KH-9 (BYEMAN кодовое имя HEXAGON ), широко известная как Big Bird или KeyHole-9, представляла собой серию фотографических разведывательных спутников, запущенных Соединенными Штатами между 1971 и 1986 годы. Из двадцати попыток запуска Национальной разведывательной службы все, кроме одной, увенчались успехом. Фотопленка на борту KH-9 была отправлена обратно на Землю в извлекаемых капсулах для возврата пленки для обработка и интерпретация. Наилучшее разрешение на местности, достигнутое основными камерами, было лучше, чем 0,6 метра (2 фута 0 дюймов).
Они также официально известны как спутники фоторазведки с широким охватом (код 467), построенные Lockheed Корпорация для Национального разведывательного управления.
Спутники были важным фактором в определении советских военных возможностей и в получении точных разведданных для формулирования решений национальной политики США, а также развертывания сил и оружия США. системы. Спутники сыграли важную роль в национальных технических средствах США проверки ОСВ и Договора по противоракетной обороне.
KH-9 был рассекречен в сентябре 2011 года, и его образец был выставлен на всеобщее обозрение в течение одного дня 17 сентября. Сентябрь 2011 г. на стоянке Центра Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики.
26 января 2012 г. Национальный музей ВВС США выставил KH-9 на всеобщее обозрение вместе со своими предшественниками KH-7 и KH-8.
KH-9 изначально задумывался в начале 1960-х годов как замена Корона поисковые спутники. Цель состояла в том, чтобы обыскать большие участки земли камерой среднего разрешения. KH-9 нес две основные камеры, хотя картографическая камера также использовалась в нескольких миссиях. Фотопленка с камер была отправлена на восстанавливаемые возвращаемые аппараты и возвращена на Землю, где капсулы были пойманы в воздухе самолетом. В большинстве миссий было задействовано четыре возвращающихся машины, а пятая добавлена для миссий, в которых использовалась картографическая камера.
В период с сентября 1966 года по июль 1967 года были выбраны подрядчики для подсистем Hexagon. LMSC заключила контракт на базовую сборку спутника (SBA), Perkin Elmer для основной сенсорной подсистемы (SS), McDonnell на возвращаемый корабль (RV), RCA Astro-Electronics Division для системы приемки пленки и Itek для камеры Stellar Index (SI). Интеграция и наземные испытания спутниковой машины-1 (SV-1) были завершены в мае 1971 года, и впоследствии она была отправлена на базу ВВС Ванденберг в 70-футовом (21-метровом) контейнере. В итоге были разработаны четыре поколения («блоки») разведывательных спутников KH-9 Hexagon. КН9-7 (1207) первым запустил панорамную камеру Block-II и SBA. Блок-III (машины с 13 по 18) включал в себя модернизацию системы распределения электроэнергии и аккумуляторов. Два дополнительных резервуара с контролем незаполненного объема для системы регулировки орбиты (OAS) и новые двигатели для системы управления реакцией (RCS) позволили увеличить срок эксплуатации KH-9. Кроме того, была увеличена подача азота в систему транспортировки пленки и камеру камеры. Блок-IV был оборудован расширенной системой управления с использованием памяти с металлическими проводами. В середине 1970-х над секретным проектом работали более 1000 человек в Данбери, Коннектикут.
Возвращаемый аппарат с первого спутника Hexagon затонул на глубине 16000 футов (4900 м) ниже уровня моря. Тихий океан после отказа парашюта. USS Trieste II (DSV-1) получил свою полезную нагрузку в апреле 1972 года после длительных поисков, но пленка рассыпалась за девять месяцев под водой, не оставив никаких фотографий.
продолжительность программы, срок службы отдельных спутников постоянно увеличивался. Последний KH-9 проработал до 275 суток. Различные версии спутника различались по массе ; большинство из них весило 25 100 или 29 300 фунтов (11 400 или 13 300 кг).
Секция управления спутниками (SCS), которая образует кормовую часть SBA, начиналась как Air Force Project 467. SCS был задуман как более эффективная замена для -орбитальный движитель, который был обеспечен разгонным блоком Agena для предыдущих поколений разведывательных спутников. SCS имел увеличенный диаметр на десять футов (3,0 м) (по сравнению с пятью футов (1,5 м) у Agena) и длину на шесть футов (1,8 м). Он включал в себя вторичную силовую установку, унаследованную от Agena. СКС была оборудована развертываемыми солнечными батареями и разворачивающейся параболической антенной для связи с высокой скоростью передачи данных.
Система основных камер была разработана Перкин-Элмер для получения стереоизображений с направленным вперед камера обзора по левому борту и камера заднего обзора по правому борту. Изображения были сделаны на высоте от 90 до 200 миль (480 000–1 060 000 футов; 140–320 км). Оптическая схема камеры представляет собой сложенную камеру Райта со светосилой f / 3,0 с фокусным расстоянием 60 дюймов (1,5 м). Апертура системы определяется диаметром асферической корректирующей пластины диаметром 20 дюймов (0,51 м), которая корректирует сферическую аберрацию конструкции Райта. В каждой из камер изображение земли проходит через пластину корректора на плоское зеркало с углом наклона 45 градусов, которое отражает свет на вогнутое главное зеркало диаметром 36 дюймов (0,91 м). Главное зеркало направляет свет через отверстие в плоском зеркале и через четырехэлементную систему линз на пленочную пластину. Камеры могли сканировать смежные области шириной до 120 градусов, а на более поздней стадии проекта достигали разрешения местности лучше, чем 2 фута (0,61 м).
Миссии 1205–1216 несли «картографическую камеру» (также известную как «кадровая камера»), которая использовала 9-дюймовую пленку и имела умеренно низкое разрешение, первоначально 30 футов (9 м), которое улучшилось до 20 футов (6 м) в более поздних миссиях (несколько лучше, чем LANDSAT ). Предназначенная для создания карт, фотография, сделанная этой камерой, охватывает практически всю Землю, по крайней мере, некоторые изображения в период с 1973 по 1980 год. Почти все изображения с этой камеры, составляющие 29 000 изображений, каждое из которых покрывает 1300 квадратных миль (3400 км), были рассекречены в 2002 году. в результате распоряжения 12951, того же приказа, рассекречивающего КОРОНА, и копии фильмов были переданы США. Отдел систем наблюдения за ресурсами Земли Геологической службы.
Научный анализ рассекреченных спутниковых изображений KH-9 продолжает выявлять исторические тенденции и изменения в климате и геологии суши. В исследовании таяния ледников в Гималаях за последние полвека в 2019 году использовались данные, собранные спутниками KH-9 на протяжении 1970-х и 1980-х годов, чтобы продемонстрировать, что скорость таяния удвоилась с 1975 года.
KH-9 никогда не был резервным проектом для KH-10 пилотируемой орбитальной лаборатории. Он был разработан исключительно в качестве замены поисковой системы Corona.
Миссии 1205–1207 несли доплеровские радиомаяки, чтобы помочь составить карту плотности атмосферы на большие высоты, чтобы понять влияние на предсказания эфемерид. Измерения плотности атмосферы были опубликованы через НАСА.
Миссии 1203, 1207, 1208, 1209 и 1212–1219 включали субспутники Ferret ELINT, которые были выведены на высокую околоземную орбиту для каталогизации советских радаров противовоздушной обороны, подслушивания голосовых сообщений и записи ракетной и спутниковой телеметрии. Миссии с 1210 по 1212 также включали научные вспомогательные спутники.
Название | Блок | Номер миссии. | Дата запуска | NSSDC ID. NORAD # | Другое название | Ракета-носитель | Орбита | Дата распада |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
KH9- 1 | I | 1201 | 15 июня 1971 г. | 1971-056A. 05297 | OPS 7809 | Titan IIID | 184,0 км × 300,0 км, i = 96,4 ° | 1971 г. 06 августа |
KH9-2 | I | 1202 | 20 января 1972 г. | 1972-002A. 05769 | OPS 1737 | Titan IIID | 157,0 км × 331,0 км, i = 97,0 ° | 29 февраля 1972 г. |
KH9-3 | I | 1203 | 7 июля 1972 года | 1972-052A. 06094 | OPS 7293 | Titan IIID | 174,0 км × 251,0 км, i = 96,9 ° | 13 сентября 1972 г. |
KH9-4 | I | 1204 | 10 октября 1972 г. | 1972-079A. 06227 | OPS 8314 | Титан IIID | 160,0 км × 281,0 км, i = 96,5 ° | 08 января 1973 г. |
KH9-5 | I | 1205 | 9 марта 1973 г. | 1973-014A. 06382 | OPS 8410 | Titan IIID | 152,0 км × 270,0 км, i = 95,7 ° | 19 мая 1973 г. |
KH9-6 | I | 1206 | 13 июля 1973 г. | 1973-046A. 06727 | OPS 8261 | Titan IIID | 156,0 км × 269,0 км, i = 96,2 ° | 12 октября 1973 г. |
KH9-7 | II | 1207 | 10 ноября 1973 г. | 1973-088A. 06928 | OPS 6630 | Titan IIID | 159,0 км × 275,0 км, i = 96,9 ° | 13 марта 1974 г. |
KH9-8 | II | 1208 | 1974 г. 10 апреля | 1974-020A. 07242 | OPS 6245 | Titan IIID | 153,0 км × 285,0 км, i = 94,5 ° | 28 июля 1974 г. |
KH9-9 | II | 1209 | 29 октября 1974 г. | 1974-085A. 07495 | OPS 7122 | Titan IIID | 162,0 км × 271,0 км, i = 96,7 ° | 19 марта 1975 г. |
KH9-10 | II | 1210 | 8 июня 1975 | 1975-051A. 07918 | OPS 6381 | Titan IIID | 157,0 км × 234,0 км, i = 96,3 ° | 5 ноября 1975 г. |
KH9-11 | II | 1211 | декабрь 1975 г. 4 | 1975-114A. 08467 | OPS 4428 | Titan IIID | 157,0 км × 234,0 км, i = 96,7 ° | 1976 апр. 01 |
KH9-12 | II | 1212 | 8 июля 1976 г. | 1976-065A. 09006 | OPS 4699 | Титан IIID | 159,0 км × 242,0 км, i = 97,0 ° | 13 декабря 1976 г. |
KH9-13 | III | 1213 | 27 июня 1977 г. | 1977-056A. 10111 | OPS 4800 | Titan IIID | 155,0 км × 239,0 км, i = 97,0 ° | 23 декабря 1977 г. |
KH9-14 | III | 1214 | 16 марта 1978 г. | 1978-029A. 10733 | OPS 0460 | Titan IIID | 172,0 км × 218,0 км, i = 96,4 ° | 11 сентября 1978 г. |
KH9-15 | III | 1215 | 16 марта 1979 г. | 1979-025A. 11305 | OPS 3854 | Titan IIID | 177,0 км × 256,0 км, i = 96,3 ° | 22 сентября 1979 г. |
KH9-16 | III | 1216 | 18 июня 1980 | 1980-052A. 11850 | OPS 3123 | Titan IIID | 169,0 км × 265,0 км, i = 96,5 ° | 06 марта 1981 г. |
KH9-17 | III | 1217 | 11 мая 1982 г. | 1982-041A. 13170 | OPS 5642 | Titan IIID | 177,0 км × 262,0 км, i = 96,4 ° | 5 декабря 1982 г. |
KH9-18 | III | 1218 | 20 июня 1983 г. | 1983-060A. 14137 | OPS 0721 | Titan 34D | 163,0 км × 224,0 км, i = 96,4 ° | 21 марта 1984 г. |
KH9-19 | IV | 1219 | 25 июня 1984 г. | 1984-065A. 15063 | США 2 | Titan 34D | 170,0 км × 230,0 км, i = 96,5 ° | Октябрь 1984 г. 18 |
KH9-20 | IV | 1220 | 18 апреля 1986 | 1986-F03 | сбой при запуске | Titan 34D | — | — |
(идентификационные номера NSSDC: см. COSPAR )
Общая стоимость программы 20 рейсов KH-9 с 1966 финансового года по 1986 финансовый год составила 3,262 миллиарда долларов США в соответствующем году. долларов (что эквивалентно 14,66 миллиардам в 2019 году при среднем базисном 1976 году).
Источник данных: Энциклопедия космических аппаратов США и NSSDC
Система управления реакцией KH-9, показывающая топливные баки.
Х-9 в лесах готовится к запуску.
Техник убирает один из модулей входа, в котором находилась пленка, используемая камерами.
Схема сборки, испытаний и подготовки к запуску KH-9.
Передняя часть КН-9.
Модуль для входа в атмосферу KH-9, подвешенный на парашюте, готов к подъему.
Другой вид на систему управления реакцией KH-9.
КН-9 везут грузовиком в специальной канистре.
Кожух и основание КН-9 проходят вибрационные испытания в акустической камере.
На этом изображении KH-9 показаны два разных типа камер, которые несёт спутник.
Основные технические характеристики и схема КН-9.
На этой схеме показаны различные секции KH-9 и их размеры.
KH-9 в Национальном музее ВВС США (вид спереди).
KH-9 в Национальном музее ВВС США (передняя часть).
KH-9 в Национальном музее ВВС США (установка для извлечения пленки).
KH-9 в Национальном музее ВВС США (центральная часть).
KH-9 в Национальном музее ВВС США (левая камера).
KH-9 в Национальном музее ВВС США (вид сзади без солнечных батарей).
Другие американские спутники-шпионы для получения изображений:
Wikimedia Commons имеет медиа связанные с KH-9 HEXAGON. |