Жозеф де Местр | |
---|---|
![]() | |
Родился | ( 1753-04-01)1 апреля 1753 г. Шамбери, Королевство Сардиния |
Умер | 26 февраля 1821 г. (1821-02-26)(67 лет) Турин, Королевство Сардиния |
Известная работа | |
Эра | Философия 18 века |
Область | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | Политическая философия |
Известные идеи | |
Влияния | |
Под влиянием | |
Жозеф-Мари, граф де Местр ( французский: [də mɛstʁ] ; 1 апреля 1753 - 26 февраля 1821) был савойским философом, писателем, юристом и дипломатом, который выступал за социальную иерархию и монархию в период сразу после Французской революции. Несмотря на свои тесные личные и интеллектуальные связи с Францией, Местр на протяжении всей своей жизни был подданным Королевства Сардиния, в котором он служил членом сената Савойи (1787–1792), послом в России (1803–1817) и министром государство перед судом в Турине (1817–1821).
Ключевая фигура Контрпросвещения, Местр считал монархию одновременно санкционированным Богом институтом и единственной стабильной формой правления. Он призвал к восстановлению Дома Бурбонов на престоле Франции и к высшей власти Папы в мирских вопросах. Местр утверждал, что рационалистическое неприятие христианства было прямой причиной беспорядков и кровопролития, последовавших за Французской революцией 1789 года.
Местр родился в 1753 году в Шамбери, герцогстве Савойском, в то время входившем в состав королевства Пьемонт-Сардиния, которым правил Савойский дом. Его семья была французского и итальянского происхождения. Его дед Андре (Андреа) Местр, родители которого Франческо и Маргарита Местр (урожденная Далмасси) происходили из графства Ницца, был торговцем тканями и членом совета в Ницце (тогда под властью Савойского дома), а его отец Франсуа-Ксавье, который переехал в Шамбери в 1740 году, стал магистратом и сенатором, в конечном итоге получив титул графа от короля Пьемонта-Сардинии. Семья его матери, чья фамилия была Десмоц, была из Румилли. Его младший брат Ксавьер, ставший армейским офицером, был популярным писателем-беллетристом.
Местр, вероятно, получил образование у иезуитов. После революции он стал ярым защитником иезуитов, все больше ассоциируя дух революции с традиционными врагами иезуитов, янсенистами. Завершив юридическое образование в Туринском университете в 1774 году, он пошел по стопам своего отца, став сенатором в 1787 году.
Член прогрессивной масонской ложи шотландского обряда в Шамбери с 1774 по 1790 год, Местр первоначально выступал за политическую реформу во Франции, поддерживая усилия магистратов парламентов, направленные на то, чтобы заставить короля Людовика XVI созвать Генеральные штаты. Местр, будучи землевладельцем во Франции, имел право присоединиться к этой организации, и есть некоторые свидетельства того, что он рассматривал такую возможность. Однако Местр был встревожен решением Генеральных штатов объединить аристократию, духовенство и простых людей в единый законодательный орган, который стал Национальным учредительным собранием. После принятия Августовских указов 4 августа 1789 г. он решительно выступил против хода политических событий во Франции.
Местр бежал из Шамбери, когда он был взят французской революционной армией в 1792 году, но он не смог найти место при королевском дворе в Турине и вернулся в следующем году. Решив, что он не может поддерживать режим, контролируемый Францией, Местр снова уехал, на этот раз в Лозанну, Швейцария, где он обсуждал политику и теологию в салоне мадам де Сталь и начал свою карьеру контрреволюционного писателя с работ такие как Lettres d'un Royaliste Savoisien («Письма савойского роялиста», 1793), Discours à Mme. la Marquise Costa de Beauregard, sur la Vie et la Mort de son Fils ("Беседа с маркизой Коста де Борегар, о жизни и смерти ее сына", 1794) и парадоксы Cinq à la Marquise de Nav... (" Пять парадоксов для маркизы Нав... », 1795).
Из Лозанны Местр отправился в Венецию, а затем в Кальяри, где король Пьемонта-Сардинии держал двор и правительство королевства после того, как французские войска взяли Турин в 1798 году. Отношения Местра с двором в Кальяри не всегда были легкими. В 1802 году он был отправлен в Санкт - Петербурге в России в качестве посла в царя Александра I. У него было немного дипломатических обязанностей, и он стал любимым человеком в аристократических кругах, обратив некоторых из своих друзей в католицизм и написав свои самые влиятельные работы по политической философии.
Наблюдения Местра о русской жизни, содержащиеся в его дипломатических мемуарах и в его личной переписке, были одними из источников Льва Толстого для его романа « Война и мир». После поражения Наполеона и восстановления владычества Дома Савойи над Пьемонтом и Савойей в соответствии с условиями Венского конгресса Местр вернулся в 1817 году в Турин и до своей смерти служил там в качестве магистрата и государственного министра. Он умер 26 февраля 1821 года и похоронен в иезуитской церкви Святых мучеников ( Chiesa dei Santi Martiri).
Часть серии о |
Консерватизм |
---|
![]() |
Варианты |
Концепции |
Мыслители |
Политики |
Организации |
Религиозный консерватизм |
Национальные варианты |
похожие темы |
|
|
В Considérations sur la France («Размышления о Франции», 1797) Местр утверждал, что у Франции есть божественная миссия как главного инструмента добра и зла на Земле. Он интерпретировал революцию 1789 года как провиденциальное событие, в котором монархия, аристократия и старый режим в целом, вместо того, чтобы направить влияние французской цивилизации на благо человечества, продвигали атеистические доктрины философов 18-го века. Он утверждал, что преступления в царствовании террора были логическое следствие из Просветленного мысли, как и его божественно декрет наказания.
В своей короткой книге Essai sur le Principe Générateur des Конституции Politiques et des Autres Institutions Humaines («Очерк порождающего принципа политических конституций и других человеческих институтов», 1809) Местр утверждал, что конституции не являются продуктом человеческого разума, а скорее приходят от Бога, который медленно доводит их до зрелости. После появления в 1816 году своего французского перевода трактата Плутарха « Об отсрочке божественного правосудия при наказании виновных» Местр опубликовал в 1819 году Du Pape (« О Папе »), наиболее полное изложение его авторитарной концепции политика.
По словам Местра, любая попытка оправдать правительство рациональными основаниями приведет только к неразрешимым спорам о легитимности и целесообразности любого существующего правительства, а это, в свою очередь, приведет к насилию и хаосу. В результате Местр утверждал, что легитимность правительства должна основываться на убедительных, но нерациональных основаниях, которые его подданные не должны подвергать сомнению. Далее Местр утверждал, что авторитет в политике должен исходить от религии и что в Европе этот религиозный авторитет в конечном итоге должен принадлежать Папе.
Новым в трудах Местра была не его восторженная защита монархической и религиозной власти как таковой, а, скорее, его аргументы относительно практической необходимости того, чтобы высшая власть принадлежала человеку, способному к решительным действиям, а также его анализ социальных основ этой власти. легитимность власти. По его собственным словам, которые он адресовал группе аристократических французских эмигрантов, «вы должны уметь быть роялистами. Раньше это было инстинктом, но сегодня это наука. все силы разведки ". Анализ Местра проблемы власти и ее легитимности предвещает некоторые опасения ранних социологов, таких как Огюст Конт и Анри де Сен-Симон.
В дополнение к своей объемной переписке Местр оставил две книги, которые были опубликованы посмертно. Soirées de St. Pétersbourg ("Петербургские диалоги", 1821) - это теодицея в форме платонического диалога, в которой Местр утверждает, что зло существует из-за своего места в божественном плане, согласно которому кровавые жертвы невинных людей возвращают людей. Богу через искупление грехов виноватых. Местр считает это законом истории человечества столь же неоспоримым, сколь и загадочным. Examen de la Philosophie de Bacon («Исследование философии Бэкона», 1836 г.) представляет собой критику мысли Фрэнсиса Бэкона, которого Местр считает источником разрушительной мысли Просвещения.
Вместе с англо-ирландским государственным деятелем и философом Эдмундом Бёрком Местр обычно считается одним из основателей европейского консерватизма, но с 19 века авторитарная, «тронно-алтарная» концепция консерватизма Местра потеряла свое влияние по сравнению с авторитарной концепцией консерватизма. более либеральный консерватизм Берка. Однако навыки Местра как писателя и полемиста гарантировали, что его и дальше будут читать. Например, Мэтью Арнольд, влиятельный критик 19-го века, писал следующее, сравнивая стиль Местра со своим ирландским коллегой:
Жозеф де Местр - еще один из тех людей, чье слово, как и слово Берка, имеет жизненную силу. По силе воображения он вообще уступает Бёрку. С другой стороны, его мысль движется в более тесном порядке, чем у Берка, быстрее, прямее; у него меньше лишнего. Берк - великий писатель, но использование французского языка Жозефом де Местром более убедительно и более удовлетворительно, чем использование Бёрком английского языка. Это виртуозно; он показывает нам в совершенстве то, на что способен этот замечательный инструмент, французский язык.
Католическая энциклопедия 1910 года описывает свой стиль письма, как «сильной, живые, живописные» и что его «анимация и добродушие нрав его догматической тон. Он обладает замечательным объектом в экспозиции, точность доктрины, широту знаний и диалектическую власть». Хотя Альфонс де Ламартин был политическим противником, он восхищался великолепием своей прозы, заявляя:
Этот краткий, нервный, ясный стиль, лишенный фраз, крепкий член, совсем не напоминал мягкость восемнадцатого века или декламации последних французских книг: он родился и пропитан дыханием Альп; оно было девственным, молодым, грубым и жестоким; в нем не было человеческого уважения, он чувствовал свое одиночество; он импровизировал одновременно и глубину, и форму... Этот человек был новым среди enfants du siècle [детей века].
Эмиль Фаге описал Местра как «яростного абсолютиста, яростного теократа, непримиримого легитимиста, апостола чудовищной троицы, состоящей из папы, короля и палача, всегда и везде поборником самого жесткого, узкого и непреклонного догматизма, темной фигурой. Средневековья, наполовину ученый врач, наполовину инквизитор, наполовину палач ».
Среди тех, кто восхищался им, был поэт Шарль Бодлер, который назвал себя учеником контрреволюционера Савойя, утверждая, что он научил его думать. Джордж Сейнтсбери называл его «несомненно одним из величайших мыслителей и писателей восемнадцатого века». Местр также оказал сильное влияние на испанского политического мыслителя Хуана Доносо Кортеса, а затем на французского монархиста Шарля Морраса и его контрреволюционное политическое движение Action Française.
По словам Каролины Арментерос, произведения Местра оказали влияние не только на консервативных политических мыслителей, но и на социалистов-утопистов. Ранние социологи, такие как Огюст Конт и Анри де Сен-Симон, открыто признавали влияние Местра на их собственное мышление об источниках социальной сплоченности и политического авторитета.