Джулия Батори (31 декабря 1901 г. - 3 мая 2000 г.) была венгерским дизайнером стекла.
Джулия Батори родилась в 1901 году в Будапеште в аристократической семье. Она продолжила учебу в средней школе в Дебрецене и Будапеште. В 1924 году она уехала в Германию, где окончила Stadtschule für Angewendte Kunst в Мюнхене. Там она была ученицей Адельберта Нимейера, художника и дизайнера фарфора, и родственницей известного бразильского архитектора Оскара Нимейера. Она также слушала лекции у местного художника Макса Мюллера (не имеющего отношения к востоковеду). Ее сокурсницей была Маргит Ковач, известная венгерская художница по керамике, с которой ее связывали крепкие дружеские отношения на протяжении всей жизни.
Во время учебы в графике она увлеклась стекольным искусством и в 1929 году начала свою карьеру в качестве независимого дизайнера стекла в Дессау. Школа Баухаус в то время располагалась в Дессау и оказала влияние на Батори. Между 1930 и 1931 годами она вернулась в Будапешт. Ее выставка в 1930 году в Париже со скульптором Имре Хусаром имела такой успех, что она решила переехать туда, где оставалась до 1939 года.
Десять лет Батори в Париже были самыми продуктивными в ее жизни. За это время она посетила раскопки римского периода на юге Франции и побывала в Италии, Германии, Швейцарии и Бельгии. Она жила как член венгерской колонии, сформированной Эндре Розсда, Брассый и Андре Кертес. В первые годы жизни в Париже она делила квартиру вместе с Андре Кертес и Маргит Ковач. После выставки в 1930 году она представила свою первую независимую выставку в 1933 году. Она получила диплом почета на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. В том же году она сделала внутреннюю колонну-панно для Le Printemps. Батори был участником Осеннего салона, созданного Матиссом и фовистами, где также выставлялись известные французские дизайнеры по стеклу Морис Марино и Рене Лалик. Она создала революционные дизайнерские изделия из плоского стекла для « La Crémmaiere » и изготовила панно для отдела внутренней отделки магазина Louis Cartier на улице Rue de la Paix. Ее работы продавала Christofle в Париже. В 1934 году она переоборудовала старый молочный цех недалеко от Сорбонны (7bis Rue Laromiguiere, Paris Ve) в собственное ателье (или мастерскую) Studio La Girouette.
Батори производила свои собственные проекты небольшими сериями шведской Orrefors Glasbruk. Свои плоские стеклянные доски она получила из Бельгии. Еще она занималась внутренней отделкой: проектировала и производила мебель. У нее был большой успех не только в фигурном панно, но и в плакетках, украшенных абстрактными животными. В 1937 году город Париж купил ей плакетку «Охота» (La Chasse) и вазу с гравировкой. Эти два произведения искусства позже были помещены в собрание современного искусства Лувра. Наибольшего успеха она достигла, работая с холодным стеклом, создавая монументальные скульптурные формы, полученные из рисунков, в то время как ее современники, Лалик, Марино и его окружение, творили свое искусство в стекольных изделиях и относились к стеклу как к одному блоку.
Ее изобретением стало уникальное использование глубокой гравировки, резки и художественного использования техники пескоструйной обработки. Благодаря их сочетанию она смогла создать выдающийся визуальный эффект.
Французские критики использовали выражение «рельефы дю верр», чтобы описать ее работы. Она приехала домой в 1938 году, чтобы выставить свои работы и получила Серебряную медаль профессионала. В том же году она была приглашенным участником выставки города Парижа. В следующем году она достигла ошеломляющего успеха за границей. Она вернулась с Нью-Йоркской всемирной выставки 1939 года с почетным дипломом.
Батори оставалась в Париже до 1939 года, но переехала в Будапешт в январе 1940 года, чтобы спасти свою студию. Она работала непрерывно до 1944 года, когда военные действия достигли территории Венгрии. В этот период она получила ряд наград и, в том числе золотой медали на Milano Trienale в 1940 году, награды от Министерства культуры в 1942 и 1943, премии от города Kassa в Второй венгерской выставке прикладного искусства, серебряная медаль Национальной организации художников-прикладников Венгрии и золотая медаль Будапешта.
В этот период Батори работал за границей с дизайнером интерьеров Элеком Фалусом. Она изготовила фигурное панно с гравировкой и огранкой, покрывающее колонны для Цюрихского выставочного зала компании Goldberger Textil. Многие из ее произведений в то время были церковными. Эти произведения продолжили религиозную тему, которую она использовала ранее при создании работы в 1937 году для Выставки религиозного искусства (l'Exposition d'art Religieux, 1935) в Страсбурге. Ей уделили большое внимание один из ее гравированных триптихонов.
Во время Второй мировой войны студия Батори была почти полностью разрушена. После окончания войны ее часто грабили, исчезало множество незаменимых документов, машин и произведений искусства. Ее возвращение в Венгрию - первоначально предназначавшееся как временное пребывание - стало постоянным. Несмотря на кражи и разлуку с Парижем, Батори с энтузиазмом продолжала свою работу. В 1949 году она создала образовательную систему по дизайну стекла в Университете искусства и дизайна Мохоли-Надь (ранее известном как Колледж прикладных искусств), однако в то время система не могла быть реализована. Спустя годы, в 1953 году, у нее появилась возможность ввести свою образовательную систему в Среднюю школу изящных и прикладных искусств.
Созданная Батори программа дизайна стекла была уникальной инициативой. Она построила всю основу теоретического и практического образования в области дизайна стекла в Венгрии. Система аналогична Kodály-методу. Студенты учатся работать с горячим стеклом, используют техники рисования и знакомятся со всем спектром стекольных работ. Этот метод сильно повлиял на образование в области художественного стекла, а также изменил всю структуру среднего художественного образования в Венгрии. В благодарность за свою работу она была награждена премией Мункачи и званием «Отличный учитель».
В это время внимание Батори обратилось к возможностям горячего стекла. В 1958 году она выставлялась на Брюссельской всемирной выставке - своей последней публичной международной выставке. Она вернулась из Брюсселя с дипломатическим дипломатом. Она была снова награждена за свою работу в 1967 и 1968 годах. Батори оставил преподавательскую деятельность в 1970 году, но продолжил работать в своей студии и начал организовывать работу своей жизни.
Художественное возрождение Юлии Батори произошло в 1989 году с изменением политической и экономической системы Венгрии. 88-летняя художница снова открыла свою студию с помощью приемного сына Андраша Силагьи и невестки Юлии Ковач. Батори решила воссоздать утерянные или уничтоженные части из своей коллекции работ. Студия продолжает воспроизводить эти работы и выполняет проекты Батори.
В 1991 году она была награждена звездным орденом Венгерской Республики, украшенным Золотым венком, и стала действительным членом Академии литературы и искусства им. Сечени Иштвана. Работы ее жизни были выставлены в Венгерском музее прикладного искусства в 1992 году. Она также получила премию « Венгерское наследие», но не смогла принять ее лично. Она умерла в Печвараде в возрасте 98 лет.
С тех пор Андраш Силадьи, ее пасынок, и Юлия Ковач, ее невестка, открывают постоянный музей и продолжают управлять студией Батори, La Girouette. С сентября 2000 года коллекция стекла Батори Джулиа открыта для публики в Дёмсёде.
http://www.cmog.org/life-archaeology-and-glass-honoring-david-whitehouse-1941-2013