Люди Джола

редактировать
Джола
DiolaBaila.JPG Танцующие девушки Джола
Общая численность населения
900 000
Регионы со значительным населением
Сенегал, Гамбия, Гвинея-Бисау
Языки
Йола, Криол, Французский, Английский, Португальский
Религия
Африканская традиционная религия (религия Джола), Христианство, Ислам
Родственные этнические группы
Люди Серер и народ волоф

Джола или Диола (эндоним : Аджамат ) - это этническая группа встречается в Сенегале, Гамбии и Гвинее-Бисау. Большинство джола живут в небольших деревнях, разбросанных по всему Сенегалу, особенно в регионе Нижний Казаманс. Основной диалект языка джола, фонни, является одним из шести национальных языков Сенегала.

Их экономика основана на выращивании влажного риса по крайней мере в течение одного тысяча лет. Эта система была охарактеризована как «один из наиболее значительных примеров« аграрных цивилизаций »в Западной Африке ». Однако Джола, вероятно, достигла региона Нижнего Казаманса в 14 веке, ассимилировав предыдущий народ байнуков и его рисовые традиции. В колониальные времена жители джола начали выращивать арахис как товарную культуру в более засушливых лесах. Другие виды деятельности включают разлив пальмового вина, сбор меда, разведение домашнего скота и производство других культур, таких как сладкий картофель, ямс и арбуз.

Традиционная религия Джола - это анимизм, который практикуется с помощью фетишистских ритуалов и церемоний. Однако население джола, живущее в хорошо связанных районах, стало исламизированным из-за влияния близлежащих народа мандинка. В результате многие джола больше не говорят на своем родном языке, и более половины из них теперь мусульмане. В отличие от доминирующих культур Западной Африки, в большинстве общин джола отсутствует какое-либо социальное или политическое расслоение, они организованы в семьи или кварталы. Однако в некоторых общинах есть центральная власть - король, роль которого больше напоминает роль священника, чем традиционного светского лидера. Наиболее известное королевство Джола находится в Уссуе. Среди мусульман-джола есть и Марабут, религиозный лидер и учитель. За традиционными анимистическими ритуалами следят старейшины, играющие важную роль в обществе Джола. Чтобы мальчики Джола достигли зрелости, они должны принять участие в фестивале посвящений, известном как футамп, который проводится каждые 15–20 лет в каждой деревне Джола.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Язык и подгруппы
  • 3 Религия
  • 4 Культура
    • 4.1 Музыка
      • 4.1.1 Ekonting
      • 4.1.2 Galire
      • 4.1. 3 Другие музыкальные инструменты
  • 5 История
    • 5.1 Ранняя история
    • 5.2 Работорговля и диаспора Джола
  • 6 Известные люди Джола
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Имя

Слово «Джола» - это мандинка название этой этнической группы и означает «расплата», поскольку джолы известны тем, что возвращают то, что с ними сделали, будь то хорошее или плохое дело. Название племени Джола на их родном языке - Аджамат (единственное число) или Аджаматав (множественное число). «Диола» - это традиционная транслитерация в французском, которая также очень распространена в английских источниках.

Язык и подгруппы

Джола говорят на языке джола, который разделен на множество диалектов, которые иногда не могут быть взаимно понятны. Эти диалекты соответствуют различным племенам джола:

Религия

Большинство джолов продолжают следовать своей традиционной религии и ритуалам, несмотря на влияние ислама и христианства в последнее время. Хотя некоторые приняли ислам после войны Сонинке-Марабут, они чтят традиционное использование пальмового вина в своих ритуалах. У них есть один Бог, которого они связывают с такими природными явлениями, как небо, дождь и год, Эмит или Ата Эмит, буквально «Кому принадлежит Вселенная» или «Хозяин-Владелец Вселенной». У них есть чары и священные территории, которые они чтят и с которыми общаются (но не поклоняются). Люди Джола верят, что духи по имени Бакин или Энеерти (Мандинка Джаланг) могут защитить их семьи, их деревни и их рисовые поля; и может даже защитить их от обращения в ислам и христианство.

До того, как ислам и христианство повлияли на их верования, все йолы с большим уважением относились к надлежащему соблюдению похоронной церемонии, и до сих пор некоторые так делают, поскольку они верят, что это позволяет душе умершего отправиться в конечный пункт назначения, чтобы присоединиться к его или ее предкам. Те Джолы, которые до сих пор исповедуют религию своих предков, твердо признали, что без выполнения этих похоронных священных обрядов душа не может войти в присутствие создателя (Ата Амит) и предков. Йолас твердо верил в хорошую гуманистическую жизнь в этом мире. Они верят, что если кто-то живет в этом мире плохой жизнью, когда человек умирает, душа умершего наказывается и становится духом изгнания без кровати, на которой можно лечь. В подгруппе Jola Cassa этот дух изгнания называется Holowa. Этот дух изгнания становится блуждающим духом без уважения со стороны других духов.

Некоторые религиозные фестивали Джола включают Самай, Кумпо и Ниассе.

Культура

Деревня Джола Диола

В отличие от большинства Этнические группы Сенегамбийского региона, Джола не имеют кастовой системы Драгоценностей гриотов, рабов, знати, кожевников и т. д. расширенные клановые поселения, обычно достаточно большие, чтобы дать им независимые имена, в том числе Йола Карон, Йола Мломп, Йола Элиннкин, Йола Кагинол, Йола Хулуф, Йола Джамат, Йола Йохейт, Йола Байот, Йола Брин, Йола Селеки, Йола Каброуз, Йола Дживат, и Йола Фони. Джолы также являются способными практикующими травами. Их высокая адаптация к природе и окружающей среде позволила им создать цивилизацию, основанную на музыке, цивилизацию, основанную на естественной медицине, и, что наиболее важно, цивилизацию, основанную на выращивании риса, что они эффективно делают, используя местный сельскохозяйственный инструмент, называемый каджандо.

Подобно некоторым другим коренным этническим группам региона Сенегамбия - бага, баланта, коньяги и т. Д. - этническая группа джола не приобрела политического масштаба, который расширилась за пределы деревенского уровня по сравнению с этническими группами, которые мигрировали в регион, такими как сонике и мандинка. Но это не означает, что они не разработали сложную политическую систему. Эгалитарный характер их обществ (редко встречающихся в большинстве обществ), построенных вокруг ограниченной деревенской среды, дал им возможность разработать политическую систему, основанную на коллективном сознании, которую они отработали через свои обряды инициации. В известном смысле политическим достижением Джола в деревне был социализм. Это было полностью связано с их религиозной верой в Бакина. Этого политического достижения нелегко достичь, если в обществе, которое им управляет, нет четко определенных правил управления и наказания. Джолы занимаются многими традиционными видами экономической деятельности, такими как рыболовство, выращивание арахиса, производство пальмового вина и переработка пальмового масла: их самая интенсивная экономическая деятельность - это выращивание риса, которое тесно связано с их религией и социальной организацией. Jolas также производят пальмовое масло и разливают пальмовое вино в регионе Сенегамбия. Они разводят коров, свиней, коз, кур, овец и уток. Ремесла Джола включают плетение корзин, керамику и строительство.

Старейшины считаются очень важными в обществе Джола и, как полагают, обладают оккультными способностями и охраняют общественные традиции. В деревнях совет старейшин принимает многие повседневные решения за общину и оказывает большое влияние. Несмотря на патриархальный характер общества Джола, многие женщины играли важную роль в обществе и часто были членами деревенских советов, религиозными лидерами и землевладельцами. Женщины также важны как земледельцы влажных рисовых полей, на которых они преобладали. Джола не практикует полигамию и калечащие операции на половых органах, хотя внешнее влияние сделало их более распространенными в некоторых деревнях.

Музыка

Ekonting

An Ekonting

The эконтинг - трехструнный тыквенный инструмент, народная лютня народа джола. Он имеет внутренний проходной дюбель с круглым корпусом тыквы, а его звуковой ящик выполнен из полусферического калебаса с прибитой козьей шкурой. До изобретения гвоздей в качестве гвоздей использовали шипы пальм или деревянные колышки. Три струны, прикрепленные к длинной шее, сегодня представляют собой нейлоновую леску. Раньше они делались из корней пальм (язык джола: кухалл ката кубекель). Шея представляет собой бамбуковую палку (на языке мандинка: банго), которая проходит через калебас на другую сторону. В звуковой коробке делается отверстие для выхода звука. Мост эконтинга не крепится к коже, как многие лютни. Он свободен и может перемещаться вперед и назад по обшивке звуковой коробки, и он всегда удерживается на месте давлением струн, когда он находится в игровой позиции.

Галире

Галире - это однострунный инструмент Джола Тионк-Эссиля, с его струнами, протянутыми по одной метровой кривой, сделанной из прекрасного мангрового дерева. На первый взгляд это похоже на охотничий лук. На ней играют одной рукой, держащей гибкую тонкую струну (сделанную из пальмовых листьев), бьющуюся по струне дуги, в то время как другая рука держит один конец дуги и регулирует мелодию большим пальцем. Другой конец дуги упирается во рту поющего игрока. Вибрация от песни исполнителя на струне дуги и биение тонкой гибкой струны приводят к приятному и характерному звуку галиры.

Изгнание молодых людей в города привело к резкому сокращению использования этого традиционного инструмента среди народа джола в Казамансе и Гамбии.

Другие музыкальные инструменты

Ниже приведен список нескольких инструментов Джола. Примечание: для их имен используется язык Jola Тионка Эссила. Их названия могут несколько отличаться в других деревнях 'языках.

  • Бакити: как два маракаса без ручки, прикрепленные одним шнуром
  • Бугарабу
  • Эдиандо: используется женщинами во время танцев инициации
  • Эфемме: перевернутая калебаса в сосуде, наполненном водой. Используется женщинами для импровизации или замены барабана, когда он тренирует.
  • Элере
  • Эмомби: используется только во время посвящения - священно и редко - раз в 20-30 лет
  • Этантанг: используется для праздников Компо танца и борьбы
  • Эван: используется во время инициации мужчин
  • Фоуиндум: барабан используется во время инициация
  • Габилена: звук из рога животного

История

Ранняя история

Эти мегалиты были построены предки людей Serer или Jola.

Люди Serer и Jola верят в общее происхождение и имеют шутливые отношения друг с другом, которые они относят к своему древнему общему культурному наследию. Согласно (древней легенде Серер и Джола), две сестры взошли на пирогу со своими отрядами. Из-за стихийного бедствия пирога раскололась пополам в Мысе Сангомар. Те, кто направился на юг, стали предками Джола (потомки Агаира), а те, кто направился на север, стали предками людей Серер (потомков Джамбунь). Мыс Сангомар - одно из священных мест Серер.

Работорговля и диаспора Джола

В середине 1440-х годов разнообразное народное население Сенегамбийского региона столкнулось с насильственным распадом своего народа, и его богатых разнообразных культур португальцами, первыми европейцами, которые отправились искать рабов в Африке для продажи в Новый Свет. Эти европейцы прибыли на лодках среднего размера, которые они использовали для плавания как по реке Гамбии, так и по рекам Казаманс, поскольку в то время не было инфраструктуры для путешествий по суше, вторглись и взяли их на работу в Испанию и Португалию. Позже в шестнадцатом веке, когда эти европейцы поняли, что они могут получить огромную прибыль, используя труд африканцев для эксплуатации богатств Америки, они начали продавать африканских рабов в Северную Америку, Центральную Америку, Южную Америку и страны Карибского бассейна. обеспечивать рабский труд на золотых и серебряных рудниках и на сельскохозяйственных плантациях, выращивая такие культуры, как сахар, хлопок, рис и табак.

С 1445 по 1600 год около миллиона африканцев были вывезены из региона Западной Африки, в частности из региона Сенегамбия. Этническими группами, которые больше всего пострадали во время этой рабской агрессии, были те, кто проживал вдоль прибрежных районов реки Гамбия и реки Кассаманс, и это маньягос, балантас, Папе и Йолас. Среди пожилых джолас до сих пор существует очень старая поговорка о том, что музыка Akonting на начальном этапе была настолько сладка для дьяволов, что самые выдающиеся игроки Jola Akonting, игравшие поздно ночью на рисовых полях, когда работа была приостановлена ​​на день и пришло время играть на Akonting, танцевать и пить пальмовое вино, пока они не устанут, а затем вернутся домой, а большинство этих игроков Akonting не вернулись домой. На следующий день, когда люди вышли искать их, они увидели на земле отпечатки обуви, которые они ассоциировали со стопами дьявола, потому что в те дни Йолас не носил туфли и не знал, как они выглядят. Так Jola Ekonting попала в Америку.

Известные люди Джола

  • флаг Сенегальский портал
  • флаг Гамбийский портал
  • карта Африканский портал

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме Диола.
Последняя правка сделана 2021-05-25 03:20:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте