Джон Тавенер

редактировать

Тавенер в 2005 году

Сэр Джон Кеннет Тавенер (28 января 1944 - 12 ноября 2013) был английским композитором, известен своими обширными религиозными произведениями, в том числе Покров покровительства, Песня для Афины и Агнец.

Тавенер впервые стал известен своей кантатой Кит, премьера которого состоялась в 1968 году. В возрасте 24 лет он был описан The Guardian как «музыкальное открытие года», а The Times сказал, что он был «среди лучшие творческие таланты своего поколения ». За свою карьеру он стал одним из самых известных и популярных композиторов своего поколения, в частности, для The Protecting Veil, который, как записал виолончелист Стивен Иссерлис, стал самым продаваемым альбомом, и Song for Athene, который был исполняется на похоронах принцессы Дианы. Ягненок стал саундтреком к фильму Паоло Соррентино Великая красавица. Тавенер был посвящен в рыцари в 2000 году за свои заслуги перед музыкой и получил премию Айвора Новелло. Он был награжден почетной стипендией колледжем Сарум в 2001 году.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Кит и ранние оперы
  • 3 Преобразование к православному христианству
  • 4 Дальнейшая карьера
  • 5 Личная жизнь
  • 6 Смерть
  • 7 Музыка
    • 7.1 Стиль и развитие
  • 8 Основные моменты карьеры
  • 9 Работы
  • 10 Избранные записи
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Ранние годы и образование

Тавенер родился 28 января 1944 года в Уэмбли, Лондон. Его родители руководили семейной строительной фирмой, а его отец также был органистом пресвитерианской церкви Святого Андрея в Фрогнале, Хэмпстеде. В возрасте 12 лет Тавенер был доставлен в Глайндборн, чтобы послушать Волшебную флейту Моцарта, произведение, которое он любил всю оставшуюся жизнь. В том же году он услышал последнее произведение Стравинского, Canticum Sacrum, которое он позже описал как «произведение, которое разбудило меня и заставило меня захотеть стать композитором».

Тавенер стал учёный-музыковед в средней школе (где одним из учеников был Джон Раттер ). Школьный хор часто использовался BBC в работах, требующих голоса мальчиков, поэтому Тавенер приобрел хоровой опыт пения в Третьей симфонии Малера и Кармина Бурана Орфа. Он начал сочинять в Хайгейте, а также стал достаточно опытным пианистом, чтобы исполнить вторую и третью части Четвертого фортепианного концерта Бетховена , а в 1961 году с Национальным молодежным оркестром - Шостаковича Концерт для фортепиано № 2. Он также стал органистом и хормейстером в 1961 году в пресвитерианской церкви Святого Иоанна в Кенсингтоне (ныне Коптская ортодоксальная церковь Святого Марка), эту должность он занимал 14 лет.

Тавенер вошел в Королевская музыкальная академия в 1962 году, где его наставниками были сэр Леннокс Беркли. Во время учебы он решил отказаться от фортепиано и посвятить себя композиции.

Кит и ранние оперы

Тавенер впервые получил известность в 1968 году благодаря своей драматической кантате «Кит» по мотивам произведений. ветхозаветная история Ионы. Премьера состоялась на дебютном концерте London Sinfonietta, который также был первым концертом Queen Elizabeth Hall. Младший брат Тавенера, Роджер, тогда строил дом Ринго Старра и, заручившись интересом музыканта, убедил Beatles записать The Whale на Apple. Records и выпущен в 1970 году. В следующем году Тавенер начал преподавать в Тринити-колледже в Лондоне. Другие произведения Тавенера, выпущенные Apple, включали его Кельтский реквием, который произвел на Бенджамина Бриттена достаточное впечатление, чтобы убедить Ковент-Гарден заказать оперу у Тавенера. Конечным результатом либретто драматурга Жерара Макларнона стала Тереза: когда поставили в 1979 году оперу, считали, что она слишком статична, чтобы стать успешной драмой.

Тавенер также был глубоко затронут его краткий брак 1974 года с греческой танцовщицей Викторией Марагопулу. Его камерная опера «Кроткий дух» (1977) с либретто МакЛарнона по рассказу Федора Достоевского касается ростовщика, чей брак развалился до такой степени, что его жена покончила жизнь самоубийством. Было сочтено, что она «намного превосходит Терезу, а внутренняя драма больше подходит для сцены». Примечательно, что это также коснулось русского православия, в которое Макларнон был обращен в течение нескольких лет.

Переход в православие

Тавенер обратился в Русскую православную церковь в 1977 г. Православное богословие и литургические традиции оказали большое влияние на его творчество. Его особенно привлекала его мистицизм, изучение и музыкальное оформление сочинений Отцов Церкви и завершение установки Божественной литургии св. Иоанна Златоуста, основная евхаристическая литургия Православной церкви: это была первая музыка Тавенера, прямо вдохновленная православием.

Более поздняя карьера

Хоровая обработка Джона Тавенера Уильяма Блейка Лэмб "из его сборника Песни невинности и опыта является неизменно популярным произведением. Это изображение представляет собой копию C, объект 8 оригинальной поэмы, которая в настоящее время хранится в Библиотеке Конгресса.

Последующие исследования Тавенером русской и греческой культуры привели к Реквиему Ахматовой: он не имел успеха ни на премьере Эдинбургского фестиваля. в 1981 году или на его представлении Proms 'на следующей неделе, когда многие зрители ушли до того, как оно закончилось. Более продолжительным успехом была короткая хоровая постановка из четырех частей стихотворения Уильяма Блейка Уильяма Блейка «Агнец», написанная одним днем ​​в 1982 году к третьему дню рождения его племянника Саймона, без сопровождения аккомпанемента. Это простое гомофоническое произведение обычно исполняется как рождественская песнь. Среди более поздних выдающихся произведений - «Акафист Благодарения 1987 года», написанный в ознаменование тысячелетия Русской Православной Церкви; The Protecting Veil, впервые исполненная виолончелистом Стивеном Иссерлисом и Лондонским симфоническим оркестром на Променадах 1989 года; и Песня для Афины (1993). Эти два хоровых произведения были оформлены на тексты Матери Феклы, русской православной игуменьи, которая была давним духовным наставником Тавенера до своей смерти в 2011 году. Песня для Афины, в частности, получила всемирную известность, когда была исполнена в похороны Дианы, принцессы Уэльской в 1997 году.

Падение и воскрешение Тавенера, впервые проведенное в 2000 году, использовались такие инструменты, как бараний рог, Ней флейта и кавал. Он был посвящен принцу Уэльскому, с которым Тавенер крепко дружил. В 2003 году Тавенер написал исключительно большой труд Завеса Храма (премьера которого состоялась в Temple Church в Лондоне), основанном на текстах из ряда религий. Названный Тавенером «высшим достижением моей жизни», он рассчитан на четыре хора, несколько оркестров и солистов и длится не менее семи часов. «Молитва сердца», написанная и исполненная для Бьорк, была впервые представлена ​​в 2004 году. В 2007 году Тавенер сочинил «Прекрасные имена», набор из 99 имен Бога в мусульманской традиции, спетых на арабском языке..

Сообщалось, особенно в британской прессе, что Тавенер оставил православное христианство, чтобы исследовать ряд других различных религиозных традиций, включая индуизм и ислам, и стал последователем традиционалистов философа Фритйофа Шуона. В интервью The New York Times, проведенном британским музыкальным журналистом Майклом Уайтом, Тавенер сказал: «Я достиг точки, когда все, что я писал, было ужасно строгим и ограниченным тональной системой Православной церкви, и Я чувствовал потребность, по крайней мере в моей музыке, стать более универсальным: использовать другие цвета, другие языки ». Интервьюер также сообщил тогда, что он «не отказался от православия. Он остается преданным христианином». Выступая в передаче BBC Four Sacred Music в 2010 году, Тавенер назвал себя «в основном православным». Он повторил свое желание исследовать музыкальные традиции других религий и свою приверженность православной вере в Start the Week, записанном за несколько дней до его смерти и транслированном 11 ноября 2013 года.

В 2020 году сэр Дэвид Паунтни, бывший художественный руководитель Валлийской национальной оперы, объявил, что последняя опера Тавенера «Кришна» (которая была завершена в 2005 году, но так и осталась в рукописном виде.) будет поставлена ​​Grange Park Opera в 2024 году. Сам Паунтни будет руководить постановкой.

Личная жизнь

В 1974 году он женился на греческой танцовщице Виктории Марагопулу, но это длилось всего восемь месяцев. В 1991 году он женился на Марианне Шефер, от которой у него было трое детей: Теодора, София и Орландо. На протяжении всей жизни он страдал от серьезных проблем со здоровьем. У него был инсульт, когда ему было за тридцать, после операции на сердце и удаление опухоли ему было за сорок, и он перенес два последовательных сердечных приступа, сделавших его очень слабым. В 1990 году ему поставили диагноз синдром Марфана. Леди Тавенер передала благотворительное обращение на BBC Radio 4 в октябре 2008 года от имени Marfan Trust.

Тавенер был интерес к классическим автомобилям, владение Armstrong Siddeley Sapphire, Rolls-Royce Silver Shadow, Jaguar XJ6 и Bentley Mulsanne Turbo.

Смерть

Тавенер умер в возрасте 69 лет 12 ноября 2013 года в своем доме в Чайлд Окефорд, Дорсет. В музыкальном мире композиторы Джон Раттер и сэр Питер Максвелл Дэвис, виолончелист Стивен Иссерлис, Нил Портнов, президент Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук, Роджер Райт, гобоист Николас Дэниел, контролер BBC Radio 3 и директор Proms, и сопрано Патрисия Розарио, воздал должное. Дань также был получен от Чарльза, принца Уэльского. Похороны Тавенера состоялись в Винчестерском соборе в Винчестере 28 ноября 2013 года. Служба была проведена по православному обряду под председательством архиепископа Фиатейра Грегориоса, представителя Вселенского патриарха и самого высокопоставленного православного епископа Великобритании. Присутствовало около 700 скорбящих.

Музыка

Джон Раттер описывает Тавенера как обладающего «очень редким даром» - умением «приводить публику в глубокое молчание». По словам Стивена Иссерлиса, «у него был собственный голос. Он писал не для того, чтобы быть популярным - он писал музыку, которую должен был писать».

Стиль и развитие

В то время как ранние версии Тавенера музыка находилась под влиянием Игоря Стравинского и Оливье Мессиана - часто ссылаясь на звуковой мир Стравинского, в частности на Canticum Sacrum, и на экстатическое качество, обнаруженное в различных произведениях Мессиана - его более поздняя музыка стала более разреженный, с использованием широкого регистрационного пространства и обычно диатонически тональным. Тавенер признал Арво Пярта «родственным духом» и разделил с ним общую религиозную традицию и любовь к текстурной прозрачности.

Основные моменты карьеры

Работы

  • Установление кредо (1961)
  • Бытие (1962)
  • Три священных сонета Джона Донна (1962; цикл песен)
  • The Cappemakers (1964; одноактная опера)
  • Каин и Авель (1965; кантата)
  • Кит (1965–66; солисты, спикер, SATB хор, детский хор, оркестр)
  • In alium (1968)
  • A Celtic Requiem (1969; соло сопрано, хор SATB, детский хор, ансамбль)
  • In memoriam Игорь Стравинский (1971)
  • Responsorium in memory of Annon Lee Silver (1971)
  • Últimos ritos (1972)
  • Canciones españolas (1972)
  • Requiem для отца Малахии (1973)
  • Тереза ​​(1973–76; опера)
  • Песнь Божией Матери (1976)
  • Литургия св. Иоанна Златоуста (1977)
  • Мягкий дух (1977; камерная опера)
  • Kyklike Kinesis (1977)
  • Зачарование Антигоны (1978)
  • Палинтропос (1978)
  • Ахматова: Реквием (1979–80)
  • Сафо: Лирические фрагменты (1980; цикл песен)
  • Похоронный Икос (1981)
  • Великий канон св. Андрей Критский (1981)
  • Trisagion (1981; духовой ансамбль)
  • Манделион (1981; орган)
  • К сыну (1982)
  • Ребенку, танцующему на ветру (1983)
  • Ikon of Light (1984; хор, струнное трио)
  • Vigil Service (1984)
  • Шестнадцать Haiku of Seferis (1984)
  • Цикл мини-песен для Джины (1984)
  • The Lamb (1984)
  • Любовь приветствовала меня (1985)
  • Магнификат и Nunc dimittis (1986)
  • Eis thanaton (1986; кантата)
  • Акафист День Благодарения (1986–87)
  • Покров-покровитель (1987; виолончель, струнные)
  • Тайгер (1987)
  • Воскрешение (1989)
  • Скрытое сокровище (1989)
  • Псалом 121 (1989)
  • Гром вошел в нее (1990; хор SATB, колокольчики и орган)
  • Раскаивающийся вор (1990; кларнет, струнные))
  • Мария Египетская (опера; 1991)
  • Последний сон Богородицы (1991)
  • Апокалипсис (1993)
  • Песня для Афины (1993; хор SATB)
  • Theophany (1993; оркестр)
  • Diodia (1997; оркестр)
  • Молитва об исцелении больных (1998)
  • Новое начало (1999)
  • Падение и воскресение (2000)
  • Плач и восхваление (2001; 12 мужских голосов, струнный квартет, флейта, бас-тромбон, ударные)
  • Мать и дитя (2002)
  • Элизабет, полная благодати (2002)
  • Завеса Храма (2003; сопрано, хор SATB, хор мальчиков, ансамбль)
  • Schuon Lieder (2003; цикл песен для сопрано, ансамбль)
  • Лайла (2004; музыка для танца; сопрано, тенор, оркестр)
  • Кришна (2005; неизведанная опера)
  • Sollemnitas in Conceptione Immaculata Beatae Mariae Virginis (2006; месса)
  • The Beautiful Names (2007)
  • Реквием (2008; виолончель, солисты, хор, оркестр)
  • Towards Silence (2009; 4 струнных квартета, тибетская храмовая чаша)
  • Все они ушли в мир света (2011)
  • Смерть Ивана Ильича (2012; монодрама)
  • Missa Wellensis (2013; хор)

Избранные записи

  • Покров, Богородица 561849-2
  • Шуон Лидер, Черный ящик BBM1101
  • Завеса Храма, RCA 82876661542
  • Песни неба, Signum Records SIGCD149
  • "Tavener: Choral Works", Hyperion CDA67475
  • Missa Wellensis, Signum Records SIGCD442

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Джоном Тавенером.
Последняя правка сделана 2021-05-25 14:31:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте