Иоанн Лейденский

редактировать
лидер голландских анабаптистов

Иоанн Лейденский
Джон Лейденский.jpg
король анабаптистов Мюнстера
Правление . 8 сентября 1534 г. - 24 июня 1535 г. (1534-09-08 - 1535-06-24)
КанцлерГенрих Крехтинг
лейтенантБернхард Крехтинг
Штатхолдер Бернхард Книппердоллинг
Личные данные
РодилсяЙохан Бёкельзоон. (1509-02-02) 2 февраля 1509 года. Зевенховен, графство Голландия, Габсбург Нидерланды
Умер22 января 1536 (1536-01-22) (26 лет). Принципальмаркт, Мюнстер, принц -Епископство Мюнстера
Супруг (ы)
Род занятийПортной, торговец, трактирщик
Известен поРоль в Мюнстерское восстание
Под влияниемЯн Маттейс из Харлема

Иоанн Лейденский (родился Йохан Бёкельзун ; 2 февраля 1509-22 января 1536) был голландцем анабаптистов лидер, переехавший в Мюнст э в 1533 г., столица принца-епископства Мюнстер, где он стал влиятельным пророком, превратил город в тысячелетнюю анабаптистскую теократию и провозгласил себя Король Нового Иерусалима в сентябре 1534 года. Восстание было подавлено в июне 1535 года после того, как принц-епископ Франц фон Вальдек осадил город и захватил Иоанна. 22 января 1536 года Джон был замучен до смерти на центральном рынке города вместе с Бернхардом Книппердоллингом и Бернхардом Крехтингом.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Историография
  • 3 In пословица, на сцене и в художественной литературе
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Вице-король и исполнитель Бернхард Книппердоллинг

Джон был незаконнорожденным сыном голландский мэр и портной ученик по профессии. Он родился в деревне Зевенховен в муниципалитете Ньюкуоп, расположенном в голландской провинции Южная Голландия. Выросший в бедности молодой Джон стал харизматическим лидером, которого очень уважали его последователи. Иоанн был анабаптистом, сначала тайно, но позже он стал признанным пророком секты, которая в конечном итоге захватила немецкий город Мюнстер. По его собственным свидетельствам, он переехал в Мюнстер в 1533 году, потому что слышал, что там были вдохновленные проповедники. Он послал за Яном Маттисом, который крестил его, чтобы прийти. После его прибытия Маттис, признанный пророком, стал главным лидером города. Маттис изгнал всех католиков из города вскоре после своего прибытия и основал общинную структуру, основанную на Евангелиях. Он объявил деньги вне закона и запретил владеть собственностью. Армия, поддерживаемая католиками, во главе с Францем фон Вальдеком, принцем-епископом Мюнстера, Оснабрюка и Миндена, осадила город Мюнстер после захвата анабаптистами. Маттис возглавил осаду пасхального воскресенья 1534 года, но быстро умер. Иоанн Лейденский стал самопровозглашенным «королем Нового Иерусалима» до его падения в июне 1535 года.

Анабаптистский «канцлер» Бернхард Крехтинг

Иоанн Лейденский возглавил анабаптистов во время осады. Когда он был лидером, он занял положение Маттиса как пророка и в конечном итоге учредил Королевский Орден с Королевским двором и королевским костюмом, который был сделан из собственности, взятой у граждан Мюнстера. Иоанн Лейденский пообещал своим голодающим подданным спасение от осады и грядущие награды за их непреходящую верность. Это, наряду с его харизмой, сохраняло его положение в городе в безопасности до возможного поражения от рук принца-епископа. Его девизом было: «Gottes macht is myn cracht» (Божья мощь - моя сила).

Железные корзины, в которых хранились трупы руководителей Мюнстерского восстания на шпиле церкви Святого Ламберта.

Армия Мюнстера была разбита в 1535 году принцем-епископом Францем фон Вальдеком, и Иоанн Лейденский был взят в плен. Его нашли в подвале дома, откуда его отправили в темницу в Дюльмене, а затем вернули в Мюнстер. 22 января 1536 года вместе с Бернхардом Крехтингом и Бернхардом Книппердоллингом его пытали, а затем казнили. Каждый из троих был прикреплен к шесту железным ошейником с шипами, а его тело в течение часа раздирали раскаленными щипцами. После того, как Книппердоллинг увидел процесс пыток Джона Лейденского, он попытался убить себя ошейником, используя его, чтобы задушить себя. После этого палач привязал его к столбу, чтобы он не мог убить себя. После сожжения их языки вырывали щипцами, прежде чем каждый был убит горящим кинжалом, пронзившим сердце. Тела поместили в три железные корзины и подвесили на шпиле Св. Ламберта и останки оставлены гнить. Примерно через пятьдесят лет кости удалили, но корзины остались.

Историография

Традиционно считается, что Иоанн Лейденский основал в Мюнстере полигамную теократию, наиболее известную благодаря закону, который издал Иоанн, гласящий, что любая незамужняя женщина должна принять первое сделанное ей предложение руки и сердца, в результате чего мужчины соревновались за получение наибольшего числа жен. Некоторые источники сообщают, что Джон сам взял шестнадцать жен помимо своей «королевы » Дивары ван Харлем, и что он публично обезглавил одну из своих жен, Элизабет Вандшерер, после того, как она восстала против его власти. Карл Каутский в своей работе «Коммунизм в Центральной Европе во времена Реформации» отмечает, что эта картина анабаптиста Мюнстера почти полностью основана на рассказах врагов анабаптистов, которые стремились оправдать свое кровавое завоевание город. Чтение источников Каутским подчеркивает акцент анабаптистов на социальном равенстве, политической демократии и общинной жизни во время номинального правления Иоанна.

В пословицах, на сцене и в художественной литературе

  • имя Джона все еще живо в голландском языке, в поговорке zich met een Jan (tje) van Leiden van iets afmaken (свободно : Вытащить Джона Лейденского), что означает не прилагать слишком много усилий (или каких-либо усилий) к чему-либо.
  • Джон Лейден фигурирует в Томасе Наше «Несчастный путешественник». (1594), герой которого, Джек Уилтон, сатирически описывает осаду Мюнстера и смерть Лейдена.
  • opera Le prophète (1849) by Джакомо Мейербер показывает Джона как своего героя. Он включает в себя захват Мюнстера (Деяния III и IV), коронацию Иоанна как избранного Бога в соборе (Акт IV), а его финал разворачивается во дворце Иоанна в Мюнстере.
  • Джон появляется как доверенное лицо Гитлера. в антинацистском романе Фридриха Рек-Маллечевена 1937 года, Бокельсон: Geschichte eines Massenwahns («Бокельсон: Повесть о массовом безумии»).
  • Джон Лейденский фигурирует в 1962 Питер Ванситтарт роман опубликован как Осада в США и как Друзья Бога в Великобритании
  • Джон (как Ян Бокельсон) - один из главных героев пьесы 1967 года Die Wiedertäufer Фридрих Дюрренматт.
  • Иоанн Лейденский появляется в романе L'Œuvre au noir или «Бездна» Маргариты Юрсенар 1968 года, в котором Юрсенар смешивает вымышленных и реальных персонажей, описание всего Мюнстерского восстания и его падения. Отрывок занимает небольшую главу.
  • Немецкая телевизионная драма [de ] 1993 года о Лейдене показывает Кристофа Вальца в роли Яна Бюкельзоона и Марио Адорфа как епископ фон Вальдек.
  • Джон также фигурирует в романе Лютера Блиссетта, Q.
  • Джон (Ян) Лейденский является центральным персонажем в романе Аниты Мейсон Роман 2003 г. «Совершенство».
  • Джон - центральный персонаж в романе 2010 г. «Поговори с ней по-доброму», романе исторической фантастики, действие которого происходит во время событий Мюнстерского восстания.
  • Главный герой Роман Ричарда Пауэрса 2014 года Орфей сочиняет оперу с Джоном Лейденским в качестве главного героя.

Ссылки

Дополнительная литература

  • Король-портной: Взлет и падение анабаптистского королевства Мюнстер, Энтони Артур, ISBN 0-312-26783-5
  • Погоня за тысячелетием Норман Кон, ISBN 978-0195004564

Внешние ссылки

Wikisource содержат текст статьи 1911 Encyclopædia Britannica Бакхольдт, Иоганн.
Последняя правка сделана 2021-05-25 14:55:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте