Йомсвикинги были отрядом викингов наемников или завоеватели 10-го и 11-го веков. Они были непоколебимо язычниками и посвятили себя поклонению таким божествам, как Один и Тор. По общему мнению, они сражались за любого лорда, способного заплатить свои значительные гонорары, и иногда сражались вместе с христианскими правителями. Несмотря на то, что они были язычниками, институты йомсвикингов в некотором роде предвосхищали институты христианских рыцарских орденов позднего средневековья.
Легенда о джомсвиках появляется в некоторых из Исландские саги XII-XIII вв. Согласно сагам (в частности, саге о Йомсвикинге, саге о короле Олафе Трюггвассоне и рассказах, найденных в Книге Флатей ), их цитадель Йомсборг был расположен на южном берегу Балтийского моря, но точное местоположение оспаривается современными историками и археологами. Большинство ученых находят его на холме Зильберберг, к северу от города Волин на острове Волин в современной Польше. Jomsborg, по мнению некоторых исследователей, идентичен Jumne, Julin и Vineta, которые упоминаются как в датских, так и в немецких записях из средневековья..
Историки до сих пор спорят о достоверности рассказов Джомсвикингов. Поскольку место их штаб-квартиры никогда не было окончательно обнаружено, подтвердить рассказы об их подвигах довольно сложно. Местоположение Йомсборга является предметом споров в исторических кругах из-за нехватки первоисточников. Нет современных источников, в которых упоминаются имена Йомсвикингс и Йомсборг, но есть три современных рунных камня. Ссылка также появляется в древнескандинавской поэзии и Лаусависур, которые относятся к их битвам.
Сага о Йомсвикингах повествует, что Йомсвикинги были очень избирательны в принятии решения, кого принять в свой приказ. Членство было ограничено мужчинами доказанной доблести в возрасте от 18 до 50 лет (за исключением мальчика по имени Вагн Окессон, который победил Сигвальди Струт-Харальдссона в единоборстве в возрасте 12 лет). Чтобы получить допуск, от потенциальных членов требовалось проявить силу, часто принимая форму ритуала дуэли или холмгана с йомсвикингом.
После принятия в суд Джомсвикингс требовал соблюдения строгого кодекса поведения, чтобы привить чувство военной дисциплины среди своих членов. Любое нарушение этих правил могло быть наказано немедленным исключением из ордена. Каждый Джомсвикинг был обязан защищать своих братьев, а также, если необходимо, отомстить за их смерть. Ему запрещалось плохо отзываться о своих товарищах или ссориться с ними. Кровная месть между участниками должна была разрешаться офицерами Йомсвикинга. Йомсвикингам было запрещено демонстрировать страх или бежать перед лицом врага равной или меньшей силы, хотя упорядоченное отступление перед лицом значительно превосходящих сил казалось приемлемым. Все боевые трофеи должны были быть поровну распределены между всем братством. Ни одному Йомсвикингу не разрешалось отсутствовать в Йомсборге более трех дней без разрешения братства. Ни женщин, ни детей не допускали в крепостные стены, и никого нельзя было брать в плен. Однако неясно, запрещались ли членам церкви браки или связи с женщинами за стенами.
Существуют разные источники происхождения заказа. Gesta Danorum (книга 10) рассказывает, что поселение под названием Julinum было завоевано королем Дании Харальдом Bluetooth, который передал его шведскому принцу Стирбьёрну Сильному. Затем Харальд предоставил Стирбьёрну сильную силу, с помощью которой Стюрбьёрн терроризировал моря. Сага о Книтлинге соглашается, называя Харальда основателем Йомсвикингов, но история Стирбьёрна не связана с Йомсвикингами. В саге о Йомсвикинге говорится, что поселение было основано Палнатоке, получив местоположение от мифического вендишского правителя Бурислава. Стырбьярнар. áttr Svíakappa и Eyrbyggja saga соглашаются со всеми ранее упомянутыми версиями, заставляя Стирбьёрна взять на себя командование Йомсвикингами после того, как они уже были созданы. Стирбьярнар Шаттр Свиякаппа также сообщает, что среди норвежцев было много людей с «восточной земли», прибывшие в Йомсборг, что позволяет предположить, что это было поселение смешанного этнического происхождения. Среди вождей йомсвикинга были Палнаток, Стирбьорн Сильный, Сигвальди Струт-Харальдссон, Торкелл Высокий и.
После битвы при Фирисвеллире, автор Mårten Eskil Winge (1888) Битва при Сволдере, в которой Йомсвикинг сражался с Данией и Швецией против Норвегии, возможно со сменой верности на сторону Форкборода, его 400 кораблей на 100 Трюггвасона. (Отто Синдинг художник).Счета об их размерах разнятся. По разным источникам, в гавани Йомсборга должно было находиться от 30 до 300 кораблей. Однако некоторые историки считают, что Йомсборг был в значительной степени рыночным центром с его датским гарнизоном, навязанным венедам.
Gesta Danorum (книга 10), сага о Стирбьярнаре Шаттре Свиякаппа и сага Эйрбиггья рассказывают, что в начале 980-х годов изгнанный шведский принц Стирбьерн Стронг принес Йомсвикингам сокрушительное поражение против дяди Стырбьёрна, короля Эрика Победоносца в битве при Фирисвеллире, Упсале в 984 или 985 годах, пытаясь взять корону Швеции силой оружия. Тот факт, что Йомсвикинги проиграли, был приписан пакту, который шведский король Эрик заключил с Одином. Три рунных камня этого времени, рунический камень Хёгби («храбрый чемпион Асмунд пал на Фирисвеллир»), один из рунных камней Хеллестада, помеченный DR 295 ( «он не бежал в Упсале»), и рунический камень Сьёрупа («Он не бежал в Упсале, но убивал, пока у него было оружие»), вероятно, относятся к смерти с честью в Упсале. три Йомсвикинга. В стихах о битве также упоминается исландский скальд Торвальдр Хьялтасон, который участвовал в битве на шведской стороне. Сага о Йомсвикинге повествует, что в 986 году они напали на Хокона Ярла в Норвегии и потерпели поражение в битве при Хьёрунгавагре. В саге рассказывается, что захваченные норвежцами и готовые к казни йомсвикинги проявили храбрость и неповиновение, некоторые из них в конечном итоге были сохранены похитителями. Сага о Йомсвикинге заканчивается кратким объяснением последствий битвы и, по сути, указывает на эту битву как на начало конца для Йомсвикингов.
После этих двух решающих поражений власть Йомсвикингов ослабла, но сага Олафа Трюгвассона рассказывает, что они сыграли решающую, хотя и коварную, роль в битве при Свольдере в 1000 году. В Сволдере отряды йомсвикинга во главе с Сигвальдом Ярлом оставил короля Норвегии Олафа и объединил силы со своими врагами, чтобы уничтожить его флот. Это действие могло быть направлено на борьбу с христианизацией Скандинавии, которую насильственно продвигал Олаф. Однако случилось так, что датский король Свейн Форкберд, занявший норвежский трон после окончания морского сражения, был (по крайней мере, номинально) христианином. Он и его отец, король Дании Харальд Блютуз, как сообщается, крестились в 965 году. Их упадок продолжался в течение следующих нескольких десятилетий.
Диск Курмсун - аверсСогласно Хеймскрингла, король Норвегии Магнус I решил положить конец угрозе Йомсвикинга. В рамках укрепления своего контроля над Данией он разграбил Йомсборг, разрушил крепость, и многие жители были убиты в 1043 году.
Золотой диск с именем Осенью 2014 года Харальд Bluetooth и опорный пункт Йомсвикингса Йомсборг был вновь обнаружен в Швеции. Диск, также называемый Curmsun Disc, изготовлен с высоким содержанием золота и весит 25,23 грамма. На аверсе - латинская надпись, на реверсе - латинский крест с четырьмя точками, окруженный восьмиугольным гребнем. Надпись гласит: «+ ARALD CVRMSVN + REX AD TANER + SCON + JVMN + CIV ALDIN +» и переводится как «Харальд Гормссон, король датчан, Скания, Йомсборг, епархия Альдинбурга». Предполагается, что диск был частью клада викингов, найденного в 1841 году в польской деревне Вейково около города Волин Генрихом Болдтом.
Этот список не является исчерпывающим: