Kicheʼ королевство Qʼumarkaj

редактировать
Кюмаркай (Утатлан)
ок. 1225–1524
Расположение королевства Киче
Капитал Qʼumarkaj
Общие языки Классический койчео
Правительство Монархия
Ajpop  
• ~ 1225–1250 (первая) Балам Китце
• ~ 1500–1524 (последняя) Oxib Keh
История  
• Учредил около 1225 г.
•  Завоеваны 1524
Преемник
Наместничество Новой Испании

K'iche' королевство Q'umarkaj было государством в горах современной Гватемалы, которая была основана на K'iche' (кич) майя в тринадцатом веке, и который расширяется в пятнадцатом веке, пока она не была завоевана испанскими и науы силами во главе с Педро де Альварадо в 1524 году.

Королевство K'iche' достигла своего пика под царя K'iq'ab правившего от укрепленного города Q'umarkaj (также называется по его науатль имя Utatlán ) недалеко от современного города Санта - Крус - дель - Киче. Во время его правления K'iche' правили большие площадями нагорья Гватемалы простирающейся в Мексику, и они покорили другие народы майя, такие как Tz'utujil, какчикель и Мамы, а также Nahuan люди пипили.

Содержание
  • 1 Исторические источники
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение
    • 2.2 Фундамент (ок. 1225–1400)
    • 2.3 Quqʼkumatz и Kiqʼab (ок. 1400–1475)
    • 2.4 Упадок и завоевание
  • 3 Социальная организация
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки и библиография
Исторические источники

История киче Королевства описана в ряде документов, написанных в постколониальный раз и на испанском языке и на языках коренных народов, такие как классическая K'iche' и какчикель. Важные источники включают Пополь Вух, который, помимо хорошо известной мифологии, также содержит историю и генеалогию рода Кавек, например, Título de Totonicapán. Информация из них может быть перепроверена с « Анналами Какчикелей», рассказывающими об истории вассалов Какчикель и более поздних врагов Кичео. Ряд других титул, таких как титулы Сакапулас, Чойой, Ниджайб и Тамуб, рассказывают историю Кичеш с точки зрения конкретной линии передачи Кичеу. Другие источники включают документы, написанные конкистадорами и священнослужителями, а также административные документы колониальной администрации.

История
Карта Южной Гватемалы в постклассический период с указанием расположения важных городских центров Кичеш (черным цветом) и окружающих этнических групп (белым цветом).

Происхождение

Народ майя Кичеш жил в высокогорье Гватемалы с 600 г. до н. Э., Но задокументированная история королевства Кичеш началась, когда иностранцы с побережья Мексиканского залива вошли в высокогорье через реку Пасион около 1200 г. Эти захватчики известны в документальных источниках как «предки кичео», потому что они основали три правящих родословной царства кичео. Захватчики народы состояли из семи племен: три K'iche' родословных (Нима K'iche', то Tamub и Ilok'ab), прародителей в какчикель, Рабиналь, Tz'utujil народов и седьмого колена называется Tepew Яки. Об этнической принадлежности захватчиков известно немного: этноисторические источники утверждают, что они не могли общаться с коренными койчео, когда прибыли, и что они были яки, что означает, что они говорили на науатль. Джес Томпсон идентифицировал их как мексиканских торговцев Путуна. Но Кармак (1968) придерживается мнения, что они, вероятно, были двуязычными говорящими на науатле и чонталь-майя, которые находились под влиянием культуры тольтеков и прибыли сюда как завоеватели, а не торговцы. Хорошо задокументировано, что влияние науана на язык кичео уже проявляется в этот период, и имена «предков» более понятны как происходящие от Чонталя и Науатля, чем от Кичео. Предки кичеу принесли с собой своих племенных богов: Бог-покровитель племени кичеу был бог неба Тохил.

Фундамент (ок. 1225–1400)

Айпоп из Кумаркаджа
(период правления оценивается поколениями)
Балам Китце ~ 1225–1250
Kʼokʼoja ~ 1250–1275
E Tzʼikin ~ 1275–1300
Айкан ~ 1300–1325
Kʼokaib ~ 1325–1350
Kʼonache ~ 1350–1375
Kuotuja ~ 1375–1400
Quqʼkumatz ~ 1400–1435
Kʼiqʼabʼ ~ 1435–1475
Вахшаки-и-Кам ~ 1475–1500
Oxib Keh ~ 1500–1524

«Предки» завоевали коренные горные народы и основали столицу Якавиц в долине Чуджуюп. В этот период племена какчикель, рабинал и цютуджиль были союзниками кичею и подчинялись правлению кичеу. В те дни языки четырех народов были в значительной степени похожи, но по мере того, как контакты между группами ослабевали и, наконец, превратились в вражду, языки разошлись, превратившись в отдельные современные языки.

Сам народ кичее также состоял из трех отдельных линий передачи: кичеу, тамубо и илокшабо. Каждая линия выполняла разные функции, Нима Койчео были правящим классом, Тамуб, вероятно, были торговцами, а воины Илоктаб. Каждая линия была далее разделена на подлинии, каждая из которых также выполняла свои определенные функции: подлинией Kicheʼ были Ajaw Kʼicheʼ, Kaweq, Nijaib и Sakiq. Подлиниями Тамуба были Экоамако и Какой. Подлинией Илокаба были Сикша и Ваниджа.

После завоевания и заселения Якавица под властью Балама Китце, Kʼicheʼ, которым теперь управляет Tzʼikin, расширились на территорию рабиналов и покорили Poqomam с помощью Kaqchikel. Затем они отправились на юго-запад, чтобы основать Писмахи, где был построен большой ритуальный центр. В Писмахи правили и Кокайб, и Конаке, но вскоре вспыхнули внутренние конфликты между линиями преемственности, и, наконец, илокабы покинули Писмахи и поселились в соседнем городе под названием Муквиц Чилоктаб. Во время правления ахпопа («человек из циновки» - титул правителя кичеш) Котуджа Илокабы восстали против руководства линии Нима Кичеш, но потерпели полное поражение. Котуджа расширил влияние Kʼicheighteneds и усилил политический контроль над народами Kaqchikel и Tzʼutujil, женив членов своей семьи на их правящих линиях.

Кукумац и Киккаб (ок. 1400–1475)

Гватемальское нагорье - место обширного королевства Кичеш

При сыне Котуджаса, Кукукумаце, линия Нима Киче также покинула Писмати и поселилась неподалеку в Кукумаркаже, «месте гнилого тростника». Quq'kumatz стал известен как величайший « нагваль » владыка K'iche' и утверждал, что был в состоянии волшебным образом превратить себя в змей, орлов, ягуаров и даже крови. Он мог взлететь в небо или посетить подземный мир, Шибальбу. Quqʼumatz значительно расширил королевство Kʼicheʼ, сначала из Pismachi, а затем из Qumarkaj. В это время кичеу были тесно связаны с какчикелами. Кукхумац послал свою дочь выйти замуж за владыку Коджи, народа майя, жившего в горах Кучуматан, где-то между Сакапулас и Уэуэтенанго. Вместо того, чтобы жениться на ней и подчиниться союзу Кичеш-Какчикель, Текум Сикшом, царь Коджи, убил предложенную невесту. Этот акт положил начало войне между племенем Кичех-Какчикель из Кумаркаджа и племенем Койджа. Quqʼumatz погиб в результате битвы против Koja.

Со смертью его отца в битве против Коджи, его сын и наследник Кшиктаб поклялись отомстить, а два года спустя он возглавил союз Кичех-Какчикель против своих врагов вместе с Аджпопом Кшамхой (избранным царем). Армия под предводительством Кичеш вошла в Коджу с первыми лучами солнца, убила Текума Сикшома и захватила его сына. Кшиктаб восстановил кости своего отца и вернулся в Кумаркадж со многими пленниками и всем нефритом и металлом, которыми обладали Кшоджа, после завоевания различных поселений в районе Сакапуласа и народа мам около Закулеу. Во время правления Кикикаба, который был особенно воинственным, королевство Кичедж расширилось, включив Рабинал, Кобан и Кецальтенанго, и простиралось на запад до реки Окос, недалеко от современной границы между побережьем Чьяпас в Мексике и гватемальским тихоокеанским побережьем. С помощью Какчикела восточная граница королевства была продвинута до реки Мотагуа и на юг до Эскуинтлы.

В 1470 году восстание потрясло Кумаркадж во время большого праздника, на котором собралось большое собрание представителей всех важнейших горных народов. Два сына Кикикаба вместе с некоторыми из его вассалов восстали против своего царя, убив многих высокопоставленных лордов, воинов Какчикелей и представителей рода Кавек. Повстанцы пытались убить самого Киккаба, но его защищали верные ему сыновья в Пакамане, на окраине города. В результате восстания Кикикаб был вынужден пойти на уступки восставшим лордам Кичег. Вновь облеченные властью лорды Койхе обратились против своих союзников Какчикель, которые были вынуждены бежать из Кумаркаджа и основали свою столицу в Иксимче.

После смерти царя Кшикхаба в 1475 году кичэи вели войну как против цзутуджилов, так и против какчикелов, возможно, в попытке вернуть былую власть Кхумаркаджа.

Упадок и завоевание

Смотрите также: испанское завоевание Гватемалы

В период после смерти Кикикаба ослабленный Кичев непрерывно боролся против Какчикелей, Цзутуджил, Рабинала и Пипила. Под предводительством Тепепула киче попытались атаковать Иксимче, жители которого были ослаблены голодом, но какчикель узнал о нападении и разбил армию киче. Постоянные войны продолжались до 1522 года, когда между двумя народами было заключено мирное соглашение. Хотя кичи также добились некоторых военных успехов в этот период, например, в подчинении рабиналов и народов на тихоокеанском побережье Чьяпаса ( Соконуско ), кичеу не достигли того же уровня гегемонии, что и раньше. раз. Примерно с 1495 года империя ацтеков, которая тогда находилась на пике своего развития в центральной Мексике, начала утверждать влияние на побережье Тихого океана и в гватемальском нагорье. При ацтекском Тлатоани Ахуитцотле провинция Соконуско, которая в то время платила дань уважения койчеу, была завоевана ацтеками, и когда ацтекские почтекы (дальнобойщики) позже прибыли в Кумаркадж, правитель Койхе 7 Нодж был так озлоблен, что приказал им покинуть его королевство, чтобы не вернуться. Однако в 1510 году, когда ацтекские эмиссары Моктесумы II прибыли в Кумаркадж, чтобы запросить дань у киче, они увидели себя вынужденными принять вассальную зависимость от ацтеков. С 1510 по 1521 год влияние ацтеков в Кхумаркадже усилилось, и владыка киче 7 Нодж также женился на двух дочерях правителя ацтеков, еще больше укрепив власть ацтеков, став его зятем. В этот период Кюмаркай также стал известен как Утатлан, перевод с науатль этого топонима. Когда ацтеки потерпели поражение от испанцев в 1521 году, они послали гонцов к правителю Койхе, чтобы тот подготовился к битве.

Статуя Tekum Умани в современном Кетцальтенанго.

Перед прибытием армии, возглавляемой испанцами, кичеджи были поражены болезнями, которые европейцы принесли в Америку. Какчикели объединились с испанцами в 1520 году, еще до того, как они прибыли в Гватемалу, и они также рассказали о своих врагах, Kʼiche, и попросили помощи против них. Кортес отправил гонцов в Кумаркадж и потребовал их мирного подчинения испанскому правлению и прекращения боевых действий против Какчикеля. Kʼiche отрицал и готовился к битве.

В 1524 году конкистадор Педро де Альварадо прибыл в Гватемалу со 135 всадниками, 120 пешими солдатами и 400 союзниками ацтеков, тлашкальтов и чолултеков. Какчикелы быстро пообещали им военную помощь. Kʼiche знали все о передвижениях испанских войск через свою шпионскую сеть. Когда армия прибыла в город K'iche' из Xelajú NOJ ( Кецальтенанго ) K'iche' стюард города послал к Q'umarkaj. Kʼicheʼ выбрали Tecún Umán, лорда из Totonicapán, своим командиром против испанцев, и он был ритуально подготовлен к битве. Он и его 8 400 воинов встретили испанскую / ацтекскую / какчикельскую армию за пределами Пинала к югу от Кецальтеанго и потерпели поражение. После еще нескольких поражений Kʼicheʼ предложил испанскому вассалиту и пригласил их в Qumarkaj. Путем обмана Альварадо схватил лордов Кумаркаджа и сжег их заживо. Он назначил двух низших лидеров кичео своими марионеточными правителями и продолжал подчинять другие общины кичео в этом районе. Qumarkaj был снесен с землей, чтобы помешать Kʼicheʼ восстановить себя на хорошо укрепленном месте, и община переехала в соседний город Санта-Крус-дель-Киче.

Социальная организация

В поздний постклассический период в большей части Кумаркаджа проживало около 15 000 человек. Жители Кумаркаджа были социально разделены между знати и их вассалами. Дворяне были известны как аджау, а вассалы - как аль-каджол. Дворянство было потомками по отцовской линии военачальников-основателей, которые, по-видимому, прибыли завоевателями с побережья Персидского залива около 1200 г. н.э. и в конечном итоге утратили свой родной язык и переняли язык своих подданных. Дворяне считались священными и носили королевские образы. Их вассалы служили пехотинцами и подчинялись законам, установленным дворянством, хотя они могли получить воинские звания в результате своего боевого мастерства. Социальные подразделения были глубоко укоренившимися и соответствовали строго соблюдаемым кастам. Купцы были привилегированным классом, хотя они должны были платить дань дворянству. Помимо этих классов, в состав населения входили сельские чернорабочие и ремесленники. Рабы также содержались и включали как осужденных преступников, так и военнопленных.

В Кумаркадже было двадцать четыре важных линии, или нимджа, тесно связанных с дворцами, в которых дворяне выполняли свои обязанности; нимджа означает «большой дом» в Kʼicheʼ, после дворцовых комплексов, которые занимали линии преемственности. В их обязанности входили брачные переговоры и связанные с ними пиршества и церемониальные лекции. Эти линии были строго патрилинейными и были сгруппированы в четыре более крупных и могущественных нимджа, которые выбирали правителей города. Во время Завоевания четырьмя правящими нимджами были Кавек, Ниджайб, Сакик и Аджав Кичех. Кавек и Ниджайб включали по девять основных линий передачи каждая, Аджав Кичех - четыре, а Сакик - две. Помимо выбора короля и избранного короля, правящая династия Кавек также имела родословную, которая произвела на свет могущественных священников Ququmatz, которые, возможно, служили управителями города.

Смотрите также
Примечания
Ссылки и библиография
Аккерен, Рууд ван (2003). "Авторы Пополь Вух". Древняя Мезоамерика. 14 (02): 237–256. DOI : 10.1017 / S0956536103142010. ISSN   0956-5361.
Бэнкрофт, Хьюберт Х. (1883). История Центральной Америки. Сан-Франциско: Bancroft amp; Co.
Кармак, Роберт М. (1981). Киче Майя Утатлана. Норман: Университет Оклахомы Press. ISBN   0-8061-1546-7.
Кармак, Роберт М. (1973). Кичеанская цивилизация: этноисторические, этнографические и археологические источники. Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский университет Press. ISBN   0-520-01963-6.
Кармак, Роберт М.; Джон М. Уикс (апрель 1981 г.). «Археология и этноистория Утатлана: конъюнктивный подход». Американская древность. Общество американской археологии. 46 (2): 323–341. DOI : 10.2307 / 280211. JSTOR   280211.
Кармак, Роберт М. (2001a). Kikʼulmatajem le Kʼicheʼaabʼ: Evolución del Reino Kʼicheʼ (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN   99922-56-22-2. OCLC   253481949.
Кармак, Роберт М. (2001b). Kikʼaslemaal le Kʼicheʼaabʼ: Historia Social de los Kʼicheʼs (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN   99922-56-19-2. OCLC   47220876.
Кармак, Роберт М. и Джеймс Л. Мондлох (1983). Título de Totonicapán: texto, traducción y comentario. Мексика DF: UNAM, Instituto de Investigaciones Filologicas, Centro de Estudios Mayas. ISBN   968-837-376-1.
Коу, Майкл Д. (1999). Майя. Серия «Древние народы и места» (6-е издание, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN   0-500-28066-5. OCLC   59432778.
Кристенсон, Аллен Дж. (1997). «Предыстория кичейского народа». Техасские заметки по доколумбовскому искусству, письму и культуре. 75. Архивировано из оригинала на 2006-01-17. Проверено 5 января 2009.
Эдмонсон, Манро С., изд. (1971). Книга совета: Пополь-Вух индейцев киче Майя Гватемалы. Publ. нет. 35. Новый Орлеан: Среднеамериканский исследовательский институт, Тулейнский университет. OCLC   658606.
Фокс, Джон В. (сентябрь 1989 г.). «О взлете и падении Туланских и сегментарных государств майя». Американский антрополог. Новая серия. Оксфорд / Арлингтон, Вирджиния: издательство Blackwell Publishing от имени Американской антропологической ассоциации. 91 (3): 656–681. DOI : 10.1525 / aa.1989.91.3.02a00080.
Фокс, Джон В. (1991). "Повелители Света против Повелителей Тьмы: Постклассическая игра майя Хайленд". В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч. Тусон: Университет Аризоны Press. С.  213–238. ISBN   0-8165-1360-0. OCLC   51873028.
Фокс, Джон В. (сентябрь 1989 г.). «О взлете и падении Туланских и сегментарных государств майя». Американский антрополог. Новая серия. Оксфорд / Арлингтон, Вирджиния: издательство Blackwell Publishing от имени Американской антропологической ассоциации. 91 (3): 656–681. DOI : 10.1525 / aa.1989.91.3.02a00080.
Пополь Вух: окончательное издание Книги майя о заре жизни и славе богов и королей. Перевод Тедлока, Деннис. Нью-Йорк: Саймон и Шустер. 1985. ISBN   0-671-45241-X. OCLC   11467786.
Акционер, Роберт Дж. (2000). «Нагорье майя и прилегающее тихоокеанское побережье». У Ричарда Э. У. Адамса; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 1. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. С. 449–499. ISBN   0-521-35165-0. OCLC   33359444.
Sharer, Роберт Дж. ; Лоа П. Трэкслер (2006). Древние майя (6-е (полностью исправленное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-4817-9. OCLC   57577446.
Уикс, Джон М. (1997). "Las ruinas de Utatlán: 150 nos después de la publicación de Incidents of Travel in Central America, Chiapas, and Yucatan, de John L. Stephens,". Apuntes arqueologicos (на испанском языке). 5 (1): 7–26.

Координаты : 15 ° 1′24,7 ″ с.ш., 91 ° 10′19,16 ″ з.д.  /  15.023528 ° с.ш.91.1719889 ° з.д.  / 15.023528; -91.1719889

Последняя правка сделана 2023-03-31 02:00:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте