Joint Direct Attack Munition

редактировать
Воздушная бомба Комплект наведения типа бомбы
Joint Direct Attack Munitions. (JDAM)
GBU-31 xxl.jpg GBU-31: Бомба Mk 84 с комплектом JDAM
ТипКомплект наведения бомбы
Место происхожденияСША
История обслуживания
На вооружении1997 – настоящее время
ИспользуетсяСм. операторами
ВойныКурдско-турецкий конфликт. Война с террором. Война в Афганистан (2001 – настоящее время). Война в Северо-Западном Пакистане. Повстанческое движение Аль-Каиды в Йемене. Иракская война. Война в Сомали (2006–2009). Гражданская война в Сомали (2009 – настоящее время). Гражданская война в Сирии. Вмешательство США в гражданскую войну в Сирии. Вмешательство США в Ирак (2014 – настоящее время). Военное вмешательство Турции в Сирии. Операция «Оливковая ветвь». Ирак Гражданская война (2014–2017). Гражданская война в Йемене (2015 – настоящее время). Вмешательство Саудовской Аравии в Йемен. Конфликт в Наджране, Джизане и Асире. Битва при Мараве i
История производства
СебестоимостьПримерно 25 000 долларов США (Зависит от партии приобретения. Цены на зарубежные продажи значительно выше.)
ВариантыСм. Варианты
Технические характеристики
Длина9,9–12,75 футов (3,02–3,89 м)

Максимальная дальность стрельбыДо 15 морских миль (28 км)

Размах крылаОт 19,6 до 25 дюймов (от 500 до 640 мм)
Система наведения.Инерциальное наведение / GPS
Точностьуказана 13 метров; Реализован на высоте около 7 метров

Joint Direct Attack Munition (JDAM ) представляет собой комплект наведения, который превращает неуправляемые бомбы или «немые бомбы» во все -погода высокоточные боеприпасы. Бомбы, оснащенные JDAM, управляются интегрированной инерционной системой наведения, соединенной с приемником глобальной системы позиционирования (GPS), что дает им опубликованную дальность действия до 15 морских миль (28 км).. Бомбы, оснащенные JDAM, варьируются от 500 фунтов (227 кг) до 2000 фунтов (907 кг). Система наведения JDAM была совместно разработана ВВС США и ВМС США, отсюда и название «совместное» в JDAM. При установке на бомбу комплект JDAM получает номенклатуру GBU (Guided Bomb Unit), заменяющую номенклатуру бомбы Mark 80 или BLU (Bomb, Live Unit), к которой он прилагается.

JDAM не является отдельным оружием; скорее это комплект наведения "с болтовым креплением", который превращает неуправляемые гравитационные бомбы в высокоточные боеприпасы (PGM). Ключевыми компонентами системы являются хвостовая часть с аэродинамическими поверхностями управления, комплект (корпус) ремня и комбинированная система инерциального наведения и GPS наведения. устройство управления.

JDAM должен был усовершенствовать бомбу с лазерным наведением и технологию инфракрасного изображения, которая может быть затруднена из-за плохой почвы и погодных условий. В настоящее время лазерные поисковые системы устанавливаются на некоторые JDAM.

С 1998 по ноябрь 2016 года Boeing изготовила более 300 000 комплектов наведения JDAM. В 2017 году производилось более 130 комплектов в день. По состоянию на февраль 2020 года было произведено 430 000 комплектов.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Разработка
    • 1.2 Эксплуатация
    • 1.3 Модернизация
    • 1.4 Расширенный диапазон JDAM
    • 1.5 Прецизионная воздушная постановка минных заграждений
  • 2 Интеграция
    • 2.1 Текущий
    • 2.2 Прошлый
  • 3 Операторы
    • 3.1 Текущие операторы
    • 3.2 Бывшие операторы
  • 4 Общие характеристики
  • 5 Варианты
  • 6 Подобные системы
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
История

Разработка

США Моряки ВМС прикрепили комплект JDAM на борт USS Constellation (CV-64) в марте 2003 г.

США. Бомбардировочная кампания ВВС во время войны в Персидском заливе Операция «Буря в пустыне » была менее эффективной, чем первоначально сообщалось, отчасти потому, что у нее не было высокоточных бомб, которые вся погода. Комплекты лазерного наведения на бомбы оказались исключительно точными в условиях ясной погоды, но в воздухе пыли, дыма, тумана или облачности они испытывал затруднения с удержанием «привязки» к лазерному обозначению. Исследования, разработка, испытания и оценка (RDTE) "боеприпаса с высокоточным наведением в неблагоприятных погодных условиях" начались в 1992 году. Было рассмотрено несколько предложений, включая радикальную концепцию, использующую GPS. В то время было мало спутников GPS, и идея использования спутниковой навигации для наведения оружия в реальном времени была непроверенной и противоречивой. Чтобы определить технический риск, связанный с управляемым оружием INS / GPS, ВВС США в начале 1992 г. разработали программу быстрого реагирования High Gear под названием «Демонстрация оперативной концепции JDAM» (OCD) на базе ВВС Эглин. Honeywell, Interstate Electronics Corporation, Sverdrup Technology и Макдоннелл Дуглас были наняты, чтобы помочь 46-му испытательному крылу ВВС США продемонстрировать возможность создания GPS-оружия в течение одного года. В рамках программы OCD была установлена ​​управляемая бомба GBU-15 с комплектом наведения INS / GPS, а 10 февраля 1993 г. было сброшено первое оружие INS / GPS с F-16 на цель, расположенную на расстоянии 88 000 футов (27 км). Еще пять тестов были проведены в различных погодных условиях, на высотах и ​​в разных диапазонах. Программа OCD продемонстрировала 11-метровую вероятную круговую ошибку (CEP).

Первые летные испытания первого оружия с GPS-наведением привели к прямому поражению цели на базе ВВС Эглин 10 февраля 1993 года.

Первые комплекты JDAM были доставлены в 1997 году, с эксплуатационными испытаниями, проведенными в 1998 и 1999 годах. Во время испытаний было сброшено более 450 JDAM, достигнув надежности системы более 95% с опубликованной точностью менее 10 метров (33 фута) CEP. В дополнение к контролируемому падению параметров, тестирование и оценка JDAM также включали «репрезентативные с точки зрения эксплуатации тесты», состоящие из капель через облака, дождь и снег без снижения точности по сравнению с испытаниями в ясную погоду. Кроме того, были проведены испытания, включающие несколько сбросов оружия, при этом каждое оружие было индивидуально нацелено.

Ex- Schenectady (LST-1185) перечисляет после поражения четырьмя 2000-фунтовыми JDAM 23 ноября 2004 г.

JDAM и B-2 Spirit стелс-бомбардировщик дебютировали в боевых условиях во время операции Allied Force. Самолеты B-2, совершавшие 30-часовые беспосадочные полеты туда и обратно с базы ВВС Уайтмен, Миссури, доставили более 650 JDAM во время сил союзников. В статье, опубликованной в журнале Acquisition Review Journal в 2002 году, говорится, что «во время операции Allied Force... B-2 запустили 651 JDAM с 96% -ной надежностью и поразили 87% намеченных целей...» Благодаря оперативному успеху оригинального JDAM Программа расширилась до 500 фунтов (227 кг) Mark 82 и 1000 фунтов (454 кг) Mark 83, разработка которых началась в конце 1999 года. В результате уроков Operation Enduring Freedom и Операция «Свобода Ирака», и ВМС США, и ВВС США добивались улучшений комплектов, таких как повышение точности GPS, а также устройство ГСН для терминального наведения для использования против движущихся целей.

Бомбы JDAM недороги по сравнению с такими альтернативами, как крылатые ракеты. Первоначальная сметная стоимость хвостовых комплектов составляла 40 000 долларов каждая; однако после проведения конкурентных торгов были подписаны контракты с McDonnell Douglas (позднее Boeing ) на поставку по 18 000 долларов каждый. С тех пор удельные затраты в долларах текущего года увеличились до 21 000 долларов в 2004 году и до 27 000 долларов к 2011 году. К стоимости хвостового комплекта следует добавить стоимость железной бомбы серии Mk80, взрывателя и датчика приближения, которые обеспечивают общую Стоимость оружия составляла около 30 000 долларов. Для сравнения: новейшая крылатая ракета Tomahawk, получившая название Tactical Tomahawk, стоит почти 730 000 долларов.

Эксплуатационное использование

JDAM, загруженное под левое крыло самолета F-16 Fighting Falcon с LITENING II системой наведения, видимой под фюзеляжем

Управление осуществляется с помощью системы управления хвостовым оперением и GPS с помощью инерциальной навигационной системы (ИНС). Система навигации инициализируется передачей данных о выравнивании от летательного аппарата, которая обеспечивает векторы положения и скорости от систем самолета. После выхода из самолета JDAM самостоятельно перемещается к заданным координатам цели. Координаты цели могут быть загружены в самолет перед взлетом, вручную изменены экипажем в полете перед выпуском оружия или введены по каналу данных от бортового оборудования наведения, такого как LITENING II или "Снайпер". " модули таргетинга. В наиболее точном режиме система JDAM будет обеспечивать минимальную точность CEP оружия пять метров или меньше при наличии сигнала GPS. Если сигнал GPS заглушен или потерян, JDAM все еще может достичь 30-метрового CEP или меньше для свободного полета до 100 секунд.

Введение GPS-наведения для оружия принесло несколько улучшений в воздушное пространство наземная война. Первый - это настоящая всепогодная возможность, поскольку на GPS не влияют дождь, облака, туман, дым или искусственные затемнители. Предыдущее высокоточное оружие основывалось на использовании искателей, использующих инфракрасный, визуальный свет или отраженное лазерное пятно, чтобы «видеть» наземную цель. Эти искатели не были эффективны, когда цель была скрыта туманом и низкими облаками и дождем (как в Косово), или пылью и дымом (как в случае с «Буря в пустыне»).

Второе преимущество - расширенное (LAR). LAR определяет область, в которой должен находиться самолет, чтобы запустить оружие и поразить цель. Оружие с высокоточным наведением без GPS, использующее искатели для наведения на цель, имеет значительные ограничения на зону запуска из-за поля зрения искателя. Некоторые из этих систем (например, Paveway I, II и III) должны запускаться так, чтобы цель оставалась в поле зрения искателя на протяжении всей траектории оружия (или для захвата после запуска боевых действий оружие должно быть запущено так, чтобы цель во время аэродрома находилась в поле зрения). Для этого самолет должен лететь прямо в цель при запуске оружия. Это ограничение ослаблено в некоторых других системах (таких как GBU-15 и AGM-130 ) за счет способности оператора системы вооружения (WSO) в самолете вручную управлять оружие к цели. Использование WSO требует передачи данных между оружием и управляющим самолетом и требует, чтобы управляющий самолет оставался в области (и, возможно, уязвим для оборонительного огня), пока оружие находится под ручным управлением. Поскольку системы управления полетом на основе GPS знают текущее местоположение оружия и местоположение цели, это оружие может автономно корректировать траекторию, чтобы поразить цель. Это позволяет самолету-стартеру выпускать оружие под очень большими углами отклонения от оси, включая выпуск оружия для атаки целей за самолетом.

JDAM перед загрузкой для операций над Ираком, 2003 г.

Третье преимущество - истинное " «выстрелил и забыл» ", при котором оружие не требует поддержки после запуска. Это позволяет запускающему самолету покинуть заданный район и приступить к следующему заданию сразу после запуска управляемого оружия GPS.

Еще одна важная возможность, обеспечиваемая наведением на основе GPS, - это способность полностью адаптировать траекторию полета для соответствия критерии, кроме простого попадания в цель. Траекториями оружия можно управлять, так что цель может быть поражена под точным курсом и вертикальными углами. Это дает возможность наносить удар перпендикулярно поверхности цели и минимизировать угол атаки (максимальное проникновение), детонировать боеголовку под оптимальным углом, чтобы максимизировать эффективность боеголовки, или заставлять оружие лететь в зону цели с другого направления, чем у запускать самолет (снижая риск обнаружения самолета). GPS также обеспечивает источник точного времени, общий для всех систем; это позволяет нескольким видам оружия задерживаться и поражать цели в заранее запланированные времена и интервалы.

В знак признания этих преимуществ большая часть оружия, включая Paveway, GBU-15 и AGM-130, была обновлен с возможностью GPS. Это усовершенствование сочетает в себе гибкость GPS с превосходной точностью наведения ГСН.

Взрывы GBU-38 в Ираке в 2008 году.

Несмотря на их точность, использование JDAM сопряжено с риском. 5 декабря 2001 г. JDAM сброшен на B-52 в Афганистане чуть не убил Хамида Карзая, когда он руководил движением против Талибана силы возле Сайда Алима Калая вместе с командой спецназа армии США (SF). Крупные силы талибов солдат вступили в бой с объединенными силами людей Карзая и их американских коллег из СФ, почти подавив их. Командующий спецназом потребовал непосредственной авиационной поддержки (САС) для удара по позициям талибов, чтобы остановить их продвижение. Впоследствии JDAM был сброшен, но вместо того, чтобы нанести удар по позициям талибов, он нанес удар по позициям афганцев и американцев, убив троих и ранив 20 человек. Расследование инцидента показало, что Группа тактического контроля ВВС США (TACP), входящая в состав спецназа Команда заменила батарею в GPS-приемнике в какой-то момент во время битвы, тем самым заставив устройство вернуться к «умолчанию» и «отобразить свои собственные координаты». Не осознавая, что это произошло, TACP передал свои координаты самолету-доставщику.

Модернизация

Датчик воздушного взрыва DSU-33 (справа)

Опыт во время операций «Несокрушимая свобода» и операции «Иракская свобода» под руководством США. Планировщикам воздушных сил нужно искать дополнительные возможности в одном пакете, что приведет к постоянному обновлению программы, чтобы разместить ГСН точного терминального наведения в комплекте JDAM. Лазерный JDAM (LJDAM), как известно это обновление, добавляет лазерную ГСН в носовую часть бомбы, оснащенной JDAM, что дает возможность поражать движущиеся цели JDAM. Laser Seeker - это совместная разработка подразделения Boeing по обороне, космосу и безопасности и израильской Elbit Systems. Он называется Precision Laser Guidance Set (PLGS) от Boeing и состоит из самого Laser Seeker, теперь известного как DSU-38 / B, и жгута проводов, закрепленного под корпусом бомбы, для соединения DSU-38 / B с хвостовым комплектом.. В 2004 финансовом году Boeing и ВВС США начали испытания возможности лазерного наведения для JDAM, и эти испытания продемонстрировали, что система способна нацеливать и уничтожать движущиеся цели. Эта двойная система наведения сохраняет способность работать только с GPS / INS, если лазерное наведение недоступно, с той же точностью, что и более ранний JDAM.

лазерная ГСН GBU-54.

11 июня 2007 года Boeing объявила, что США заключила контракт на 28 миллионов долларов. ВВС доставят 600 лазерных самонаводителей (400 для ВВС и 200 для ВМФ) к июню 2009 г. По данным корпорации Boeing, в ходе испытаний на базе ВВС Неллис, Невада, Air Force F-16 Fighting Falcons и F-15E Strike Eagles сбросили двенадцать 500 фунтов (227 кг) LJDAM, которые успешно поразили быстро движущиеся цели. Используя бортовую аппаратуру наведения, самолеты-носители самостоятельно назначали и самонаводились свои бомбы для удара по целям. Помимо комплектов LJDAM, Boeing также тестирует в рамках контракта на разработку для ВМФ систему защиты от помех для JDAM, разработка которой, как ожидается, будет завершена в 2007 году, а поставки начнутся в 2008 году. Система известна как Integrated GPS. Система Anti-Jam (IGAS).

15 сентября 2008 г. компания Boeing объявила, что она провела демонстрационные полеты с LJDAM, загруженным на борт B-52H.

GBU-54 LJDAM дебютировал в боевых условиях 12 августа 2008 г. в Ираке. когда F-16 из 77-й истребительной эскадрильи столкнулся с движущейся машиной в провинции Дияла. Кроме того, GBU-54 LJDAM дебютировал на афганском театре военных действий в составе 510-й истребительной эскадрильи в октябре 2010 года.

В сентябре 2012 года Boeing приступила к серийному производству Laser JDAM для ВМС США и получили контракт на поставку более 2300 комплектов бомб.

24 июля 2008 года Германия подписала контракт с Boeing, став первым международным заказчиком LJDAM. Поставки для ВВС Германии начались в середине 2009 года. Заказ также включает возможность установки дополнительных комплектов в 2009 году.

В ноябре 2014 года ВВС США начали разработку версии GBU-31 JDAM, предназначенной для отслеживания и атаки источников радиоэлектронной борьбы постановка помех, направленная на нарушение наведения боеприпасов. Искатель Home-on-Jam работает аналогично AGM-88 HARM, чтобы следовать за источником радиопомех и уничтожить его.

JDAM Extended Range

В 2006 году Австралийская Оборонная научно-техническая организация совместно с Boeing Australia успешно протестировали варианты JDAM с увеличенным радиусом действия на испытательном полигоне Вумера.

в В 2009 году компания Boeing объявила о совместной разработке боеприпасов повышенной дальности для совместной прямой атаки (JDAM-ER) с Южной Кореей. Комплект наведения утроит дальность JDAM до 80 км при той же точности и будет стоить 10 000 долларов за единицу. Первые прототипы должны быть завершены в 2010 или 2011 годах.

Комплекты крыльев для австралийского оружия JDAM-ER будут строить. Первые испытания должны быть проведены в 2013 году, а производственные заказы - в 2015 году.

В 2010 году компания Boeing предложила добавить к JDAM-ER хвостовую часть реактивного двигателя, чтобы увеличить дальность полета в 10 раз. Первоначально ВВС США не проявляли интереса к этой концепции, но к 2020 году компания Boeing полагала, что служба вернула интерес к приобретению недорогих крылатых ракет. Powered JDAM имеет дальность действия более сложных ракет за счет недорогого двигателя, но при этом дешевле, поскольку не имеет скрытной формы или способности выполнять полеты на малых высотах. Несмотря на меньшую живучесть, Powered JDAM могут быть объединены в сеть, чтобы обеспечить дешевое противодействующее оружие для подавления систем противовоздушной обороны.

Высокоточное воздушное минирование

23 сентября 2014 года ВВС США впервые в истории провели падение высокоточной авиационной мины, состоящей из мины Quickstrike, оснащенной комплектом JDAM. Quickstrike - это бомба общего назначения серии Mark 80, в которой взрыватель заменен устройством обнаружения цели (TDD), чтобы взорвать его, когда корабль проходит в пределах смертельной дальности, устройством безопасности / руки в носу и хвостовым комплектом парашюта-замедлителя. сзади. Сбрасывание морских мин исторически было сложной задачей, поскольку самолет-носитель должен лететь низко и медленно, 500 футов (150 м) со скоростью 320 узлов (370 миль / ч; 590 км / ч), что делает его уязвимым для вражеских Огонь; первая миссия по минированию с воздуха в рамках операции «Буря в пустыне» привела к потере самолета, и с тех пор США не вели никаких боевых мини-мин. Quickstrike-J - это версия на 1000 фунтов или 2000 фунтов, оснащенная JDAM, а GBU-62B (V-1) / B Quickstrike-ER - это планирующая версия на 500 фунтов или 2000 фунтов, основанная на JDAM-ER, которая имеет дальность 40 миль (46 миль; 74 км) при запуске с высоты 35000 футов (11000 м). Прецизионное сбрасывание морских мин является первым достижением в области авиационных средств доставки мин со времен Второй мировой войны и может повысить живучесть самолетов-доставщиков, поскольку вместо того, чтобы выполнять несколько медленных проходов на малой высоте непосредственно над районом, самолет может сбросить все свои мины в за один проход с удаленного расстояния и высоты, и повысить эффективность мин, так как вместо случайной установки мин в четко определенной области они могут быть установлены непосредственно в устье гавани, судоходные каналы, каналы, реки и внутренние водные пути, уменьшая количество требуемых мин и увеличивая возможность блокирования транзитных коридоров судов. Вражеские военно-морские порты также могут быть заблокированы, а оборонительное минное поле может быть быстро установлено для защиты районов, которым угрожает десантное нападение.

Интеграция
JDAM, загруженные на переходную балку для тяжелых складских помещений (HSAB) под крылом B-52H Stratofortress 2 000 фунтов GBU-31 снизились в Афганистане двумя F-15E, 2009 г.

Current

JDAM в настоящее время совместим с:

Прошлый

JDAM был совместим со следующими самолетами:

Операторы
M ap с операторами JDAM, выделенными синим цветом

Помимо того, что он используется его основным пользователем - военными США - США Правительство также одобрило JDAM для экспортных продаж в соответствии с Законом о контроле за экспортом оружия, но в ограниченном количестве только в несколько стран.

Текущие операторы

.

Бывшие операторы

Общие характеристики
  • Основное назначение: Управляемое оружие класса «воздух-поверхность»
  • Подрядчик: Boeing
  • Длина: (JDAM и боеголовка) GBU-31 (v) 1 / B: 152,7 дюйма (3880 мм); GBU-31 (v) 3 / B: 148,6 дюйма (3770 мм); GBU-32 (v) 1 / B: 119,5 дюймов (3040 мм); GBU-38 (v) / B: 2,35 м (92,64 дюйма)
  • Стартовый вес: (JDAM и боеголовка) GBU-31 (v) 1 / B : 2036 фунтов (924 кг); GBU-31 (v) 3 / B: 2115 фунтов (959 кг); GBU-32 (v) 1 / B: 1013 фунтов 1013 фунтов (459 кг); GBU-38 (v) / B: 268 кг (590 фунтов)
  • Размах крыла: GBU-31 : 25 дюймов (640 мм); GBU-32 : 19,6 дюймов (500 мм)
  • Диапазон: до 15 морских миль (28 км)
  • Потолок: 45 000 футов (14 000 м)
  • Система наведения: GPS / INS
  • Стоимость единицы: Приблизительно 22000 долларов за комплект (доллар 07 финансового года)
  • Дата развертывания: 1999
  • Инвентарь: комплект полностью -скоростное производство. Прогнозируемый инвентарный запас составляет приблизительно 240 000 единиц, 158 000 для ВВС США и 82 000 для ВМС США. (По состоянию на октябрь 2005 г.)
Варианты
Художественный рендеринг USAF комплектов JDAM для неуправляемых бомб Mk 84, BLU-109, Mk 83 и Mk 82.
  • Номинальный вес 2000 фунтов (900 кг)
  • номинальная масса 1000 фунтов (450 кг)
    • GBU -32 (В) 1 / B (USAF) Mk-83
    • GBU-32 (V) 2 / B (USN / USMC) Mk-83
    • GBU-35 (V) 1 / B (USN / USMC) BLU-110
  • номинальный вес 500 фунтов (225 кг)
Подобные системы
  • Paveway IV, построенные и используемые Королевскими ВВС. Двухрежимный боеприпас с лазерным и GPS-наведением.
  • HGK (бомба) разработан и разработан Турецким оборонным институтом TUBITAK-SAGE
  • Spice (бомба) - разработан комплект наведения Рафаэль для ВВС Израиля
  • SMKB - бразильский комплект наведения, разработанный Mectron, и Britanite
  • AASM - французский комплект наведения с метрической точностью, разработанный Safran.
  • B61 Mod 12 (также называемый B61-12) - ядерная бомба свободного падения США с добавленным комплектом наведения типа JDAM. Более высокая точность позволяет уничтожить укрепленную цель с помощью меньшего по мощности ядерного оружия.
  • FT PGB - аналогичная китайская система.
См. Также
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 03:15:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте