Хусепе де Рибера ( валенсийский: [josep ðe riˈβeɾa] ; 17 февраля 1591 (бап.) - 2 сентября 1652) был испанским валенсийским тенебристским художником и гравером, также известным как Хосе де Рибера и Хосеп де Рибера. Его современники и ранние писатели также называли его Ло Спаньолетто («Маленький испанец»). Рибера был ведущим художником испанской школы, хотя все его зрелые работы были выполнены в Италии.
Рибера родился в Хативе, недалеко от Валенсии, Испания, и был вторым сыном Симона Риберы и его первой жены Маргариты Куко. Он крестился 17 февраля 1591 года. Его отец был сапожником или сапожником, возможно, в крупных размерах. Его родители хотели, чтобы он сделал литературную или ученую карьеру, но он пренебрегал этими занятиями и, как говорят, учился у испанского художника Франсиско Рибальта в Валенсии, хотя никаких доказательств этой связи не существует. Стремясь изучать искусство в Италии, он отправился в Рим через Парму, где в 1611 году нарисовал потерянного святого Мартина и нищего для церкви Сан-Просперо. Согласно одному источнику, кардинал заметил, что он рисовал с фресок. на фасаде римского дворца, и разместили его. Римские художники дали ему прозвище «Lo Spagnoletto».
Фигурные этюдыЕго ранние биографы обычно причисляют его к последователям Караваджо. Сохранилось очень мало документов, относящихся к его ранним годам, и ученые размышляют о точном времени и маршруте, по которому он прибыл в Италию. Рибера начал жить в Риме не позднее 1612 года, и, согласно документам, он присоединился к Академии Святого Луки к 1613 году. Некоторое время он жил на Виа Маргутта и почти наверняка был связан с другими Караваджисти, которые стекались в Рим в то время, такими как как Геррит ван Хонтхорст и Хендрик тер Бругген, среди других художников Утрехта, работавших в Риме к 1615 году. В 1616 году Рибера переехал в Неаполь, чтобы избежать своих кредиторов (по словам Джулио Манчини, который описывал его как живущего не по средствам, несмотря на высокую доход). В ноябре 1616 года Рибера женился на Катерине Аццолино, дочери сицилийского неаполитанского художника Джованни Бернардино Аццолино, чьи связи в неаполитанском художественном мире помогли Рибере на раннем этапе стать крупной фигурой, чье присутствие оказало долгосрочное влияние на искусство города.
Неаполитанское королевство тогда была частью испанской империи и управлялась череды испанского Viceroys. Рибера переехал в Неаполь на постоянное место жительства в середине 1616 года. Его испанское гражданство связывало его с небольшим испанским правящим классом в городе, а также с фламандским торговым сообществом с другой испанской территории, среди которых были известные коллекционеры и торговцы произведениями искусства. Рибера начал подписывать свою работу как «Jusepe de Ribera, español» («Jusepe de Ribera, испанец»). Ему удалось быстро привлечь внимание вице-короля, Педро Телес-Хирона, 3-го герцога Осуны, также недавно прибывшего, который дал ему ряд крупных поручений, которые показали влияние Гвидо Рени.
Период после того, как Осуна был отозван в 1620 году, кажется, был трудным. Немногие картины сохранились с 1620 по 1626 год; но это был период, когда было создано большинство его лучших гравюр. По крайней мере частично, это была попытка привлечь внимание более широкой аудитории, чем Неаполь. Его карьера началась в конце 1620-х годов, и впоследствии он стал ведущим художником Неаполя. Он получил Орден Христа Португалии от Папы Урбана VIII в 1626 году.
Голова Святого Иоанна Крестителя, 1644 г. Реальная академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид.Хотя Рибера так и не вернулся в Испанию, многие из его картин были вывезены вернувшимися членами правящего класса Испании, например, герцогом Осуна, а его офорты были привезены в Испанию дилерами. Его влияние можно увидеть в работах Веласкеса, Мурильо и большинства других испанских художников того периода.
Его изображали как эгоистично защищающего свое процветание, и он считается главой так называемой Неаполитанской клики, а его пособниками были греческий художник Белисарио Коренцио и неаполитанец Джамбаттиста Караччоло.
Говорят, что эта группа стремилась монополизировать неаполитанские художественные комиссии, используя интриги, саботаж незавершенной работы и даже личные угрозы насилия, чтобы отпугнуть внешних конкурентов, таких как Аннибале Карраччи, Кавалер д'Арпино, Рени и Доменикино. Все они были приглашены поработать в Неаполе, но сочли это место негостеприимным. Клика закончилась во время смерти Доменикино в 1641 году.
Среди учеников Риберы были фламандский художник Хендрик де Сомер, Франческо Фраканцано, Лука Джордано и Бартоломео Пассанте. За ним последовал Джузеппе Марулло и оказал влияние на художников Агостино Бельтрано, Паоло Доменико Финольо, Джованни Рикка и Пьетро Новелли.
Около 1644 года его дочь вышла замуж за испанского дворянина из администрации, который вскоре умер. С 1644 года Рибера, похоже, серьезно заболел, что значительно снизило его трудоспособность, хотя его мастерская продолжала производить работы под его руководством. В 1647–1648 годах, во время восстания Масаниелло против испанского владычества, он чувствовал себя вынужденным на несколько месяцев взять свою семью с собой в убежище во дворце вице-короля. В 1651 году он продал большой дом, которым владел много лет, и, когда он умер 2 сентября 1652 года, он испытывал серьезные финансовые затруднения.
В его более раннем стиле, основанном иногда на Караваджо, а иногда на совершенно разнообразном методе Корреджо, можно проследить изучение испанских и венецианских мастеров. Наряду с массивными преобладающими тенями он от начала до конца сохранил большую силу местного колорита. Его формы, хотя и обычные, а иногда и грубые, правильные; Впечатление от его работ мрачное и поразительное. Он восхищался предметами ужаса. В начале 1630-х его стиль изменился от резких контрастов тьмы и света к более рассеянному и золотому освещению, как это можно увидеть в «Косолапости» 1642 года.
Сальватор Роза и Лука Джордано были его самыми выдающимися последователями, которые, возможно, были его учениками; другими были также Джованни До, фламандский художник Хендрик де Сомер (известный в Италии как «Энрико Фьямминго»), Микеланджело Фраканцани и Аньелло Фальконе, который был первым значительным художником-баталистом.
Христос среди врачей, c. 1613Среди основных работ Риберы можно назвать « Святой Януарий, выходящий из печи в соборе Неаполя»; Снятие с креста в Certosa, Неаполь; Поклонение пастухов (поздняя работа; 1650) в Лувре ; Мученичество Святого Варфоломея в Национальный музей искусства Каталонии, Барселона ; и Пьета в ризнице Сан-Мартино, Неаполь. Его мифологические сюжеты часто столь же жестокие, как и его мученики: например, Аполлон и Марсий, с версиями в Брюсселе и Неаполе, или Титьос в Прадо. Prado владеет пятьдесят шесть картин и еще шесть приписываемое Риберы, наряду с одиннадцатью рисунков, как Сон Иакова (1639); в Лувре хранятся четыре его картины и семь рисунков; Национальная галерея, Лондон, три; и Настоящая академия изящных искусств Сан-Фернандо владеет прекрасным ансамблем из пяти картин, включая «Успение Марии Магдалины» из Эль-Эскориала и раннюю « Ecce Homo» или «Голову святого Иоанна Крестителя». Он выполнил несколько прекрасных мужских портретов и автопортрет. Написание Святого Иеронима в Прадо теперь было поручено ему Джанни Папи, экспертом по Караваджо. Он был важным офортом, самым значительным испанским гравером до Гойи, выпустившим около сорока гравюр, почти все в 1620-х годах. Мученичество святого Филиппа (1639; часто описывается как святой Варфоломей, замученный таким же образом, но теперь признанный святым Филиппом) находится в Прадо, Мадрид.
Работы Риберы остались в моде и после его смерти, в основном благодаря гипер-натуралистическим изображениям жестоких предметов на картинах таких учеников, как Лука Джордано. Он нарисовал ужасы и реальность человеческой жестокости и показал, что ценит истину над идеализмом. Постепенному восстановлению его международной репутации способствовали выставки в Принстоне в 1973 году, его гравюр и рисунков, а также работ во всех средствах массовой информации в Лондоне в Королевской академии в 1982 году и в Нью-Йорке в Музее искусств Метрополитен в 1992 году. затем его творчество привлекло больше внимания критиков и ученых. К сожалению, из-за столь долгого спада интереса к его работам, полный каталог-raisonné его работ все еще отсутствует. Многие работы, приписываемые ему, были изменены, выброшены, повреждены и заброшены в период его безвестности.
Иксион, 1632 год. Музей Прадо, Мадрид.
Успение Марии Магдалины, 1636 г., Реальная академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид.
Святой Иероним, 1652 год. Музей Прадо, Мадрид.
Отрицание Святого Петра, c. 1615
Ecce Homo, 1620. Реальная академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид.
Святое семейство, 1639 г. Музей Санта-Крус, Толедо.
Пьета, 1633, музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Внешнее видео | |
---|---|
Риберы Мученичество Святого Филиппа, Smarthistory |