Иоанн Солсберийский (конец 1110-х - 25 октября 1180 г.), описавший Сам Иоганнес Парвус («Джон Маленький») был английским писателем, философом, педагогом, дипломатом и епископом Шартрского, родился в Солсбери, Англия.
Он был англосаксонцем, а не нормандцем извлечение, и, следовательно, очевидно клерк из скромный фон, карьера которого зависела от его образования. Помимо этого, и того, что он применил к себе прозвище Парвус, «короткий» или «маленький», мало что известно о его ранней жизни. Из его собственных заявлений можно сделать вывод, что он перебрался во Францию около 1136 года и начал регулярное обучение в Париже у Петера Абеляра, который на короткое время вновь открыл там свою знаменитую школу. на Гора Сент-Женевьев.
Его яркие рассказы об учителях и студентах дают некоторые из наиболее ценных сведений о первых днях Парижского университета. Когда Абеляр уехал из Парижа, Джон учился у Мастера Альберика и Роберта Мелунского. В 1137 году Джон отправился в Шартр, где изучал грамматику у Вильгельма Кончеса и риторику, логику и классику у Ричарда л'Эвека, ученика Бернара Шартрского.. Учение Бернара отличалось отчасти ярко выраженной платонической тенденцией, а отчасти - упором на литературное изучение великих латинских писателей. Влияние последней особенности заметно во всех произведениях Джона Солсберийского.
Около 1140 г. Иоанн вернулся в Париж, чтобы изучать богословие у Жильбера де ла Порре, затем у Роберта Пулла и Симона Пуасси, поддерживая себя в качестве наставника для молодых дворян.. В 1148 году он проживал в аббатстве Мутье-ла-Целль в епархии Труа вместе со своим другом Петром Целльским. Он присутствовал на Реймском соборе в 1148 году под председательством Папы Евгения III. Предполагается, что, находясь там, он был представлен святым Бернаром Клерво Теобальдом, секретарем которого он стал.
Джон Солсберийский был секретарем архиепископа Теобальда в течение семи лет. Находясь в Кентербери, он познакомился с Томасом Бекетом, оказавшим большое влияние на жизнь Джона. В течение этого периода он совершил множество миссий к Папскому престолу; вероятно, на одном из них он познакомился с Николасом Брейкспиром, который в 1154 году стал папой Адрианом IV. В следующем году Джон посетил его, оставшись с ним в Беневенто на несколько месяцев. После этого он был при дворе Рима, по крайней мере, дважды.
За это время он написал свои величайшие произведения, опубликованные почти наверняка в 1159 году, Policraticus, sive de nugis curialium et de vestigiisphilusphorum и «Металогикон», сочинения, бесценные как хранилища информации о предмете и форме схоластического образования, замечательные своим культурным стилем и гуманистическими тенденциями. Policraticus также проливает свет на упадок придворных манер 12-го века и небрежную этику королевской семьи. Представление о современниках , стоящих на плечах гигантов Античности, впервые появляется в письменной форме в Металогиконе. После смерти Теобальда в 1161 году Джон продолжал выполнять обязанности секретаря своего преемника Томаса Беккета и принимал активное участие в долгих спорах между этим приматом и его государь, Генрих II, который смотрел на Иоанна как на папского агента.
Его письма проливают свет на конституционную борьбу, которая тогда волновала Англию. В 1163 году Иоанн впал в немилость короля по причинам, которые остаются неясными, и уехал во Францию. Следующие шесть лет он провел со своим другом Петром Ла Целльским, ныне аббатом святого Ремигиуса в Реймсе. Здесь он написал «Историю Понтификалис». В 1170 году он возглавил делегацию, которой была поручена подготовка к возвращению Беккета в Англию, и находился в Кентербери во время убийства Беккета. В 1174 году Джон стал казначеем Эксетерского собора.
В 1176 году он стал епископом Шартра, где и провел остаток своей жизни. В 1179 г. он принял активное участие в Третьем Латеранском соборе. Он умер в Шартре или недалеко от него 25 октября 1180 года.
Труды Иоанна превосходно проясняют литературную и научную позицию Западной Европы XII века. Хотя он хорошо разбирался в новой логике и диалектической риторике университета, взгляды Джона предполагают развитый интеллект, хорошо разбирающийся в практических делах, противостоящий крайностям как номинализма, так и реализма a практический здравый смысл. Его доктрина представляет собой разновидность утилитаризма, с сильной опорой на умозрительную сторону модифицированного литературного скептицизма Цицерона, которым он безгранично восхищался и на чьем стиле основывал свой собственный. Его взгляд на то, что конец образования был моральным, а не просто интеллектуальным, стал одной из основных образовательных доктрин западной цивилизации, но его влияние следует искать не в его ближайших современниках, а в мировоззрении эпохи Возрождения. гуманизм.
О греческих писателях он, кажется, ничего не знал из первых рук и очень мало знал о переводах. Он был одним из лучших латинистов своего времени. Тимей Платона в латинской версии Халкидия был известен ему как его современникам и предшественникам, и, вероятно, у него был доступ к переводам Федона и Мено. От Аристотеля он владел всем Органоном на латыни; он действительно был первым из известных средневековых писателей, которому все было известно.
Он первым ввел термин theatrum mundi, понятие, которое повлияло на театр несколько веков спустя. В нескольких главах третьей книги своего Policraticus он размышляет о том, что «жизнь человека на земле - это комедия, где каждый, забывая свое, играет роль другого».
Джон был изображен актером в немом фильме 1923 года «Беккет» по пьесе Альфреда Лорда Теннисона.
![]() | В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Джоном Солсберийским |