Лейтгеб (или Leitgeb ; 6 октября 1732 - 27 февраля 1811) был выдающимся рожок игроком классической эпохи, друг и музыкального вдохновения для Вольфганга Амадея Моцарта.
Лойтгеб родился в Нойлерхенфельде, но о его ранних годах мало что известно. Композитор Карл Диттерс фон Диттерсдорф заявил, что Лойтгеб выступал в Вене в начале 1750-х годов для принца Хильдбургхаузена. В начале 1760-х карьера Лойтгеба процветала; по словам Даниэля Хартца, он «был самым выдающимся солистом валторны в Вене и, очевидно, одним из лучших исполнителей на любом сольном инструменте». Записано, что в период с 21 ноября 1761 года по 28 января 1763 года он исполнил концерты для валторны Леопольда Хофманна, Михаэля Гайдна и Диттерсдорфа в Бургтеатре.
Йозеф ГайднHeartz предполагает, что в это время (1762) Йозеф Гайдн написал свой концерт в D, Hob. VIId / 3D, для Leutgeb. Эти двое были вероятными друзьями, так как 3 июля 1763 года жена Гайдна стала крестной матерью ребенка Лойтгеба Марии Анны Аполлонии. Майкл Лоренц недавно показал, что подпись Лойтгеба можно найти на партитуре для автографа Концерта для валторны Гайдна. В феврале 1763 года Лойтгеб ненадолго был частью музыкального учреждения семьи Эстерхази, которым руководил Гайдн. Ему платили «высокую годовую зарплату», но он уехал по неизвестным причинам всего через месяц.
В том же году Лойтгеб переехал в Зальцбург и присоединился к музыкальному истеблишменту правящего князя-архиепископа; и таким образом стал коллегой Леопольда Моцарта и (позже в том же году) Концертмейстера Михаэля Гайдна. Он также подружился с семилетним вундеркиндом, сыном Леопольда Вольфгангом. Письмо к друзьям от Леопольда, путешествующего со своей семьей в турне (20 августа 1763 г.), включает список людей, которых Вольфганг сказал Леопольду, что он скучал; Лойтгеб был одним из них. В конечном итоге Вольфганг был нанят придворным музыкальным истеблишментом и, таким образом, стал коллегой Лойтгеба.
Подобно Леопольду и Вольфгангу, Лойтгеб часто уходил с работы, чтобы работать в других городах, включая Париж, Вену, Франкфурт и города Италии; они трое фактически вместе гастролировали по Италии в феврале 1773 года. В Милане Вольфганг и Леопольд написали домой в Зальцбург о приеме Лойтгеба и предсказали ему большой успех.
В 1777 году Лойтгеб вернулся в Вену и купил небольшой дом в Альтлерхенфельде, получив ссуду от Леопольда; В 1782 году Вольфганг, который перебрался туда раньше, написал Леопольду о ссуде, которая все еще не была выплачена: «Пожалуйста, проявите немного терпения с бедным Лойтгебом. Если бы вы знали его обстоятельства и видели, как ему приходится продираться, вы бы непременно жалко его. Я поговорю с ним, и я уверен, что он заплатит вам, во всяком случае в рассрочку ».
Лойтгеб продолжал работать валторнистом в Вене (см. Следующий раздел), но не ушел из игры в 1792 году. На основании письма Лойтгеба Леопольду более старые справочные источники иногда утверждают, что у Лойтгеба была сырная лавка; на самом деле это был колбасный цех, которым управлял его свекор, который до своей смерти в 1763 году работал « Сервеладмахером », производя итальянские колбасы. Колбасная лавка была продана в 1764 году. Лойтгебу никогда не было сыроварни. Лойтгеб умер в Вене.
Скорее всего, Лойтгеб был любимым валторнистом Моцарта, так как для него был написан ряд сочинений композитора. К ним относятся Концерты для валторны K. 417, K. 495 и K. 412 / 386b (514) и «вероятно» ( New Grove ) Хорн-квинтет K. 407 / 386c. Они датируются временем пребывания Моцарта в Вене после его переезда туда в 1781 году. Концерты составляют основу сольной валторной литературы и широко исполняются сегодня.
Эти работы были написаны для натурального рога, а инструмент с клапаном не был изобретен до 1814 года, когда Генрих Штельцель изобрел клапан, запатентованный в 1818 году. Таким образом, Лойтгебу нужно было хорошо контролировать губы, а также использовать технику остановки руки (рука в звонке).) для воспроизведения хроматических нот.
У Моцарта были любопытные шутливые отношения с Лойтгебом, что видно, например, из насмешливых комментариев, которые он помещал в партии рога Лойтгеба. На К. 417 изображено фальшивое посвящение: «Вольфганг Амаде Моцарт сжалился над Лойтгебом, ослом, волом и простаком в Вене, 27 марта 1783 года». В одном месте он отмечает оркестровую партию «Аллегро» и сольную партию «Адажио», возможно, издеваясь над тем, что роговые ноты звучат поздно, замедляя темп. Другой возможный пример см. В K. 412. Разноцветные чернила в K. 495 часто воспринимаются как своего рода шутка, хотя биограф Моцарта Конрад Кюстер утверждал, что у них была цель, а именно «сделать некоторые музыкальные предложения переводчикам».
Письма от конца жизни Моцарта предполагают, что Лойтгеб не возражал против насмешек и что у них была хорошая дружба. В письме Моцарта от 6 июня 1791 года указывается, что, пока его жена Констанца отсутствовала, он провел несколько ночей у Лойтгеба, «потому что я выписал [служанку] Леонору, и я остался бы дома совсем один, чего не было бы. было приятно ". Позже в том же году, после очень успешной премьеры своей оперы «Волшебная флейта», Моцарт неоднократно брал друзей и родственников на спектакли и писал в письме (8–9 октября): «Лойтгеб умолял меня взять его во второй раз, и я это сделал. так."
Обзор для прессы одного из выступлений Лойтгеба в Париже ( Mercure de France ) указывает на то, что он был прекрасным исполнителем: рецензент сказал, что Лойтгеб был «выдающимся талантом» со способностью «петь адажио так же идеально, как и самое сочное, интересное и точный голос ».
За исключением случаев, указанных в сноске, вся информация из этой статьи взята из следующего источника:
Другие источники: