Хулиан Орбон де Сото (7 августа 1925, Авилес, Испания - 20 мая 1991, Майами, Флорида ) был кубинским композитором, который жил и сочинял в Испании, Кубе, Мексике и Соединенных Штатах Америки. Аарон Копленд назвал Орбона «самым одаренным кубинским композитором нового поколения».
Хулиан ОрбонХулиан Орбон родился 7 августа 1925 года в Авилесе, Испания, в семье Бенхамина Орбона. Хулиан Орбон познакомился с музыкой в очень раннем возрасте, потому что его отец, Бенхамин, был композитором и пианистом. В 1932 году Хулиан Орбон начал брать уроки игры на фортепиано и основы музыки у своего отца. В возрасте десяти лет Хулиан Орбон поступил в консерваторию Овьедо, где получил свое первое формальное образование.
В 1938 году семья Орбонов переехала в Гавану, Куба. Здесь Орбон продолжил свое музыкальное обучение игре на фортепиано под руководством своего отца и свое обучение композиции под руководством Хосе Ардеволя, кубинского композитора и дирижера. Во время преподавания в Гаванской консерватории, Ардеволь вместе с Орбоном стал соучредителем кубинской композиторской школы, получившей название Grupo de Renovación Music, включая многих учеников Ардеволя. В состав этой группы входили музыканты Серафин Про, Эдгардо Мартин, Аржелье Леон, Гарольд Граматжес, Иларио Гонсалес, Долорес Торрес Баррос и Хуан Антонио Камара. Эта группа была создана для продвижения новой кубинской музыки. Находясь в Гаване, отец Орбона также стал соучредителем Консерватории Орбона.
Когда его отец умер в 1944 году, Хулиан Орбон занял пост директора Орбонской консерватории. Год спустя он выиграл стипендию на обучение композиции у Аарона Копленда в Музыкальном центре Беркшира в Тэнглвуде в Леноксе, Массачусетс. Проучившись у Копленда около года, Орбон вернулся в Гавану, чтобы продолжить свою должность директора Консерватории Орбона. Однако он пробыл здесь недолго, потому что Кубинская революция началась в 1953 году. Вслед за этой революцией Орбон навсегда покинул Кубу и переехал в Мехико в 1960 году.
Находясь в Мехико, до 1963 года Орбон преподавал композицию вместе с Карлосом Чавесом, известным мексиканским композитором, дирижером и педагогом, в Taller de Composición Национальной консерватории музыки. В 1964 году Орбон переехал в Соединенные Штаты, чтобы преподавать композицию в колледже Ленокс, Вашингтонском университете в Сент-Луисе, колледже Барнарда и латиноамериканском институте Колумбийского университета в Нью-Йорке. Он поселился и прожил в Нью-Йорке всю оставшуюся жизнь.
Хулиан Орбон умер от рака в возрасте 65 лет в Синайском медицинском центре в Майами, Флорида. Сестра Орбона, Ана Абрил; жена Мерседес; два сына, Андрес и Хулиан; и двое внуков живы.
Хулиан Орбон создавал композиции, в которых сочетались испанский и кубинский стили и черты, григорианские песенные качества и африканские музыкальные стили. На его ранний стиль повлияли такие композиторы, как Мануэль де Фалья, Родольфо Хальфтер и Эрнесто Хальфтер, которые использовали испанский неоклассический стиль в своих композициях. Работы Орбона, такие как Suite de Siete Canciones de Juan del Encina и Homenaje a la Tonadilla, ясно иллюстрируют этот испанский неоклассический стиль. Другие характеристики работ Орбона включают сильную ритмическую активность и интенсивную, но прямолинейную экспрессию. Эта сильная ритмическая активность, интенсивная и прямолинейная экспрессия - важная часть в « Preludio y danza» Орбона для гитары соло, изображенной ниже.
Preludio y danzaПозже Орбон находился под сильным влиянием Копленда, Чавеса и Вилья-Лобоса из-за его близких дружеских отношений с ними. Благодаря этим различным влияниям Орбон начал постепенно сочинять произведения без влияния испанского неоклассического стиля. Его более поздний стиль стал более романтичным и выразительным из-за его печали, вызванной тем, что ему пришлось покинуть Кубу.
У Хулиана Орбона было много других музыкантов и композиторов, которые поддерживали его и его музыку. Эдуардо Мата, мексиканский дирижер и композитор, и Хулио Эстрада, мексиканский композитор и историк, высоко оценили сочинения Орбона, которые помогли распространить положительные мнения об Орбоне по всей Латинской Америке. И Мата, и Эстрада были учениками Орбона, когда он преподавал вместе с Чавесом в Мехико. Аарон Копленд также был сторонником Орбона. Однако большая часть музыки Орбона сегодня неизвестна, и на Кубе мало исполняется.
Хулиан Орбон за свою жизнь получил множество наград за свои композиции. Орбон получил приз Хуана Ландаэты в 1954 году на Первом Латиноамериканском музыкальном фестивале в Каракасе в Венесуэле за его симфонические песни Tres versiones. Орбон также получил много грантов на сочинительство. В 1958 году он получил грант от Фонда Кусевицкого, который использовал для написания Concerto Grosso, одного из самых популярных его произведений. В 1959 и 1969 Орбон получил стипендии Гуггенхайма, американские гранты, присуждаемые гражданам США, Канады, Латинской Америки и Карибского бассейна, «которые продемонстрировали исключительную способность к продуктивной стипендии или исключительные творческие способности в искусстве». Он также получил награду в 1967 году Американской академии искусств и литературы.
Хулиан Орбон написал много видов произведений, включая оркестровую, вокальную, инструментальную и камерную музыку. Орбон также адаптировал слова для пьесы « Гуантанамера » из стихотворения Хосе Марти, поэта, который считается одним из величайших латиноамериканских интеллектуалов и посвятил свою жизнь независимости Кубы. «Гуантанамера» - самая известная песня Кубы. Оригинальную мелодию для этого произведения написал Хосе Фернандес Диас.