Иосиф II | |
---|---|
Портрет Антона фон Марона (1775) | |
Император Священной Римской империи эрцгерцог Австрии | |
Царствовать | 18 августа 1765 - 20 февраля 1790 |
Предшественник | Франциск I |
Преемник | Леопольд II |
Канцлер | Принц Кауниц-Ритберг |
Король римлян | |
Царствовать | 27 марта 1764 - 18 августа 1765 |
Коронация | 3 апреля 1764 г., Франкфурт. |
Предшественник | Франциск I |
Преемник | Леопольд II |
Царствовать | 29 ноября 1780 - 20 февраля 1790 |
Предшественник | Мария Тереза |
Преемник | Леопольд II |
Наряду с | Мария Тереза |
Родился | 13 марта 1741 года Дворец Шенбрунн, Вена, Эрцгерцогство Австрии |
Умер | 20 февраля 1790 г. (1790-02-20)(48 лет) Вена, Эрцгерцогство Австрии |
Захоронение | Императорский склеп |
Супруги | |
Проблема | |
дом | Габсбург-Лотарингия |
Отец | Франциск I, император Священной Римской империи |
Мать | Мария Тереза |
Религия | Римский католик |
Подпись |
Джозеф II (немецкий: Йозеф Бенедикт Антон Мишель Адам ; английский: Джозеф Бенедикт Энтони Майкл Адам ; 13 марта 1741 - 20 февраля 1790) был императором Священной Римской империи с августа 1765 года и единоличным правителем земель Габсбургов с ноября 1780 года до своей смерти. Он был старшим сыном императрицы Марии Терезии и ее мужа, императора Франциска I, а также братом Марии Антуанетты, Марии Каролины Австрийской и Марии Амалии, герцогини Пармской. Таким образом, он был первым правителем в австрийских владениях союза Домов Габсбургов и Лотарингии, именуемого Габсбургами-Лотарингиями.
Джозеф был сторонником просвещенного абсолютизма ; однако его приверженность реформам секуляризации, либерализации и модернизации вызвала серьезное противодействие, что привело к неспособности полностью реализовать его программы. Между тем, несмотря на некоторые территориальные приобретения, его безрассудная внешняя политика сильно изолировала Австрию. Его причисляли к Екатерине Великой из России и Фридриху Великому из Пруссии как к одному из трех великих монархов Просвещения. Ложные, но влиятельные письма изображают его как несколько более радикального философа, чем он, вероятно, был. Его политика теперь известна как джозефинизм.
Он был сторонником искусства и, что наиболее важно, таких композиторов, как Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери. Он умер, не оставив в живых детей, и ему наследовал его младший брат Леопольд II.
Джозеф родился в разгар первых потрясений Войны за австрийское наследство. Его формальное образование было обеспечено трудами Давида Юма, Эдварда Гиббона, Вольтера, Жан-Жака Руссо и энциклопедистов, а также на примере его современника (а иногда и соперника) короля Пруссии Фридриха II. Его практическое обучение давали правительственные чиновники, которым было поручено обучить его механическим деталям управления многочисленными государствами, составляющими австрийские владения и Священную Римскую империю.
Жозеф женился на принцессе Изабелле Пармской в октябре 1760 года, союз, созданный для поддержки оборонительного пакта 1756 года между Францией и Австрией. (Мать невесты, принцесса Луиза Элизабет, была старшей дочерью действующего короля Франции. Отцом Изабеллы был Филипп, герцог Пармский. ) Жозеф любил свою невесту Изабеллу, находя ее одновременно вдохновляющей и очаровательной, и она искала с особой тщательностью. чтобы развить его расположение и привязанность. Изабелла также нашла лучшего друга и доверенного лица сестру своего мужа, Марию Кристину, герцогиню Тешенскую.
В результате брака Иосифа и Изабеллы родилась дочь Мария Тереза. Изабелла боялась беременности и ранней смерти, в основном из-за ранней потери матери. Ее собственная беременность оказалась особенно сложной, поскольку она страдала от симптомов боли, болезни и меланхолии как во время, так и после нее, хотя Джозеф заботился о ней и пытался ее утешить. Она оставалась прикованной к постели в течение шести недель после рождения дочери.
Практически сразу после того, как они стали родителями, пара пережила два последовательных выкидыша - особенно тяжелое для Изабеллы испытание - за которым вскоре последовала еще одна беременность. Беременность снова вызывала у Изабеллы меланхолию, страхи и ужас. В ноябре 1763 года на шестом месяце беременности Изабелла заболела оспой и у нее начались преждевременные роды, в результате чего у них родился второй ребенок, эрцгерцогиня Мария Кристина, которая умерла вскоре после рождения.
Прогрессирующая оспа, истощенная внезапными родами и трагедией, Изабелла умерла на следующей неделе. Потеря любимой жены и их новорожденного ребенка была разрушительной для Иосифа, после чего он почувствовал резкое нежелание вступать в повторный брак, хотя очень любил свою дочь и оставался преданным отцом Марии Терезии.
Праздник, посвященный свадьбе императора Иосифа II с принцессой Баварской Марией Жозефой. Центральные фигуры - три младших брата Иосифа, слева направо эрцгерцог Фердинанд в роли жениха, эрцгерцог Максимилиан Франц в роли Купидона и эрцгерцогиня Мария-Антуанетта в роли невесты.По политическим причинам и под постоянным давлением в 1765 году он уступил и женился на своей троюродной сестре, принцессе Марии Хосефе Баварской, дочери Карла VII, императора Священной Римской империи, и эрцгерцогине Марии Амалии Австрийской. Этот брак оказался крайне несчастливым, хотя и недолгим, так как продлился всего два года.
Хотя Мария Хосефа любила своего мужа, она чувствовала себя робкой и неполноценной в его обществе. Из-за отсутствия общих интересов и удовольствий эти отношения мало что давали Джозефу, который признался, что не испытывал к ней любви (или влечения) взамен. Он приспособился к тому, что дистанцировался от жены до точки почти полного избегания, видя ее только за едой и после того, как ложился спать. Мария Жозефа, в свою очередь, сильно страдала от того, что оказалась запертой в холодном, лишенном любви союзе.
Через четыре месяца после второй годовщины их свадьбы Мария Хосефа заболела и умерла от оспы. Джозеф не навещал ее во время ее болезни и не присутствовал на ее похоронах, хотя позже он выразил сожаление, что не проявил к ней больше доброты, уважения или тепла. Единственное, что профсоюз предоставил ему, - это улучшенная возможность претендовать на часть Баварии, хотя это в конечном итоге привело к войне за баварское наследство.
Джозеф больше не женился. В 1770 году единственный выживший ребенок Иосифа, семилетняя Мария Тереза, заболела плевритом и умерла. Потеря дочери была для него тяжелой травмой и оставила его убитым горем и израненным. Не имея детей, Иосиф II наследовал его младший брат, ставший Леопольдом II.
Джозефа назначили членом государственного совета ( Staatsrat), и он начал составлять протоколы, чтобы его мать могла читать. В этих бумагах содержатся зародыши его более поздней политики и всех бедствий, которые, в конце концов, постигли его. Он был сторонником религиозной терпимости, стремился уменьшить власть церкви, облегчить крестьянство от феодального бремени и снять ограничения на торговлю и знания. В этом он не отличался ни от Фридриха, ни от своего брата и преемника Леопольда II, всех просвещенных правителей 18 века. Он пытался освободить крепостных, но это длилось недолго после его смерти.
Где Иосиф отличался от великих современных правителей, и был сродни якобинцы в интенсивности его веры в силе в состоянии, когда она направлена на причине. Однако, как правитель-абсолютист, он также был убежден в своем праве говорить от имени неконтролируемого законами государства и в мудрости своего собственного правления. Он также унаследовал от своей матери веру австрийского дома в его «августовское» качество и его притязания на приобретение всего, что он считал желательным для своей власти или прибыли. Он не мог понять, что его философские планы по формированию человечества могут встретить извинительное сопротивление.
Современники задокументировали Иосифа как впечатляющего, но не обязательно симпатичного. В 1760 году его устроенная супруга, хорошо образованная Изабелла Пармская, была передана ему. Джозеф, похоже, был полностью влюблен в нее, но Изабелла предпочла компанию сестры Джозефа, Мари Кристин Австрийской. Самонадеянный характер императора был очевиден Фридриху II Прусскому, который после своего первого интервью в 1769 году охарактеризовал его как амбициозного и способного поджечь мир. Французский министр Верженн, который встретил Жозефа, когда он путешествовал инкогнито в 1777 году, оценил его как «амбициозного и деспотичного».
После смерти отца в 1765 году он стал императором, и его мать сделала его соправителем в австрийских владениях. Как император, у него было мало истинной власти, и его мать решила, что ни ее муж, ни ее сын никогда не должны лишать ее суверенного контроля над ее наследственными владениями. Джозеф, угрожая сложить с себя полномочия соправителя, мог побудить свою мать ослабить ее неприязнь к религиозной терпимости.
Он мог и действительно сильно напряг ее терпение и вспыльчивость, как в случае первого раздела Польши и Баварской войны 1778–1779 годов, но в конечном итоге последнее слово сказала императрица. Поэтому до смерти своей матери в 1780 году Джозеф никогда не был полностью свободен следовать своим инстинктам.
В эти годы Иосиф много путешествовал. Он лично встретился с Фридрихом Великим в Нейсе в 1769 году (позже написал картину «Встреча Фридриха II и Иосифа II в Нейсе в 1769 году» ) и снова в Мериш-Нойштадте в 1770 году; два правителя изначально хорошо ладили. Во второй раз его сопровождал граф Кауниц, чей разговор с Фридрихом, можно сказать, стал отправной точкой первого раздела Польши. Иосиф горячо одобрил эту и все другие меры, обещавшие расширить владения его дома. Таким образом, когда Фридрих тяжело заболел в 1775 году, Джозеф собрал армию в Богемии, которая в случае смерти Фридриха должна была продвинуться в Пруссию и потребовать Силезию (территорию, которую Фридрих отвоевал у Марии Терезии в войне за австрийское наследство ).. Однако Фредерик выздоровел и после этого стал настороженно и недоверчиво относиться к Джозефу.
Джозеф также стремился обеспечить выполнение требований Австрии в отношении Баварии после смерти курфюрста Максимилиана Иосифа в 1777 году. В апреле того же года он нанес визит своей сестре королеве Франции Марии Антуанетте Австрийской, путешествуя под именем " Граф Фалькенштейн ». Энциклопедисты приняли его хорошо и очень польстили, но его наблюдения привели его к предсказанию надвигающегося крушения французской монархии, и французская армия или флот не произвели на него благоприятного впечатления.
В 1778 году он командовал войсками, собранными, чтобы противостоять Фридриху, который поддерживал соперника, претендующего на Баварию. Это была война за баварское наследство. Настоящих боев удалось предотвратить из-за нежелания Фридриха начать новую войну и из-за решимости Марии Терезии сохранить мир. Однако война стоила Джозефу большей части его влияния на других немецких князей, которые опасались его потенциальных замыслов на своих землях и смотрели на Фридриха как на своего защитника.
Будучи сыном Франциска I, Джозеф сменил его как титульный герцог Лотарингии и Бар, который был сдан Франции после женитьбы его отца, и титульный король Иерусалима и герцог Калабрии (как представитель Неаполитанского королевства ).
Смерть Марии Терезии 29 ноября 1780 года дала Джозефу возможность проводить свою собственную политику, и он немедленно направил свое правительство на новый курс, пытаясь реализовать свой идеал просвещенного деспотизма, действующего по определенной системе на благо всех.
Он предпринял распространение образования, секуляризацию церковных земель, сокращение религиозных орденов и духовенства в целом до полного подчинения мирскому государству, выдачу патента толерантности (1781 г.), обеспечивающего ограниченную гарантию свободы поклонение и содействие единству путем обязательного использования немецкого языка (заменяющего латынь или в некоторых случаях местные языки) - всего, что с точки зрения философии 18-го века, эпохи Просвещения, казалось «разумным». Он стремился к административному единству с характерной поспешностью, добиваясь результатов без подготовки. Иосиф осуществил меры по освобождению крестьянства, начатые его матерью, и отменил крепостное право в 1781 году.
В 1789 году он постановил, что крестьянам нужно платить наличными, а не трудовыми обязательствами. Эта политика была категорически отвергнута как дворянством, так и крестьянами, поскольку их бартерная экономика испытывала недостаток в деньгах. Джозеф также отменил смертную казнь в 1787 году, и эта реформа продолжалась до 1795 года.
После начала Французской революции в 1789 году Жозеф стремился помочь семье своей отчужденной сестры королевы Франции Марии Антуанетты и ее мужа, короля Франции Людовика XVI. Джозеф следил за развитием революции и стал активно участвовать в планировании попытки спасения. Однако эти планы провалились либо из-за отказа Марии-Антуанетты оставить своих детей в пользу более быстрой перевозки, либо из-за нежелания Людовика XVI стать беглым королем.
Джозеф умер в 1790 году, что затруднило переговоры с Австрией о возможных попытках спасения. Только 21 июня 1791 года было предпринято покушение с помощью графа Ферсена, шведского генерала, которого благоволили при дворе Марии-Антуанетты и Жозефа. Попытка провалилась после того, как короля узнали по оборотной стороне монеты. Мария-Антуанетта отчаянно нуждалась в помощи своей родины, она даже сообщила Австрии французские военные секреты. Тем не менее, несмотря на то, что Австрия в то время находилась в состоянии войны с Францией, она отказалась напрямую помогать к тому времени совершенно отчужденной французской королеве.
Когда Мария Тереза умерла, Джозеф начал издавать указы, всего более 6000, плюс 11000 новых законов, призванных регулировать и переупорядочивать каждый аспект империи. Дух жозефинизма был доброжелательным и отеческим. Он намеревался сделать свой народ счастливым, но строго в соответствии со своими критериями.
Джозеф приступил к построению рационализированного, централизованного и единообразного правительства для своих разнообразных земель, иерархии, подчиняющейся себе как верховному автократу. Ожидалось, что правительственный персонал будет проникнут тем же самоотверженным духом служения государству, что и он сам. Его набирали без пристрастия к классу или этническому происхождению, и продвижение по службе было исключительно заслугой. Для дальнейшего единообразия император сделал немецкий язык обязательным языком официальных деловых операций во всей Империи, что особенно коснулось Венгерского королевства. Венгерское собрание было лишено своих прерогатив и даже не созвано.
В качестве тайного министра финансов граф Карл фон Цинцендорф (1739–1813) ввел единую систему учета государственных доходов, расходов и долгов территорий австрийской короны. Австрия была более успешной, чем Франция, в покрытии регулярных расходов и получении кредита. Однако события последних лет Иосифа II также предполагают, что правительство было финансово уязвимо перед европейскими войнами, которые последовали после 1792 года.
Занятый Джозеф вдохновил на полную реформу правовой системы, отменил жестокие наказания и смертную казнь в большинстве случаев и наложил принцип полного равенства обращения со всеми правонарушителями. Он облегчил цензуру прессы и театра.
В 1781–82 он предоставил крепостным крестьянам полную юридическую свободу. Арендная плата, выплачиваемая крестьянами, должна была регулироваться должностными лицами короны, а налоги взимались со всех доходов, полученных с земли. Однако домовладельцы обнаружили, что их экономическое положение находится под угрозой, и в конце концов изменили свою политику. В самом деле, в Венгрии и Трансильвании сопротивление магнатов было таким, что Джозефу пришлось на время довольствоваться половинчатыми мерами. Из пяти миллионов венгров 40 000 были дворянами, из которых 4 000 были магнатами, владевшими землей и управлявшими ею; большинство остальных были крепостными, юридически привязанными к определенным поместьям.
После краха крестьянского восстания в Хореи 1784–85, в ходе которого было убито более сотни дворян, император начал действовать. Его Императорский Патент 1785 года отменил крепостное право, но не давал крестьянам права собственности на землю или свободы от налогов, причитающихся помещикам-дворянам. Это давало им личную свободу. Освобождение крестьян от Венгерского королевства способствовало росту нового класса облагаемых налогом землевладельцев, но не устранило глубоко укоренившихся болезней феодализма и эксплуатации безземельных поселенцев. Окончательно феодализм закончился в 1848 году.
Чтобы уравнять налогообложение, Джозеф приказал провести оценку всех земель империи, чтобы он мог ввести единый и равноправный налог на землю. Целью было модернизировать отношения зависимости между помещиками и крестьянством, облегчить часть налогового бремени на крестьянство и увеличить государственные доходы. Джозеф считал налоговую и земельную реформы взаимосвязанными и стремился проводить их одновременно.
Созданные им различные комиссии для разработки и проведения реформ встретили сопротивление дворян, крестьян и некоторых официальных лиц. Большинство реформ были отменены незадолго до или после смерти Иосифа в 1790 году; они были обречены на провал с самого начала, потому что они пытались слишком многое изменить за слишком короткое время и пытались радикально изменить традиционные обычаи и отношения, от которых жители деревни долгое время зависели.
В городах новые экономические принципы Просвещения призывали к уничтожению автономных гильдий, уже ослабленных в эпоху меркантилизма. Налоговые реформы Иосифа II и институт Katastralgemeinde (налоговые округа для крупных поместий) служили этой цели, и новые заводские привилегии лишили права гильдий, в то время как таможенные законы были направлены на экономическое единство. Психократическое влияние также привело к включению сельского хозяйства в эти реформы.
Чтобы воспитывать грамотных граждан, начальное образование стало обязательным для всех мальчиков и девочек, а высшее практическое образование было предложено немногим избранным. Джозеф учредил стипендии для талантливых бедных студентов и разрешил открытие школ для евреев и других религиозных меньшинств. В 1784 году он приказал стране изменить язык обучения с латыни на немецкий, что было весьма спорным шагом в многоязычной империи.
К XVIII веку централизация стала тенденцией в медицине, потому что все больше и более образованных врачей требовали улучшения медицинских учреждений. Городам не хватало бюджета для финансирования местных больниц, а монархия хотела положить конец дорогостоящим эпидемиям и карантинам. Джозеф попытался централизовать медицинское обслуживание в Вене путем строительства единой большой больницы, известной Allgemeines Krankenhaus, которая открылась в 1784 году. Централизация усугубила проблемы с санитарией, вызвав эпидемии и 20% смертность в новой больнице; Тем не менее в следующем столетии город стал выдающимся в области медицины.
Политика религиозной «терпимости» Иосифа была самой агрессивной среди всех государств Европы.
Вероятно, самой непопулярной из всех его реформ была попытка модернизации весьма традиционной католической церкви, которая в средние века помогла основать Священную Римскую империю, начиная с Карла Великого. Назвав себя хранителем католицизма, Иосиф II нанес решительный удар по папской власти. Он пытался сделать католическую церковь в своей империи орудием государства, независимого от Рима. Священнослужителей лишили десятины и приказали учиться в семинариях под надзором правительства, а епископы должны были дать официальную присягу на верность короне. Он профинансировал большой рост епископства, приходов и светского духовенства за счет обширной продажи монастырских земель.
Как человек Просвещения он высмеивал созерцательные монашеские ордена, которые считал непродуктивными. Соответственно, он подавил треть монастырей (было закрыто более 700) и сократил количество монахов и монахинь с 65 000 до 27 000. Церковные суды были упразднены, а брак был определен как гражданский договор, не подпадающий под юрисдикцию Церкви.
Медаль, отчеканенная во время правления Иосифа II, в память о предоставлении им религиозной свободы евреям и протестантам.Иосиф резко сократил количество праздников в Империи и приказал уменьшить убранство церквей. Он принудительно упростил способ проведения мессы (центрального католического богослужения). Противники реформ обвиняли их в выявлении протестантских тенденций, в росте рационализма Просвещения и появлении либерального класса буржуазных чиновников. Возник и сохранился антиклерикализм, в то время как традиционные католики настроены противостоять императору.
Патент Толерантности Джозефа в 1781 году был серьезным отходом от пытливой религиозной политики Контрреформации, которая ранее преобладала в монархии. Ограниченная религиозная свобода вероисповедания была предоставлена основным некатолическим христианским сектам, хотя обращение из католицизма по-прежнему ограничивалось. За этим последовал Эдикт толерантности в 1782 году, снявший многие ограничения и постановления в отношении евреев.
Указ о секуляризации, изданный 12 января 1782 года, запретил несколько монашеских орденов, не участвующих в обучении или исцелении, и ликвидировал 140 монастырей (где проживало 1484 монахов и 190 монахинь). Запрещенные монашеские ордена: иезуиты, камальдолцы, орден младших братьев-капуцинов, кармелитов, картезианцев, бедных кларов, орден Святого Бенедикта, цистерцианцы, доминиканский орден (орден проповедников), францисканцы, отцы Павла и премонстраты, и их богатство было захвачено Религиозным фондом.
Его антиклерикальные и либеральные нововведения побудили Папу Пия VI нанести ему визит в марте 1782 года. Иосиф вежливо принял Папу и показал себя хорошим католиком, но отказался поддаваться влиянию. С другой стороны, Джозеф был очень дружелюбен к масонству, так как считал его очень совместимым с его собственной философией Просвещения, хотя сам он, очевидно, никогда не присоединялся к Ложе. Масонство привлекало многих антиклерикалов и было осуждено церковью.
Чувства Иосифа к религии отражены в остроте, которую он однажды произнес в Париже. Во время экскурсии по библиотеке Сорбонны архивист отвел Джозефа в темную комнату, где хранились религиозные документы, и посетовал на отсутствие света, из-за которого Джозеф не мог их читать. Джозеф успокоил человека, сказав: «Ах, когда дело доходит до теологии, света никогда не бывает много». Таким образом, Джозеф, несомненно, был гораздо более слабым католиком, чем его мать.
В 1789 году он издал хартию религиозной терпимости для евреев Галиции, региона с большим традиционным еврейским населением, говорящим на идиш. Хартия отменила общинную автономию, в соответствии с которой евреи контролировали свои внутренние дела; он способствовал германизации и ношению нееврейской одежды.
Империя Габсбургов также проводила политику войны, экспансии, колонизации и торговли, а также экспортировала интеллектуальное влияние. Выступая против Пруссии и Турции, Австрия поддерживала свой оборонительный союз с Францией и была дружественной России, хотя и пыталась вывести Дунайские княжества из-под российского влияния. Майер утверждает, что Джозеф был чрезмерно воинственным, экспансионистским лидером, который стремился сделать монархию Габсбургов величайшей из европейских держав. Его главной целью было приобретение Баварии, в случае необходимости в обмен на Австрийские Нидерланды, но в 1778 году и снова в 1785 году ему помешал король Пруссии Фридрих II, которого он очень боялся; во втором случае ряд других немецких князей, опасаясь замыслов Иосифа на их землях, присоединились к Фридриху.
Путешествие Иосифа по России в 1780 году включало посещение российской императрицы Екатерины, которая начала переговоры, которые позже привели к российско-австрийскому союзу, включая наступательную оговорку, которая будет использована против османов. Это было важным дипломатическим событием, поскольку оно нейтрализовало предыдущий российско-прусский союз, который угрожал монархии миром во время войны за баварское наследство. Соглашение с Россией позже привело бы Австрию к дорогостоящей и в значительной степени бесполезной войне с турками (1787–1791).
Участие Иосифа в Османской войне было нежелательным, что объяснялось не его обычным стяжательством, а, скорее, его тесными связями с Россией, которые он считал необходимой платой за безопасность своего народа. После первоначальных поражений австрийцы одержали ряд побед в 1789 году, включая захват Белграда, ключевой турецкой крепости на Балканах. Однако эти победы не принесли бы монархии каких-либо значительных успехов. Под угрозой прусской интервенции и с тревожным состоянием революции во Франции Систовский мирный договор 1791 года положил конец войне лишь символическим успехом.
Балканская политика Марии Терезии и Иосифа II отражала камерулизм, продвигаемый принцем Кауницем, подчеркивая консолидацию приграничных территорий путем реорганизации и расширения военной границы. Трансильвания была включена в границу в 1761 году, и пограничные полки стали основой военного порядка, а командир полка осуществлял военную и гражданскую власть. «Популяционистик» был преобладающей теорией колонизации, которая измеряла благосостояние с точки зрения труда. Иосиф II также подчеркнул экономическое развитие. Влияние Габсбургов было важным фактором развития Балкан во второй половине 18 века, особенно для сербов и хорватов.
Многократное вмешательство в старые обычаи привело к волнениям во всех частях его владений. Тем временем Иосиф бросился в череду внешней политики, все из которой были направлены на возвышение и в равной степени рассчитаны на оскорбление его соседей - все были приняты с рвением и разочарованы. Он пытался избавиться от Барьерного договора, который запрещал его фламандским подданным плавать по Шельде. Когда ему противостояла Франция, он обратился к другим схемам союза с Российской империей для раздела Османской империи и Венецианской республики. От этих планов также пришлось отказаться перед лицом противодействия соседей, в частности Франции. Затем Джозеф возобновил свои попытки получить Баварию - на этот раз обменяв ее на Австрийские Нидерланды - и только спровоцировал формирование Фюрстенбунда, организованного Прусским Фридрихом II.
Дворянство во всей его империи в значительной степени выступало против его политики в отношении налогов и его эгалитарных и деспотических взглядов. В Австрийских Нидерландах и Венгрии всех возмущало то, как он пытался покончить со всем региональным правительством и все подчинить своему личному правлению в Вене. Обычные люди были недовольны. Они ненавидели вмешательство Императора в каждую деталь их повседневной жизни. Похоже, Иосиф реформировал политику империи Габсбургов, исходя из собственных критериев и личных наклонностей, а не ради блага народа. Судя по многим постановлениям Иосифа, соблюдавшимся тайной полицией, австрийцам казалось, что Иосиф пытался реформировать своих характеров, а также свои институты. Всего за несколько недель до смерти Иосифа начальник имперской полиции доложил ему: «Все сословия и даже те, кто питает величайшее уважение к государю, недовольны и возмущены».
Портрет Иосифа II - Георг ДеккерВ Ломбардии (на севере Италии) осторожные реформы Марии Терезии получили поддержку местных реформаторов. Однако Иосиф II, создав могущественную имперскую официальную власть, управляемую из Вены, подорвал доминирующее положение миланского принципата и традиций юрисдикции и управления. Вместо провинциальной автономии он установил неограниченный централизм, который политически и экономически свел Ломбардию к периферии Империи. В ответ на эти радикальные изменения реформаторы из среднего класса перешли от сотрудничества к решительному сопротивлению. На этой основе возникли истоки более позднего ломбардного либерализма.
В 1784 году Иосиф II попытался сделать немецкий язык официальным языком в Венгрии после того, как он переименовал Бургтеатр в Вене в Немецкий национальный театр в 1776 году. Ференц Сеченьи в ответ созвал собрание и сказал на нем: «Посмотрим, пройдет ли его патриотизм. к короне ". Юлиус Кеглевич ответил Иосифу II письмом на немецком языке: «Я пишу по-немецки не из-за инструкции, ваша светлость, а потому, что я имею дело с гражданином Германии». «Гражданин Германии» Иосиф II позволил им принести Святую корону Венгрии в Вену, где он передал ключи от сундука, в котором была заперта Корона, коронным стражникам Йозефу Кеглевичу и Миклошу Надашди. Джозеф воздержался от проведения коронации, а Ференц Сеченьи ушел из политики. В Allgemeines Германское гражданское уложение также называют Josephinisches Gesetzbuch, предшественник Allgemeines Германское гражданское уложение, в Гражданский кодекс Австрии, который применяется ко всем гражданам в равной степени, был опубликован 1 ноября 1786 года после 10 лет работы над ним с 1776 § 1: «Каждый субъект ожидает от территориального князя безопасности и защиты, поэтому долг территориального князя, права подданных - четко определять и направлять путь действий, как это необходимо для всеобщего и особого процветания ». Это четкое различие между правами подданных и обязанностями территориального князя, а не наоборот. «Территориальный принц» ( Landesfürst) не означает «народный принц» ( Volksfürst). В Венгрии не существовало кодифицированного гражданского кодекса до 1959 года. Корона была возвращена в Венгрию в 1790 году, по этому случаю люди устроили массовое празднование. Одной из причин его отказа от коронации Святой короны Венгрии могло быть то, что Алкуин написал в письме Карлу Великому в 798 году: «И не следует слушать тех людей, которые продолжают говорить, что голос народа есть голос Бога, поскольку буйство толпы всегда очень близко к безумию ».
К 1790 году вспыхнули восстания в знак протеста против реформ Иосифа в Австрийских Нидерландах ( Брабантская революция ) и Венгрии, и другие его владения были беспокойными под тяжестью его войны с османами. Его империи грозил распад, и он был вынужден пожертвовать некоторыми из своих проектов реформ. 30 января 1790 года он официально отозвал почти все свои реформы в Венгрии.
В ноябре 1788 года Джозеф вернулся в Вену с подорванным здоровьем и был брошен. Его министр Кауниц отказался посещать его комнату больного и не видел его два года. Его брат Леопольд остался во Флоренции. Наконец, Иосиф, измученный и разбитым сердцем, осознал, что его слуги не могут или не захотят осуществить его планы.
Джозеф умер 20 февраля 1790 года. Он похоронен в гробнице № 42 в Императорском склепе в Вене. Он попросил, чтобы его эпитафия гласила: «Здесь лежит правитель, который, несмотря на свои лучшие намерения, не смог осуществить ни один из своих планов». ( Hier liegt ein Fürst, der trotz der besten Meinung keiner seiner Pläne durchsetzen konnte в немецком оригинале). Иосифу наследовал его брат Леопольд II.
Иосиф II был причислен к Екатерине Великой из России и Фридриху Великому из Пруссии как один из трех великих монархов Просвещения.
Наследие жозефинизма будет жить в австрийском Просвещении. В какой-то степени просветительские убеждения Иосифа II были преувеличены автором того, что историк Иосифа II Дерек Билс называет «фальшивыми письмами Константинополя». Эти поддельные произведения, долгое время считавшиеся подлинными писаниями Иосифа II, на протяжении столетий ошибочно дополняли память императора. Эти легендарные цитаты произвели невероятное впечатление об Иосифе II как о философе, похожем на Вольтера и Дидро, более радикальном, чем он, вероятно, был.
В 1849 году в Декларации независимости Венгрии было объявлено, что Иосиф II не был настоящим королем Венгрии, поскольку он никогда не был коронован, поэтому любой акт его правления был недействителен.
В 1888 году венгерский историк Хенрик Марцали опубликовал трехтомное исследование Иосифа, первую важную современную научную работу о его правлении и первую, в которой систематически использовались архивные исследования. Марцали был евреем, выходцем из буржуазно-либеральной школы историографии в Венгрии, и он изображал Иосифа либеральным героем. Русский ученый Павел Павлович Митрофанов опубликовал в 1907 году обстоятельную биографию, которая установила стандарт на столетие после того, как она была переведена на немецкий в 1910 году. Интерпретация Митрофанова нанесла большой ущерб Иосифу: он не был императором-народником, а его либерализм был мифом; Джозефа вдохновляли не идеи Просвещения, а чисто силовая политика. Он был более деспотом, чем его мать. Догматизм и нетерпение были причинами его неудач.
МПД Диксон отметил, что Джозеф II грубо попирал вековые аристократические привилегии, свободы и предрассудки, тем самым создавая себе множество врагов, и в конце концов они победили. Попытка Иосифа реформировать венгерские земли иллюстрирует слабость абсолютизма перед лицом хорошо защищаемых феодальных свобод. За его многочисленными реформами стояла всеобъемлющая программа, основанная на доктринах просвещенного абсолютизма, естественного права, меркантилизма и физиократии. С целью создания единой правовой базы для замены разнородных традиционных структур реформы проводились, по крайней мере, косвенно, на принципах свободы и равенства и основывались на концепции центральной законодательной власти государства. Воцарение Иосифа знаменует собой серьезный прорыв, поскольку предыдущие реформы при Марии Терезии не бросили вызов этим структурам, но в конце джозефинианской эпохи подобного перерыва не было. Реформы, начатые Иосифом II, были продолжены в разной степени при его преемнике Леопольде и более поздних преемниках и получили абсолютную и всеобъемлющую «австрийскую» форму в Allgemeine Bürgerliche Gesetzbuch 1811 года. Они рассматривались как обеспечение основы для последующих реформ, распространяющихся на 20 век, управляемый гораздо лучшими политиками, чем Иосиф II.
Медаль в память победы Австрии над Османской империей и осады БелградаАмериканский ученый австрийского происхождения Сол К. Падовер привлек широкую американскую публику своим ярким «Революционным императором: Иосифом II Австрийским» (1934). Падовер приветствовал радикализм Джозефа, заявив, что его «война против феодальных привилегий» сделала его одним из великих «освободителей человечества». Неудачи Джозефа объяснялись его нетерпеливостью и отсутствием такта, а также его ненужными военными приключениями, но, несмотря на все это, Падовер утверждал, что император был величайшим из всех монархов Просвещения. В то время как Падовер изобразил своего рода демократа нового курса, нацистские историки 1930-х годов сделали Иосифа предшественником Адольфа Гитлера.
Новая эра историографии началась в 1960-е годы. Американец Пол Бернард отвергал немецкие национальные, радикальные и антиклерикальные образы Иосифа и вместо этого делал упор на долгосрочную преемственность. Он утверждал, что реформы Иосифа хорошо отвечали потребностям дня. Многие потерпели неудачу из-за экономической отсталости и неудачной внешней политики Джозефа. Британский историк Тим Бланнинг подчеркнул глубокие противоречия, присущие его политике, которые привели к ее провалу. Например, Джозеф поощрял мелкие крестьянские хозяйства, тем самым замедляя экономическую модернизацию, с которой могли справиться только крупные имения. Французский историк Жан Беренджер заключает, что, несмотря на его многочисленные неудачи, правление Жозефа «представляло собой решающий этап в процессе модернизации австрийской монархии». Неудачи произошли из-за того, что он «просто хотел сделать слишком много, слишком быстро». Сабо приходит к выводу, что на сегодняшний день самая важная стипендия по Джозефу принадлежит Дереку Билсу, появившейся более трех десятилетий и основанной на исчерпывающих поисках во многих архивах. Билс смотрит на личность императора с ее произвольным поведением и смесью приветливости и вспыльчивости. Билс показывает, что Джозеф искренне ценил музыку Моцарта и очень любил его оперы. Как и большинство других ученых, Билс отрицательно относится к внешней политике Джозефа. Билс считает, что Джозеф был деспотом в смысле нарушения установленных конституций и отказа от здравых советов, но не деспотичным в смысле грубого злоупотребления властью.
Образ Иосифа в народной памяти был разнообразным. После его смерти на его землях было построено много памятников центральным правительством. Первая Чехословацкая республика снесла памятники, когда она стала независимой в 1918 году В то время как чехи приписывают Иосиф II с реформами образования, веротерпимостью и ослаблением цензуры, они осудили его политику централизации и германизации, что они обвиняют в результате чего снижения Чешская культура.
Будапешт округ Jozsefvaros был назван в честь императора в 1777 году и носит это название до настоящего времени.
Как и многие из « просвещенных деспотов » своего времени, Иосиф был любителем и покровителем искусств, и его помнят как таковых. Он был известен как «Музыкальный король» и направил австрийскую высокую культуру в сторону германской ориентации. Он заказал на немецком языке оперы Похищение из сераля от Моцарта. Молодому Людвигу ван Бетховену было поручено написать для него похоронную кантату, но она не была исполнена из-за технической сложности.
Джозеф играет важную роль в пьесе Питера Шаффера « Амадей» и фильме по ней. В киноверсии он изображен актером Джеффри Джонсом как благонамеренный, но несколько сбитый с толку монарх ограниченных, но восторженных музыкальных навыков, которым легко манипулирует Сальери ; однако Шаффер ясно дал понять, что его пьеса во многих отношениях является вымыслом и не предназначена для изображения исторической реальности. Джозефа изображал Дэнни Хьюстон в фильме 2006 года « Мария-Антуанетта».
Джозеф также превратил защитную гласис Вены в общественный парк. Средневековые стены, защищавшие исторический центр Вены, были окружены рвом и гласисом шириной около 500 м, которые были защищены от растительности и построек в оборонительных целях. При Иосифе ров был засыпан, проложены подъездные пути и пешеходные дорожки через гласис, а территория засажена декоративными деревьями и оборудована фонарями и скамейками. Это зеленое общественное пространство сохранялось до второй половины 19 века, когда здесь была построена улица Рингштрассе и связанные с ней здания.
Предки Иосифа II, императора Священной Римской империи |
---|