Жюль Энгель | |
---|---|
Родился | ( 1909-03-11)11 марта 1909 г. Будапешт, Австро-Венгрия |
Умер | 6 сентября 2003 г. (2003-09-06)(94 года) Округ Лос-Анджелес, Калифорния, США |
Альма-матер | Художественный институт Chouinard |
Жюль Энгель (урожденный Дьюла Энгель, 11 марта 1909 г. - 6 сентября 2003 г.) был американским кинорежиссером, художником, скульптором, графиком, сценографом, аниматором, кинорежиссером и учителем. Он был директором-основателем экспериментальной анимационной программы в Калифорнийском институте искусств, где преподавал до самой смерти, выступая в качестве наставника для нескольких поколений аниматоров.
Энгель родился в Будапеште, Австро-Венгрия, в семье американки, и иммигрировал в Чикаго, когда ему было тринадцать лет. Он жил в Оук-парке, штат Иллинойс, рядом с Чикаго, и учился в средней школе Эванстон-Тауншип, где начал развивать свой стиль рисования.
В 17 лет Энгель переехал в Лос-Анджелес в поисках спортивной стипендии в USC или UCLA. Он жил в Голливуде во время учебы в Chouinard Art Institute и начал рисовать для журналов. Он работал в студии местного художника, рисовавшего пейзажи, а затем в качестве фонового художника и промежуточного аниматора в Mintz Studio, студии, основанной Чарльзом Минцем и его женой Маргарет Дж. Винклер, которая позже стала известна как Screen Gems.
В 1938 году художник и учитель рисования Фил Дайк помог ему получить возможность работать в студии Уолта Диснея в Бербанке.
В Disney Энгель работал над фильмом « Фантазия», выпущенным в 1940 году. В то время Дисней намеревался объединить «низкое» искусство (анимация) и «высокое» искусство ( классическая музыка ), и студии требовался кто-то, кто знал бы время танец. Благодаря своему таланту к рисованию и растущим познаниям в танцах Энгель получил задание работать над хореографией русских спрайтов и танцевальных последовательностей китайских грибов в « Сюите Чайковского» « Щелкунчик», анимированных Артом Бэббитом. В этих эпизодах Энгель подчеркивал контраст между яркими фигурами и темным фоном, который критики считают важным шагом в сторону от натурализма современной анимации.
Дэвид Хэнд, режиссер « Бэмби», попросил Энгеля поработать с ним над фильмом. Энгель создал раскадровку для эпизода, в котором Бэмби впервые встречает лань Фалин. После завершения последовательности он делал цветные наброски, которые отличались от натуралистических цветовых схем, используемых в производстве.
Время Энгеля в Диснее подошло к концу с забастовкой аниматоров Диснея. Хотя профсоюз выиграл дело над студией, Энгель не вернулся, в основном потому, что, хотя ему нравилось это место, он чувствовал себя некомфортно в окружении коллег, которые, как он чувствовал, не разделяли его страсть к эстетике анимации.
Во время Второй мировой войны он был аниматором в Первой киностудии, вместе с такими, как Рональд Рейган и Теодор Гейзель (доктор Сьюз). Первоначально Энгель ожидал призыва в армию США, но был отклонен из-за его плохого зрения (на что указывают его очки) и больного плеча. В конечном итоге ВВС наняли Энгеля для съемочной группы для работы над учебными видеороликами и рекламой военных облигаций в студии Hal Roach в Калвер-Сити. В конечном итоге он будет работать над составлением аэрофотоснимков и инструкций для оружия.
Энгель был одним из группы аниматоров, в том числе Джона Хабли и Герберта Клинна, которые покинули Disney, чтобы присоединиться к студии United Productions of America (UPA). В UPA Энгель работал художником-оформителем мультфильмов, в том числе оскароносных Джеральда МакБоинга, Боинга, Мэдлин и мистера Магу, став арт-директором в 1950 году.
В отличие от Disney, среда в UPA была гораздо более открытой для экспериментов. Engel привел к УПА его различительную цвета, под влиянием абстрактной живописи и работы Кандинского, Клее, Миро, Матисса, Дюфи, а также из Bauhaus книги «Язык Vision». Позже Энгель возьмет на себя ответственность за обнаружение детской книги « Мэдлин» и предложит Стивену Босустову купить, авторское право и разработать серию.
Вместе с бывшими коллегами из UPA Гербертом Клинном и Бадди Гетцлером Энгель основал студию телевизионной анимации Format Films. Он произвел эпизоды популярных сериалов, таких как Шоу Элвина и Моряк Попай. Фильм « Икар Монгольфье Райт» по сценарию Рэя Брэдбери был номинирован на премию Оскар за лучший анимационный короткометражный фильм в 1962 году.
Клинн закрыл студию в 1962 году, когда Энгельс уехал в Европу, но снова открыл ее к 1965 году как Format Productions.
В 1962 году поехал в Париж, чтобы снять «Мир Сине», мультипликационный фильм о творчестве Сине, получивший премию La Belle Qualité. Мир Синуса был куплен и выпущен по всей Европе Жаком Тати. В 1964 году Энгель создал декорацию для «Маленького принца», используя абстрактные скульптурные формы на сцене. Это была театральная постановка в Париже для продюсера и режиссера Раймона Жерома, в которой анимация Энгеля сочеталась с живым представлением на сцене. Энгель также был художником по декорациям в авангардной пьесе « Ле Жуэ» с Мишель Бусетт в главной роли. Во время своего пребывания в Париже он дружил с другими художниками, включая Ман Рэя.
Переехав в деревню Коараз в Прованс-Альпы-Лазурный берег, он снял экспериментальный живой частично анимационный фильм, также названный Coaraze, который получил приз Жана Виго в 1965 году. В конце 1960-х он начал снимать. его собственная анимация изобразительного искусства. Он также снял несколько документальных фильмов о других художниках.
Вернувшись в США, Энгель продолжил работу над фильмами о художниках, сняв «Взгляд на литографа» и «Американскую скульптуру шестидесятых» для Tamarind Lithography Workshop, а также фильм о швейцарском художнике Максе Билле.
В 1969 году Энгель стал директором-основателем анимационной программы CalArts; впоследствии стал директором-основателем отдела экспериментальной анимации в Школе кино и видео. Кафедра Энгеля прославилась преподаванием анимации. CalArts, расположенный в Валенсии, является первым высшим учебным заведением в Америке, предлагающим формальную степень в области анимации.
В 1973 году Энгель самостоятельно опубликовал сборник типографских работ под названием «О».
На 23-й ежегодной церемонии вручения наград Annie Awards в 1995 году он получил премию Винзора МакКея за свой пожизненный вклад в область анимации. Он также был лауреатом пяти премий «Золотой орел», премии Фрица, премии Нормана Макларена «Наследие» и премии Пульчинеллы за карьерные достижения.
Энгель умер естественной смертью 6 сентября 2003 года в Сими-Вэлли, штат Калифорния, в возрасте 94 лет.
В одном из своих последних действий, в мае 2003 года, Энгель учредил Стипендиальный фонд Жюля Энгеля. Награды получают те студенты, которые выполнили свою работу в CalArts от имени Жюля, продемонстрировав строгость, смелое воображение и большое любопытство к миру, что привело к изобретательским междисциплинарным проектам.
Энгель также был художником и создал множество абстрактных картин маслом, литографий и других графических произведений. В конце 40-х - начале 50-х годов его работы выставлялись в Институте искусств Чикаго, Метрополитен-музее и Музее Де Янга, и на протяжении всей своей жизни он выставлялся в более чем шестидесяти музеях и галереях, таких как Американский музей Уитни. Art, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Академия изящных искусств Пенсильвании и Центр искусств Уокера. Перед самой смертью он все еще работал над новой серией литографий.
Многие из его учеников проявили его влияние через свою работу, в том числе Джон Лассетер, Генри Селик, Тим Бертон, Стивен Хилленбург, Джоанна Пристли, Кристин Панушка, Питер Чанг, Глен Кин, Эллен Вудбери, Эрик Дарнелл, Марк Осборн, Стивен Суботник, Патрис Стеллест и Марк Киркланд.
Центр исследований развития анимации Engel (EAARC) предлагает серию анимационных короткометражек, взятых из ведущих международных фестивалей. Программа построена вокруг тем личной борьбы и запретных желаний в контексте поляризованного, конфликтного мира.
В 2003 году Центр визуальной музыки (CVM) и Cal Arts представили крупную ретроспективу фильмов Энгеля в театре REDCAT Theater. И в iotaCenter, и в CVM сохранилось несколько фильмов Энгеля; CVM учредила проект по сохранению Жюля Энгеля вскоре после его смерти. Фильм Энгеля 1976 года « Формы и жесты» был сохранен в киноархиве Академии в 2001 году.
Фильм Губка Боб Квадратные Штаны, соавтор сценария и режиссер Стивен Хилленбург (один из учеников Энгеля), посвящен любящей памяти о нем.