Иосель из Росхейма

редактировать

Josel из Rosheim ( в качестве альтернативы: Joselin, Joselmann, Yoselmann, немецкий : Josel фон Rosheim, иврит : יוסף בן גרשון מרוסהים Иосиф бен Гершон ми-Rosheim, или Иосиф бен Гершон Loanz. С 1480 г. - март 1554) был большим сторонником (« штадлан ») немецких и польских евреев во время правления императора Священной Римской империи Максимилиана I и Карла V.. Максимилиан I назначил его губернатором всех евреев Германии, положение, которое было подтверждено после его смерти его внуком Карлом V.

Его авторитет среди евреев и защищенный статус, который он приобрел для себя и для евреев в Священной Римской империи, частично основывались на его навыках адвоката, а частично - на роли евреев в финансировании расходов императора. Хосель из Росхайма остается важной фигурой в истории евреев Эльзаса.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Семейное прошлое
  • 2 Ранняя жизнь
  • 3 Защитник немецких евреев
  • 4 В Богемии
  • 5 Опровержение обвинений Лютера
  • 6 Смерть
  • 7 Литературная деятельность
  • 8 Изображение в художественных произведениях
  • 9 ссылки
    • 9.1 Ссылки и дополнительная литература

История семьи

Его семья, вероятно, произошла от французских лоханцев. Одним из его предков был Якоб бен Иехиэль Лоанс, личный врач императора Фридриха III, получивший награду за свои медицинские достижения, а также учитель иврита известного гуманиста, юриста и философа Иоганна Рейхлина.

Несмотря на благосклонность, оказанную этому предку, его семейная история также показывает шаткое положение евреев в ту эпоху. В 1470 году, три из братьев отца, в том числе раввина Элиас, были привлечены к ответственности в Эндинген, предстал перед императором по обвинению в том, что восемь лет назад они выполнили ритуальное убийство на Суккот.

В том же 1470 году отец Хозеля, Гершон, поселился в Оберенхайме ( Оберне ). В 1476 году вместе со всей еврейской общиной этого города семья бежала (преследуемая швейцарскими наемниками) в Хагенау, где родился Хосель, возможно, уже в том же году.

Ранние годы

О детстве и юности Хосела ничего не известно. В молодости он был раввином при дворе нижнеэльзасских евреев и зарабатывал себе на жизнь торговлей и ростовщиком. Эти три занятия останутся постоянными в его жизни.

Еще будучи молодым, он работал на благо своих единоверцев и, как сообщается, сыграл важную роль в пресечении враждебных планов Иоганнеса Пфефферкорна, обращенного еврея, который превратился в яростного антисемита. В 1507 году, во время изгнания евреев из Кольмара, аналогичная попытка была предпринята в Оберенхайме. Йозель успешно обратился к имперским чиновникам, и евреям Оберенхайма было разрешено остаться.

Вскоре после этого, отстаивая право евреев участвовать в рынке в Кольмаре, он сослался на римскую юридическую концепцию « civibus Romanis » (римское гражданство ), чтобы утверждать, что евреи, как и христиане, должны иметь свободный доступ ко всем рынкам в область.

В 1510 году еврейские общины Нижнего Эльзаса сделали его своим parnas u-manhig (присяжным проводником и лидером), титул, который он первоначально разделил с раввином Садоком Парнасом. Таким образом, он должен был «держать глаза открытыми, особенно заботясь об общине», и обладал правом издавать постановления для евреев своего района и помещать под запрет ( черем, эквивалент отлучения ) непокорных членов. С другой стороны, он должен был защищать отдельных людей и общины от угнетения и, в случае необходимости, обращаться к правительству и императору. Первые годы своей общественной деятельности Йозель жил в городке Миттельбергхайм. В 1514 году он вместе с другими евреями этого места был обвинен в осквернении освященного воинства и был заключен в тюрьму на несколько месяцев, пока его невиновность не была установлена. Вскоре после этого Джозель переехал в Росхайм, Эльзас, где оставался до своей смерти.

В 1515–1516 годах он помог своим угнетенным братьям в Оберенхайме, лично доставив их жалобы императору Максимилиану I и получив для них особую императорскую охранную грамоту.

Защитник немецких евреев

Становясь все более известным, даже за пределами Эльзаса, как защитник еврейских общин в религиозных и юридических вопросах, Йозель постепенно приобрел статус защитника и даже лидера ( «Befehlshaber») всех евреев в Германской империи. Его статус не был абсолютным: однажды он был оштрафован за то, что назвал себя «Regierer der gemeinen Jüdischkeit», «правителем еврейства».

Вскоре после того, как Карл V взошел на престол в Аахене в 1520 году, Йозель получил от него хартию или письмо о защите для всего немецкого еврейства, подтвержденное десятью годами позже в Инсбрукском эдикте от 18 мая 1530 года. Несколько раз он успешно ходатайствовал о нем. Король Фердинанд, брат императора, выступает за евреев Богемии и Моравии.

Во время немецкой крестьянской войны в 1525 году крестьяне Эльзаса решили штурмовать город Росхайм. Когда крестьяне выстроились у городских ворот, протестантские реформаторы Вольфганг Капито и Мартин Бусер (или Буцер ) не смогли отговорить их от своих планов, но после долгих дискуссий Джозель убедил их покинуть город и его евреев в мире. Это резко контрастировало с Сундгау, где крестьяне выгнали всех евреев из города.

В 1530 году в присутствии императора и его двора в Аугсбурге Йозель провел публичный диспут с крещеным евреем Антонием Маргаритой, опубликовавшим брошюру Der gantze Jüdisch Glaub ( Всееврейское верование ), полную клеветнических обвинений против иудаизма. Спор закончился решительной победой Джозеля, который добился изгнания Маргариты из королевства. (Несмотря на это юридическое решение, эта работа будет неоднократно переиздаваться и цитироваться антисемитами в ближайшие столетия.)

В этом же рейхстага, Josel защищал евреев от странного обвинения, что они были причиной отступничества из лютеран. Самым важным действием Йозеля в рейхстаге Аугсбурга было установление правил ведения деловых операций евреев. Им было запрещено взыскивать слишком высокую скорость интерес, вызвать нерадивого должника перед иностранным судом справедливости и т.д. Josel объявил эти статьи немецких евреев, как «губернатор еврейской общины в Германии», с помощью takkanot, модификация еврейского закона.

В Богемии

В то время как Йозель все еще занимался аугсбургскими статьями, ему пришлось поспешить ко двору Карла V Брабантского и Фландрии, чтобы защитить там оклеветанных немецких евреев (1531 г.). В этой для него самой негостеприимной стране - поскольку евреев тогда там не жили - он провел три месяца, занимаясь, когда официально не был занят, изучением иврита. Хотя его жизнь когда-то была в опасности, ему удалось достичь цели своего путешествия. На рейхстаге в Регенсбурге (1532), он тщетно пытался отговорить обращенный Соломон Молко~d от проведения его фантастического плана вооружить немецкие еврей и предложить их в качестве помощи императору в его войнах с турками. Молко не последовал совету Джозела и вскоре был сожжен как еретик. В 1534 году Йозель отправился в Богемию, чтобы заключить мир между пражскими евреями и евреями небольшого богемского городка Горовице ( Горовиц). Он преуспел в своей миссии, но евреи Горовица составили заговор против его жизни, и ему пришлось искать убежища в Пражском замке.

В 1535 году Йозель отправился в Бранденбург-Ансбах, чтобы заступиться у маркграфа Георга в пользу евреев Егерндорфа, которые были ложно обвинены и брошены в тюрьму; и он получил их свободу. Два года спустя Хосель пытался помочь саксонским евреям, которым пригрозил изгнанием Иоанн Фридрих I, курфюрст Саксонии. Он отправился в Саксонию с высокими рекомендательными письмами этому принцу от магистрата Страсбурга и Мартину Лютеру от эльзасского реформатора Капитона. Но Лютер озлобился на евреев из-за их верности своему вероучению и отказывался от всякого ходатайства, так что Иосель не получил даже аудиенции у избирателя. Но на встрече во Франкфурте (1539 г.) он нашел повод поговорить с принцем, внимание которого он привлек, опровергнув в публичном споре с реформатором Буцером некоторые злобные утверждения о евреях. В том же рейхстаге Филипп Меланхтон доказал невиновность тридцати восьми евреев, сожженных в Берлине в 1510 году, и это помогло Курфюрсту Иоахиму Бранденбургскому удовлетворить просьбу Йозеля. Затем курфюрст Саксонии также отменил свой приказ о высылке.

Джозель написал в своих мемуарах, что их положение возникло «из-за того священника по имени Мартин Лютер - пусть его тело и душа будут связаны в аду !! - который написал и выпустил множество еретических книг, в которых он сказал, что тот, кто поможет евреям был обречен на погибель ». Майкл пишет, что Джозель попросил город Страсбург запретить продажу антиеврейских работ Лютера; Сначала они отказались, но уступили, когда лютеранский пастор из Хохфельдена в своей проповеди заявил, что его прихожане должны убивать евреев.

Опровержение обвинений Лютера

В том же году Джозель услышал, что евреи Гессе подверглись многочисленным гонениям из-за брошюры Буцера. Поэтому он написал защиту иудаизма на иврите, которую нужно читать в синагоге каждую субботу для утешения своих единоверцев. Магистрат Страсбурга выразил уверенность в том, что нападения на христианство содержались в защите, Джозель сделал дословный перевод и отправил ему. Вскоре Хоселю пришлось защищать евреев от нападок самого Лютера, который в 1543 году опубликовал очень злобный памфлет под названием Von den Juden und Ihren Lügen ( О евреях и их лжи ), который привел к суровому обращению с евреями в различных сферах. Протестантские районы. Джозель опроверг утверждения Лютера в обширной петиции к магистрату Страсбурга, и последний по этой причине запретил выпуск нового издания книги Лютера. В 1541 году Йозель явился «вождем евреев на немецких землях» в Рейхстаге Регенсбурга и сумел предотвратить опасный указ, запрещавший евреям совершать какие-либо денежные операции. Он преуспел в рейхстаге в Шпейере в 1544 году в получении нового письма защиты для немецких евреев от императора, в котором они были явно разрешено взимать более высокую процентную ставку, чем христиан, на том основании, что они должны были платить больше более высокие налоги, чем у последних, хотя им были запрещены все ремесла и обработка земли. В то же время Жозель заплатил императору от имени немецких евреев взнос в размере 3000 флоринов на покрытие расходов на войну с Францией (французы в это время заключили союз с турками). В защитном письме Шпейера, упомянутом выше, император не одобрял обвинение в ритуальном убийстве и постановил, что ни один еврей не должен быть заключен в тюрьму или осужден за это преступление без достаточных доказательств. Йозель очень хотел получить этот приказ, потому что в 1543 году в Вюрцбурге пять евреев, обвиненных в ритуальном убийстве, были заключены в тюрьму и подвергнуты пыткам. После личного заступничества в пользу этих заключенных, Хосель наконец добился их помилования от императора.

В июле 1543 года раввин Хосель написал письмо в городской совет Страсбурга, в котором предлагал защиту от нападок Мартина Лютера на Талмуд. В письме содержалась просьба, чтобы Совет помог Хоселю защищать интересы евреев в Саксонии и Гессене и прекратил печатать антисемитские трактаты Лютера. Совет отказался защищать интересы евреев, но они согласились прекратить печатать сочинения Лютера в Страсбурге. Френкель-Гольдшмидт, Хава (2006). Исторические сочинения Иосифа из Росхайма, лидера еврейства в Германии раннего Нового времени. Бостон: Брилл. п. 400. ISBN   978-90-04-15349-3. lt;/refgt; lt;/refgt;

В 1546 году Йозель был призван вмешаться в дела всех немецких евреев, которые сильно пострадали во время Смалкальдийской войны. Через Гранвеллу, влиятельного советника императора, Хосель получил императорский приказ для армии и мандат христианскому населению в пользу евреев, чтобы они не подвергались притеснениям в ходе войны. В доказательство своей благодарности Иосель заставил евреев снабжать имперскую армию провизией, где бы она ни проходила. В знак признания великих заслуг, оказанных Йозелем императору в этом случае и ранее, Карл V возобновил в Аугсбурге в 1548 году охранную грамоту для Йозеля и его семьи, которая, таким образом, получила право свободного проезда по всей Германской империи и свободного проживания. везде, где евреям разрешалось жить. Таким образом, жизнь Хоселя, а также все его имущество находились под защитой особого императорского указа. Даже в последние годы своей жизни Хозель смог принести пользу Карлу V. В 1552 году он послал императору в Инсбруке специальным посланником предупреждение о том, что курфюрст Саксонии Мориц намеревается вторгнуться в Тироль, и таким образом император получил возможность в последний момент, чтобы совершить побег.

Смерть

Джозель работал на благо своего народа до последнего, внезапно скончавшись в марте 1554 года. Считается, что он умер в Росхайме, хотя письменных свидетельств о его смерти нет, и надгробие не сохранилось. Ни один преемник не смог добиться столь благоприятного статуса для евреев Священной Римской империи.

Одним из его потомков был Илия Займы.

Биография его жизни под названием «Раввин Йозельман из Росхайма» была написана раввином Маркусом Леманом. Это произведение дважды переводилось на английский язык, второй раз в сокращенном виде.

Литературная деятельность

В своей активной жизни Джозель всегда находил время для изучения религиозной литературы, и помимо своих апологетических брошюр он написал несколько религиозных и этических работ, которые частично сохранились до наших дней. Его самые важные книги:

  • Дерек ха-Кодеш, написанный в 1531 году в Брабанте, содержащий правила благочестивой жизни, особенно в тех случаях, когда еврей должен принять мученическую смерть. Два фрагмента этой работы, в противном случае теряются, сохраняются в книге Йосиф Ometz, по Joseph Hahn, Франкфурт -на- Майне, 1723.
  • Сефер ха-Микна, законченная в 1546 году, первая часть которой содержит слова предостережения против предателей посреди Израиля, а вторая часть является каббалистической. Рукопись в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд ( Neubauer, « Каталог Еврейском ПСС. В Бодлеанской библиотеке » № 2240), содержит большую часть этой работы.

Мемуары Жозеля (напечатанные в оригинале на иврите с французским переводом в Revue des Études Juives, XVI, 84) содержат отчеты (неполные) о некоторых важных событиях в его жизни до 1547 года, особенно некоторые из них, связанные с его общественной деятельностью. Кажется, они были записаны вскоре после этого года.

Изображение в художественных произведениях

Джозель был главным героем идишской оперетты 1892 года « Мелиц Йошер: раввин Йосельман» или «Эльзасский указ » Авраама Гольдфадена.

использованная литература

Ссылки и дополнительная литература

Последняя правка сделана 2023-04-13 02:23:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте