Юриспруденция закона Католического канона является комплексом правовой теории, традиции и принципов, о толковании закона католического канона. В Латинской церкви юриспруденция канонического права была основана Грацианом в 1140-х годах с его Decretum. В законе Восточно - католический канон из Восточных Католических Церквей, Фотий имеет место аналогичного Грациана для Запада.
Большая часть законодательного стиля была адаптирована из римского права, особенно Юстиниана Corpus Juris Civilis. В результате римские церковные суды, как правило, следуют стилю римского права континентальной Европы с некоторыми вариациями. После падения Римской империи и вплоть до возрождения римского права в 11 веке каноническое право служило самой важной объединяющей силой среди местных систем в традиции гражданского права. Канонисты ввели в постримскую Европу концепцию высшего закона высшей справедливости, превышающего сиюминутный закон государства.
Католическая церковь разработала инквизиторскую систему в средние века. Эта судебная система имеет коллегиальные панели судей и следственную форму производства, в отличии от состязательности, найденных в общем праве в Англии и многие из ее бывших колоний, которая использует такие понятия, как присяжные и отдельные судьи.
Институты и практика канонического права совпадали с правовым развитием большей части Европы, и, следовательно, как современное гражданское право, так и общее право (каноническое право, оказывающее значительное влияние на развитие системы справедливости в Англии) несут влияние канонического права. Эдсон Луис Сампель, бразильский специалист по каноническому праву, говорит, что каноническое право заложено в генезисе различных институтов гражданского права, таких как право в континентальной Европе и странах Латинской Америки. Сампель объясняет, что каноническое право имеет значительное влияние в современном обществе.
Термин «источник» или «источник канонического права» ( fons juris canonici ) можно понимать в двояком смысле: а) как формальную причину существования закона, и в этом смысле мы говорим о fontes essendi ( латинское : «источники будучи ") каноническим правом или законодателями; б) как материальный канал, через который законы передаются и становятся известными, и в этом смысле источники называются fontesognoscendi ( лат. «источники знания») или депозитариями, как источники истории.
В fontes essendi ( лат. «Источники бытия») входят следующие законодатели:
Обычаи также должны рассматриваться как источник права, как универсального, так и частного.
Является ли естественный закон можно назвать источником канонического права, зависит от официального заявления верховной власти и через determinationes ; поскольку естественный закон как таковой - его степень очень неопределенна - нельзя назвать однородным источником канонического права, если только он не был объявлен таковым высшим авторитетом. Помимо того, что его диапазон весьма неопределен, законно называемый естественным законом является объективным мнением или диктатом разума.
Fontes cognoscendi ( Latin : «источники познания») являются депозитариями, в которых мы находим собираемые законы, принятые в течение столетий. Их также можно рассматривать как русла, по которым протекают река и ручьи нормативно-правового акта, и они сохраняются. Они не составляют закон как таковой, а скорее указывают, где его можно найти. Среди этих источников - Священное Писание и указы пап и соборов; также, в определенной степени, обычай, поскольку он доказывает существование и непрерывность неписаных и, возможно, забытых законов.
Термин jus vigens ( лат. «Живой закон») означает все действующие в настоящее время законы церкви, в первую очередь Кодекс канонического права 1983 года, Кодекс канонов восточных церквей и Пасторский бонус. В апостольской конституции Sacri Canones, посредством которой он обнародовал Кодекс канонов восточных церквей, Папа Иоанн Павел II заявил:
Публикация этого Кодекса, таким образом, в конечном итоге завершает каноническое упорядочение всей Церкви, следуя, как это происходит... " Апостольской конституции о Римской курии " 1988 года, которая добавлена к обоим Кодексам в качестве основного инструмента римский понтифик, означающий «общение, которое как бы связывает воедино всю Церковь»
Другие источники включают апостольские конституции, motibus propriis и частный закон.
Обычай в католическом каноническом праве - это многократное и постоянное выполнение определенных действий в течение определенного периода времени, которые, с одобрения компетентного законодателя, тем самым приобретают силу закона. Другими словами, обычай - это неписаный закон, вводимый непрерывными действиями верующих с согласия законного законодателя.
Обычай можно рассматривать как факт и как закон. По сути, это просто частое и свободное повторение действий, касающихся одного и того же; как закон, это результат и следствие этого факта. Отсюда его название, которое происходит от consuesco или consuefacio и обозначает частоту действия.
Чтобы обычай стал источником права, он должен быть одобрен компетентным законодателем. Обычай в каноническом праве не просто создается людьми в результате их постоянного выполнения определенного действия, но это постоянное выполнение определенного действия с намерением создать обычай, который одобряется компетентным законодателем, тем самым приобретая силу. закона. Это происходит из-за католического экклезиологического учения об устройстве католической церкви, в котором говорится, что Христос учредил Церковь путем божественного делегирования власти иерархическим властям; Церковь была создана не по согласию управляемых, а по прямой воле Христа.
Декрет ( лат. Decretum, от decerno, «я сужу») - это в общем смысле приказ или закон, изданный вышестоящей властью для руководства другими. В использовании этого канонического права в католической церкви, он имеет различные значения. Любая папская булла, бриф или Motu Proprio является указом, поскольку эти документы являются законодательными актами Папы. В этом смысле термин довольно древний. Роман конгрегации были ранее право издавать указы по вопросам, которые подпадают под их конкретной юрисдикции, но было запрещено продолжать делать это под Папой Бенедиктом XV в 1917 году каждой церковной провинции, а также каждую епархию, может издавать указы в своих периодических Соборов в сфера их власти.
По собственной инициативе является документ, выданный Папой по его собственной инициативе и лично подписанное им. По собственной инициативе может быть адресовано всей Церкви, в ее части, или некоторых людей. Документ, выданный motu proprio, имеет юридическую силу, даже если причины, указанные для его выдачи, оказываются ложными или мошенническими, что обычно делает документ недействительным. Его действительность основана на его выдаче Папой по собственной инициативе, а не на заявленных причинах.
Первый по собственной инициативе был принят на Иннокентий VIII в 1484 Он продолжает оставаться распространенной формой папских рескриптов, особенно при создании институтов, внесение незначительных изменений в законодательство или процедуры, а также при предоставлении одолжений лицам или учреждениям.
Апостольская конституция - это декрет самого высокого уровня, изданный Папой. Использование термина конституция происходит от латинского constitutio, обозначающего любой важный закон, изданный римским императором, и сохраняется в церковных документах из-за того, что каноническое право унаследовало от римского права.
По своей природе апостольские конституции обращены к общественности. Общие конституции используют название апостольской конституции и рассматривают торжественные вопросы церкви, такие как обнародование законов или окончательных учений. Формы догматической конституции и пастырской конституции - это заголовки, которые иногда используются для более подробного описания цели документа. Апостольские конституции издаются как папские буллы из-за их торжественной публичной формы.
В общем, Святой Престол не дает согласия на переводы оригиналов на латинском языке (так называемые «аутентичные» переводы); Святой Престол согласен публиковать только латынь, поскольку латынь является официальным языком канонического права.
Каноническое право включает два основных термина, которые переводятся на английский как «закон»: lex и jus (или ius ). В различных канонических текстах один или оба термина используются в разных контекстах.
В каноническом праве католической церкви ius относится к обычаю, практике или «традиции». Ранний закон Церкви, особенно до Первого Никейского собора в 325 году нашей эры, был в основном неписаным, по крайней мере, в форме закона, но присутствовал в обычаях, обычаях и учениях раннехристианской общины. То, что в основном передавалось от поколения к поколению, было устной традицией, передаваемой от апостолов епископам, а от епископов и священников к верующим через их проповедь и образ жизни. Некоторые из того, что входит в термин ius, может быть интерпретациями определенных отрывков из Священных Писаний, богословским пониманием литургии и самих литургических практик. Доказательства содержания этой устной традиции обучения можно найти в трудах отцов ранней церкви, а также в более позднем церковном законодательстве или законах.
Ius обычно понимается как противопоставление lex. Ранняя церковь, которая существовала более или менее в период гонений в Римской империи до Константина I в начале четвертого века, была не в состоянии собирать большие соборы для законодательных или богословских разъяснений до 325 года нашей эры. Законы, оформленные как lex после 325 г. н.э., иногда ошибочно интерпретируются как имеющие «новое» содержание. Обычно это не так. Большая часть церковного законодательства является развитием предшествующего учения, практикой или подтверждением учения или практики, если прямо не указано иное.
Lex в переводе с латыни означает одно из значений английского термина «закон». В каноническом праве Католической Церкви, закон относится к закону, который был сформулирован в письменной форме и обнародованный компетентным органом. В то время как это обычное значение слова «закон» в современных правовых системах, правовая система Католической церкви включает другую форму закона, ius, которая относится к устным учениям, практикам, обычаям, теологическому пониманию литургии и литургической практике в целом до на Никейском соборе 325 г. н.э., когда письменное законодательство стало нормативным средством распространения церковных законов.
«Лекс» имеет несколько форм:
Важно понимать, что большая часть церковного законодательства (если не указано иное) является либо развитием более раннего закона, либо повторением более раннего закона, особенно закона, содержащегося в устной традиции апостольского учения, или ius.
В каноническом праве в Римско - католической церкви, устроение является освобождением от прямого обязательства закона в некоторых случаях. Его цель состоит в том, чтобы изменить трудности, часто возникающие в результате неукоснительного применения общих законов к конкретным случаям, а его суть состоит в том, чтобы сохранить закон, приостановив его действие в таких случаях. Поскольку законы, направленные на благо всего общества, могут не подходить для определенных случаев или отдельных лиц, законодатель имеет право (иногда даже обязанность) отказаться от закона. Диспенсация - это не постоянная власть или особое право, как привилегия. Если причина диспенсации полностью исчезает, тогда диспенсация также полностью прекращается. Если немедленное основание для права отменяется, право прекращается.
В канонической юриспруденции распределяющая власть является следствием законодательного. В декретный Proposuit, Иннокентий III провозгласил, что папа может, если того требовали обстоятельства освобождают от канонического права, де - юре, с его полнотой власти, основывая свое мнение на принципе принцепс legibus solutus Эст (князь не связан законами). Право об отмене закона принадлежит первоначальному законодателю, его преемникам или его начальству, а также тем лицам, которым они делегировали это право. Такое разрешение, строго говоря, не является законодательным, а скорее судебным, квазисудебным или исполнительным актом. Это также, конечно, при условии, что его юрисдикция по отмене законов была ограничена теми законами, которые входили в его юрисдикцию или компетенцию. Поскольку выше папы нет начальника, он может освободиться от всех канонических законов : универсальных законов, введенных им самим, его предшественниками или общими советами, и отдельных законов, принятых пленарными и провинциальными советами, епископами и подобными прелатами. Папа может отказаться от канонического права во всех случаях, которые не противоречат Божественному закону, за исключением обетов, браков и браков ratum sed non consummatum или действительных и завершенных браков неофитов до крещения. В сомнительных случаях, однако, он может авторитетно решить вопрос об объективной ценности сомнения. Как общее правило, Папа делегирует свои полномочия в различных конгрегаций в Римской курии, которые заряжаются с предоставлением устроения в вопросах, входящих в сферу их компетенции.
Должна быть «справедливая и разумная причина» для предоставления разрешения. Суждение о том, что является «справедливым и разумным», выносится на основании конкретной ситуации и важности закона, от которого следует отказаться. Если причина не является «справедливой и разумной», то решение является незаконным, и, если оно выдано кем-либо, кроме законодателя соответствующего закона или его начальника, оно также недействительно. Если неясно, существует ли достаточно «справедливое и разумное основание», разрешение является законным и действительным. Некоторые пункты рескрипта диспенсации могут составлять условия sine quâ non для действительности диспенсации.
Супружеское право - это ослабление в конкретном случае препятствия, запрещающего или аннулирующего брак. Брачные диспенсации могут заключаться либо в разрешении брака в первую очередь, либо в его расторжении. Оно может быть предоставлено: (а) в пользу предполагаемого брака или для узаконивания уже заключенного брака; (б) в тайных делах, или в публичных делах, или в обоих случаях; (c) только in foro interno или in foro externo (последнее включает также первое). Право на выдачу в foro interno не всегда ограничивается секретными случаями ( casus occulti ). Эти выражения ни в коем случае не идентичны. Когда супружеские препятствия являются общими для обеих сторон, епископ, распределяя своего подданного, распределяет также и другого.
В силу своей юрисдикции епископ может избавиться от тех запрещающих препятствий церковного закона, которые не принадлежат папе, и даже от таких ограниченных препятствий при определенных условиях. Он также может, при определенных условиях, избавиться от препятствий.
Достаточные причины для супружеского разрешения делятся на канонические причины, т. Е. Классифицируются и считаются достаточными в соответствии с общим правом и канонической юриспруденцией, и разумные причины, т.е. не предусмотрены номинально в законе, но заслуживают справедливого рассмотрения с учетом обстоятельств или конкретных случаев.
Обнародование - это акт, посредством которого законодатель демонстрирует тем, кто находится в его юрисдикции, принятое им решение и сообщает им о своем намерении обязать их соблюдать свой закон. Без обнародования канонический закон, о котором идет речь, не имеет юридической силы, поскольку обнародование является «существенным фактором законодательства» и «абсолютным условием эффективности закона». С философской точки зрения вопрос о том, является ли обнародование сущностью закона, является предметом спора. Кажется бесспорным, что существенным элементом закона является воля законодателя, но ясно, что законодатель должен тем или иным образом заявить о своей воле и намерении. Это проявление - обнародование закона, которое не обязательно отличается от самой разработки закона, при условии, что это происходит посредством внешних действий. После обнародования канонический закон приобретает свое последнее «существенное условие» и вступает в силу немедленно, при условии, что закон vacatio Legion наложен универсальным правом или конкретным законодателем, издающим закон (см. Раздел ниже). Обнародование - это «формальный и фундаментальный элемент» канонического права. Для целей канонической юриспруденции обнародование приравнивается к опубликованию, хотя обнародование закона не следует путать с его опубликованием, цель первого состоит в том, чтобы известить волю законодателя, а во второй - в распространении знаний о законах. законодательные акты среди субъектов, обязанных их соблюдать.
Акт отзыва или аннулирования, отмены действия, отзыва гранта или признания недействительным какого-либо ранее существовавшего акта. Этот термин широко применяется в каноническом праве. Гранты, законы, контракты, приговоры, юрисдикция, назначения иногда отменяются лицом, предоставившим право, его правопреемником или начальником в соответствии с предписаниями закона. Отзыв без уважительной причины является незаконным, но часто действителен. Законы и обычаи отменяются, когда в связи с изменением обстоятельств они перестают быть справедливыми и разумными. Конкордаты (см.) Подлежат отмене, если они наносят серьезный ущерб Церкви. Несовершеннолетние и церковные учреждения могут иметь отмененные приговоры в некоторых гражданских процессах (Restitutio in integrum). Иногда расторгаются договоры об отчуждении церковной собственности. Судья может отменить свой условный приговор, но не окончательный судебный приговор. Многие назначения можно отменить по желанию; другие требуют судебного разбирательства или других формальностей.
В принципе, закон становится обязательным с момента его опубликования. Но поскольку часто есть причины, по которым немедленное вступление закона в силу может нанести ущерб тем, кому он предписывает, законодатель часто предписывает отсрочку - vacatio - в применении закона. В законе латинский канон, то Vacatio ЛЕГИС три календарных месяца после опубликования универсальных законов, и один календарный месяц после опубликования в частности законов, если сам закон не устанавливает более длительный или более короткий период времени. Законодатель может установить более длительный или более короткий срок отпуска, чем это обычно предусмотрено.
Термин «действительный, но незаконный» (или «действительный, но незаконный») относится к несанкционированному совершению причастия или совершению юридического действия, которое не соответствует несущественным вещам, предписанным законом, но, тем не менее, имеет силу. В то время как действительность предполагается всякий раз, когда действие размещается "квалифицированным лицом и включает в себя те вещи, которые по сути составляют сам акт, а также формальности и требования, налагаемые законом для действительности действия", римско-католическое каноническое право также устанавливает правила для правомерного размещения акта.
Канонисты сформулировали правила толкования канонических законов. Аутентичное толкование - это официальное толкование закона, изданное законодателем закона. Аутентичная интерпретация имеет силу закона.
Помимо Папы, обладающего полной законодательной властью, в Римско-католической церкви есть несколько других законодательных органов с разной степенью конкретной законодательной власти. Основные примеры - епархиальные епископы и их эквиваленты, епископские конференции и особые соборы. Любой из этих законодателей может издавать аутентичные интерпретации своих законов и законов их предшественников. Законодатели также могут доверить полномочия по достоверному толкованию своих законов кому-то другому. В отношении Кодекса канонического права 1983 года, Кодекса канонов восточных церквей и других папских законов папа делегировал полномочия издавать аутентичные интерпретации Папскому совету по законодательным текстам.
Когда невозможно достоверное толкование закона, необходимо прибегнуть к так называемому судебному или доктринальному толкованию, для которого были сформулированы нормы права. Слова закона следует понимать в соответствии с их обычным значением, если только нет уверенности в том, что законодатель намеревался их понимать в другом смысле или нормы права не требуют другого толкования. Однако во всех интерпретациях следует отдавать предпочтение тому значению, которое способствует равенству, а не строгому правосудию. Предполагается, что положения предыдущего закона не могут быть изменены за пределами явно выраженного значения слов нового закона. Никакие слова закона никогда не считаются лишними. При толковании закона слова следует рассматривать в их контексте. Когда слова закона сомнительны, презумпция в пользу субъектов, а не законодателя.
Отступление является частичным подавлением закона, в отличии от упразднения -общая отмену закона явной отменой й obrogation -The частичного или полное изменение или отмену закона наложения позже и наоборот один. Отступление отличается от диспенсации тем, что оно затрагивает всех, тогда как диспенсация применяется к конкретным людям, на которых распространяется действие закона.
Отзыв - это термин в юриспруденции канонического права, который относится к принятию противоположного закона, который является отменой предыдущего закона. Это также может быть частичная отмена или изменение закона, указа или нормативного акта путем введения нового закона. Отмена не следует путать с отменой, которая представляет собой прямую отмену закона, полностью или частично.
Месяцы исчисляются по календарю с даты публикации. «Канонический месяц» (в отличие от «календарного месяца») - это период в 30 дней, а «календарный месяц» - это непрерывный месяц. Vacatio Legis вычисляется в соответствии с календарем; например, если закон обнародован 2 ноября, а продолжительность vacatio Legis составляет 3 месяца, то закон вступает в силу 2 февраля. Таким образом, в универсальном законе есть vacatio Legis около 90 дней - 3 месяца, взятых по календарю, - в то время как в конкретном законе есть vacatiogotiation около 30 дней - 1 месяц, взятый по календарю, если не указано иное.