Жюль Бастьен-Лепаж | |
---|---|
Автопортрет | |
Родившийся | ( 1848-11-01 ) 1 ноября 1848 г. Дамвиль, Маас, Франция |
Умер | 10 декабря 1884 г. (1884-12-10) (36 лет) Париж, Франция |
Национальность | Французский |
Образование | Школа изящных искусств |
Известен | Картина |
Движение | натурализм |
Жюль Бастьен-Лепаж (1 ноября 1848 - 10 декабря 1884) был французским художником, тесно связанным с началом натурализма, художественного стиля, который возник на поздней стадии реалистического движения.
Бастьен-Лепаж родился в деревне Дамвиль, Маас, и провел там свое детство. Отец Бастьена выращивал виноград на винограднике, чтобы поддержать семью. Его дед тоже жил в деревне; в его саду росли яблони, груши и персики у высоких стен. Бастьен рано полюбил рисование, и его родители способствовали развитию его творческих способностей, покупая ему репродукции картин для копирования.
Первым учителем Жюля Бастьена-Лепажа был его отец, сам художник. Его первое формальное обучение было в Вердене. Вдохновленный любовью к искусству, он отправился в Париж в 1867 году, где был принят в Школу изящных искусств под руководством Кабанеля. Он получил первое место за рисование, но большую часть времени работал в одиночестве, лишь изредка появляясь в классе. Тем не менее, он проучился в школе три года. В письме родителям он жаловался, что образцом жизни был мужчина в позе средневекового лютаниста. Во время франко-прусской войны 1870 года Бастьен сражался и был ранен. После войны он вернулся домой, чтобы раскрасить жителей деревни и оправиться от ран. В 1873 году он нарисовал своего деда в саду, работа, которая принесла художнику его первый успех в Парижском салоне.
После экспонирования работ в Салонах 1870 и 1872 годов, которые не привлекли внимания, в 1874 году его « Портрет моего деда» [1] получил признание критиков и получил медаль третьей степени. Он также показал « Песнь весны», академически ориентированное исследование сельской жизни, изображающее крестьянскую девушку, сидящую на холме над деревней в окружении лесных нимф.
Его первоначальный успех был подтвержден в 1875 году Первым причастием, портретом маленькой девочки, тщательно обработанной в манере, которую сравнивали с Гансом Гольбейном, и портретом М. Хайерна. В 1875 году он занял второе место в конкурсе на Римскую премию со своими ангелами, являющимися пастухам, снова выставленным на Всемирной выставке в 1878 году. Его следующая попытка выиграть Римскую премию в 1876 году с Приамом у ног Ахилла. снова неудачно (он находится в галерее Лилля ), и художник решил вернуться к загородной жизни. В Салон 1877 года он отправил портрет леди Л. и моих родителей в полный рост ; а в 1878 г. - « Портрет М. Тёрье и сенокос» (Les Foins). Последняя картина, находящаяся сейчас в Музее д'Орсе, получила широкую оценку как критиков, так и публики. Это обеспечило ему статус одного из первых художников школы натуралистов.
День поминовения усопших, c. 1882 г.После успеха сенокоса Бастьен-Лепаж был признан во Франции лидером зарождающейся школы натуралистов. К 1883 году критик мог заявить, что «весь мир сегодня так много рисует, как месье Бастьен-Лепаж, что месье Бастьен-Лепаж, кажется, рисует, как весь мир». Эта слава принесла ему выдающиеся заказы.
Портрет Сары Бернар, 1879 г.Его портрет мадемуазель Сары Бернар (1879), написанный в светлом ключе, принес ему крест Почетного легиона. В 1879 году ему было поручено нарисовать принца Уэльского. В 1880 году он выставил небольшой портрет г-на Андриё и Жанны д'Арк, слушающих голоса (ныне в Музее искусств Метрополитен ); и в том же году в Королевской Академии - маленький портрет принца Уэльского. В 1881 году он написал «Нищий и портрет Альберта Вольфа» ; в 1882 году Ле Пер Жак ; в 1885 году « Любовь в деревне», в котором мы находим следы влияния Гюстава Курбе. Его последняя датированная работа - «Кузница» (1884).
Между 1880 и 1883 годами он путешествовал по Италии. Художник, давно болевший, тщетно пытался восстановить свое здоровье в Алжире. Он умер в Париже в 1884 году, когда планировал новую серию деревенских сюжетов. Его друг, князь Божидар Карагеоргевич, был с ним в конце и писал:
Наконец он больше не мог работать; и он умер 10 декабря 1884 года, последний раз дыша у меня на руках. У его могилы мать и брат посадили яблоню.
В марте и апреле 1885 года более 200 его картин были выставлены в Ecole des Beaux-Arts. В 1889 году некоторые из его самых известных работ были показаны на Парижской выставке Universelle.
Среди его наиболее важных работ можно также упомянуть портрет мадам Ж. Друэ (1883 г.); Гамбетта на смертном одре и некоторые пейзажи; Винтаж (1880 г.) и Темза в Лондоне (1882 г.). Маленький трубочист так и не был закончен. Ему посвящен музей на Монмеди. В Дамвиллерсе воздвигнут памятник Бастьен-Лепаж работы Родена. Некролог князя Божидара Карагеоргевича, опубликованный в журнале искусств (Cassell) в 1890 году.
Влиятельный английский критик Роджер Фрай приписывал Бастьен-Лепажу признание широкой публикой импрессионистов, особенно Клода Моне. В своем « Эссе по эстетике» 1920 года Фрай писал:
Моне - художник, главная претензия которого к признанию заключается в его удивительной способности точно воспроизводить определенные аспекты природы, но его действительно наивная невиновность и искренность были восприняты публикой как самый дерзкий обман, и для этого требовалось учить такие люди, как Бастьен-Лепаж, которые ловко пошли на компромисс между правдой и общепринятым соглашением о том, как все выглядит, чтобы постепенно привести мир к признанию истины, которую одна прогулка по стране с чисто непредвзятым видением установила бы вне всяких сомнений.
Художница украинского происхождения Мария Башкирцева очень дружила с Бастьен-Лепажем. В художественном отношении она исходила из восхищения французского художника природой: «Я ничего не говорю о полях, потому что Бастьен-Лепаж правит ими как властелин; но улицы, однако, еще не имели своего... Бастьена». Ее самая известная работа в этом натуралистическом ключе - «Встреча» (сейчас находится в Музее д'Орсе), получившая широкое признание в Салоне 1884 года. По любопытному совпадению она скончалась от хронической болезни в том же году, что и ее коллега и друг.
Благовещение пастухам, 1875, Национальная галерея Виктории.
Ахилл и Приам, 1876 г.
Сенокос (Les Foins), 1877, Музей Орсе
Октябрь 1878 г., Национальная галерея Виктории.
Жанна д'Арк, 1879, Метрополитен-музей
Молодая девушка, 1881 г.
Повр Фоветт, 1881 г.
Мари Самари из Театра Одеон, ок. 1881, Кливлендский художественный музей
Офелия, 1881, Музей изящных искусств Нанси
Pas Mèche (Ничего не делает), 1882, Шотландская национальная галерея
В школу, 1882 г.
L'Amour au Village, 1882, ГМИИ