Кати Мамое

редактировать

Кати Мамое
Иви (племя) в Маоридоме
Роэ (регион) Южный остров
численность населения 3111

Кати Мамое (также произносится как Нгати Мамое, но не самим племенем) - исторический иви маори. Родом из области Гастингс, они переехали в 16 веке на Южный остров, который в то время уже был занят вайтаха.

Спустя столетие Ngāti Māmoe были впоследствии поглощены через брак и завоевание Ngāi Tahu, которые, в свою очередь, мигрировали на юг. Сегодня нет отдельной организации Нгати Мамое, но многие Нгаи Таху имеют ссылки на Нгати Мамое в своих вакапапа. Особенно на крайнем юге острова, «... южные маори до сих пор считают себя Нгаи Таху-Нгати Мамоэ, синтезом двух племенных групп...»

Согласно Эдварду Шортленду, историческое хапу Кати Мамое включало Кати Ракаи и Кати Хинекато.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 История ранних веков
    • 1.2 17-го века
      • 1.2.1 Марукоре и Тухайтара
      • 1.2.2 Атаки Нгаи Таху
    • 1.3 18-ый век
  • 2 численность населения
  • 3 Известные люди
  • 4 использованная литература
  • 5 внешние ссылки

История

История ранних веков

Происхождение Кати Мамое восходит к предку Хотумамоэ, который, как говорят, является потомком Тои, прапрапраправнука Ракаихауту. Говорят, что Хотумамое жил в районе Херетунга.

В ранних рассказах о миграции говорится, что Нгати Мамоэ были изгнаны из своего дома в Херетонге и укрылись в Те Вангануи-а-Тара с разрешения предка и тезки Нгай Тары, Тары. Позже, после того, как они двинулись на Южный остров, они победили Вайтаху на восточном побережье под предводительством вождя Тутваймате. Его потомки жили в Ракайе около шести поколений.

17-го века

Марукоре и Тухайтара

Предок Нгаи Таху Тухайтара оскорбляет своего мужа, вождя Марукоре из Нгати Мамоэ, или Те Кахеа, и его родословную, а также различные другие обмены мнениями являются причиной войны между их двумя племенами. Сама Тухайтара имела степень наследия Нгати Мамоэ, но Марукоре считался ниже своего статуса. Всего у них было 11 детей, в том числе Тамараэроа, Уирапа, Тахумата, Пахируа и Хинехо.

Тухайтара проинструктировал Тамараэроа и Уирапу убить Марукоре в месте под названием Папануи. Тем не менее, Марукоре знал об их плане и победил их в битве при Хукете, после чего их сестра Хинехоу положила их на пол своего ката, чтобы ее внуки могли видеть, и оставила свои вещи с ними, прежде чем сжечь здание в инциденте, который теперь известен. как Карара Kōpae (Положение боевых вождей). Кроме того, сам Марукоре сжег их тела на погребальном костре.

Затем братья Пахируа и Тахумата попытались победить Марукоре. Когда они собирались последовать совету местного вождя по имени Ракаймоари, его дочь Хинэваи-а-тапу сделала замечание о Тахумате, которое спровоцировало битву при Те Пакьяка («Корни»), которая длилась несколько дней. Он был назван так потому, что Тахумата поймал Хинэвай-а-тапу, прячущуюся под корнями деревьев, и сделал ее своей женой.

В конце концов, вождю Нгати Мамоэ Хикаоророа удалось поймать группу Марукоре в кит. Хикаоророа попросил, чтобы «вождь длинного перья» подошел к двери, чтобы его съели. Младший двоюродный брат Марукоре, Рокопаэкава, взял головной убор Марукоре (знак статуса) и вместо этого был принесен в жертву. Однако он не готовил как следует, и в грязи все еще виднелось перо головного убора. Это было сочтено дурным предзнаменованием, и поэтому тело было выброшено, и инцидент был назван «Пикитуроа» («Длинные перья перьев»).

Марукоре и Тухайтара оба погибли в битве при Тапапануи от рук своего сына Пахируа, который был очень зол на всю ситуацию. В одном из рассказов о серии сражений Хинехо и Пахируа вместе построили Карара Крипа и сожгли там тела всех убитых. Оставшиеся дети враждующих родителей перебрались бы в место под названием Те Ореорехуа в Вайрарапе, где уже жил Хинехо, и на юг в Те Вангануи-а-Тара через несколько поколений, хотя их потомки считаются старшими линиями Нгаи Таху..

Атаки Нгаи Таху

Хикаоророа, видный член Нгай Таху, напал на Те Мата-ки-кайпоинга па после того, как его родственник Туахурири (правнук Тухайтары) оскорбил его. Тутекава (зять Туахурири старшего Нгати Кахунгуну, Нгати Поро и Нгати Мамоэ) отозвал своих людей, чтобы атаковать под другим углом после того, как его младший родственник признал оскорбление со стороны Хикаоророа. Он послал того же родственника предупредить Туахурири и убежать, что он и сделал в ближайшем кусте. По неизвестным причинам, когда Тутекава вошел в па, он убил жен Туахурири, Хинекаитаки и Туаравати (сестер Вакуку). После битвы Тутекава сбежал в Вайкакахи на берегу озера Элсмир / Те Вайхора, где он жил среди своих товарищей Нгати Мамоэ. Его дополнительные семейные связи включали его жену Тукураро, которая была сестрой жены Туахурири Хинетеваи (матери Хамуа, Туракаутахи и Моки). Он также приходился двоюродным братом вождю нгати-кури Нгаи Таху Те Ракивакапута и вождю нгати-мамоэ Тукиауау.

Однажды, когда Нгати Кури сражалась с Рангитаном на восточном побережье Южного острова, вождь Тутеурутира принял одну из своих пленниц, Хинеронго, за одну из женщин врага. На самом деле она была членом Нгати Мамоэ, который уже был взят в плен Рангитаном, и поэтому он вернул ее в Матарики Па на реке Кларенс. Это привело к новому союзу между их племенами, после чего они успешно напали на Рангитане в долине Вайрау. Для этого Нгати Мамое затем уступил районы восточного побережья к северу от реки Кларенс Нгаи Таху, а Тутеурутира и Хинеронго поженились и поселились в па.

Нгати Мамоэ также сражался против Нгати Кури в битве, которая теперь называется Апокихи. В па Нгати Кури, Паривхакатау, недалеко от района Конвей, Тукиауу пробрался внутрь и убил Манава-и-вахо. Мако-ха-кирикири и его сестры Те Апай и Токерау, жены Манава-и-вахо, были спасены защитой опекуна; однако они были вынуждены оставить па под ее ногами (она была бы деревянной фигурой или резьбой, подвешенной в воздухе).

К 1690-м годам Нгай Таху завоевал северный Кентербери, в том числе Нгати Кури завоевал восточное побережье вплоть до Кайкшуры, а Нгати Иракеху мирно поселился среди Нгати Мамо на полуострове Банкс. Последней битвой, которая произошла между двумя племенами до этого момента, была битва при Вайпапе, прежде чем Нгати Кури захватил Такахангу па.

18-ый век

После установления своего господства до Кайкшуры многие из ведущих вождей Нгай Таху были готовы расширяться дальше на юг, в глубь острова. Их вождь, Моки, узнал о местонахождении Тутекавы, который все еще жил чуть южнее, в Те Вайхора. Моуки отправился на своем каноэ и напал на несколько небольших деревень, включая Паракакарики па в Атанерито. В конечном итоге Тутекава был убит Вакуку, отомстив за своих сестер. Сын Тутекавы Те Ракитамау вернулся в дом, где он обнаружил свою жену Пунахикою и детей целыми и невредимыми, а нападавших спали возле костра. Те Ракитамау не мстил за своего отца, но вместо этого оставил знак того, что он сохранил их жизни, и в конечном итоге между их потомками был восстановлен мир.

Вождь Нгаи Таху Те Ракивакапута уничтожил па Нгати Мамоэ в Мануке, через холмы в Тайтапу. Его сын Манухири выехал из Нгати Мамое Тхинетахи и основал там свою базу. Второй старший сын Tūāhuriri в Tūrakautahi, начальник НГАИ Tūhaitara, создана Te Kōhaka-а-Kaikai-а-Waro på (ныне Каиапои Pa) через сайт Waitaha на Taerutu лагуны возле Woodend.

Сын Туракаутахи Каверири позже отправился с тауа на юг в Лоутер около 1725 года, где вождь Кати Мамоэ Тутемакоху убил его во время битвы при Вайтарамеа. Вождь Нгай Таху Таока продвинется дальше на юг к Атаку, где он участвует в некоторых из последних сражений с Нгати Мамоэ.

Один из ведущих вождей Нгати Мамоэ Те Ветуки (описанный как покрытый растрепанными длинными волосами) был убит примерно в это же время возле реки Вайау. Двум другим членам, Мака-таухио и Пани-те-кака, удалось избежать боя, поскольку они уже были озабочены поисками угрей. Вверх по той же реке выжившие отступили к озеру Те Анау, где они снова подверглись безжалостной атаке войсками Те-хау-тапунуи-о-Ту. Вождь Пукутахи и многие другие были убиты, несколько выживших сбежали через озеро на плотах и ​​растворились в тумане на другой стороне. Последний па Нгати Мамое находился на острове Матаура.

Со временем между двумя племенами были заключены браки, чтобы укрепить мир. В частности, Раки-ихия (Нгати Мамоэ) и Хинехакири, двоюродный брат Те-хау-тапунуи-о-Ту, и Хонекай, сын Те-хау-тапунуи-о-Ту, с дочерью Раки-ихиа Кохувай. Несмотря на это, отдельные стычки продолжались. Еще одним живым вождем в то время был Те Вера. Тухавайки был одним известным вождем, потомком союзов племен.

численность населения

Во время переписи населения Новой Зеландии 2013 года 3111 человек, или менее 1% от общей численности населения маори происхождения, были связаны с иви.

Из них 18,9% не идентифицировали других иви, а 21,9% могли разговаривать на языке маори. Средний возраст составлял 34,8 года, 46,4% составляли мужчины и 53,7% - женщины. Среди лиц от 15 лет и старше 78,8% имели формальную квалификацию, 44,6% никогда не курили регулярно, средний доход составлял 28 000 долларов США, а 73,4% горожан были трудоустроены.

Наиболее распространенными религиями, исповедуемыми членами иви, были англиканская (12,5%), католическая (9,9%) и пресвитерианская, конгрегационалистская и реформатская (7,1%). Еще 48% не имели религии, а 6,5% не указали религию. Для сравнения, 3,2% были связаны с движением Ратана и менее 1% были связаны с религией Рингату.

В ночь переписи 80,6% людей жили в домохозяйствах с одной семьей, 5,6% жили в домохозяйствах с другими семьями, 9,6% жили в домохозяйствах с одним человеком и 4,2% жили в квартирах. В ту же ночь 55,1 процента людей жили в семье с двумя родителями, 22,8 процента - в семье с одним родителем, а 22,0 процента - парами без детей. В иви было 1 008 детей-иждивенцев по сравнению с 939 в 2006 году. Из них 70,2% проживали в семьях с двумя родителями по сравнению с 66,5 процентами в 2006 году.

Известные люди

Основная категория: Кати Мамоэ

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-04 05:38:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте