Джозеф Чаки | |
---|---|
Джозеф Чаки в 1926 году | |
Родился | Чаки Йожеф ( 1888-03-18)18 марта 1888 г. Сегед, Венгрия |
Умер | 1 мая 1971 г. (1971-05-01)(83 года) Париж, Франция |
Национальность | Венгерский, французский |
Известен | Скульптура |
Известная работа | Groupe de femmes (1911–1912), Danseuse (1912), Head (1912), Figure de Femme Debout или Figure Habillée (1913), Голова (Tête d'homme) (1913), Голова (1914), Конусы и сферы (1919), Мать и дитя (1926) |
Движение | Кубизм, Пуризм, Де Стиль, Абстракционизм, Ар-деко |
Йозеф Чаки (также написанный Йозефом Чаки, Чаки Йожефом, Йожефом Чаки и Йозефом Александром Чаки) (18 марта 1888 - 1 мая 1971) был венгерским авангардистом, скульптором и графиком, наиболее известным благодаря его раннему участию в кубизме. движение как скульптор. Чаки был одним из первых скульпторов в Париже, применивших принципы живописного кубизма в своем искусстве. Пионер современной скульптуры, Чаки входит в число самых выдающихся скульпторов начала 20 века. Он был активным членом группы Section d'Or в период с 1911 по 1914 год и был тесно связан с хрустальным кубизмом, пуризмом, де-стейлом, абстрактным искусством и ар-деко на протяжении 1920-х и 1930-х годов.
Чаки сражался вместе с французскими солдатами во время Первой мировой войны и в 1922 году стал натурализованным гражданином Франции. Он был одним из основателей Союза современных художников (UAM) в 1929 году. Во время Второй мировой войны Чаки объединил свои силы с французским подпольным движением ( La Résistance ) в Валенсе. В конце 1920-х годов он сотрудничал с некоторыми другими художниками в разработке мебели и других предметов декора, включая элементы Дома-студии модельера Жака Дусе.
После 1928 года Чаки почти на тридцать лет отошел от кубизма к более образному или изобразительному стилю. Он выставлялся на международных выставках по всей Европе, но некоторые его новаторские художественные новшества были забыты. Сегодня его работы находятся в основном во французских и венгерских учреждениях, а также в музеях, галереях и частных коллекциях как во Франции, так и за рубежом.
Йожеф Чаки родился в Сегеде, Венгрия, то часть двойной монархии в Австро-Венгерской империи. Провинциальный южный город Сегед в настоящее время является третьим по величине городом в стране.
Чаки переехал со своей семьей в Будапешт в раннем возрасте, где он часто посещал музеи и галереи. В 1905 году Чаки был принят в Академию прикладных искусств ( Mintarajziskola ) в Будапеште, где он учился под руководством скульптора Матраи Лайоша, ifj. (1875–1945) на полтора года. Его интерес был сосредоточен на рисовании фигур, но, недовольный местной традиционной художественной подготовкой (которая заключалась в копировании скульптур из гипса и лепке полевых цветов из глины), Чаки и его однокурсники покинули школу, чтобы учиться в мастерской фотографа-художника. Ласло Кимнах в Буде.
В 1907 году в течение шести с половиной месяцев он работал на фабрике Жолнаи в Печ, производя керамические пепельницы и вазы. Некоторое время он работал основателем металла в Будапеште, а одно время работал таксидермистом. Привлеченный репутацией мастера света и великих художников, Чаки принял решение переехать в Париж, Франция, и сделал это, имея в кармане всего лишь сорок франков. Он путешествовал в основном пешком, проходя по пятьдесят или шестьдесят километров в день летом 1908 года. В Париже для него открылся «новый мир». Он зарабатывал на жизнь случайной работой: работал разносчиком, каменотесом и изображал из себя модель для учеников местной художественной школы, зарабатывая 20 франков в неделю. Позже он позировал отдельным артистам в их собственных студиях, зарабатывая больше денег и оставляя много свободного времени, чтобы заниматься своей собственной работой. К осени 1908 года он делил студию в Cité Falguière с Йозефом Брюммером, другом из Венгрии, который вместе со своими братьями открыл галерею Брюммера и изучал искусство. Через три недели после прибытия Чаки в Париж Браммер показал новичку скульптуру, над которой он работал: точную копию африканской скульптуры из Конго. Браммер сказал Чаки, что другой художник в Париже, испанец по имени Пабло Пикассо, писал в духе «негритянских» скульптур.
Джозеф Чаки, 1912, Танец (Femme à l'éventail, Femme à la cruche), оригинальный гипс, выставленный в Осеннем салоне 1912 года, Париж, n. 405 и Salon des Indépendants 1914 г., н. 813, фото из архива Чаки AC.110 Джозеф Чаки, глава (Tête d'homme), 1913 год, гипс утерян. Фотография опубликована в Montjoie! Март 1914 г., также Ришар, Рене, 1988 г.Вскоре после этого Чаки нашел студию в коллективе художников La Ruche на Монпарнасе. Здание было построено Гюставом Эйфелем, а скульптор Альфред Буше приспособил его под мастерские художников. Среди других художников- эмигрантов в La Ruche были Александр Архипенко (приехавший в Париж в том же году), Владимир Баранов-Россин и Соня Делоне (Терк). В первые годы 20-го века здесь жили другие художники, в том числе Гийом Аполлинер, Осип Задкин, Моис Кислинг, Марк Шагал, Макс Печштейн, Фернан Леже, Жак Липшиц, Макс Жакоб, Блез Сендрар, Хаим Сутин, Роберт Делоне., Амедео Модильяни, Константин Бранкузи и Диего Ривера привлекали в Париж со всей Европы и Мексики.
С его открытием работы Огюста Родена, заложившего основу для творчества, характеризуемого мастерством скульптурных техник, работа Чаки в резьбе по камню получила свое развитие.
Работы Чаки того времени уже отличает кубистское понимание объемных и пространственных отношений, интеграция арматуры и открытого пространства, а также ритмическое использование геометрии. Плоскости огранены в абстрактные архитектурные формы. Его скульптурная интерпретация кубистской живописи отмечена элементами, использованными в незападной скульптуре ( кикладское искусство, океаническое искусство, искусство древнего Египта ).
Вскоре Чаки и его новая парижская подруга Жанна вместе переехали в студию на улице Дидо, недалеко от Института Пастера и кладбища Монпарнас. Они женаты.
«Вспоминая свою жизнь сейчас, - позже напишет Чаки, - я поражен скоростью событий. За несколько месяцев до этого я был бедным и беспомощным парнем, который оказался в чужой стране совсем один, даже не говоря на этом языке. А потом, внезапно, с одной минуты на другую, я стал мужчиной с упорядоченной жизнью, своим собственным местом и женой, честной и хорошей работающей женщиной ». (Джозеф Чаки)
Эти отношения продлились недолго. Они расстались, но продолжали дружбу. Чаки снял небольшую студию на чердаке на улице Далу. В 1910 году Чаки выиграл художественную стипендию Ференца Йожефа в Сегеде, дав ему достаточно денег, чтобы учиться в l ' Académie de La Palette, частной школе в Париже, где преподавали художники Жан Метцингер, Андре Дюнуайе де Сегонзак и Анри Ле Фоконье. Он мог полностью посвятить себя искусству.
«Чаки, после Архипенко, был первым скульптором, присоединившимся к кубистам, с которыми он выставлялся с 1911 года. За ними последовал Дюшан-Вийон [...], а затем в 1914 году Липшиц, Лоренс и Задкин». (Мишель Сеуфор)
Вдохновение, которое привело Чаки к кубизму, было разнообразным, как и у художников Бато-Лавуар, с одной стороны, или группы Пюто, с другой. Хотя историки искусства расходятся во мнениях о влиянии африканского искусства на развитие кубизма, они в целом согласны с тем, что геометрический синтаксис Сезанна имел большое значение, а также подход Сера к живописи. Учитывая растущее недовольство классическими методами изображения и современные изменения - промышленную революцию, знакомство с искусством со всего мира - художники начали преобразовывать свое выражение.
Архипенко и Чаки - вместе с последующими скульпторами- кубистами - вдохновленные глубокими культурными изменениями и собственным опытом, внесли свой личный художественный язык.
Чаки так описал направление, в котором его искусство развивалось в решающие годы:
«Не было никаких сомнений в том, какой у меня путь. Правда, я был не один, а в компании нескольких художников, приехавших из Восточной Европы. Я присоединился к кубистам в Académie La Palette, которая стала святилищем нового направления в искусстве.. Со своей стороны я не хотел никому и ничему подражать. Вот почему я присоединился к движению кубистов ». (Джозеф Чаки)
Джозеф Чаки, фигуры Deux, 1920, рельеф, известняк, полихромия, 80 см, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды Джозеф Чаки, 1914, Тет (кубистский портрет), бронза, 38,5 см, собрание Кальмана МаклариВ начале своей творческой карьеры Чаки понял, что кубизм - великая освободительная сила. Это было средство переоценки природы скульптуры как четырехмерного континуума с пространством, массой, плоскостью и направлением, динамичным и изменяющимся во времени. Это означало для него отход от классицизма, от условностей его предшественников.
Чаки впервые встретил Пикассо в галерее Даниэля-Генри Канвейлера. Он уже встречался с Гийомом Аполлинером, но никогда не был так близок ни с одним из них, как с Архипенко, Анри Лораном, Жаком Вийоном, Раймоном Дюшаном-Вийоном и Жаном Метцингером. Они часто встречались в студии Анри Ле Фоконье на улице Нотр-Дам-де-Шам, недалеко от бульвара Монпарнас, а также у Монжуа! издательство Ricciotto Canudo, Café de la Rotonde и La Closerie des Lilas на Монпарнасе.
Чаки выставил свою сильно стилизованную скульптуру 1909 года, Тет де femme (Портрет Жанны), в Салоне национального общества изящных искусств 1910 года. В следующем году он выставил прото-кубистскую работу под названием « Мадемуазель Дуэль» (1910).
В 1911 году Чаки выставил свои кубистские скульптуры в Салоне независимых (21 апреля - 13 июня) с Архипенко, Дюшаном, Глезом, Лорансеном, Ла Френэ, Леже, Пикабиа и Метцингером. Эта выставка вызвала «невольный скандал», в результате которого кубизм, впервые доведенный до всеобщего сведения, возник и распространился по Парижу и за его пределами. Четыре месяца спустя Чаки выставлялся в Осеннем салоне (1 октября - 8 ноября) вместе с теми же художниками, помимо Модильяни, Лхоте, Дюшана-Вийона, Вийона и Франтишека Купки.
В следующем году Чаки показал с кубистов в 1912 Салоне Независимых (20 марта - 16 мая): с Архипенко, Gleizes, Ла Fresnaye, Лорансен, Le Фоконье, Леже, Лота, Цадкиным, Дюшана, Константин Бранкузи, Лембрук, Роберт Делоне, Хуан Гри, Пит Мондриан, Альфред Рет и Диего Ривера.
Осенний салон 1912 года, проходивший в Париже в Большом дворце с 1 октября по 8 ноября. Скульптура Чаки Groupe de femmes ( Groupe de trois femmes, Groupe de trois personnages) 1911–12 годов выставлена слева, напротив двух скульптур Амедео Модильяни. Другие работы представлены Жаном Метцингером, Франтишеком Купкой, Франсисом Пикабиа и Анри Ле Фоконье.Чаки участвовал в Осеннем салоне 1912 года (1 октября - 8 ноября) с кубистами: Дюшаном, Дюшаном-Вийоном, Глезом, Ла Френе, Ле Фоконье, Леже, Лхоте, Маркусси, Метцингером, Пикабиа, Вийоном и Купкой. На редкой фотографии Осеннего салона 1912 года изображена « Группа женщин» Чаки, ныне утраченная скульптура, выставленная перед « Аморфой: двухцветная фуга» Купки и рядом со скульптурами Амедео Модильяни. На той же фотографии можно увидеть обширную композицию Анри Ле Фоконье « Les Montagnards attaqués par des ours» («Альпинисты, атакованные медведями»), которые сейчас находятся в Музее школы дизайна Род-Айленда ; и монументальный «Источник» Фрэнсиса Пикабиа («Весна»), который сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Монжуа! Ricciotto Canudo, André Salmon, Head (Tête d'homme) воспроизведено Джозефом Чаки, 3-й выпуск, 18 марта 1914 г.Чаки выставлялся как член «Золотого отдела» в Galerie La Boétie (10–30 октября 1912 г.), вместе с Архипенко, Дюшаном-Вийоном, Ла Френэ, Глезом, Гризом, Лорансеном, Леже, Лхоте, Маркусси, Метцингером, Пикабиа, Купка., Вийон и Дюшан.
К этому времени участие Чаки в авангардной среде было завершено.
«Можно сказать, что до войны жизнь в Париже была похожа на летний день, а после объявления войны небо и жизнь были омрачены тяжелыми тяжелыми облаками» (Джозеф Чаки)
Чаки записался добровольцем во французскую армию и ожидал, что его вызовут. Прежде чем присоединиться к своей компании, он женился на Маргарите Фетри 19 августа 1914 года. Она забеременела и родила ребенка во время их отношений, и Чаки хотел стать его дочерью. законный отец до его отъезда на то, что стало известно как Первая мировая война.
Вернувшись в Париж после войны, Чаки начал серию работ, частично связанных с эстетикой машин; обтекаемый с геометрическим и механическим сходством. К этому времени художественный словарь Чаки расширился: он стал отчетливо зрелым, демонстрируя новое, утонченное скульптурное качество. Ничто в ранней современной скульптуре не сравнимо с революционными работами, созданными Чаки в годы, непосредственно последовавшие за Первой мировой войной. Это были нерепрезентативные отдельно стоящие объекты, то есть абстрактные трехмерные конструкции, сочетающие в себе органические и геометрические элементы.
Ученый Эдит Балас пишет о скульптуре Чаки после военных лет:
«Чаки больше, чем кто-либо другой, занимающийся скульптурой, принял близко к сердцу теоретические работы Пьера Реверди об искусстве и доктрине кубизма». Кубизм - в высшей степени пластическое искусство; но искусство созидания, а не воспроизведения и интерпретации ». Художник должен был взять не более чем« элементы »из внешнего мира и интуитивно прийти к« идее »объектов, состоящих из того, что для него является постоянным по стоимости. Объекты не подлежали анализу, как и те переживания, которые они вызывали. Они должны были быть воссозданы в уме и, таким образом, очищены. Каким-то необъяснимым чудом «чистые» формы разума, полностью автономный словарь (обычных геометрических) формы, вступили бы в контакт с внешним миром ". (Балас, 1998, с. 27).
Джозеф Чаки, ок. 1920, Тет (вид спереди и сбоку), известняк, 60 см, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды Джозеф Чаки, 1920, Тет ( Голова), мрамор, 28 см, фотография Леонсе Розенберга, Музей Креллер-Мюллер. Воспроизведено в Cahiers Individualistes de Philosophie et d'art, том 1, номер 6, декабрь 1920 г.Эти работы 1919 года (например, « Конусы и сферы», «Абстрактная скульптура») состоят из сопоставляемых последовательностей ритмических геометрических форм, в которых свет и тень, масса и пустота играют ключевую роль. Иногда они ссылаются на структуру человеческого тела или современных машин, но подобие функционирует только как «элементы» (Реверди) и лишено описательного повествования. Полихромные рельефы Чаки начала 1920-х годов демонстрируют сходство с пуризмом - крайней формой эстетики кубизма, развивающейся в то время, - в их строгой экономии архитектурных символов и использовании кристаллических геометрических структур.
С таким бурным всплеском активности Чаки взял на себя Леонс Розенберг, владелец Galerie de l'Effort Moderne, 19, rue de la Baume, Париж. К 1920 году Розенберг был спонсором, дилером и издателем Пита Мондриана, Леже, Липшица и Чаки. Он только что опубликовал «Неопластизм» - сборник произведений Мондриана - и « Классическое-барочное-современное» Тео ван Дусбурга. Csaky's показал серию работ в галерее Розенберга в декабре 1920 года.
В течение следующих трех лет Розенберг купил всю художественную продукцию Чаки. В 1921 году Розенберг организовал выставку под названием Les maîtres du Cubisme, групповую выставку, на которой были представлены работы Чаки, Альберта Глейза, Метцингера, Мондриана, Гриса, Леже, Пикассо, Лоренса, Жоржа Брака, Огюста Эрбена, Джино Северини, Жоржа Вальмье, Амеде Озенфан. и Леопольд Сюрваж.
Работы Чаки начала 1920-х годов отражают коллективный дух того времени,
«пуританское отрицание чувственности, сократившее словарный запас кубизма до прямоугольников, вертикалей и горизонтали», - пишет Балас, - «спартанского союза дисциплины и силы», которого Чаки придерживался в своих « Башенных фигурах». «По своему эстетическому порядку, ясности, классической точности, эмоциональной нейтральности и удаленности от видимой реальности они должны рассматриваться стилистически и исторически как принадлежащие движению Де Стидж». (Балас, 1998)
Джозеф Чаки стал натурализованным гражданином Франции в 1922 году. Он начал работать с Марселем Коардом, дилером и владельцем галереи, который с 1924 года покупал скульптуры Чаки, чтобы отливать их из бронзы. Они создали мебель в стиле ар-деко, в которой были интегрированы скульптурные элементы из мрамора, дерева и стекла.
Особняк Жака Дусе, 33 rue Saint-James, Нейи-сюр-Сен, 1929. Жозеф Чаки спроектировал лестницу Дусе, Анри Лоран - фонтан, Жак Липшиц - каминную полку и Луи Маркуси - кубистский ковер. Скульптор Густав Миклош и другие участвовали в оформлении студии.В 1927 году Чаки сотрудничал с другими художниками, включая Миклоша, Жака Липшица и Маркусси, в оформлении Studio House на улице Сен-Джеймс, Нейи, принадлежащего французскому модельеру Жаку Дусе. Дусе также коллекционировал картины постимпрессионистов и кубистов; он купил Les Demoiselles d'Avignon прямо в студии Пикассо. Чаки спроектировал лестницу в Studio House.
С 1928 года, когда его коллеги-пионеры стремились к большей абстракции, Чаки отошел как от граненого кубизма своей ранней парижской эпохи, так и от очень абстрактного или непредставительного замысла своих послевоенных серий. Обратившись к фигуративному искусству, он больше не видел потенциала абстракции.
Вальдемар Джордж, польско-французский искусствовед, в 1930 году писал об отходе Чаки от абстракции: «Куб, многогранник с прямыми углами и острыми краями, заменяются овоидами и сферами». Обращение к более репрезентативной фигуре - в сильно стилизованной, криволинейной и описательной форме - позволило Чаки контактировать с реальностью, реальностью, которая шла глубже, чем поверхностные видимости. Всю оставшуюся жизнь его интересовало, прежде всего, женское тело в молодости, тема, выражавшая оптимизм, счастье и благополучие. Он был очарован красотой и выразительностью самой человеческой формы. Он исследовал предмет, чтобы выразить свои идеи и связанные с ними коннотации. Его монументальные фигуры (хотя и не всегда огромные) обладают вневременной «амарантовой красотой, фундаментальной сущностью, имеющей отношение только к ним самим».
Csaky продолжал выставляться с 1930-х годов; он был показан на международном уровне, с выставками во Франции, Германии, Нидерландах, Брюсселе, Венгрии и Люксембурге. В 1935 году он путешествовал по Греции, и этот опыт сформировал его художественное исследование обнаженной натуры на всю оставшуюся жизнь. У него там была выставка в 1965 году.
Джозеф Чаки умер в Париже 1 мая 1971 года.
Джозеф Чаки внес значительный вклад в развитие современной скульптуры как пионер в применении кубизма к скульптуре, так и как ведущая фигура в нерепрезентативном искусстве 1920-х годов.
После борьбы с французским подпольным движением против нацистов во время Второй мировой войны Чаки столкнулся со многими трудностями: проблемами со здоровьем, семейными проблемами и отсутствием рабочих комиссий. В отличие от многих его друзей, чьи имена стали широко известны, Чаки ценило меньшее количество людей (но среди них были, в частности, коллекционеры искусства, историки искусства и кураторы музеев).
«Сегодня, однако, - пишет Эдит Балас, - в атмосфере постмодернизма те аспекты его искусства, которые сделали Чаки неприемлемым для более продвинутых модернистов, легко принимаются как действительные и интересные. Пришло время предоставить Чаки его законное место в мире. ряды авангарда, основанные на анализе его художественных новшеств и достижений ».
30 октября 2017 года скульптура Чаки из горного хрусталя и обсидиана под названием Tête ( Голова) была куплена на аукционе Sotheby's Paris за 1077 004 доллара (925 500 евро), что стало мировым рекордом для художника. Работа 1923 года, ранее входившая в коллекцию модельера Жака Дусе, не появилась на рынке, так как она была заказана художником Дусе.
Джозеф Чаки, 1920, двойные фигуры, рельеф, песчаник, полихромия, 80 см, Музей Креллер-Мюллер
Джозеф Чаки, 1920, лицо ( фигура), известняк, 70 см
Жозеф Чаки, 1920, Tête ( Tête cubiste), камень, 30 см
Джозеф Чаки, 1920 Фигура ( Женщина), камень, ок. 80 см, Музей изящных искусств Ренна
Джозеф Чаки, 1921, фигура ( Tête), камень, полихромия, 36 см
Джозеф Чаки, 1921 г., Фигура, мрамор (белый, серый, желтый), 64 см.
Джозеф Чаки, 1921, Фигура, камень, полихромия, 65 x 20 x 6 см
Жозеф Чаки, 1921, Тет ( Tête de jeune fille, Tête d'enfant), мрамор (белый), 21,5 см, Национальный музей современного искусства, Париж
Жозеф Чаки, 1921, Тет ( Tête de jeune fille, Tête d'enfant), мрамор (белый), 21,5 см, (профиль), Национальный музей современного искусства, Париж
Йозеф Чаки, 1922 год, Femme accroupie, бронза, 50 см, каменное основание, Музей Креллер-Мюллер
Джозеф Чаки, 1922 г., абстракция, камень, полихромия, 80 см
Джозеф Чаки, 1922, Тет ( Голова), мрамор (белые, серые прожилки), 55 см.
В хронологическом порядке: