Джозеф Колон Тработто

редактировать
Не путать с Джо Колоном.

Джозеф Колон бен Соломон Тработто, также известный как Махарик, (ок. 1420 г. в Шамбери - Павия в 1480 г.) был раввином 15 века, который считается выдающимся итальянским иудейским ученым и талмудистом своей эпохи.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Ранние годы
  • 2 Путешествия и растущая известность как ученый
  • 3 респона
  • 4 Спор с Capsali
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Ранние годы

Колон (чье имя связано с французским словом colombe, или «голубь») был потомком семьи Тработто, которая ведет свою родословную от Раши и была известна большим количеством ученых. После окончательного изгнания евреев из Французского королевства в 1394 году его семья эмигрировала сначала во Франш-Конте, а затем поселилась в городе Шамбери, столице герцогства Савойского, где проживало значительное количество ученых-раввинов. Среди них были Йоханан Тревес, последний главный раввин Франции, и Йешая Аструк бен Абба Мари.

Точный год и место рождения Колона не могут быть определены, но, по оценкам, это произошло в начале 1420-х годов в Шамбери, городе, еврейское население которого в подавляющем большинстве состояло из лиц французского, а не немецкого происхождения. Именно в этой атмосфере молодой Колон получил талмудическое образование, в значительной степени пропитанное стилем, традициями и талмудической методологией средневекового французского еврейства. В основном он учился под опекой своего отца, Соломона Тработто, известного талмудиста и каббалиста, хотя он называл других своими учителями и вспоминал участие в научных дискуссиях с другими местными учеными. Колон покинул Шамбери в начале 1450-х годов и поселился в итальянском Пьемонте, который стал частью герцогства Савойского. Этот шаг стал результатом сочетания новых возможностей по ту сторону Альп в сочетании с растущим антииудаизмом в Заальпийской Савойе. Однако это не было, как утверждает Гретц, следствием изгнания евреев из Савойи, которое произошло только в 1471 году. Какое-то время он вел странствующий образ жизни и был вынужден зарабатывать на жизнь обучением детей.

Путешествия и растущая слава ученого

Около 1469 г. Колон исполнял обязанности раввина в Пьове-ди-Сакко на венецианской территории и продолжил свой путь в Местре, недалеко от Венеции. Впоследствии он был раввином в Болонье и Мантуе и, согласно сообщению в « Шалшелет ха-Каббала» Гедалии ибн Яхьи, был втянут в ссору с раввином Иудой Мессером Леоном, оба были изгнаны властями. После этого он переехал в Павию. В то же время решения Колона как по гражданским, так и по религиозным вопросам искали отовсюду - из немецких городов, таких как Ульм и Нюрнберг, а также из Константинополя. Он написал комментарий к Пятикнижию, а также новеллу к Талмуду и юридическому кодексу Моисея Куси, Сефер-мицвот Гадол. Однако его главным наследием были респонсы. Они были собраны после его смерти его зятем раввином Гершоном Тревесом и одним из его учеников, Хийя Мейр бен Давид, и были опубликованы в Венеции в 1519 году Даниэлем Бомбергом. Впоследствии они многократно переиздавались. В 1984 году Э.Д. Пайнс опубликовал пятьдесят новых ответов по рукописи. Многие его респонсы остаются неопубликованными.

Responsa

Колон респонсы среди классических постановок в этой области раввинской литературы и осуществлял огромное влияние на последующее развитие еврейского закона, или Галахи. Его решения оказали огромное влияние на все последующее правовое развитие. Его влияние особенно заметно в ашкеназской орбите, что отражено в глоссах Моисея Иссерлеса на Шулхан Арух. Респонсы Колона были центральной опорой более поздней итальянской галахи, и вряд ли найдется итальянский раввин 16, 17 и 18 веков, который бы не цитировал его. Эти респонсы отличаются его энциклопедическими знаниями и методическим анализом источников. Он пытается определить основные принципы, лежащие в основе его источников, и разъяснить концептуальные рамки, в которых он выносит свои решения. Его юридический метод также похож на метод анализа, известный как пилпул. Установленный обычай (или минхаг ) играл уникальное место в его мышлении, и он определял его авторитет. В этом контексте он служил защитником уникальной французской школы ашкеназского права и знаний. Мишне Тора из Маймониды занимает первенствующее место в его произведениях. Его обширные комментарии по этому поводу, разбросанные по его респонсу и конспектам лекций, помогли составить повестку дня для более поздних ученых. Респонсы Colon отмечены огромным почтением к авторитетам прошлого. Не решаясь сделать выбор между ними, он прибегал к методам юридического определения, которые устраняли или сводили к минимуму эту необходимость (например, Галаха к'Батраи).

Уверенность в себе Колон замечательна. Он очень уважал право и справедливость. Твердо, хотя и с уважением, он упрекнул раввина Исраэля Бруна, выдающегося немецкого талмудиста своего времени, в том, что тот преступил границы своего авторитета. Ответ № 4, адресованный общине Регенсбурга, очень важен. Некоторое количество евреев этой общины были ложно обвинены и необходимо было собрать определенную сумму денег для их выкупа, окрестные места и соседние общины отказались вносить взносы, по крайней мере, поскольку речь шла об уплате фиксированного налога вместо внесение добровольных взносов. Колон решил, что рассматриваемые общины не могут отказать в выплате своей доли, поскольку против них может быть выдвинуто такое же ложное обвинение, и если обвиняемые по этому делу будут признаны невиновными и выкуплены, они будут защищены от опасности.

Спор с Capsali

Было естественно, что человек с печатью Колона иногда заходил слишком далеко в своем рвении к истине и справедливости; и это произошло во время его спора с Капсали, Хахам-баши (главным раввином) Турции. Получив ложное сообщение от эмиссара («мешуллах») от имени народа Иерусалима, Капсали был очень слабым в решениях о разводе и что он заявил, что невеста человека, обращенного в христианство, должна рассматриваться как холост, и что он объявил помолвку недействительной, поскольку она не была заключена в соответствии с законами общины, Колон, чтобы установить неприкосновенность и неприкосновенность брака, не под силу ни одному раввину, написал три письма (Responsa №№ 83, 84, 85) президенту и лидерам общины Константинополя. Респонса пригрозил запретить Капсали, если он не вспомнит своих решений и не совершит публичное покаяние; и в то же время дать понять, что ни в каком случае Капсали больше никогда не будет разрешено занимать должность раввина (Ответ № 83).

Этот указ итальянского раввина, объявленный против турецкого коллеги, был беспрецедентным нападением на права общины и вызвал справедливое негодование еврейского общественного строя в Константинополе - тем более, что он оказался основанным на беспочвенной и вульгарной клевете. Капсали, сознавая, что его оклеветали, не стеснялся отвечать на письма Колона; Между двумя мужчинами возникла ожесточенная дискуссия, в которой приняли участие ведущие раввины Германии, Италии и Востока. Для Колона характерно то, что как только он убедился в том, что стал жертвой интриги и таким образом поступил несправедливо по отношению к Хахам баши, он, не колеблясь, исправился. На смертном одре он приказал своему сыну Пересу отправиться в Константинополь и попросить от имени отца прощения у Капсали.

Тработто умер в Павии в возрасте около шестидесяти лет. Большинство источников согласны с указанием года его смерти, хотя в одной из них указан 1484 год, на четыре года позже общепринятого.

использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-04 05:24:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте