Совместный план действий

редактировать

24 ноября 2013 г. Совместный план действий (برنامه اقدام مشترک), также известный как Женевское временное соглашение (персидский : توافق هسته‌ای ژنو) было пактом, подписанным между Ираном и странами P5 + 1 в Женева, Швейцария. Он заключается в краткосрочном замораживании отдельных частей ядерной программы Ирана в обмен на уменьшение экономических санкций против Ирана, поскольку страны работают над долгосрочным соглашением. Это было первое официальное соглашение между США и Ираном за 34 года. Реализация соглашения началась 20 января 2014 года.

Совместный план действий и последовавшие за ним переговоры в конечном итоге привели к рамочному соглашению от апреля 2015 года, а затем к заключительному соглашению в июле 2015 года, Совместный всеобъемлющий план действий.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Галерея ведущих переговорщиков
  • 3 Переговоры
  • 4 Положения соглашения
    • 4.1 Делящиеся материалы
  • 5 Международный прием
  • 6 Осуществление
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

История вопроса

Ядерная программа Ирана является предметом разногласий с международным сообществом с 2002 года, когда Группа иранских диссидентов раскрыла существование двух незаявленных ядерных объектов.

Международное агентство по атомной энергии, отвечающее за мониторинг и обеспечение мирной ядерной деятельности, передало вопрос о ядерной программе Ирана в Совет Безопасности ООН в феврале 2006 г., обнаружив, что Иран не соблюдает со своими обязанностями в качестве подписанта Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). За то, что МАГАТЭ расценило как продолжающееся несоблюдение, Совет Безопасности ООН с 2006 года четыре раза голосовал за введение ограниченных экономических санкций против Ирана. В своих резолюциях Совет потребовал от Ирана в полной мере сотрудничать с МАГАТЭ и приостановить всю деятельность, связанную с обогащением урана. Доре Голд, бывший посол Израиля в Организации Объединенных Наций, подчеркнул, что резолюции были приняты в соответствии с 139>Глава VII Устава Организации Объединенных Наций и «имеют обязательную юридическую силу в соответствии с международным правом, добавляя дополнительную юридическую силу аргументу о том, что Иран не имеет никакого законного права на обогащение урана».

Кроме того, США и Европейский Союз добровольно ввели дополнительные санкции против Ирана, нацеленные на его экспорт природных ресурсов (особенно нефти и природного газа), нефтехимическую, аэрокосмическую и автомобильную промышленность, банковскую систему и доступ к международным финансам.

Иран провел президентские выборы в июне 2013 года, на которых победил Хасан Рухани, его кампания обещала умеренность и конструктивное взаимодействие с международным сообществом по поводу его ядерной программы и вспять Международная изоляция Ирана. Рухани был главным переговорщиком Ирана по ядерным вопросам с 2003 по 2005 годы.

Кроме того, Associated Press сообщило в ноябре 2013 года, что официальные лица в администрации Обамы тайно поддерживали контакты с иранскими официальными лицами в течение 2013 года о возможности достижения соглашения по иранской атомной программе. В сообщении говорится, что американские и иранские официальные лица пять раз встречались лицом к лицу в Омане. Секретные встречи, лично санкционированные президентом США Бараком Обамой, были начаты в марте 2013 года в Маскате, когда президент Ирана Махмуд Ахмадинежад находился у власти. Обама проинформировал премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху об этих переговорах, когда Нетаньяху посетил Белый дом 30 сентября 2013 года.

Параллельно с выполнением временного соглашения P5 + 1 соглашение МАГАТЭ и Иран согласовали рамки сотрудничества, которые включают практические меры по разрешению вопросов, касающихся ядерной программы Ирана, включая деятельность, которая может быть связана с ядерным оружием.

Галерея ведущих переговорщиков

P5 + 1 и иранские переговорщики встречаются вместе с ЕС Высоким представителем Кэтрин Эштон в Женеве

переговоры

США Госсекретарь Джон Керри делает записи во время выступления министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Женевских переговорах.

Предыдущие переговоры между Ираном и P5 + 1 под председательством European Профсоюз Высокий представитель Кэтрин Эштон, проходили в казахстанском городе Алматы 26–27 февраля и 5–6 апреля 2013 г. в турецкой город Стамбул 17–18 марта и Женева 7–8 ноября 2013 г. - без согласования. Стороны договорились встретиться снова 20 ноября.

Переговоры 20 ноября проходили на уровне министров иностранных дел стран-участниц.

Переговоры начались с краткого вступительное слово леди Эштон и главы иранской делегации, министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа, перед началом двусторонних переговоров.

США. Заместитель государственного секретаря Уильям Бернс и Джейк Салливан, советник вице-президента по национальной безопасности Джо Байден, присутствовали на Женевских переговорах, но не были объявлены. Они остановились в отдельной гостинице и вошли через служебные двери. Бернс и Салливан были ключевыми участниками тайного канала, который президент Обама направил в Оман для встречи с иранскими официальными лицами. Сообщалось, что Бернс «сидел за рулем» американской переговорной группы, хотя официально ее возглавляли Керри и Венди Шерман. Бернс тайно встречался с иранскими официальными лицами еще в 2008 году, когда его отправил тогдашний президент Джордж Буш.

Положения соглашения

Временное Женевское соглашение было подписано между странами P5 + 1 и Исламской Республикой Иран 24 ноября 2013 года. Сделка заключается в краткосрочном замораживании ключевых частей иранской ядерной программы в обмен на сокращение в санкциях, поскольку обе стороны работают над долгосрочным соглашением.

Соглашение содержит следующие положения по иранской ядерной программе:

  • Весь уран с обогащением более 5% будет либо разбавлен, либо преобразован в оксид урана. Новый уран с уровнем обогащения 3,5% не будет добавлен к текущим запасам Ирана.
  • Новые центрифуги не будут устанавливаться или готовиться к установке.
  • 50% центрифуг на Завод по обогащению в Натанзе и 75% на заводе по обогащению в Фордо останутся неработоспособными. Иран не будет использовать свои усовершенствованные центрифуги для обогащения.
  • Иран не будет разрабатывать какие-либо новые установки по обогащению урана или ядерной переработке.
  • Никакое топливо не будет производиться, тестироваться или передан на Аракскую АЭС. Кроме того, Иран поделится деталями конструкции реактора.
  • МАГАТЭ будет предоставлен ежедневный доступ к Натанзу и Фордо, при этом некоторые объекты будут контролироваться круглосуточными камерами. МАГАТЭ также будет иметь доступ к урановым рудникам и центрифугам Ирана.
  • Иран рассмотрит вопросы МАГАТЭ, связанные с возможными военными аспектами ядерной программы, и предоставит данные, ожидаемые в рамках Дополнительного протокола.

Взамен Иран получит облегчение от санкций в размере примерно 7 миллиардов долларов США (4,3 миллиарда фунтов стерлингов), и никаких дополнительных санкций не будет. В соглашении устанавливаются шестимесячные временные рамки для более всеобъемлющего последующего соглашения между Ираном и участниками переговоров в формате P5 + 1, чтобы формализовать ядерные отношения Ирана с миром.

Соглашение позволяет Ирану закупать запасные части для своего стареющего государства парк авиалайнеров.

Кроме того, будут приостановлены санкции в отношении автомобильной промышленности Ирана, а также санкции в отношении сопутствующих услуг. Лицензия на поставку и установку в Иране запасных частей для обеспечения безопасности полетов иранской гражданской авиации и сопутствующие услуги будут разрешены.

По мнению эксперта по нераспространению Дэвида Олбрайта, смешение иранского 20% -ного урана увеличит время, необходимое для ядерного «прорыва» с 1–1,6 месяца до 1,9–2,2 месяца.

Условия не запрещают Ирану производить компоненты для своих ядерных объектов за пределами площадки, если ни один из этих компонентов не установлен. Один западный дипломат сказал, что влияние этой «лазейки» будет очень незначительным и может послужить проверкой намерений Ирана. Министр Мохаммад Джавад Зариф заявил, что Иран не намерен увеличивать пропускную способность площадки в Араке, «но там строительство будет продолжаться».

Делящиеся материалы

ДНЯО относится к «неотъемлемому праву» использовать ядерную энергию в мирных целях в соответствии с положениями договора о нераспространении. Эти положения обязывают государства, не обладающие ядерным оружием, не приобретать (и не искать и не получать помощь в производстве) ядерного оружия и ставить весь свой ядерный материал под гарантии МАГАТЭ. Сами по себе гарантии не могут обеспечить гарантии относительно будущих намерений страны, что вызывает опасения по поводу того, что иранский объект по обогащению, находящийся сегодня под гарантиями, может быть использован в качестве основы для отказа от обязательств по нераспространению в будущем.

Иран утверждает, что ДНЯО гарантирует право на обогащение урана. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи настаивал на том, что право на обогащение было «красной линией » для иранской стороны. В прошлом Соединенные Штаты и европейцы утверждали, что Иран должен отказаться от своего права на обогащение, несмотря на положения ДНЯО, из-за своей секретной ядерной деятельности и невыполнения своих обязательств по гарантиям ДНЯО.

Временное соглашение представляет собой компромисс и ничего не говорит о том, имеет ли Иран право обогащать уран. Он относится к «праву Ирана на использование ядерной энергии в мирных целях» и на первом этапе позволяет Ирану продолжать некоторую деятельность по обогащению урана. Что касается всеобъемлющего долгосрочного решения, в тексте говорится: "Это всеобъемлющее решение позволило бы Ирану в полной мере пользоваться своим правом на ядерную энергию в мирных целях согласно соответствующим статьям ДНЯО в соответствии со своими обязательствами по нему. Это всеобъемлющее решение могло бы включать взаимное определил программу обогащения с практическими ограничениями и мерами прозрачности для обеспечения мирного характера программы ", но в сноске ясно сказано, что" ничего не согласовано, пока не согласовано все ".

По мнению эксперта по Ирану Рэй Такейх соглашение показало, что обогащение урана «соблюдается на практике, но пока не признано». Высокопоставленный чиновник США заявил, что «Соединенные Штаты не признали право на обогащение для иранского правительства, и мы не собираемся этого делать. В документе ничего не говорится о признании права на обогащение урана». В более общем плане высокопоставленный американский чиновник заявил, что «мы не верим, что ни одна страна - не только Иран - имеет право на обогащение. Статья IV ДНЯО, Договор о нераспространении ядерного оружия, ничего не говорит по этому вопросу. Она не дает ни права, ни отрицает право ».

Согласно редакционной статье в Washington Post, опубликованный текст означает, что Соединенные Штаты и другие державы« уже договорились, что иранская деятельность по обогащению урана будет продолжаться бесконечно ». В документе говорится, что окончательная сделка будет «иметь конкретный долгосрочный срок, который будет согласован», а после ее истечения «иранская ядерная программа будет рассматриваться так же, как и любое государство, не обладающее ядерным оружием, являющееся участником соглашения. ДНЯО. "

Международный прием

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что соглашение гарантирует право Ирана на обогащение. Государственный секретарь США Джон Керри, возглавлявший американскую переговорную группу, ответил, что: «Не существует неотъемлемого права на обогащение», и что «И везде в этом конкретном соглашении говорится, что они могут только это по взаимному согласию, и ничего не согласовывается, пока не согласовано все ". Министр иностранных дел России Сергей Лавров также заявил, что соглашение признает право Ирана на обогащение до тех пор, пока программа находится под контролем МАГАТЭ. Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман согласился с такой оценкой формулировки соглашения, хотя он был недоволен ею.

Арабские страны Ирак, Сирия, Кувейт, Катар, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Палестинская администрация высказалась в пользу временного соглашения. Ливан также приветствовал соглашение, подчеркнув, что Израиль также должен подписать ДНЯО и избавиться от своего арсенала ядерного оружия. Турция, Индия и Пакистан также приветствовали рамочное соглашение. Ссылаясь на арсенал ядерного оружия Израиля, Саудовская Аравия и Катар оба выступали за всеобъемлющее решение ядерной проблемы Ирана, которое оставит весь Ближний Восток свободным от ядерного оружия.

Реакция Израиля правительственные политики были негативными. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху назвал соглашение «исторической ошибкой», а министр разведки Юваль Стейниц сравнил его с провальными ядерными переговорами с Северной Кореей. Учитывая то, как Вашингтон вел сделку с Ираном The Jerusalem Post сомневается в том, что Нетаньяху «отдаст безопасность Израиля в руки гарантий США». Лидер оппозиции Исаак Герцог раскритиковал реакцию Нетаньяху как плохую для отношений Израиля с США, хотя Херцог также сказал, что Обама частично виноват в том, что он не поддерживает более тесные связи с Израилем. Бывшие начальники израильской военной разведки Амос Ядлин и Аарон Зеэви-Фаркаш также раскритиковали реакцию Нетаньяху как разрушительную для отношений с США. Бывший глава Совета национальной безопасности Израиля Яаков Амидрор утверждал, что соглашением не удалось достичь чего-либо значительного, и пришел к выводу, что оно «представляет собой провал, а не триумф дипломатии»

Аль-Джазира утверждала, что Саудовская Аравия, региональный соперник Ирана, приветствовала это соглашение. Кабинет министров Саудовской Аравии опубликовал заявление, в котором, в частности, говорилось: «Правительство королевства видит, что при наличии доброй воли это соглашение могло бы стать предварительным шагом к всеобъемлющему решению иранской ядерной программы» и могло бы в конечном итоге привести «к удалению оружия массового уничтожения, особенно ядерного оружия, с Ближнего Востока и из региона Персидского залива ". The Daily Telegraph сообщила, что Наваф Обейд, старший советник саудовской королевской семьи, раскритиковал то, как была заключена сделка достигнуто: «Нам лгали, все скрывали от нас».

Реакция США Конгресс был неоднозначным. Лидер большинства Палаты представителей Эрик Кантор и Питер Кинг резко критиковали соглашение. Демократы Нэнси Пелоси и Адам Смит были более позитивными. Спикер Джон Бонер и демократ Элиот Энгель были осторожны. Реакция Канады была «скептической»: министр иностранных дел Джон Бэрд заявил, что Иран «не заслужил право иметь преимущество в виде сомнения».

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал временное соглашение как потенциальное «начало исторического соглашения».

Хезболла опубликовала заявление, в котором заявила, что это триумф для Ирана.

Комитет по связям с общественностью Америки и Израиля скептически отнесся к соглашению и призвал Конгресс подготовить закон о санкциях на случай его провала, но не стал требовать немедленного введения новых санкций. Другие беспартийные произраильские группы, в том числе Антидиффамационная лига и Американский еврейский комитет, осторожно приветствовали соглашение после того, как их проинформировали официальные лица Белого дома

. (LR) Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, Верховный комиссар ЕС Кэтрин Эштон, министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, министр иностранных дел Китая Ван И, госсекретарь США Джон Керри, министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус на пресс-конференции по завершении переговоров.

Реализация

Представители сторон временного соглашения объявили, что реализация временного соглашения начнется 20 января 2014 года.

Иранский переговорщик, Арагчи, сообщил в интервью, что некоторые элементы временного соглашения конкретизируются в секретной 30-страничной брошюре. reement »или« non paper ». По его словам, в нем содержится информация о работе совместной комиссии по надзору за выполнением временного соглашения. Представитель Госдепартамента Мари Харф позже отрицала наличие какого-либо секретного соглашения. Текст имплементационного соглашения не был обнародован. Пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Бернадетт Михан заявила, что это связано с тем, что ЕС не публикует документ ». 16 января Белый дом опубликовал краткое изложение технических договоренностей, связанных с выполнением соглашения.

Президент Барак Обама приветствовал это объявление и сказал: «Начиная с 20 января Иран впервые начнет ликвидировать свои запасы обогащенного урана более высокого уровня и демонтировать часть инфраструктуры, которая делает такое обогащение возможным». Иранский чиновник., Заместитель министра иностранных дел Аббас Арагчи отметил, что необходимо предотвращать односторонние толкования, и сказал: «Использование слова« демонтаж »Обамой неуместно».

Реализация началась 20 января 2014 года., Промежуточный отчет МАГАТЭ подтвердил, что Иран начал сворачивать крупную ядерную деятельность, что является первыми шагами по выполнению промежуточной сделки. За отчетом последовала частичная отмена санкций Соединенными Штатами и он ЕС. Первую выплату Ирану за облегчение санкций в размере 550 миллионов долларов планируется перечислить 1 февраля. Планируется, что Иран также получит пять дополнительных платежей в размере 550 миллионов долларов до конца июля 2014 года, а также 900 миллионов долларов двумя частями за разбавление своего обогащенного урана. Европейским судоходным и страховым компаниям также будет разрешено вести дела с поставками иранской нефти в шесть стран, которые в настоящее время освобождены от санкций США.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 03:16:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте