Йован Стерия Попович | |
---|---|
Родившийся | ( 1806-01-13 ) 13 января 1806 г. Вершец, Австрийская империя (современный Вршац, Сербия) |
Умер | 10 марта 1856 г. (1856-03-10) (50 лет) Вершец, Австрийская империя |
Занятие | Драматург, поэт, юрист, педагог. |
Литературное движение | Классицизм, Романтизм, Реализм |
Подпись |
Йован Стерия Попович ( произносится [jɔ̌v̞an stɛ̂ːrija pɔ̌pɔv̞it͡ɕ] ; сербская кириллица : Јован Стерија Поповић ; 13 января 1806 - 10 марта 1856) - сербский драматург, поэт, юрист, философ и педагог, преподававший в Белградской высшей школе. Стерия был признан современниками как один из ведущих сербских интеллектуалов и считается одним из лучших комедийных драматургов в сербской литературе.
Поповича родился в Werschetz (Вршац), в Temesch графстве из Габсбургов Королевства Венгрии (ныне Сербия ). Его отец Стерия (что по-гречески означает «звезда»), в честь которого он был назван, был греческим купцом. Его дед по материнской линии был известным художником и поэтом Никола Нешкович, которому он позже напишет биографию.
Попович учился в гимназиях в Вршаце, Карловице (Сремски Карловцы), Темешваре (Тимишоара) и Офенпесте (Будапешт). Изучал право в Кясмарке (Кежмарок). После окончания учебы (1830 г.) он работал профессором, а с 1835 г., сдав экзамен на адвоката, вернулся в свой родной город, где сначала преподавал латынь, а затем открыл свою юридическую практику. Как и многие другие интеллектуалы Воеводины, движимый патриотическими чувствами, он решил работать в Княжестве Сербии. Он начал писать исторические драмы, но вскоре переключился на комедию. В 1840 году он отправился в Крагуевац, чтобы учиться в педагогической школе естественного права. В том же году он переехал в Белград, где провел восемь лет, преподавая в тогдашней самой продвинутой школе в Сербии, Grande École ( Высшая школа Белграда, будущий университет).
Он сыграл важную роль в создании Сербской академии наук и Национального музея. Он продолжал писать драмы, которые также организовывал, ставил и ставил. Он был назначен главой Министерства образования конституционным правительством в 1842 году. Он оставался на этой должности до 1848 года, работая над организацией школьной системы и образования в Сербии. Его продолжающееся несогласие с ведущими политиками того времени и плохое здоровье вскоре вынудили его уйти из общественной жизни. В начале того же года (1848 г.) он решил подать заявление об отставке и вернуться в Вршац (1848-9 гг. Часть Сербской Воеводины, 1849–60 Сербия и Темешвар ), где он прожил до своей смерти в 1856 г., глубоко разочаровавшись в людях. и жизнь в целом. Похоронен на православном кладбище в Вршаце.
Йован Стерия Попович, несомненно, одна из самых значительных фигур сербской литературы. Не зря его прозвали «отцом сербской драмы». Следуя примеру великих французских и немецких трагиков, он описал события из истории сербского народа. Белградский театр Театр на Đumruk открыт с его трагедией Smrt Стефан Dečanskog в 1841 Трагедии первой Стерии в Светислав я Милев стоит отметить, то Милош Обилич Иле Padnuće serbskog carstva, Nesrećno supružestvo Ил NaOD Симеон, Скандербег и Лохане. Стихи Миошича о Скандербеге из его самого важного произведения «Приятный дискурс о славянском народе» легли в основу книги «Живот и витешка воевана славног кнеза эпирского чоржа Кастриота Скендербега», написанной Стерией Попович в 1828 году.
Стерия проявила настоящую художественную ценность как автор комедий. Его комедийный талант создал сильные и великие литературные произведения, которые даже больше, потому что, по сути, именно Стерия проложила путь к сербской комедии в целом. Первый период сочинения комедий Стерией приходится на время его жизни во Вршаце, между 1830 и 1840 годами. Стерия увековечила свой родной город с персонажами Кир Яни, Фемы Ружич и других. Его комедии « Лажа и Паралажа» (1830), « Покондирена тиква» (1830), « Тврдица» (1837) и « Зла жена» (1838) принесли ему признание современников и репутацию «сербского Мольера ». В 1841, 1842 и 1847 годах также были исполнены несколько менее значимых комедий Стерии : « Женидба и удада», « Симпатии и антипатии», « Волшебный магарац», « Джандрлив муж», « Судбина йедног разума», « Превара за превару». Его комедия « Beograd nekad i sad», описывающая окружающую среду Белграда XIX века, была опубликована в 1853 году. Последней комедией, написанной Стерией, была сатира « Родолюпци». Он вообще не печатал эту важную комедию, поэтому она оставалась в рукописи еще долгое время после его смерти. Источником вдохновения для этой комедии Стерия стала революционные события 1848–1849 годов.
Йован Стерия Попович часто возвращался к теме: несоответствие между заявленным и реальным поведением всегда было предметом его критики. В его стихотворении « Година 1848» (1848 г.) это предательство идеалов американской революции - законное рабство в стране свободных; в « Изображенику» (Просветленному) - лицемерие тех, кто осуждает Османскую империю как варварство, одновременно занимаясь завоеваниями и работорговлей.
Современники признали Стерию одним из ведущих сербских интеллектуалов. Он считается одним из лучших комедийных драматургов сербской литературы.
Комедии Стерии - это художественно аутентичные картины одной части сербского общества в Воеводине в первой половине XIX века. Они приносят очень богатую галерею персонажей. Комедии Стерии вышли за рамки своего времени, приобрели непреходящую ценность и стали частью сербского культурного наследия. Разнообразная писательница, Стерия также писала сатиры, романы, диссертации о литературе и языке, а также рефлексивную поэзию, опубликованную в книге « Даворье», которая считается одной из лучших сборников рефлексивной поэзии в сербской литературе. Проживая в Сербии в качестве министра образования, Стерия была основателем Общества сербской литературы (ныне Сербская академия науки и искусства ) и Национального музея Сербии. Он заложил основы современной сербской школьной системы и был автором многих учебников.
Документальный фильм о его жизни был снят в Югославии в 1956 году. Он включен в 100 самых выдающихся сербов.