Йозеф Франтишек

редактировать

Йозеф Франтишек
Йозеф Франтишек.png
Родился ( 1914-10-07)7 октября 1914 г. Отаславице, Австро-Венгрия (ныне Чехия )
Умер 8 октября 1940 г. (1940-10-08)(26 лет) Юэлл, Англия
Похороненный Нортвуд, Англия
Верность Чехословакия Польша Франция Великобритания
Сервис / филиал Чехословацкие ВВС ВВС Польши Armée de l'Air Королевские ВВС
Годы службы 1934–1940
Классифицировать Сержант
Сервисный номер 793451
Ед. изм № 303 Польская истребительная эскадрилья
Битвы / войны Вторая мировая война
Награды Отличаясь Летучей медаль amp; Bar Круа - де - гер Silver Крест Виртути Милитари Крест Доблести (3)

Франтишек, DFM amp; Bar (7 октября 1914 - 8 октября 1940) был чехословацкий истребитель пилот и второй мировой войны истребитель туз, который летал на воздушных сил Чехословакии, Польши, Франции, и Великобритании. Он был самым результативным асом из небританских союзников в Битве за Британию, одержав 17 подтвержденных побед и одну вероятную, причем все они были одержаны за четыре недели в сентябре 1940 года.

Франтишек был блестящим пилотом и бойцом, но часто нарушал дисциплину военно-воздушных сил сначала в Чехословакии, во Франции и Великобритании. Королевские ВВС сочли лучшим позволить ему патрулировать в одиночку, и в этой роли он очень преуспел. Он погиб в результате авиакатастрофы в октябре 1940 года в последнюю неделю битвы за Британию.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Жизнь в Чехословакии
  • 2 Польские ВВС
  • 3 ВВС Франции
  • 4 королевские воздушные силы
  • 5 Наследие
  • 6 Почести и награды
  • 7 В популярной культуре
  • 8 использованная литература
    • 8.1 Примечания
    • 8,2 Библиография
  • 9 внешние ссылки

Жизнь в Чехословакии

Йозеф Франтишек родился в 1914 году в Дольни Отаславице в Моравии, в семье плотника. После окончания школы он поступил в ученики к слесарю, но в 1934 году поступил на службу в ВВС Чехословакии. Он прошел обучение в авиационной школе в Простеёве. В 1935 г. - ефрейтор 1-го авиационного полка. В 1936 году он закончил обучение и был отправлен во 2-й авиационный полк в Оломоуце в Моравии, где летал на разведывательных бипланах Aero A.11 и Letov Š-328. К 1937 году он был сержантом.

Франтишек попал в беду из-за драки, опоздания в свою часть и других нарушений дисциплины. Его могли бы с позором уволить, но он показал исключительную перспективу в качестве пилота, поэтому его отправили в 4-й авиаполк для обучения на летчика-истребителя. В июне 1938 года он стал летчиком с 40 - го истребительного полета в Праге-Кбелы летающей Avia B-534 и Бк-534 биплана бойцов. Здесь он развивал свои летные и боевые навыки.

30 сентября 1938 года Франция и Великобритания разрешили Германии аннексировать Судеты, а 15 марта 1939 года Германия оккупировала оставшуюся часть Богемии и Моравии. Он установил протекторат Богемии и Моравии с марионеточным правительством, которому он приказал распустить свои вооруженные силы.

Польские ВВС

Многие чехословацкие летчики бежали в Польшу. Франтишек был одним из четырех человек, которые были переправлены через границу поездом в Шумбарке 13 июня. Группа отправилась в чехословацкое консульство в Кракове и была размещена в чехословацком транзитном лагере в Броновице-Мале, который был преобразован из заброшенного лагеря австро-венгерской армии.

В июле 1939 года группа чехословацких летчиков, в том числе Франтишек и еще один будущий ас Королевских ВВС, Карел Куттельвашер, отправились в порт Гдыни, чтобы отплыть во Францию. 29 июля они собирались сесть на шведский грузовой пароход « Кастельхольм», когда группа польских чиновников попыталась убедить их остаться. Многие чехословаки, в том числе Куттельвашер, отклонили предложение Польши. Но Франтишек был в группе друзей, которые бросили монетку, чтобы решить. Он приземлился «хвостами», поэтому они остались и присоединились к польским ВВС.

Польский самолет RWD 8

Франтишек и его группа прошли переподготовку на польские самолеты на авиабазе Демблин в Малопольском воеводстве. Франтишек был назначен инструктором на устаревших самолетах Potez 25, Breguet 19, PWS-26, RWD 8, RWD-14 Czapla и Lublin R-XIII.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу, а утром 2 сентября авианалёт Люфтваффе уничтожил авиабазу Демблин. Подразделение Франтишека эвакуировало свои уцелевшие самолеты в Гору Пулавска, дальше на юго-восток. Во время одного патрулирования из Горы Пулавска товарищ из Чехословакии, Зденек Шкаварда, летел на Breguet 19, когда у него закончилось топливо, он совершил вынужденную посадку возле немецких рубежей и оказался в опасности захвата. Франтишек приземлился поблизости и спас его.

Польша наградила Франтишек орденами, в том числе 5-й степени Virtuti Militari.

Подразделение Франтишека снова отступило, на аэродром Сосновице-Вельке около Парчево. С 7 сентября он выполнял разведывательные задания на невооруженных двухместных учебно-тренировочных самолетах RWD 8 и PWS-25 с наблюдателем. 19–20 сентября он атаковал вражеские колонны у Камионки-Струмиловой, забрасывая немецкие войска внизу ручными гранатами. 20 сентября его самолет был поврежден вражеским огнем с земли, поэтому он совершил вынужденную посадку в районе Злочева. Два других пилота, один из которых был чехословацким, приземлились и спасли Франтишека и его польского наблюдателя.

За службу в Польше Франтишек был награжден 5-й степенью Virtuti Militari и четыре раза награжден Крестом Доблести.

22 сентября подразделению Франтишека было приказано отойти с оставшимися самолетами в Румынию. Отряд вылетел сначала в Испас на Буковине, а затем через различные аэродромы в Пиперу близ Бухареста, где был интернирован румынскими властями. Но многие интернированные военнослужащие ВВС Польши сбежали. Они включали группу из четырех авиаторов чехословацких по прозвищу «Чешский Cloverleaf »: Josef Balejka, Франтишек, Вилем Kosar (который был одним из пилотов, которые приземлились в спасательных Франтишек после вынужденной посадки в Польше) и Матей Pavlovič. Все четверо отправились в Констанцу, откуда румынский грузовой пароход « Дакия» доставил их в Бейрут во французском Ливане.

ВВС Франции

ВВС Франции также формирования единиц Free чехословацких. Кошарж был натурализованным польским гражданином, но Балейка, Франтишек и Павлович отправились к чехословацкому военно-воздушному атташе с просьбой о переводе. Атташе обвинил их в дезертирстве из Иностранного легиона, поэтому Франтишек обвинил ВВС Чехословакии в том, что они не смогли эвакуировать свои самолеты в Польшу, когда Германия вторглась в марте 1939 года, после чего атташе вызвал французскую полицию. Полиция установила, что у троих польские военные документы, удостоверяющие личность, в порядке, и отказалась их арестовать. Балейка, Франтишек и Павлович остались со своими частями Свободной Польши.

Франтишка отправили на польскую авиабазу в Клермон-Ферран, где он работал механиком. Он пытался научиться управлять как можно большим количеством французских самолетов. Он также несколько раз попадал в неприятности из-за того, что отсутствовал без разрешения. Нет официальных французских записей, подтверждающих, что он выполнял боевые вылеты во время битвы за Францию, хотя некоторые более старые источники приписывают ему 11 побед: девять в воздухе и две на земле. В его родном городе Отаславице есть музей его памяти, а его коллекция медалей включает Круа де Герр. Известно, что его записи во французских ВВС были уничтожены, поэтому нет официального подтверждения того, был ли он награжден крестом и почему.

королевские воздушные силы

Hawker Hurricane Mk I на базе RAF Northolt, где Франтишек служил в польской № 303 эскадрилье

После капитуляции Франции Франтишек бежал в Великобританию и после тренировки 2 августа был направлен в польскую 303-ю эскадрилью, базирующуюся на базе ВВС Нортхолт, на истребителях Hawker Hurricane. Франтишек привык к устаревшим самолетам с фиксированными шасси, а 8 августа в конце тренировочного полета он забыл опустить убирающееся шасси своего Hurricane и случайно приземлился на брюхо. Он не пострадал, самолет подлежал ремонту. Эскадрилья вступила в бой в последней фазе битвы за Британию. Первой подтвержденной победой Франтишека был сбит истребитель Messerschmitt Bf 109 E 2 сентября 1940 года. Пятая победа едва не стоила ему жизни. 6 сентября он сбил Bf 109E из III / JG 52 возле Севеноукса в графстве Кент, но ураган Франтишека был поврежден настолько сильно, что ему пришлось совершить вынужденную посадку возле Фалмера.

Messerschmitt Bf 109 истребителей. В сентябре 1940 года Франтишек сбил девять Bf 109.

Неуправляемый пилот, его командиры считали его опасным для своих коллег, когда он летел в строю. Его британский командир, командир эскадрильи Рональд Келлетт, предложил перевести Франтишека в чешскую эскадрилью. Франтишек, возможно, из-за столкновения с чехословацким военно-воздушным атташе в Париже, предпочел остаться со своими польскими коллегами. Поскольку все пилоты были ценными, был достигнут компромисс, согласно которому Франтишеку был выделен «запасной» самолет, чтобы он мог летать в качестве «гостя» эскадрильи, когда и когда хотел. Таким образом, Франтишек вел свою собственную частную войну - сопровождал эскадрилью в воздух и отрывался, чтобы летать одиноким патрулем над Кентом, патрулируя район, через который, как он знал, перехватываемый немецкий самолет будет лететь на обратном пути на базу, возможно, поврежденный и мало топлива и боеприпасов.

В период со 2 по 30 сентября он сбил 17 немецких самолетов и 1 вероятный, в том числе девять истребителей Bf 109, шесть бомбардировщиков Heinkel He 111 и один бомбардировщик Junkers Ju 88. Это сделало его одним из лучших пилотов-истребителей союзников в битве за Британию, и 20 сентября король Георг VI наградил его медалью « За выдающиеся полеты». Бар был позже добавил к своему DFM. Его последней подтвержденной победой стал Bf 109 около Brooklands в Суррее 30 сентября 1940 года. 8 октября 1940 года Hurricane Франтишека разбился в Юэлле, Суррей, когда возвращался из патруля. Причина не известна. Было высказано предположение, что он, возможно, делал фигуры высшего пилотажа, чтобы произвести впечатление на свою девушку, которая жила поблизости, или это могло быть результатом боевой усталости и физического истощения. Франтишек похоронен в военной части кладбища Нортвуд в Мидлсексе, рядом с польскими и британскими коллегами из Королевских ВВС.

Наследие

17 воздушных побед Франтишека во многом помогли 303-й эскадрилье стать самой результативной эскадрильей Королевских ВВС (RAF) в Битве за Британию.

Франтишек был первым небританским пилотом, чья полоса была добавлена ​​к его медали за выдающиеся полеты, когда он получил ее посмертно 28 октября 1940 года. В 1942 году вице-маршал авиации Карел Яноушек назвал Франтишека «почти легендарной фигурой». Яноушек также процитировал анонимного автора книги 1941 года « Вместе мы летим», приветствие летчиков, который назвал Франтишека «величайшим из всех чехословацких пилотов, возможно, одним из величайших истребителей всех времен». В Отаславицах есть музей памяти Франтишека, памятник перед домом семьи Франтишек и мемориальная доска перед местной начальной школой. Улица в пригороде Праги Черный мост названа в честь него Франтишковой. 4 октября 2014 года в Отаславицах отметили столетие со дня его рождения. 6 октября 2015 года Польский институт в Праге отметил 75-летие со дня смерти Франтишека. Ежегодно в день его рождения к памятнику возле семейного дома в Отаславицах продолжают возлагать венки и цветочные дани.

Почести и награды

Virtuti Militari Ribbon.png Серебряный крест Virtuti Militari (Польша)
POL Krzyż Walecznych 4r BAR.svg Крест Доблести 4 раза (Польша)
Croix de guerre 1939-1945 with palm (Франция) - tape bar.png Croix de guerre с пальмовым листом (Франция)
DFM w Bar tape.svg За выдающиеся летающие медаль и бар (Соединенное Королевство) (1 октября 1940 г., 28 октября 1940 г.)
1939-45 Звезда и Битва за Британию clasp.png 1939–1945 Звезда с застежкой « Битва за Британию»
Чехословацкий военный крест 1939-1945 Bar.png Чехословацкий военный крест 1939–1945 гг.
Чехословацкая медаль за отвагу перед врагом Rib.png Československá medaile Za chrabrost před nepřítelem ("Храбрость перед лицом врага")
ТКП ЧС Вой Мед За Заслуги tape.svg Československá medaile za zásluhy, 2. stupně («Медаль за заслуги перед второй степени»)

Посмертно президент Чехии, Милош Земан 28 октября 2015 года наградил его орденом Белого Льва Военной дивизии 1 степени.

В популярной культуре

Йозеф Франтишек был изображен Криштофом Хадеком в фильме 2018 года Ураган: 303-я эскадрилья. На него также ссылалась польская рок-группа Elektryczne Gitary в песне «Pilot Josef František», которая была частью их альбома «Czasowniki» 2016 года.

использованная литература

Примечания

Библиография

  • Браун, Алан (2000). Летчики в изгнании, ВВС союзников во время Второй мировой войны. Страуд: Sutton Publishing. ISBN   0-7509-2012-2.
  • Яноушек, Карел (1942). Чехословацкие ВВС. Лондон: Генеральная инспекция ВВС Чехословакии. п. 24.
  • Райлих, Иржи. «Йозеф Франтишек». Lotnictwo Wojskowe (на польском языке) (2/1999).
  • Тадеуш Ежи Кшистек, Анна Кшистек: Polskie Siły Powietrzne wielkiej Brytanii w latach 1940-1947 łcznie z Pomocnicz Lotnicz Służb Kobiet (PLSK-WAAF). Сандомир: Stratus, 2012, с. 182. ISBN   9788361421597
  • Петр Сикора: Asy polskiego lotnictwa. Варшава: Oficyna Wydawnicza Alma-Press. 2014, с. 404–405. ISBN   9788370205607

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-21 12:53:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте