A качина (; также катчина, катчина, или katsina ; Hopi : katsina [kaˈtsʲina], множественное число katsinim [kaˈtsʲinim]) - это духовное существо в религиозных верованиях народов пуэбло, Индейские культуры, расположенные в юго-западной части США Состояния. В культурах пуэбло обряды качина практикуются хопи, зуни, хопи-тева и некоторыми кересанами племенами, а также как и в большинстве племен пуэбло в Нью-Мексико.
Концепция качина имеет три различных аспекта: сверхъестественное существо, танцоры качина и куклы качина (маленькие куклы, вырезанные по подобию качина, которые даются только тем, кто несет или будет нести ответственность за уважительная забота и благополучие куклы (например, матери, жены или сестры).
Качины - это духи или олицетворения вещей в реальном мире. Считается, что эти духи посещают деревни хопи в течение первой половины года. Местный пантеон качин варьируется от сообщества пуэбло к сообществу. Качина может представлять что угодно в естественном мире или космосе, от почитаемого предка до элемента, местоположения, качества, природного явления или концепции; могут быть качины для солнца, звезд, гроз, ветра, кукурузы, насекомых, а также многих других понятий.
Считается, что качины имеют человеческие отношения, например, имеют дядей, сестер и бабушек, а также вступают в брак и рожают детей. Несмотря на то, что им не поклоняются, каждый рассматривается как могущественное существо, которое при почитании и уважении может использовать свою особую силу для блага человека, например, принося дождь, исцеление, плодородие или защиту. Центральная тема верований и практик качина, как объяснил Райт (2008) harvcoltxt error: no target: CITEREFWright2008 (help ), - это «присутствие жизни во всех объектах, которые заполняют вселенную.. Все имеет сущность или жизненную силу, и люди должны взаимодействовать с ними, иначе они не смогут выжить. "
Куклы Качина в Музее Херда в Фениксе, Аризона.Во многих отношениях обряды Качина являются наиболее важными церемониальными обрядами в религиозном календаре хопи. В рамках религии хопи качины, как говорят, живут на пиках Сан-Франциско около Флагстаффа, штат Аризона. Для хопи качины - сверхъестественные существа, которые посещают деревни, чтобы помочь хопи в повседневных делах и действовать как связующее звено между богами и смертными.
Согласно Сюзанне и Джейку Пейджу, катсинам - это «духи всех». вещи во вселенной: камни, звезды, животные, растения и предки, которые жили хорошей жизнью ». Затем эти духи изображаются танцорами-мужчинами, одетыми в костюмы и маски для церемоний в течение первой половины года.
Первая церемония - Поваму, проводится в феврале и связана с посадкой фасоли, вегетационным периодом и достижением совершеннолетия. Последняя церемония кацина, Ниман, проводится в июле и связана со сбором урожая, после чего кацинам возвращаются в свой дом на вершинах Сан-Франциско.
Куклы хопи качина, тиху, представляют собой церемониальные предметы религиозного значения. Резчики хопи изменяют их, убирая их религиозное значение, чтобы удовлетворить спрос на декоративные коммерческие объекты, к которым стремятся нехопи.
Самые важные качины хопи известны как уя. В хопи термин уя часто относится к самим духовным существам (которые, как говорят, связаны с Пятым миром, Таалаусоху), куклам или людям, которые одеваются качинами для церемониальных танцев. Все они понимаются как воплощение всех аспектов одной и той же системы убеждений. Некоторые из уя включают:
хопи пуэбло (индейцы). Качина Кукла (Пахликмана), конец 19 века. Бруклинский музейРелигиозные церемонии занимают центральное место в аграрном обществе зуни. Они вращаются вокруг зимнего и летнего солнцестояния, учитывают важность погоды, особенно дождя, и обеспечивают хороший урожай. По словам Таннера, «Отец Небо и Мать Земля почитаются, как и желанные качины, приносящие много благословений».
Зуни верят, что качины живут в Озере Мертвых, мифическое озеро, к которому можно добраться через озеро Слушающего источника. Он расположен на стыке реки Зуни и реки Малый Колорадо. Хотя некоторые археологические исследования были проведены, они не смогли прояснить, какое племя, зуни или хопи, первым разработало культ Качина. И зуни, и хопи качина отличаются друг от друга, но имеют определенные сходства и особенности. Кроме того, качины зуни и хопи очень подробны и детализированы, а качины Рио-Гранде-Пуэбло выглядят примитивно. Хопи превратили свой культ в более сложный обряд и, кажется, обладают большим чувством драматизма и артистизма, чем зуни. С другой стороны, последние разработали более обширный фольклор относительно своих качин.
Согласно Кларе Ли Таннер, «... качина включает в себя три основных понятия: во-первых, сверхъестественное существо. ; во-вторых, танцор в маске (а зуни - качина, когда он носит маску), и в-третьих, резная, раскрашенная и одетая кукла ". Список зуни качин включает:
Многие индейцы пуэбло, особенно У хопи и зуни есть церемонии, в которых важную роль играют люди в масках, называемые качинами. Члены племени в масках наряжаются качинами для религиозных церемоний, которые проводятся много раз в течение года. Эти церемонии являются социальным поводом для жизни в деревне, когда друзья и родственники могут приехать из соседних городов, чтобы увидеть «танец» и принять участие в приготовленных для них застольях. Когда мужчина хопи надевает маску на голову и носит соответствующий костюм и раскраску тела, он считает, что потерял свою индивидуальность и получил дух качины, которую он должен представлять. Помимо мужских качин, много женских качин, называемых качин-манас, но женщины никогда не принимают на себя роли мужских и женских качин.
Барри Прицкер Относительно роли клоунов в танцах хопи заявил: «Клоуны играют важную роль, воплощая неправильное социальное поведение, их вскоре ставят на место катсинам на всеобщее обозрение. Присутствие клоунов в пьесе о морали делает людей более значительными. восприимчив к сообщениям надлежащей социальной условности и поощряет важнейшую человеческую черту: острое чувство юмора ».
Персонажи-клоуны играют двойную роль. Их главная роль - развлекать публику во время продолжительных праздников на открытом воздухе и танцев Качина, где они выступают в роли шутов или цирковых клоунов. Их более тонкая и священная роль - в ритуальных представлениях хопи. Священные функции клоунов являются относительно частными, если хопи не держат в секрете, и, как следствие, менее известны общественности. Наблюдая за приготовлениями, происходящими в Киве клоунов Пайякьяму, готовящихся к торжественному выступлению, Александру Стивену сказали: «Мы, Кояла [Кошари], являемся отцами всей Качины».
У хопи есть четыре группы клоунов, некоторые из которых являются священными. Кроме того, трудности с идентификацией и классификацией этих групп усложняются тем, что существует ряд качин, действия которых идентифицируются как клоунские выходки., классифицирует и иллюстрирует обширный спектр персонажей клоунов.
Куклы Качина - это маленькие ярко раскрашенные деревянные «куклы», которые представляют собой миниатюрные изображения лиц, имитирующих маску. Эти фигурки дарованы детей не как игрушки, а как объекты, которые нужно ценить и изучать, чтобы молодые хопи могли познакомиться с внешним видом качин в рамках их религиозного обучения. Во время церемоний качина каждый ребенок получает свою собственную куклу. Затем куклы забираются n дома и вешаются на стены или на балки дома, чтобы дети могли постоянно их видеть. Это делается с целью помочь детям узнать, как выглядят разные качины. Говорят, что хопи признают более 200 качин, и многие другие были изобретены во второй половине девятнадцатого века. У хопи куклы качина традиционно вырезаются дядями по материнской линии и дарятся непосвященным девушкам на Бобовом танце (весенней церемонии посадки бобов) и на церемонии домашнего танца летом. Эти куклы очень трудно классифицировать не только потому, что хопи имеют смутное представление об их внешнем виде и функциях, но и потому, что эти представления различаются от мезы к мезе и от пуэбло к пуэбло.
В верованиях хопи есть два разных объяснения происхождения качин. По одной из версий, качины были добродушными духовными существами, пришедшими с хопи из подземного мира. Качины странствовали с хопи по миру, пока не прибыли в Casa Grande, где поселились и хопи, и качины. Своими мощными церемониями качины оказывали большую помощь и утешение, например, принося дождь для посевов. Тем не менее, все качины были убиты, когда хопи подверглись нападению, а души качинов вернулись в подземный мир. Поскольку священные атрибуты качин остались позади, хопи начали изображать качин, носить их маски и костюмы и имитировать их церемонии, чтобы принести дождь, хороший урожай и счастье жизни.
Другая версия гласит, что хопи пришли принять качины как должное, потеряв к ним всякое уважение и почтение, поэтому качины вернулись в подземный мир. Однако перед отъездом качины обучили некоторых из своих обрядов нескольким верным молодым людям и показали им, как делать маски и костюмы. Когда другие хопи осознали свою ошибку, они с сожалением обратились к человеческим заменителям качина, и с тех пор церемонии продолжаются.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Качина. |