Джудит Лейстер | |
---|---|
Автопортрет, ок. 1630, Национальная галерея искусств Вашингтона | |
Родился | Харлем, Графство Голландия, Голландская Республика |
Крестился | 28 июля 1609 г. |
Умер | 10 февраля 1660 г. (1660-02-10)(50 лет) Хемстеде, графство Голландия, Голландская Республика |
Национальность | Голландский |
Известен | Рисование |
Известная работа | Предложение, 1631 г. |
Джудит Янс Лейстер (также Лейстер ; крещение 28 июля 1609-10 февраля 1660) была голландской художницей Золотого века. Писала жанровые произведения, портреты и натюрморты. Хотя ее работы высоко ценились современниками, Лейстер и ее работы были почти забыты после ее смерти. Ее все творчество было связанно с Хальсом или ее мужем, Моленар до 1893. Он не был до конца 19 - го века, она была признана за ее художественные способности.
Лейстер родился в Харлеме, восьмым ребенком Яна Виллемша Лейстера, местного пивовара и ткача. Хотя подробности ее обучения не ясны, она была упомянута современным поэтом из Харлема Самуэлем Ампзингом в его книге Beschrijvinge ende lof der stadt Haerlem (1628).
Счастливая пара, Лейстер, 1630 г. ( Лувр )Некоторые ученые предполагают, что Лейстер продолжила карьеру в живописи, чтобы помочь своей семье после банкротства отца. Возможно, она училась живописи у Франса Питерса де Греббера, который в 1620-х годах руководил уважаемой мастерской в Харлеме. В это время ее семья переехала в провинцию Утрехт, и она, возможно, вступила в контакт с некоторыми из Утрехтских Караваггистов.
Ее первая известная подписанная работа датирована 1629 годом. К 1633 году она была членом Гарлемской гильдии Святого Луки. Есть некоторые споры относительно того, кто была первой женщиной, зарегистрированной Гильдией: одни источники говорят, что это был Лейстер в 1633 году, а другие говорят, что это была Сара ван Баальберген в 1631 году. Десятки других женщин-художников могли быть приняты в Гильдию Св. Лука в 17 веке; однако среда, в которой они работали, часто не указывалась - в то время художники, работающие в вышивке, гончарной росписи, металле и дереве, включались в гильдии - или они включались в состав гильдий для продолжения работы своих умерших мужей.
Лейстер в Автопортрет, гр. 1633 ( Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия), как предполагалось, был ее представлением Гильдии. Эта работа знаменует собой исторический переход от жесткости ранних женских автопортретов к более расслабленной и динамичной позе. Он очень расслаблен по стандартам других голландских портретов и в основном сопоставим с некоторыми портретами Франса Хальса ; хотя кажется маловероятным, что при рисовании маслом она носила такую строгую одежду, особенно очень широкий кружевной воротник.
В течение двух лет после вступления в Гильдию Лейстер взял на себя троих учеников-мужчин. Записи показывают, что Лейстер подала в суд на Франса Халса за то, что тот принял ученика, который покинул ее мастерскую и перешел к нему без предварительного разрешения Гильдии. Мать студента заплатила Лейстеру четыре гульдена в качестве штрафных санкций, что составляет лишь половину того, что просил Лейстер, и Халс уладил свою часть иска, заплатив штраф в размере трех гульденов, вместо того, чтобы вернуть ученика. Сама Лейстер была оштрафована за то, что не зарегистрировала ученика в Гильдии. После судебного процесса с Франсом Хальсом картины Лейстер получили большее признание.
В 1636 году Лейстер вышла замуж за Яна Минсе Моленаер, более плодовитого художника, чем она сама, работавшего над аналогичными предметами. В надежде на улучшение экономических перспектив пара переехала в Амстердам, где у Моленаера уже были клиенты. Они оставались там в течение одиннадцати лет, прежде чем вернулись в Хемстеде в районе Харлема. Там они делили студию в небольшом доме, расположенном в современном парке Грюнендал. У Лейстера и Моленэра было пятеро детей, только двое из которых дожили до взрослого возраста.
Большинство датированных работ Лейстер датируются периодом до ее замужества и датируются периодом между 1629 и 1635 годами. Есть несколько известных работ, написанных ею после 1635 года: две иллюстрации в книге о тюльпанах 1643 года, портрет 1652 года и натюрморт 1654 года. обнаружен в частной коллекции в 21 веке. Лейстер, возможно, тоже работала вместе со своим мужем. Она умерла в 1660 году в возрасте 50 лет. Она была похоронена на ферме недалеко от Харлема, и ее работы не выставлялись на обозрение и не признавались ее собственными почти 200 лет. Тот факт, что в описи ее поместья многие картины были приписаны «жене Моленаера», а не Джудит Лейстер, возможно, способствовал неправильному приписыванию ее работ ее мужу.
Серенада Лейстера, 1629 г. ( Рейксмузеум )Свои работы она подписывала монограммой своих инициалов JL со звездой. Это была игра слов: «Лейстер» на голландском означало «Ведущая звезда», а для голландских моряков того времени это было обычное название Полярной звезды. Leistar - так называлась пивоварня ее отца в Харлеме. Лишь изредка она подписывала свои работы своим полным именем.
Она специализировалась на портретных жанровых сценах, обычно от одного до трех фигур, которые, как правило, источают хорошее настроение и показаны на простом фоне. Многие из них дети; другие мужчины пьют. Лейстер была особенно новаторской в своих домашних жанровых сценах. Это тихие сцены с женщинами дома, часто при свете свечи или лампы, особенно с точки зрения женщины. Предложение ( Маурицхейс, Гаага ) - необычный вариант этих сцен, который, по мнению некоторых, показывает девушку, получающую нежелательные ухаживания, вместо изображения добровольной проститутки, что является более распространенной сценой под таким названием. Однако это толкование не является общепринятым.
Многие другие ее работы, особенно в музыке, были похожи по характеру на работы многих ее современников, таких как ее муж Моленаер, братья Франс и Дирк Хальс, Ян Стин и Утрехтские караваггисты Хендрик Тербругген и Геррит ван Хонтхорст.. Их жанровые картины, обычно изображающие таверны и другие развлекательные сцены, удовлетворяли вкусам и интересам растущего сегмента голландского среднего класса. Она написала несколько настоящих портретов, и ее единственная известная историческая картина - это Давид с головой Голиафа (1633 г.), который не отклоняется от ее типичного портретного стиля, с единственной фигурой, расположенной близко к передней части картины.
Несмотря на то, что Лейстер была хорошо известна при жизни и уважалась современниками, после ее смерти Лейстер и ее работы были в значительной степени забыты. Ее заново открыли в 1893 году, когда картина, которой восхищались более века как работа Франса Хальса, была признана ее собственностью. Работы Лейстер подверглись критике за показ «слабости женской руки», в то время как многие из ее картин приписывались Франсу Хальсу.
Путаница - или, возможно, обман - может относиться ко времени жизни Лейстера. Сэр Люк Шауд приобрел Leyster, The Jolly Companions в качестве Хальса в 1600-х годах. Работа попала к торговцу Вертхаймеру с Бонд-стрит в Лондоне, который назвал ее одной из лучших картин Хальса. Сэр Джон Милларс согласился с Вертхаймером относительно подлинности и ценности картины. Вертхаймер продал картину английской фирме за 4500 фунтов стерлингов. Эта фирма, в свою очередь, продала картину как Хальс барону Шлихтингу в Париже.
В 1893 году Лувр нашел монограмму Лейстера под сфабрикованной подписью Хальса. Неясно, когда была поставлена фальшивая подпись. Когда оригинальная подпись была обнаружена, барон Шлихтинг подал в суд на английскую фирму, которая, в свою очередь, попыталась аннулировать свою покупку и вернуть свои деньги от арт-дилера Вертхаймера. Дело было урегулировано в суде 31 мая 1893 года, и истцы (неназванная английская фирма) согласились сохранить картину за 3500 фунтов стерлингов + 500 фунтов стерлингов. Во время судебного разбирательства работа не рассматривалась как ценный объект в ее новой истории: «ни разу никто не бросил свою кепку в воздух и не радовался тому, что другой художник, способный сравниться с Хальсом в своих лучших проявлениях, был обнаруженный". Другая версия «Веселых товарищей» была продана в Брюсселе в 1890 году и имела монограмму Лейстера, «грубо измененную на переплетенный FH».
В 1893 году Корнелис Хофстеде де Гроот написал первую статью о Лейстере. Он приписал ей семь картин, шесть из которых подписаны ее отличительной монограммой «JL *». С тех пор историки искусства часто отвергали ее как подражателя или последователя Хальса, хотя это отношение несколько изменилось в конце 20 века.
Помимо упомянутого выше иска, характер профессиональных отношений Лейстер с Франсом Хальсом неясен; она могла быть его ученицей или дружелюбной коллегой. Возможно, она была свидетельницей крещения дочери Хальса Марии в начале 1630-х годов, поскольку в качестве свидетеля была записана «Юдифь Янсдер» (что означает «дочь Яна»), но в Харлеме были и другие Джудит Янсес. Некоторые историки утверждали, что Хальс или его брат Дирк могли быть учителями Лейстера из-за близкого сходства между их работами.
Музеи, в которых хранятся работы Джудит Лейстер, включают Государственный музей Амстердама ; Маурицхейс, Гаага; Музей Франса Халса, Харлем; Лувр, Париж; Национальная галерея, Лондон; и Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
В марте 2021 года работы Лейстера были добавлены в «Галерею почета» Государственного музея. Лейстер, Гезина тер Борх и Рэйчел Рюйш - первые женщины, включенные в галерею.
Каннекийкер ( Юноша с кувшином ) (1633)
Портрет мужчины
Игра в карты
Молодой флейтист
Концерт (1631–1633)
Предложение (1631 г.)
Веселый Топер (1629)
Веселое трио (между 1629 и 1631)
Blompotje (Цветы в вазе) (1654)
Шут по Франсу Хальсу
СМИ, связанные с Джудит Лейстер на Викискладе?