Империя Джолоф. Джолоф | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1350–1549 | |||||||||||||||||||
Государства, входящие в состав Империи Джолоф | |||||||||||||||||||
Столица | Linguère | ||||||||||||||||||
Общие языки | Wolof, Serer | ||||||||||||||||||
Религия | Традиционная африканская религия, Ислам (XIX век) | ||||||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||||||
Император (Буур-ба Джолоф) | |||||||||||||||||||
• 1350–1370 | Ндиадиане Ндиайе | ||||||||||||||||||
• 1543–1549 | Лилэ Фули Фак | ||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||
• Основание | 1350 | ||||||||||||||||||
• Битва при Данки: империя уменьшилась до королевства осколков | 1549 | ||||||||||||||||||
Площадь | |||||||||||||||||||
около 1500 | 70 000 км (27 000 квадратных миль) | ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
Сегодня часть | Сенегал |
Империя Джолоф (франц. : Джолоф или Диолоф), также известная как Волоф или Империя Воллоф, было западноафриканским государством, правившим частями Сенегала с 1350 по 1549 год. Followi в 1549 г. его вассальные государства были полностью или де-факто независимыми; в этот период оно известно как Королевство Джолоф.
Традиционные отчеты среди волоф согласны с тем, что основателем государства, а затем и империи, был, возможно, мифический Ндиадиан Ндиайе (также пишется Нджааджаан Нджай). Традиционные истории происхождения этого лидера разнятся. Согласно Джеймсу Сирнгу, в мифе говорится, что он был «первым и единственным сыном благородного и святого« арабского »отца Абду Дардея и женщины« Тукулер »Фатамату Салл». Это дало ему исламское происхождение Альморавидов и связь по материнской линии с Такруром. Джеймс Сиринг добавляет, что «Во всех версиях мифа Нджааджаан Нджай произносит свои первые слова в Пуларе, а не в волоф, еще раз подчеркивая свой характер как пришельца благородного происхождения». О своем происхождении Саллах пишет: «Некоторые говорят, что Нджаджан Нджай был загадочным человеком фулани происхождения. Другие говорят, что он был Serer принцем».
Было высказано предположение, что основы империи были заложены добровольным объединением нескольких небольших государств, начиная с Ваало на севере, и что незадолго до образования империи Ваало был разделен на деревни, которыми управляли отдельные короли, используя Серер титул Ламан.
Ндиадиане родился Ахмад Абу Бакр, которого также звали Ахмаду Абубакар. Легенда о Ндиадианэ Ндиайе начинается с спора из-за леса возле известного озера. Это чуть не привело к кровопролитию среди правителей, но было остановлено загадочным появлением пришельца из озера. Незнакомец честно разделил лес и исчез, оставив людей в трепете. Затем люди симулировали второй спор и похитили незнакомца, когда он вернулся. Они предложили ему царство своей земли и убедили его сделать это и стать смертным, предложив ему жениться на красивой женщине. Когда об этих событиях было доложено правителю Сине, также великому магу, он, как сообщается, в изумлении воскликнул «Ндиадианэ Ндиайе» на своем родном языке Серер. Правитель Королевства Синус (Маад а Синиг Майса Вали ) затем предложил всех правителей между рекой Сенегал и рекой Гамбия добровольно подчинились этому человеку, что они и сделали.
Фиринг пишет, что «большинство версий мифа объясняют, как новая династия наложилась на существовавшую ранее социальную структуру, в которой доминировали Ламаны, старейшины волофов, которые утверждали, что« владеют » земли как потомки основателей деревенских общин. Ламаны сохранили многие из своих функций при новом монархическом порядке, став своего рода меньшим дворянством в новом государстве и выступая в качестве выборщиков, когда пришло время выбрать нового короля из династия Нджаай ".
Джон Доннелли Фейдж предполагает, однако, что даты в начале 13 века (а другие говорят, что это 12 век) обычно приписываются этому королю и основанию империи, более вероятный сценарий «что подъем империи был связан с ростом власти волофов за счет древнее суданское государство Такрур, и что это, по сути, развитие четырнадцатого века ".
Новое государство Джолоф, названное в честь центральной провинции, где король проживал, был вассалом Малийской империи на протяжении большей части ее ранней истории. Джолоф оставался в сфере влияния этой империи до второй половины 14 века. Во время спора о престолонаследии в 1360 году между двумя соперничающими линиями королевской родословной Империи Мали, Джолоф стал навсегда независимым. Внимательное изучение социальной и политической структуры Джолофа показывает, что по крайней мере некоторые из его институтов могли быть заимствованы напрямую или развиваться вместе с институтами его более крупного предшественника.
Португальцы прибыли в империю Джолоф между 1444 и 1510 годами, оставив подробные отчеты об очень развитой политической системе. Существовала развитая иерархическая система, включающая различные классы королевской и некоролевской знати, свободных людей, профессиональных каст и рабов. Профессиональные касты включали кузнецов, ювелиров, кожевников, портных, музыкантов и мастеров. Кузнецы были важны для общества своей способностью создавать военное оружие, а также своим статусом доверенного лица для справедливого урегулирования споров. Гриоты использовались каждой важной семьей в качестве хронистов и советников, без которых большая часть ранней истории Джолофа была бы неизвестна. Знатные люди Джолофа были номинально анимистами, но некоторые сочетали это с исламом. Однако ислам не доминировал в обществе волоф примерно до 19 века.
В разных сословиях смешанные браки разрешались редко. Женщины не могли выходить замуж вверх, и их дети не унаследовали отцовского высшего статуса. Однако женщины имели определенное влияние и роль в правительстве. Задержка или королева-мать была главой всех женщин и очень влиятельной в государственной политике. Она владела несколькими деревнями, которые возделывали фермы и платили дань непосредственно ей. Были и другие женщины-начальники, главной задачей которых было рассмотрение дел с участием женщин. В самом северном штате империи, Вало, женщины могли претендовать на пост Бара и управлять государством.
Империя Джолоф была организована как пять прибрежных королевств с севера на юг, в том числе Ваало, Кайор, Баол, Сине и Королевство Салум. Все эти штаты входили в состав не имеющего выхода к морю штата Джолоф. Правитель Джолофа был известен как Бурба и правил из столицы Лингьера. Каждое государство волоф управлялось своим правителем, назначенным из потомков основателя государства. Правителей штатов выбирали их соответствующие дворяне, а Бур выбирала коллегия выборщиков, в которую также входили правители пяти королевств. Были Боур Ваало, Дамель Кайора, Тени (или Тинье ) Баола, а также два Ламана из штатов Серер Синус и Салоум. Каждый правитель имел практическую автономию, но ожидалось, что он будет сотрудничать с Бурой в вопросах обороны, торговли и обеспечения имперских доходов. После назначения должностные лица проходили сложные ритуалы, чтобы как познакомиться со своими новыми обязанностями, так и возвысить их до божественного статуса. С этого момента ожидалось, что они приведут свои государства к величию или рискнут быть признанными богами неблагосклонными и низложенными. Напряжения этой политической структуры привели к очень автократическому правительству, в котором личные армии и богатство часто заменяли конституционные ценности.
Серер традиция гласит, что Королевство Сине никогда не платило дань уважения Ндиадиану Ндиайе или кому-либо еще. его потомки в Джолофе. Далее в нем говорится, что Сине никогда не покорялся Джолофом и что, вероятно, мифический сам Ндиадиане получил свое имя из уст Майсы Вали (царя Синуса)
Сильвиана Диуф утверждает, что " Каждое вассальное королевство - Вало, Такрур, Кайор, Баол, Сине, Салум, Вули и Ньяни - признало гегемонию Джолофа и платило дань ».
После изначально враждебного отношения Сначала были установлены мирные торговые отношения между империей Джолоф и королевством Португалия. В это время Джолоф был на пике своего могущества, и Бур распространил свою власть на штаты Малинке на северном берегу Гамбии, включая Ньюми, Бадибу, Ньяни и Вули. В 1480-х годах принц Бемой правил империей от имени своего брата Бур Бирао. Соблазненный португальской торговлей, он перенес резиденцию правительства на побережье, чтобы воспользоваться новыми экономическими возможностями. Другие князья, выступавшие против этой политики, свергнули и убили бур в 1489 году. Принц Бемой бежал и искал убежища у португальцев, которые увезли его в Лиссабон. Там он обменялся дарами с королем Иоанном II и крестился. Столкнувшись с возможностью посадить на трон христианина союзника, Иоанн II послал экспедиционный корпус под командованием португальского полководца, чтобы вернуть принца на трон Джолофа. Цель состояла в том, чтобы посадить Бемоя на трон и построить форт в устье реки Сенегал. Ни одна из целей не была достигнута. Спор между командующим и принцем привел к тому, что первый обвинил Бемоя в предательстве и убил его.
Несмотря на внутренние распри, Империя Джолоф оставалась силой, с которой приходилось считаться внутри область. В начале 16 века он был способен выставить на вооружение 100 000 пехотинцев и 10 000 кавалеристов. Но семена разрушения империи уже были посеяны перспективами атлантической торговли. Практически все, что привело к возникновению великой Империи Джолофов, теперь разрывало ее на части. Например, прибрежная торговля принесла империи дополнительные богатства. Но правители вассальных государств на побережье получали львиную долю выгод, что в конечном итоге позволило им затмить и подорвать ту небольшую власть, которой обладал император. Был также вопрос внешних сил, таких как распад Малийской империи. Ускользающая хватка Мали над своей обширной империей, благодаря росту империи Сонгай, позволила Джолофу стать самой империей. Но теперь конфликты на севере распространились на северные территории Джолофа. В 1513 г. возглавил сильные силы Фулани и Мандинка в Фута Торо, захватив его у Джолофов и основав свою династию. Коли был сыном неудачного восстания против Империи Сонгай и, возможно, решил действовать против Джолофов в качестве альтернативы борьбе с Сонгай или Мандинка.
В 1549 году Кайор успешно отделился от Империи Джолоф под предводительством наследного принца Амари Нгуна Собела Фолла. Отколовшееся государство Кайор использовало свой прямой доступ к европейской торговле (Джолоф не имел выхода к морю и порта) для роста богатства и могущества. Кайор вторгся в своего южного соседа, Бавола, и начал формировать собственный личный союз. Он победил своего повелителя в 1549 году. Битва вызвала волновой эффект, в результате которого другие государства покинули империю. К 1600 году империя Джолоф фактически прекратила свое существование. Джолоф превратился в королевство; тем не менее, титул Бурба оставался связанным с имперским престижем и вызывал номинальное уважение со стороны его древних вассалов.