены с каждой стороны толкают и тянут палки через границу, чтобы обозначить торговлю о приданом. В приданое даже традиционно входили водяные буйволы, свиньи, мешки с рисом и урны с тапаем. Современные переговоры о приданом также включают в себя документы о собственности на землю и наличные деньги. Приданое включает в себя расходы на свадьбу с любыми дополнительными расходами, превышающими цену приданого, которые должны быть оплачены семьей невесты. Считается, что женщины Кадазана из Пенампанга и Дусаран из отрицательной Кенингау, Ранау и Ту имеют самое дорогое приданое.

Хотя для кадазанов традиционно принято жениться в деревне, снижение ксенофобии за последние несколько десятилетий облегчило трудности, когда-то связанные с межрасовым браком. Известно, что известно кадазанов, из-за подавляющего христианского влияние и некоторых браков с мусульманскими супругами, приводящих к обязательному обращению в ислам, все еще возбужение и отторжение и, как известно, яростно разделяет представитель кадазанов. В последнее время большее меньшинство принимает последние достижения достижений целей, с учетом того факта, что в последние годы местное малайское меньшинство приобрело политическое влияние. Правящие малайские политические партии также используют дополнительные возможности кадазанам, которые соглашаются принять ислам, а также другие кадазанам-нехристианам. Обращение в ислам в контексте Малайзии также приводит к автоматическому преобразованию по закону этнической принадлежности в малайском источнике (?). Результирующий демографический сдвиг в последние годы еще больше усугубил сокращение численности общины Кадазан-Дусун и, следовательно, усложнил ее усилия по сохранению наследия.

Кухня

A рыба-меч хинава подается с хлебом для сэндвичей. Хинава является частью кухни Кадазан-Дусун.

Традиционная кадазанская кухня включает в себя в основном кипячение или приготовление на гриле с небольшим использованием масла, с местными уникальными изменениями и нюансами, а также с особым использованием местных ингредиентов, в частности побеги бамбука, саго и пресноводная рыба. От простых закусок из незрелого манго, заправленных соевым соусом и хлопьями чили, до разнообразных маринованных продуктов, известных под общим названием полдень, острые и острые ароматы заквасок или методы ферментации являются ключевой характеристикой традиционной кулинарии кадазан. Одно из самых известных кадазанских блюд - хина, которая концепция схожа с южноамериканским сев.

. Это салат из кусочков сырой рыбы, маринованных в соке цитрусовых, имбире и т. лук и другие ингредиенты, такие как горькая тыква и тертые сушеные бамбангана, которые по текстуре похожи на высушенные кокосовые нити. Это блюдо иногда в некоторых ресторанах Сабахана, в которых нет традиционного кадазанского меню.

Еще одно популярное блюдо - пинасакан, который состоит из морской или пресноводной рыбы (обычно более мелкие), приготовленной с бамбанганом (разновидность манго, встречающаяся на Борнео) или такоб-акоб (очень терпкие сушеные фрукты). Плоды бамбангана также едят во время еды в качестве закуски. Его часто маринуют в полдень и украшают тертыми семенами бамбангана. Тухау - это ароматный местный корень, который часто превращают в салат или консервируют с уксусом в полдень.

Кабан или бакас, приготовленные на углях, тушеные или даже приготовленные в полдень, очень популярные в общине Кадазандусун, часто незаменимым предметом на свадьбах и крупных собраниях. Сладости включает пару хиномпуку, вид клейких рисовых лепешек, приготовленных на банановых листьях и приправленных темным пальмовым сахаром. Народ Кадазан также известен лихингом, сладким вином, сваренным из клейкого риса и натуральных дрожжей.

Современная кадазанская кухня находится под регионом китайской и малайской кухни, а также международных тенденций, и часто использование употребентов интерпретируется по-новому. Например, бамбанган доступен в виде мороженого, а из курицы лихинг или суп манук нансак миампай лихинг популярен как в китайской, так и в кадазанской общинах. Лихинг также используется в маринадах, местных вариантах приправ самбал и даже в качестве приправы для жареной лапши.

Музыка и танец

Кадазаны также создали свой собственный уникальный танец и музыку. Сумазау - это название танца между мужчиной и женщиной, исполняемого парами, а также группой пар, обычно сопровождается симфонией изготовленных вручную бронзовых гонгов, которые индивидуально называются тагунг. Сомпотон - еще один музыкальный инструмент. Церемониальное кольцо из тканевого пояса носят как мужчины, так и женщины. Сумазау и аккомпанемент гонга обычно исполняются во время радостных церемоний и праздников, наиболее распространенными из которых являются свадебные пира.

Малазийские танцоры обучают моряков командного корабля 7-го флота США USS Blue Ridge (LCC 19) исполнению традиционного малазийского танца кадазан по прибытии в Сепангар, Малайзия, 2010.

У кадазанов есть музыкальное наследие, состоящее из различных типов ансамблей тагунг - ансамблей, состоящих из больших подвешенных, подвешенных или удерживаемых, с выступами / выступами гонгов, которые как дрон без музыкального сопровождения. Используются также ансамбли кулинтанган - ансамбли с мелодическим инструментом горизонтального типа.

Покойная верховная жрица Бобохизан Бианти Муджинг из кг. Кандазон и верховная жрица Бобохизан Бинджулин Сигаюн из Кг. В период их расцвета хунаба консультировали по вопросам эволюции тагунгов или гонгов и ритма ударов. Недавно компания O.K.K. С Датуком Джинтолом Могунтингом, бывшим вождем местного населения Пенампанга, который был авторитетом в области традиционной культуры и обычаев, также были проведены аналогичные консультации.

Было сказано, что после воскрешения Хуминодуна, из первоначального Бамбаазона, образ жизни общины Нунук Раганг , как они тогда назывались, начал улучшаться, как появилось изобилие еда. Легенда продолжает повествовать о том, что дух Хуминодуна основал бобохизан, поскольку их обучали искусству обрядов, ритуальных практик и церемоний, табу, традиционной культуре, включая искусство удара в гонг и танец сумазау. Во время временной формы барабан (ганданг), который мы знаем сегодня как тонгкунгон, формируем бамбук семи размеров формы, и размера и собирали из них ансамбль из них ансамбль из музыкальных инструментов. Тонгунгу и Тонгунггак. Затем бобохизаны научили людей ритму ударов тагунг, известному сегодня как магагунг, ботибас и дунсай. Другой музыкальный инструмент, Кулинтанган ; сродни ксилофону, играли бы как аккомпанемент к магагунгу.

В конце 18 века брунейские торговцы представили на Северном Борнео медные каноны гонга и изделия из них. Кадазаны были очарованы этими новыми изделиями из латуни, так как считали их элегантными, а звук гонга - мелодичным. Затем они начали приобретать коллекции этих медных эпох как семейные реликвии, и гонги были организованы в типичный ансамбль из семи инструментов, чтобы заменить бамбуковые гонги. С тех пор удары гонга и ритм были улучшены для разнообразного использования. Удары гонга, сопровождающие любые ритуальные церемонии, обычно однообразны.

Что касается свадеб, торжеств и приемов для высокопоставленных лиц, ритм ударов гонга бодрящий, мелодичный, живой и плавный. Иногда ритм ботибаса гонга исполняется как вариация. Во время похорон удары дунсай-гун очень торжественны и устрашающи как символ уважения к мертвым. Один удар одиночного гонга с короткими интервалами использовался в качестве сигнала для чрезвычайных ситуаций, таких как пожар в джунглях или утон. Однако лишь немногие из кадазанцев владеют навыками победы над тагунгами. Чтобы получить опыт, потребуется одна долгая практика.

Была проблема, что нынешняя кадазанская молодежь не склонна к приобретению навыков игры на музыкальных инструментовх. Таким образом, конкурсы магагунг и Сумазау осуществляется на уровне села не только для того, чтобы отметить празднование Кааматана, но, скорее, для сохранения и популяризации культуры музыки и танцев Кадазана. В конце концов, соревнования выполняются на районном уровне, где соревнования Сумазау оценивались в соответствии с его хореографией и магагунгом в соответствии с ударами гонга, ритмом и темпом.

В начале 1900-х годов эти латунные изделия были ценными предметами и стали символом семейного богатства. Когда-то они были очень востребованы в качестве приданого при вступлении в брак. Семьи, которые были вынуждены искать эти предметы в месте их не было. Этот обычай все еще преобладает в некоторых регионах. Примечательно, что во многих районах большая часть приданого конвертирована в наличные. Что касается бадила или канонов, изделий из меди и особенно гонгов, они стали бесценным и редким товаром. Обычный набор гонгов будет стоить около 10 000 ринггитов, лучший набор с высококачественным звуком - около 15 000 ринггитов. Оригинальные гонги, широко известные как латунные, не полностью латунными. На самом деле они сделаны из композитов железа, латуни и меди, чтобы создать гладкий, реверберирующий и ксилофонический тон. Гонги, полностью изготовленные из латуни, не пользуются популярностью, потому что производимый звук имеет плоский звуковой резонанс.

Кулинтанган, или миниатюрные гонги, состоят из девяти ансамблей, и, по желанию, они могут исполняться одновременно с гонгом для усиления музыки гонга. Гонги последнего поколения полностью изготовлены из плоских листов железа, произведенных в Кудате. Обычно их можно купить на рынке выходного дня или таму в Донггонгоне, штат Пенампанг, где каждый набор будет стоить от 700 до 1500 ринггитов. Качество звука этих гонгов больше похоже на звон и визг тарелок. Люди, которые хотят узнать о лучших мелодических гонгах, могут зайти на любой конкурс магагунг и Сумазау во время фестиваля урожая Кааматан с 30 по 31 мая в Культурной ассоциации Кадазан Дусун (KDCA) в Пенампанге.

Религия

Большинство кадазян - христиане, в основном католики и некоторые протестанты. Ислам также исповедуют растущим меньшинством. До обращения в христианство и ислам доминирующей религией было момолианство, которое некоторые ученые приравнивают к анимизму.

Анимизм

Кадазанская жрица, 1921.

Анимизм был преобладающей религией до прихода римско-католических миссионеров во время Британского Северного Борнео администрация в 1880-х гг. Протестантское влияние возникло из-за более позднего британского влияния в 20 веке. У древних кадазан-душунцев не было «религии», и для них это была некая связь между видимым и невидимым.

Система верований Кадазан сосредоточена вокруг единственного всемогущего божества по имени Кинорохинган. Выращивание риса является центром жизни Кадазана, и поэтому различные обряды и фестивали отмечаются и вращаются вокруг выращивания риса. Кааматан - самый узнаваемый праздник, относящийся к Кадазан-Дусун. Этот ежегодный праздник, по сути, является церемонией благодарения, и в старину он также служит для умиротворения рисового духа, Бамбаазон. До и после каждого урожая жрицы племени или духовный медиум, известный как Бобохизан.

, проводят особые ритуалы до и после каждого урожая. Кроме того, большинство людей Кадазан-Дусун считают, что духи их предков обитают на вершине горы. Кинабалу. Бобохизан каждый год проводит ритуал, чтобы умилостивить руководящего духа горы. Цель проведения таких ритуалов - умиротворить дух горы Кинабалу, а также духов предков. Религиозные церемонии понимаются как средство поиска одобрения духа и защиты его во время восхождения.

Кадазанская община как ритуальная изоляция находится в постоянном взаимодействии с миром духов. Это включает в себя ряд жертвенных церемоний для создания сбалансированного ритуального состояния между кадазанами и духовным миром. Кадазаны верят в четырех основных духов; Всемогущий Творец (Минамангун), дух живого человека (кодудуво), призрачный дух мертвых (томбиво) и злой дух (огон).

Значение Бобохизана

Когда просят помощи у Бобохизана, чтобы вылечить чью-то длительную или тяжелую болезнь, обычно вызывают жрицу. Бобохизан будет проинформирована последней информацией, которая даст ей хороший опыт в определении причины болезни.

Бобохизаны также могут проводить предварительные консультации с сусукуон или консультантами по доброму духу. Перед тем, как на следующий день Бобохизан отправится в дом больного, ей сначала нужно будет проконсультироваться со своим сусукуон накануне вечером, чтобы найти наилучший из возможных путей и определить правильные подношения, к которым она может подойти во время церемонии исцеления. Тогда она узнает, понадобится ли в жертву курица, свинья или даже буйвол. Иногда для исцеления больного может потребоваться всего лишь простая молитва или молитва. Есть ряд молитв, которые бобохизан должен выбрать в зависимости от причины болезни. Основное - это попо'онтонг или сумуку, чтобы связаться с консультантами по доброму духу для получения дальнейших рекомендаций.

Бобохизан может приступить к любой из следующих или других форм молитв: поиск заблудшегодуха больного и подготовка к его возвращению на родину, умиротворение злых духов, вызывающих болезнь, с помощью подношений, достижение стадии Рундукон или пребывание в трансе возможного диалога со злым духом, в котором жрица становится оракул для общения в попытке узнать намерения злого духа. Это самое продолжительное выступление бобохизана, которое может длиться почти 24 часа.

Они также могут читать молитвы, чтобы «очистить мусор», который был введен в тело человека злым духом, вылечить человека от воздействия черной магии и освободить больного. от захвата или беспокойства мертвых. После лечения Бобохизаном в течение одного дня, а иногда и трех дней, нельзя выходить из дома.

Почитание Бамбаазона

При подготовке к церемонии деревенская жрица тщательно выбирает стебли рисового риса и связывает их вместе непосредственно перед началом уборки урожая. Эти стебли оставляют в поле, и их нельзя срезать или трогать до завершения уборки урожая. Выбранные стебли риса символизируют дух риса, которым является Бамбаазон. Как только урожай закончился, эти стебли среза жрица и уносит в дом хозяина поля. Дух будет в доме. Магавау будет иметь место, когда пади просеивают и складывают в сараи.

Церемония Магавау

Церемония Магавау начинается сразу после захода солнца. Жрица и ее помощники сидят на полу в гостиной и начинают петь древние молитвы (inaait) Бамбаазону. Это продолжается до поздней ночи. После этого жрица и служители встают и медленно кружат по гостиной, воспевая. Через некоторое время они начинают петь песни хвалы Бамбаазону. На этом этапе мужчины объединяются в круг, поют вместе со жрицей и мужчинами. Во время пения они топают ногами по полу в ритмичном ритме и через равные промежутки времени произносят уберегающие благоговение «панки», что является триумфальным возгласом кадазанов. Эта церемония будет продолжаться до рассвета, приготовленным специально для Бамбаазон накануне вечером, и тапаем. Церемония завершается весельем в знак благодарности. Бамбаазон остается в доме, охраняя рисовые поля в сарае до следующего посадки, когда проводится еще одна церемония, известная как моногит, чтобы отвести «ее» на рисовое поле.

Вот пример молитв или заклинаний,

Одои када 'кати ганг араи котунгуан ко до могигинипи косоу ку до нокотиман китано до памак do karamaian diti Nga ino noh maan zou do mamagavau do paai diti do ounsikou nodi kaka do Bambaazon do kosuni vagu do to'un tiso do ka'anu no vagu kotimung kito om ogumu 'nodi do pamakanan tokou <мантад до па>Исторические верования

нынешних кадазанов были среди людей, мигрировавших с Тайваня. Их можно отнести к тайваньским аборигенам (народ Формозы). В заявлении говорится: «В течение следующей тысячи лет до 1500 г.» до н.э. австронезийцы распространились на юг через Филиппины до Целебес, Молуккских островов, северного Борнео и восточной Явы. Одна ветвь шла на восток от Молукканского острова. Хальмахера около 1600 г. до н.э., чтобы колонизировать восточную Меланезию (1200 г. до н.э.) и Микронезию (500 г. до н.э.). Миграция продолжалась в Полинезию к 0 г. н.э. и далее на Гавайи и остров Пасхи к 500 г. Австронезийцы наконец достигли последней необитаемой земли на Земле, Новая Зеландия, около 1300 лет. "

Эпоха Нунук Раганг

Доисторический Кадазан можно проследить до того времени, когда существовало дерево Нунук Раганг. В настоящее время он примерно расположен в Тампиасе, где две реки (Ливагу и Гелибанг) ​​встречаются к востоку от Ранау и Тамбунан. Нунук в переводе с душунского означает баньян дерево. Нунук как гигантское мангровое дерево с хорошо развитыми опорными стволами с глубокими выемками, которые обеспечивают хорошие естественные укрытия.. По оценкам, верхняя часть его системы приспособлений для домашних животных Кадазан-Дусун, размер хижины, составляющей 12 на 20 футов, обеспечивает идеальное убежище для диких животных, птиц, насекомых и даже духов, согласно местным поверьям. Считалось, что корни гигантского дерева производят красный латекс, имеющий большую лечебную ценность. Фактически, латекс нунука все еще используется для лечения сыпи и других незначительных кожных заболеваний в наши дни.

Эвакуация в области Нунук Раганг из-за Минорит Пуш Нунук Раганга была решена на встрече между бобохизанами и народом. Лидеры договорились о том, что тагахасам была дана роль арьергарда, в то время как другие немедленно покидали Нунук Раганг. Притоки реквизитов их основным ориентиром в направлении движения. Направление движения каждой группы определяется течением реки Ливагу. Бобохизан сказал, что если бы кадазан-душуны не выселились из Нунук Раганг, их бы не было сегодня.

Кадазан и рунгус мигрировали из Нунук Раганг через реку Лабук. Группировка Кадазана и Рунгуса позже прибыла в Темпасук, Кота Белуд через долину Марак-Парак. Именно здесь они приняли решение о разделении: одна группа направится в Матунггонг, Кудат, а другая - на Западном побережье, в частности, Пенампанг и Папар. Первоначально поселение кадазанов представляет собой территорию с обильным произрастанием мангровых зарослей («тангар-тангар»), что считается территорией современного Белурана. Следовательно, они регистрируются как Тангара или Танга. Что касается рунгусов, то они достигли местности, в которой, по описанию, присутствует белый песок («пирунгусан»), что объясняет, как рунгусы получили своего демонима.

Кадазаны и рунгусы имеют на своих языках, скорее всего, из-за близких отношений в Нунук Раганг. Когда они заселили Западное побережье, кадазаны встретили брунейцев и других поселенцев. Возникла бартерная торговля, при которой кадазаны гонги, изделия из меди и серебра, ожерелья и браслеты от брунейцев.

П.С. Теория Шима

Согласно П.С. В книге Шима «Внутренние жители Сабаха: до, во время и после Нунук Раганг», опубликованной в 2007 году, говорится, что предки Кадазандусунов происходили из Барама, Саравак, начиная с 1200 года.

П.С. Шим настаивал на том, чтобы племя кадазан поселилось на равнинах Киманис, Папар около 1220 года. Другая группа, которая идентифицирует себя как племя-Пэнью, поселилась в Бунду, Куала-Пэнью. Впечатление большое количество кадазанцев мигало из Папара в Путатан-Пенампанг в 1800-х годах. В особенности, первой группой была группа Тангаа. Вторая группа получила название Bangkaakon, последовало последовало.

Между Тангаа и Бангкаакон произошла война, которая, как полагают, произошла где-то в Томбово, Путатан. Ссора была настолько сильной, что бангкааконской группе пришлось уйти и, следовательно, обосноваться в районе, известном сегодня как Мининтод, Инанам.

Кадазан в народной сказке Рунгусов

Согласно легендам, Из поколения в поколение рассказывают, что так называемый Momogun Rungus был основан человеком, которого преследовали его братья за то, что он обладал различными навыками. Он умел делать ловушки для животных и создавать оружие, которое в то время защитить его общину. Именно из-за его навыков его преследовали. Это привело к тому, что он был наказан вместе со своей верной женой и людьми, изгнав их в океан.

Корабли, на которые они сели, оказались на острове Борнео, поэтому они направились впанг Набалу с религиозными целями. Он называл себя «Усан-Усан», у которого не было семьи, поскольку его преследовали собственные братья и сестры.

Пока они были воскрешены религиозными духами после поклонения Лумаагу Набалу. Религиозные церемонии продолжали развиваться, поскольку они становились все более переполненными. Правоведом, унаследовавшим усанско-усанские обычаи, был Аки Боболизан Гомбурон. По мере, как толпа росла, они чувствовали, что необходимо, чтобы законы общества были опубликованы в соответствии с правилами Усан-Усана.

Аки Боболизан Гомбурон соблюдал самый строгий Закон Гомбурона: если кто-то совершит прелюбодеяние, он будет утоплен в воде, вставив его в ловушку или «пеленку» рядом с большим камнем. Камень должен выбрать преступник. Если кого-то умышленно убили (кого-то или что-то), то и этого человека накажут.

Эти правила действовали до тех пор, пока Аки Боболизан Гурауманук не получил откровение от Лумааг Набалу об отмене Закона Гомбурона. Согласно откровению, любой грех может быть искуплен или оплачен резней, называемой «мангараха» (забой свинины). Грехи, которые можно искупить убийством человеческих жизней. Эту задачу выполнил «Боболизан», что означает «платитель греха и средний человек, просящий у Кинорингана». Значение «Боболизан» происходит от слова Rungus «bwolzi», что означает «покупать». Свиньи, которых использовали, чтобы получить благословение или попросить прощения у Кинорингана, нельзя называть «вогок / вогок» («свинья»), но их следует называть «бволзи». «Бволзи» относится к роли животного, приносимого в жертву, как преступник мог получить новый дух после искупления.

Затем, в эпоху Аки Нунук Раганг, население Момогуна росло все больше и больше. Аки Нунук Раганг был самым известным боболизаном, разработавшим учение религии Лабус (анимизм). Перед смертью Аки Нунук Раганг Аки Боболизан Гурауманук получил сообщение от Лумааг Набалу. Это сообщение касалось нового правила, согласно которому три сына Аки Нук Раганг должны мигрировать куда-нибудь еще, потому что Лумааг Набалу сказал, что все реки, текущие от горы Кинабалу к морю, принадлежат Момогуну. Следовательно, внуки или потомки Момогуна должны выбрать высокое место, холм или самый высокий гору в любом месте, где они будут поселиться. Все реки, впадающие в море с самых высоких холмов, были местами, которые охранял дух Лумааг Набалу, приглашая его через церемонию под названием Момуринаайт (упоминание семи имен главных духов, охранявших Момогун).

Учение Боболизан Гурауманук разработал Аки Нунук Раганг. Всю волю Аки Боболизан Гурауманук провозгласил Аки Нунук Раганг. Трое сыновей Аки Нунук Раганга были Аки Рунгсуд (предок Рунгус), Аки Лонгувай (предок Кадазана) и Аки Турумпок (предок всех племен Дусун).

Аки Нунук Раганг послал своих сыновей Аки Рунгсуда (старшего сына) и Аки Лонгувая (второго сына) на побережье, покорив Помпод Тана (Кудат, Кота Маруду и Питас), чтобы не беспокоить вторжения Мизонвайга. Согласно сообщению, которое они получили через Рундукон (к которому подошел Лумааг, говоривший на непонятном языке), говорится, что в зону встречи Рахат Котонобвон (море на западе) и Рахат Косилзахон (море на востоке) начали вторгаться посторонние ( пираты). Аки Нунук Раганг решил взять под свой контроль всю прибрежную зону, чтобы обезопасить людей. Следовательно, людьми, ответственными за безопасность побережья, были Аки Рунгсуд и Аки Лонгувай.

Аки Турумпок, как младший сын, считался Тандоном Тонгкобом (наследником дома отца), в котором Аки Турумпок унаследовал дом своего отца. Тандон Тонгкоб до сих пор существует в обычаях народа Рунгус. «Тандон тонгкоб» означает «содержимое или человек, который остается в комнате». Итак, Аки Турумпок был наследником Кг. Нунук Раганг и стал там лидером.

Вскоре Аки Нунук Раганг умер и был похоронен возле глубокого озера. Озеро расположено в нынешнем месте Кампунг Тампиас в районе Лубук Сугут, Сандакан. Согласно легенде, через 40 дней Аки Нунук Раганг был похоронен, в день церемонии «Монгупус» посреди могилы Аки Нунук Раганг выросло фиговое дерево. Фиговое дерево было совершенно другим, потому что оно было красным, и если поцарапать листья, из дерева потечет человеческая кровь. Затем жители Аки Нунук Раганг поклонялись дереву и назвали его Нунук Раганг, потому что они считали, что дерево было воплощением Аки Нунук Раганг.

Аки Рунгсуд удалось победить Помпод Тана, и их потомки стали называть Момогун Рунгус. Тем временем Аки Лонгувай боролся. Он не хотел покидать Нунук Раганг, потому что его жена была на тяжелой беременности, и они последуют за Аки Рунгсудом позже. Путешествие Аки Рунгсуда будет обозначено кукурунганом (куриными клетками) в качестве указаний. Это произошло потому, что на каждой вершине холма, которую должен был пройти Аки Рунгсуд, требовалось принести в жертву курицу, чтобы призвать дух-страж Борнео, Лумааг, и как провозглашение власти над территорией, через которую они прошли.

Когда Аки Лонгувай отслеживал маршрут своего брата, он ошибся в направлении. Все это произошло из-за одного маршрута, в котором было два пути, идущих в противоположных направлениях. Кукурунган, отмеченный Аки Рунгсудом на протяжении всего пути, к сожалению, был перемещен человеком с плохим намерением в ложное положение. В результате, Аки Лонгувай был потерян в путешествии по отслеживанию пути Аки Рунгсуда, пока они не достигли района Пинампанг или Пенампанга («Пинампанг», скорее всего, происходит от кадазанского / рунгусского слова «пампанг», что означает «большие камни»). У них не было запасов еды, поэтому они решили построить там холмистую местность.

Спустя долгое время они не пришли в Помпод Тана. Аки Рунгсуд в конце концов узнал через Лумааг, что Аки Лонгувай пропал. Аки Рунгсуд приказал своим людям найти Аки Лонгувая, и, к счастью, они нашли Аки Лонгувая в Пинампанге. Слуги Аки Рунгсуда пригласили Аки Лонгувая присоединиться к миссии в Помпод Тана, но Аки Лонгувай отклонил приглашение. Это произошло потому, что Аки Лонгувай не хотел жить на войне и находиться там в режиме чрезвычайного положения. Чтобы выполнить просьбу своего отца, Аки Нунук Раганг кодори (покойный), Аки Лонгувай пообещал отправить своего старшего сына Аки Булуна, который родился после того, как они вышли из Нунук Раганг. Аки Булун без кого-либо пришел к Помпод Тана, когда ему было 17 лет. Однако Аки Булуна сопровождали семь необычных собак с высоким иммунитетом, которые, как утверждается, могли победить тигра.

В сеансе разделения Помпода Тана на области Аки Булун и Аки Рунгсуд области, отмеченной с помощью метода, который зависит от того, насколько далеко можно было услышать звук гонга Аки Рунгсуд. Таким образом, внимательные наблюдатели разбили лагерь на каждой вершине холма в районе Помпод Тана в то время, чтобы услышать звуки гонга. Если звук гонга больше не был слышен, то копье вонзалось в землю, называемое Бинорудан. Бинорудан был копьем, используемым прибрежными воинами, размером с весло для яхты и умеренным размером.

Сегодня потомки Аки Булуна известны как Рунгус Гонсомон, которые когда-то доминировали на восточном побережье Кудата. Если более подробно рассказать, язык Rungus Gonsomon почти такой же, как язык Kadazan. Из-за большого количества диалектов в этносе кадазан-дусун считается, что исходным языком, использовавшимся до разделения Аки Рунгсуд и Аки Лонгувай, был Момогун Рунгус. Использование колонизаторов в колонизаторах. Согласно предкам, народ Аки Лонгувай, поселившийся в районе «кедай-кедай», или магазинов, изначально известен как народ кадазан. В Рунгусе какадазан означает «магазины» или город. Когда люди Аки Рунгсуд называются на народ Аки Лонгувай, они называют их тулун антад сид какадазан, что означает «люди из магазинов или более продвинутых мест».

Область Нунук Раганг через некоторое время место хаоса, потому что Аки Турумпок отказался от религиозных идей Лабуса (анимизма). Аки Турумпок, скорее всего, участвовал в соревновании магических сил, в результате чего область Нунук Раганг получила копидзо (плохой знак). Что бы они ни делали, это привело бы к раздорам и вражде друг к другу. Это состояние закончилось распространением болезни, потому что церемония мамаси не проводилась.

Язык

Кадазанский диалект заимствовал несколько заимствованных слов, особенно из других языков, упоминающих Северного Борнео, а также из малайского.

Использование языка сокращается из-за использования языка малайзийского федерального правительства и использования английского миссионерами, что было сделано с помощью методов колонковой смены, вызванного работой обоихиальных и федеральных правительств. Штат Сабах ввел политику предотвращения этого спада, который также происходит с другими родными языками Сабахана. Это включало использование кадазанского и других языков народов в государственных школах. Также были предприняты усилия, чтобы язык стал официальным в государстве.

В более раннем отчете ЮНЕСКО за 2005 год язык Кадазан-Дусун был классифицирован как язык, находящийся под угрозой исчезновения, на котором говорят всего 300 000 человек. Этот язык, по-видимому, присоединился к 7000 других языков мира, которому угрожает исчезновение. С другой стороны, Датук Филип Ласимбанг, председатель совета директоров Kadazandusun Language Foundation (KLF), заявил, что язык кадазандусун никогда не исчезнет, ​​потому что он вошел в нашу систему образования, получил официальную и институциональную основу.

Переводы между кадазанским и дусунским языками достаточно, чтобы носители этих двух языков могли легко понимать друг друга. Короче говоря, наиболее заметное различие между этими языками двумя - это различия в их фонематических схемах.

Объединение

В настоящее время кадазаны связаны вместе с другими коренными племенем, дусунами и другими коренными народами, под общим термином Кадазан-Дусун. Это официально признано результатом политических махинаций, в частности, решения якобы неполитической пятой KCA (Культурной ассоциации Кадазана, затем была переименована в Культурная ассоциация Кадазан-Дусун (KDCA)) Проведена конференция делегатов в период с 4 по 5 ноября 1989 года. Это было решено как лучший альтернативный подход к разрешению идентичности «Кадазан» или «Дусун», который подорвал и препятствовал развитию многонационального сообщества Кадазан-Дусун в социально-культурном и экономическом плане. и политически - с тех пор, как в начале 1960-х настроения «Кадазан против Дусуна» были политизированы.

Кадазаны и душунцы имеют некоторое сходство в языке и культуре, хотя и с различиями в диалекте. Многие считают свое традиционное географическое влияние основным различием между двумя этническими группами. Кадазаны в основном жители равнинных долин дельт, благоприятных для рисовых полей земледелия, в то время как дусуны традиционно проживают в холмистых и горных районах, характерных для внутренних районов Сабах.

Статус коренного населения

Будучи коренными жителями Сабаха и частью Малайзии, кадазанцы наделены теми же политическими, образовательными и экономическими правами, что и преобладающее малайское население Малайзии. Этому приписывают термин Бумипутра (от Санскрит Бхумипутра), малайское слово, которое переводится как «Сыны Земли».

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 09:38:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте