Джон Фордун

редактировать

Иоанн Фордунский (до 1360 - ок. 1384) был шотландским летописцем. Обычно утверждается, что он родился в Фордун, Мирнс. Несомненно, что он был светским священником и что он написал свою историю во второй половине 14 века; и вполне вероятно, что он был капелланом в соборе Св. Махара в Абердине.

. Работа Фордуна является самой ранней попыткой написать непрерывную историю Шотландия. Нам известно, что патриотическое рвение Фордуна было вызвано удалением или уничтожением многих национальных архивов Эдуардом III Англии и что он путешествовал по Англии и Ирландии, собирая материалы для своей истории.

В совокупности эта работа, разделенная на пять книг, известна как Chronica Gentis Scotorum. Первые три не подтверждены исторически, что ставит под сомнение их точность, но они также составляют основу, на которой Боэс и Джордж Бьюкенен впоследствии основали некоторые из своих исторических сочинений. Томас Иннес в своем «Критическом эссе» (I, стр. 201–2,4) утверждал, что часть истории, представленной этими людьми, была сомнительной, но у самого Иннеса была собственная политическая программа и его работы также подверглись критике со стороны современных историков. 4-я и 5-я книги содержат много ценной информации и становятся тем более достоверными, чем ближе они подходят к собственному времени автора. Пятая книга завершается смертью царя Давида I в 1153 году.

Более поздние исследования, проведенные в основном профессором Даувитом Брауном из Университета Глазго, предполагают, что часть того, что до сих пор считалось Фордуном Хроника после 1153 г. следует рассматривать как два отдельных произведения, ни один из которых не может быть ни в каком значимом смысле отнесен к самому Фордуну. Теперь мы ссылаемся на список ежегодных событий после смерти короля Давида I в 1153 году как на отдельные работы Gesta Annalia I и Gesta Annalia II. Новое мышление, выдвинутое профессором Брауном, было представлено школьникам Шотландии Биллом Гленни в следующих полезных выражениях:

• Мы должны рассматривать работу Джона Фордуна только как хронику. • Таким образом, собственное творчество Фордуна не идет дальше смерти царя Давида I в 1153 году. • Фордун не может рассматриваться в каком-либо значимом смысле как автор «Gesta Annalia». • Мы должны рассматривать «Gesta Annalia» как отдельную работу. • На самом деле мы должны рассматривать «Gesta Annalia» не как одну работу, а как две. • Изучение сохранившихся рукописей обнаруживает два отдельных текста. • Для удобства они называются «Gesta Annalia I» и «Gesta Annalia II». • «Gesta Annalia I» заканчивается, когда король Александр III отправляет посольство во Францию, чтобы найти ему новую жену в феврале 1285 г. • «Gesta Annalia II» начинается с женитьбы Александра III на своей новой невесте в октябре 1285 г. • «Gesta Annalia I». - это крупа - то, что осталось - гораздо более продолжительной работы. • Автор «Gesta Annalia» закончил эту работу примерно в феврале 1285 года. • В какой-то момент писец скопировал «Gesta Annalia I» и приложил ее к хронике Фордуна. • Может быть, этим писцом был сам Фордун? Добавил ли он «Gesta Annalia I» в свою хронику? Это, пишет Даувит Браун, «является открытым вопросом». • Итак, когда мы читаем «Gesta Annalia I», мы читаем копию оригинального произведения. • Но мы должны предположить, что тот, кто скопировал оригинальную работу, оставил ее в основном без изменений, то есть без изменения текста. • В «Gesta Annalia I» присутствует последовательность в написании и изложении истории, которую мы не всегда находим в «Gesta Annalia II». Gesta Annalia II представляет собой более сложную - а некоторые могут предложить более интересную - работу. • В то время как стиль и представление «Gesta Annalia I» единообразны, в «Gesta Annalia II» дело обстоит иначе.

Вышеупомянутые пункты взяты из совета Билла Гленни ученикам шотландской школы, изучающим «Шотландия: независимость и королевство, 1249-1334» в Advanced Higher.

В исторических текстах, опубликованных до того, как это новое мышление было принято, по-прежнему будет упоминаться Фордун как автор комментариев, относящихся к периоду после 1153 года. Эти комментарии теперь цитируются как Gesta Annalia I или II.

Помимо этих пяти книг, опубликованных около 1360 года, Фордун также написал часть другой книги и собрал материалы, позволяющие перенести историю на более поздний период. Эти материалы были использованы продолжателем, писавшим в середине 15 века и отождествленным с Вальтером Бауэром, настоятелем монастыря . Инчкольма. Дополнения Бауэра составляют одиннадцать книг и доводят повествование до смерти короля Шотландии Якова I в 1437 году. Согласно обычаю того времени, продолжатель, не колеблясь, вставил часть Фордуна из труд с его собственными дополнениями, и вся собранная таким образом история известна как Scotichronicon.

Первым печатным изданием работы Фордуна было издание Томаса Гейла в его Scriptores quindecim (vol. iii), который был опубликован в 1691 году. За этим последовало издание Томаса Херна (5 томов) в 1722 году. Вся работа, включая продолжение Бауэра, была опубликована Уолтером Гудоллом в Эдинбурге в 1759 году. В 1871 и 1872 годах хронику Фордуна в оригинальном латинском и в английском переводе редактировал Уильям Ф. Скин в Историках Шотландии. В предисловии к этому изданию собраны все биографические данные и даны полные ссылки на рукописи и издания.

Ссылки

Примечания

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 14:54:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте