Хосе Афонсу

редактировать

Хосе Афонсу
Хосе Афонсу Хосе Афонсу
Исходная информация
Имя при рождении Жозе Мануэль Серкейра Афонсу душ Сантуш
Также известен как Зека Афонсо
Родился ( 1929-08-02)2 августа 1929 г., Авейру, Португалия
Умер 23 февраля 1987 г. (1987-02-23)(57 лет) Сетубал, Португалия
Жанры
Род занятий Певица, автор песен, педагог, активистка
Инструменты Вокал, гитара
Активные годы 1953–1987 гг.
Интернет сайт www.aja.pt

Хосе Мануэль Серкейра Афонсу душ Сантуш (2 августа 1929 - 23 февраля 1987), известный профессионально как Хосе Афонсу, а также широко известный как Зека Афонсу или просто Зека, был португальским певцом и автором песен. Один из самых влиятельных фолк-музыкантов и музыкантов протеста в истории Португалии, он стал иконой в Португалии благодаря роли его музыки в сопротивлении диктаторскому режиму Estado Novo.

Песня Афонсу " Grândola, Vila Morena " использовалась в качестве радиосигнала для португальских вооруженных сил во время их операции военного переворота утром 25 апреля 1974 года, которая привела к революции гвоздик и переходу Португалии к демократии. Впоследствии Афонсу, сторонник коммунизма, и «Грандола, Вила Морена» стали символами революции и антифашизма, а также португальского рабочего движения и левых политических сил.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 1929–1940: Ранние годы
    • 1.2 1940–1956: годы Коимбры
    • 1.3 1956–1968: Работа учителем, первые альбомы и ранняя политическая деятельность
    • 1.4 1968–1974: Плодотворный период и антирежимная деятельность
    • 1.5 1974–1980: Революционный период
    • 1.6 1980–1987: последние годы жизни Зека
  • 2 Наследие
  • 3 Дискография
    • 3.1 Студийные альбомы
    • 3.2 Концертные альбомы
    • 3.3 Расширенные игры
    • 3.4 Посмертные релизы
  • 4 Библиография
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

биография

1929–1940: Ранние годы

Хосе Афонсу родился в Авейру 2 августа 1929 года. Его родителями были судья Хосе Непомучено Афонсу душ Сантуш и учитель начальной школы Мария дас Дорес Дантас Черкейра.

В 1930 году его родители отправились в Анголу, португальскую колонию в то время, где его отец был назначен судьей в городе Силва Порту (ныне Куйто ). По состоянию здоровья Афонсу останавливался в Авейру, в доме недалеко от Фонте-дас-Синко-Бикас, со своей тетей Жиже и дядей Ксико, человеком «республиканца и антиклерикала». В 1933 году Афонсу по просьбе матери поехал в Анголу. На корабле он встретил миссионера, который стал его спутником во время путешествия. Афонсу остался на три года в Анголе, где он начал свое начальное образование.

В 1936 году он вернулся в Авейру. В 1937 году он во второй раз уехал жить за границу, на этот раз в Мозамбик, еще одну португальскую колонию в Африке, где его родители тогда жили с его братьями и сестрами Жоао и Мариазинья.

Он вернулся в Португалию в 1938 году, на этот раз в дом своего дяди Филомено, мэра города Бельмонте. Там он закончил четвертый класс. Его дядя, яростный сторонник фашизма, заставил его вступить в " Mocidade Portuguesa ", военизированную молодежную организацию политической идеологической обработки, созданную правым режимом Салазара и Estado Novo, чтобы обеспечить кадры, ориентированные на режим, и будущих лидеров.

1940–1956: годы Коимбры

Посвящение азулежу в доме, где жил Хосе Афонсу, в Коимбре.

Он отправился в Коимбру в 1940 году, чтобы продолжить учебу. Он учился в лицее Д. Жуана III и жил со своей тетей Аврилет. Его семья переехала из Мозамбика в Восточный Тимор, который в то время также был заморской территорией Португалии, где его отец продолжил свою работу в качестве судьи. Мариазинья пошел с ними, а его брат Жоао вернулся в Португалию. После оккупации Тимора японцами Афонсу не получал никаких известий от своих родителей в течение трех лет, до конца Второй мировой войны в 1945 году.

На пятом курсе лицея Афонсу начал петь серанады как бичо (что означает нечеловеческое уродливое или страшное существо), звание, используемое в практике Университета Коимбры для лицеистов. Он стал известен как « бихокантор» ( поющее существо).

С 1946 по 1948 год он работал, чтобы закончить лицей после двухлетнего провала. Он встретил Марию Амалию де Оливейру, на которой тайно женился из-за противодействия родителей. Он путешествовал с некоторыми из самых важных университетских музыкальных групп, такими как Orfeon Académico de Coimbra, и играл в футбол за Associação Académica de Coimbra.

В 1949 году он начал изучать историю и философию в Университете Коимбры. Вместе с Orfeon Académico de Coimbra он побывал в Анголе и Мозамбике.

В январе 1953 года у него родился первый сын Хосе Мануэль. Позже в том же году были выпущены его первые записи. Это были две записи песен фаду Коимбры со скоростью вращения 78 об / мин, копий которых сегодня не существует.

С 1953 по 1955 год проходил обязательную военную службу. Он был мобилизован в Макао, на тот момент территорию Португалии, но из-за проблем со здоровьем был выписан. Впоследствии он находился в Коимбре до окончания военной службы. Его дочь Хелена родилась в 1954 году. За это время он испытал множество экономических трудностей и в конце концов развелся с женой.

1956–1968: Работа учителем, первые альбомы и ранняя политическая деятельность.

В 1956 году Афонсу выпустил свой первый EP, Fados de Coimbra. После службы в армии начал работать учителем. С января по сентябрь 1957 года он работал в частной школе в Мангуальде, а затем с октября 1957 по июль 1959 года работал в Промышленно-коммерческой школе Лагоса. Из-за финансовых проблем он отправил своих детей в португальскую заморскую территорию Мозамбика в 1958 году., чтобы жить с его родителями. В том году он был очарован президентской кампанией Умберто Дельгадо ; Дельгадо проиграл из-за массовых фальсификаций на выборах, совершенных авторитарным режимом Estado Novo.

С октября 1959 года по июль 1960 года он работал в Технической школе Алкобасы. Это было в 1959 и 1960 годах, когда он начал петь в своем фирменном музыкальном стиле, окрашенном в политическую и социальную окраску, гастролировал со многими популярными группами по стране и постепенно стал фаворитом среди рабочего класса и сельского населения. В течение месяца он гастролировал по Анголе с Orfeon Académico de Coimbra. В 1960 году он выпустил еще один EP, Balada do Outono.

С 1961 по 1962 год он следил за демократическими студенческими забастовками и демонстрациями с требованием положить конец авторитарному режиму Estado Novo, которые жестоко подавлялись полицией. Он продолжил выпускать многие из своих песен и представил новые важные гитарные аранжировки. Он играл в Швейцарии, Германии и Швеции с группой гитаристов фадо, в которую входили Адриано Коррейя де Оливейра, Хосе Низа, Хорхе Годиньо, Дурваль Морейриньяс и певица Эсмеральда Амоэдо.

В 1962 году он выпустил новый мини- альбом под названием Baladas de Coimbra. Он закончил университет в 1963 году, защитив диссертацию о Жан-Поле Сартре, получив оценку 11 из 20. В том же году он завершил развод с женой. Мария Амалия.

В 1964 году он выпустил свой первый студийный альбом Baladas e Canções («Баллады и песни»). В мае 1964 года Афонсу выступил в Sociedade Musical Fraternidade Operária Grandolense (Музыкальное общество рабочего братства Грандолы) в Грандоле, где он нашел вдохновение для написания своей самой известной песни " Grândola, Vila Morena ". Песня была записана много лет спустя для его альбома Cantigas do Maio и стала одним из сигналов к началу революции гвоздик в апреле 1974 года.

С 1964 по 1967 год Афонсу со своей второй женой Зелией жил в Лоренсу-Маркес (ныне Мапуту) и Бейре в Мозамбике, где он воссоединился со своими детьми. Последние два года в заморской провинции он преподавал в Бейре и сочинял музыку для пьесы Бертольда Брехта «Исключение и правило». В 1965 году у него родилась дочь Джоана, а к 1967 году, отмеченному колониальной реальностью и португальской колониальной войной, он вернулся в Лиссабон. Он оставил своего старшего сына Хосе Мануэля с бабушкой и дедушкой в ​​Мозамбике.

Вернувшись в Португалию, Афонсу стал учителем средней школы в Сетубале, где у него случился серьезный кризис со здоровьем, из-за которого он был госпитализирован на 20 дней. После выписки из больницы он узнал, что его исключили из школы, потому что цензоры режима не одобряли его левые политические идеалы и считали его песни крайне подрывными. Позже вышла книга « Cantares de José Afonso» («Песни Хосе Афонсу»). Руководство Коммунистической партии Португалии предложило ему стать членом партии, но Афонсу отказался. Он подписал контракт с лейблом Orfeu, на котором будет записываться 70% его работ.

1968–1974: Плодотворный период и антирежимная деятельность.

В 1968 году, после увольнения с государственной преподавательской должности, Афонсу стал частным репетитором и начал более регулярно петь с популярными группами с южного берега реки Тежу, региона, который имел более сильное влияние португальской коммунистической партии. К Рождеству Афонсу выпустил альбом Cantares do Andarilho («Песни странника») в сотрудничестве с Руи Пато, первый альбом, записанный для лейбла Orfeu. У Афонсу был особый контракт с Орфеу, поскольку ему платили 15 000 эскудо в месяц, королевскую сумму в то время, при условии, что он будет записывать альбом в год.

В 1969 году, когда на посту главы режима Estado Novo был заменен сторонник жесткой линии Антониу де Оливейра Саласар более умеренным Марсело Каэтано, нация почувствовала легкий вкус демократии, например, разрешение на восстановление демократического движения профсоюзов. Хосе Афонсу присоединился к движению и поддерживает его всеми средствами, он может в то же время принимает участие во второй волне студенческого восстания против режима в университетском городке в Коимбре. В том же году вышел его альбом Contos Velhos Rumos Novos («Новые курсы старых сказок»). Впервые на альбоме Хосе Афонсо был использован другой инструмент, кроме гитары. За этот альбом он был награжден премией Casa da Imprensa за лучший альбом года - награду, которую он повторил в 1970 и 1971 годах. Его четвертый и последний сын, Педро, также родился в 1969 году.

В 1970 году Афонсо выпустил альбом Traz Outro Amigo També m ( «Приведи еще одного друга»), который был записан в Лондоне на студии Pye Studios. Это был первый альбом без постоянного сотрудника Руи Пато, которому тайная полиция Португалии запретила путешествовать. 21 марта Casa da Imprensa (представляющая португальскую прессу) вручила Афонсу почетную награду за его «высокое качество работы как певца и композитора, а также за его решающее влияние на португальскую популярную музыку». Он участвовал в международном фестивале на Кубе.

В конце 1971 года вышел альбом Cantigas do Maio («Песни мая»). Альбом был записан в Шато д'Эрувиль, недалеко от Парижа. Этот альбом вообще считается лучшим альбомом в его карьере. В 1972 году он выпустил альбом Eu Vou Ser Como a Toupeira («Я буду просто как крот»), записанный в Мадриде на студии Cellada.

В 1973 году Жозе Афонсу продолжил свое «паломничество», петь по всей Португалии. Многие из его выступлений были принудительно отменены PIDE / DGS. В апреле он был арестован и приговорен к 20 дням заключения в тюрьме Кашиас ( тюрьма, которая использовалась в основном для заключения политических заключенных). В тюрьме он написал стихотворение Era Um Redondo Vocábulo. К Рождеству он выпустил альбом Venham Mais Cinco («Let Five More Come»), записанный в Париже и над которым работал Хосе Марио Бранко. На заглавный трек была приглашена Жанин де Валейн из группы Blue Stars of France, выдающаяся вокалистка французского шансона.

29 марта 1974 года Афонсу принял участие в концертном мероприятии в Coliseu dos Recreios в Лиссабоне, названном «Первое собрание португальской песни» (португальский: Primeiro Encontro da Canção Portuguesa). Это было мероприятие, спонсируемое Casa da Imprensa, в котором приняли участие несколько народных певцов и авторов песен и музыкантов, настроенных против Estado Novo. Государственная цензура все еще действовала на мероприятии, и Афонсу было запрещено исполнять некоторые из его песен с более политическим содержанием, такие как «Venham Mais Cinco» и «A Morte Saiu à Rua». «Grândola, Vila Morena», однако, не рассматривалась как подрывная песня, и ее разрешили исполнить. Почти месяц спустя, 25 апреля 1974 года, португальский режим Estado Novo был свергнут в результате почти бескровного военного переворота, известного как « революция гвоздик». "Grândola, Vila Morena" была одной из двух песен, использовавшихся в качестве радиосигнала Движением вооруженных сил Португалии во время их переворота, и с тех пор считается гимном революции.

1974–1980: Революционный период

Хосе Афонсо (первый слева) вместе с Фаусто Бордало Диасом, Сержио Годиньо, Виторино и другими в 1979 году.

В декабре 1974 года Афонсу выпустил альбом Coro dos Tribunais («Хор в здании суда»), который был записан в Лондоне, снова в студии Pye, с музыкальными аранжировками Фаусто Бордало Диаса. В альбом вошли две брехтские песни, написанные в Мозамбике в период с 1964 по 1967 год: Coro dos Tribunais и Eu Marchava de Dia e de Noite.

С 1974 по 1975 год он принимал непосредственное участие в народных революционных движениях. PREC (Постоянно революционный процесс) стал его страстью. Он выступал 11 марта 1975 года (в день неудавшегося переворота под руководством Антониу де Спинола ) в RALIS, левом военном оплоте. Афонсу наладил сотрудничество с крайне левым движением LUAR (Революционное действие и Лига единства). LUAR выпустил сингл "Viva o Poder Popular" (Да здравствует власть народа). В Италии революционные организации Lotta Continua, Il Manifesto и Avanguardia Operaria выпустили альбом República, записанный в Риме 30 сентября и 1 октября 1975 года. Деньги, полученные от продажи альбома, пошли на поддержку бастующих работников газеты República.

В 1976 году он поддержал кандидатуру Отело Сарайвы де Карвалью на пост президента. Отело был важным командиром военных операций «Революции гвоздик», и Афонсу снова поддержал его в 1980 году. Он выпустил альбом Com как Minhas Tamanquinhas («With My Little Clogs»).

Альбом Enquanto Há Força («Пока есть сила»), выпущенный в 1978 году, еще одно сотрудничество с Фаусто, демонстрирует некоторые опасения Афонсу по поводу колониализма и империализма, а также является критикой католической церкви. В нем участвуют и другие португальские художники, такие как Адриано Коррейя де Оливейра и Сержиу Годиньо.

В 1979 году был выпущен альбом Fura Fura ("Drill Drill") при сотрудничестве Жулио Перейры и группы Trovante. В нем восемь песен, предназначенных для театральных постановок. Он участвовал в фестивале «Анти-Евровидение» в Брюсселе.

1980–1987: последние годы Зека

В 1981 году, после двух лет отсутствия внимания, Афонсу вернулся к своим корням из Коимбры с альбомом Fados de Coimbra e Outras Canções («Коимбрские фадо и другие песни»). Он играл в Париже в Театре де ля Виль.

В 1982 году у него начали развиваться первые симптомы бокового амиотрофического склероза, тяжелого заболевания, которое будет поражать его всю оставшуюся жизнь. Он играл в Брюгге на фестивале Printemps.

23 января 1983 года Афонсу, уже ослабленный болезнью, отыграл аншлаговое шоу в Coliseu dos Recreios в Лиссабоне. Это шоу было записано и увековечено в концертном альбоме Ao Vivo no Coliseu, выпущенном позже в том же году. Последний концерт Афонсу состоялся 25 мая 1983 года в Coliseu do Porto в Порту. В конце 1983 года он выпустил альбом Como Se Fora Seu Filho («Как будто он был его сыном»). Город Коимбра наградил его своей Золотой медалью города. «Спасибо, Зека, возвращайся, когда захочешь, это твой дом», - сказал ему мэр Коимбры Мендес Сильва; На что Афонсу ответил: «Я не хочу становиться учреждением, но я очень благодарен за дань уважения». Президент Португалии Рамальо Эанес хотел наградить его Орденом Свободы, но Афонсу отказался заполнять бумаги. Также в 1983 году Афонсу был восстановлен на своей официальной преподавательской должности, откуда он был исключен в 1968 году; его отправили в школу в Азейтау преподавать историю и португальский язык. Его болезнь обострилась.

В 1985 году вышел его последний альбом Galinhas do Mato («Цесарки»). Афонсу не смог спеть все песни на альбоме, его заменили Луис Репресас, Хелена Виейра, Жанита Саломе, Хосе Мариу Бранку, Не Ладейрас и Марта Саломе. Музыкальные аранжировки были выполнены Жулио Перейрой и Фаусто.

В 1986 году он поддержал кандидатуру в президенты Марии де Лурдес Пинтасильго, прогрессивной католички; она не была избрана.

Хосе Афонсо скончался в Сетубале в 3 часа ночи 23 февраля 1987 года в возрасте 57 лет, став жертвой склероза, диагностированного в 1982 году. Его похороны в Сетубале произошли на следующий день, и на них присутствовало более 30 000 человек. За два часа шествие преодолело 1300 метров. Его гроб был покрыт красным флагом без каких-либо символов, как он и хотел, и его несли, среди прочего, его коллеги-музыканты Серхио Годиньо, Жулио Перейра, Хосе Марио Бранко, Луис Силиа и Франсиско Фанайс. Афонсу похоронен на кладбище Носа-Сеньора-да-Пьедаде в Сетубале.

Наследие

Памятник в честь Зека в Грандоле

18 ноября 1987 года была создана Ассоциация Жозе Афонсу с целью реализации намерений Афонсу в области португальской музыки и искусства.

В 1991 году город Амадора торжественно открыл статую Хосе Афонсу высотой 3,7 метра (12 футов) в центральном парке города.

30 июня 1994 года в рамках культурной столицы Европы Лиссабон-94 состоялся фестиваль памяти Хосе Афонсу. Многие португальские музыканты, как ветераны, так и молодые артисты, присоединились к фестивалю под названием «Filhos da Madrugada» («Дети рассвета», название одной из самых известных песен Афонсу). Ранее в том же году BMG выпустили альбом с тем же названием, что и фестиваль, и с теми же артистами, исполняющими свои собственные версии песен Афонсу. На этом мероприятии выступили Brigada Victor Jara, Censurados, Delfins, Diva, Entre Aspas, Essa Entente, Frei Fado D'El Rei, GNR, Madredeus, Mão Morta, Opus Ensemble, Peste amp; Sida, Resistência, Ritual Tejo, Sérgio Godin, Сетима Легиау, Ситиадос, Тубаройнш, UHF, Vozes da Rádio и Xutos amp; Pontapés. Тринадцатью годами ранее Афонсу заметил: «Если рок - это музыкальный стиль, который предпочитают молодые, то мы должны просить рок-музыку хорошего качества».

В 1995 году Хосе Марио Бранко, Амелия Муге и Жоао Афонсу, племянник Хосе Афонсу, выпустили еще один альбом в честь Афонсу под названием Maio, Maduro Maio, который включал многие из его песен и две ранее не издававшиеся: Entre Sodoma e Gomorra и "Nem Semper os Dias São Dias Passados".

К 10-летию со дня смерти Афонсу в 1997 году EMI впервые выпустила на компакт-диске альбом 1964 года Baladas e Canções.

В 1998 году Виторино и Жанита Саломе приняли участие в концерте памяти Хосе Афонсу, включенном в программу Expo'98.

В 2007 году он был избран 29-м по величине португальцем.

Дискография

Студийные альбомы

  • Baladas e Canções (1964)
  • Кантарес-ду-Андарильо (1968)
  • Contos Velhos Rumos Novos (1969)
  • Traz Outro Amigo Também (1970)
  • Кантигаш-ду-Майо (1971)
  • Eu Vou Ser Como a Toupeira (1972)
  • Венхам Майс Синко (1973)
  • Коро душ Трибунайс (1974)
  • Com как Минхас Таманкинхас (1976)
  • Enquanto Há Força (1978)
  • Фура Фура (1979)
  • Fados de Coimbra e Outras Canções (1981)
  • Como Se Fora Seu Filho (1983)
  • Галиньяс ду Мато (1985)

Концертные альбомы

  • Хосе Афонсу в Гамбурге (1982)
  • Ao Vivo no Coliseu (1983)

Расширенные пьесы

  • Фадуш-де-Коимбра (1956)
  • Балада ду Outono (1960)
  • Баладас де Коимбра (1962)
  • Доктор Хосе Афонсу эм Баладас де Коимбра (1963)

Посмертные релизы

  • Ос Вампирос (1987)
  • Де Капа и Батина (1996)

Список используемой литературы

  • Хосе Афонсу - Хосе Виале Моутиньо (1972, испанское издание 1975)
  • Зека Афонсо: As Voltas de um Andarilho - Вириато Телес (1983)
  • Livra-te do Medo - Histórias e Andanças do Zeca Afonso - Хосе Антониу Сальвадора (1984 г., переиздан в исправленной и расширенной версии в 2014 г.)
  • Зека Афонсу - Поэта, Андарильо и Кантор - Ассоциацией Жозе Афонсу (1994)
  • Хосе Афонсу - Рост из утопии - Хосе Антониу Сальвадор (1994)
  • Хосе Афонсу, Поэта - Эльфриде Энгельмейер (1999)
  • As Voltas de um Andarilho - Вириато Телес (1999; переиздан в исправленной и расширенной версии в 2009 году)
  • Zeca Afonso antes do mito - Антониу душ Сантуш и Силва (2000)
  • Хосе Афонсу - Ум ольхар фратерно - его братом Жоау Афонсу душ Сантушем (2002)
  • Хосе Афонсо - Тодас в роли Кансойнса - Гильермино Монтейро, Жоао Лойо, Хосе Марио Бранку и Октавио Фонсека (2010), Ассирио и Альвим

использованная литература

  1. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z aa ab ac ad ae af ag "биография | AJA" (на португальском языке). Проверено 18 марта 2021 года.
  2. ^ a b "BLITZ - 25 de Abril." Грандола, Вила Морена ": полная история ума как вариас вида". Жорнал блиц (на португальском). Проверено 5 апреля 2021 года.
  3. ^ J. Лейтау, М. Romeiras, Relatório я Encontro да Cancao Португальская, Secretaria де Estado да Informação е Turismo, 1 апреля 1974.
  4. ^ Huet, Натали (25 апреля 2017). «Португалия празднует революцию гвоздик, предостерегает от популизма». Евроньюс. Проверено 6 апреля 2021 года.
  5. ^ "11 марта 1975 г. O dia que fez o PS, o CDS eo PSD tremer". Jornal SOL (на португальском языке). Проверено 10 апреля 2021 года.
  6. ^ "O homem que cantou a liberdade morreu há 30 anos". www.jn.pt (на португальском языке). Проверено 10 апреля 2021 года.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-20 11:33:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте