Сэр Джон Кеннет Тавенер (28 января 1944 - 12 ноября 2013) был английским композитором, известен своими обширными религиозными произведениями, в том числе Покров покровительства, Песня для Афины и Агнец.
Тавенер впервые стал известен своей кантатой Кит, премьера которого состоялась в 1968 году. В возрасте 24 лет он был описан The Guardian как «музыкальное открытие года», а The Times сказал, что он был «среди лучшие творческие таланты своего поколения ». За свою карьеру он стал одним из самых известных и популярных композиторов своего поколения, в частности, для The Protecting Veil, который, как записал виолончелист Стивен Иссерлис, стал самым продаваемым альбомом, и Song for Athene, который был исполняется на похоронах принцессы Дианы. Ягненок стал саундтреком к фильму Паоло Соррентино Великая красавица. Тавенер был посвящен в рыцари в 2000 году за свои заслуги перед музыкой и получил премию Айвора Новелло. Он был награжден почетной стипендией колледжем Сарум в 2001 году.
Тавенер родился 28 января 1944 года в Уэмбли, Лондон. Его родители руководили семейной строительной фирмой, а его отец также был органистом пресвитерианской церкви Святого Андрея в Фрогнале, Хэмпстеде. В возрасте 12 лет Тавенер был доставлен в Глайндборн, чтобы послушать Волшебную флейту Моцарта, произведение, которое он любил всю оставшуюся жизнь. В том же году он услышал последнее произведение Стравинского, Canticum Sacrum, которое он позже описал как «произведение, которое разбудило меня и заставило меня захотеть стать композитором».
Тавенер стал учёный-музыковед в средней школе (где одним из учеников был Джон Раттер ). Школьный хор часто использовался BBC в работах, требующих голоса мальчиков, поэтому Тавенер приобрел хоровой опыт пения в Третьей симфонии Малера и Кармина Бурана Орфа. Он начал сочинять в Хайгейте, а также стал достаточно опытным пианистом, чтобы исполнить вторую и третью части Четвертого фортепианного концерта Бетховена , а в 1961 году с Национальным молодежным оркестром - Шостаковича Концерт для фортепиано № 2. Он также стал органистом и хормейстером в 1961 году в пресвитерианской церкви Святого Иоанна в Кенсингтоне (ныне Коптская ортодоксальная церковь Святого Марка), эту должность он занимал 14 лет.
Тавенер вошел в Королевская музыкальная академия в 1962 году, где его наставниками были сэр Леннокс Беркли. Во время учебы он решил отказаться от фортепиано и посвятить себя композиции.
Тавенер впервые получил известность в 1968 году благодаря своей драматической кантате «Кит» по мотивам произведений. ветхозаветная история Ионы. Премьера состоялась на дебютном концерте London Sinfonietta, который также был первым концертом Queen Elizabeth Hall. Младший брат Тавенера, Роджер, тогда строил дом Ринго Старра и, заручившись интересом музыканта, убедил Beatles записать The Whale на Apple. Records и выпущен в 1970 году. В следующем году Тавенер начал преподавать в Тринити-колледже в Лондоне. Другие произведения Тавенера, выпущенные Apple, включали его Кельтский реквием, который произвел на Бенджамина Бриттена достаточное впечатление, чтобы убедить Ковент-Гарден заказать оперу у Тавенера. Конечным результатом либретто драматурга Жерара Макларнона стала Тереза: когда поставили в 1979 году оперу, считали, что она слишком статична, чтобы стать успешной драмой.
Тавенер также был глубоко затронут его краткий брак 1974 года с греческой танцовщицей Викторией Марагопулу. Его камерная опера «Кроткий дух» (1977) с либретто МакЛарнона по рассказу Федора Достоевского касается ростовщика, чей брак развалился до такой степени, что его жена покончила жизнь самоубийством. Было сочтено, что она «намного превосходит Терезу, а внутренняя драма больше подходит для сцены». Примечательно, что это также коснулось русского православия, в которое Макларнон был обращен в течение нескольких лет.
Тавенер обратился в Русскую православную церковь в 1977 г. Православное богословие и литургические традиции оказали большое влияние на его творчество. Его особенно привлекала его мистицизм, изучение и музыкальное оформление сочинений Отцов Церкви и завершение установки Божественной литургии св. Иоанна Златоуста, основная евхаристическая литургия Православной церкви: это была первая музыка Тавенера, прямо вдохновленная православием.
Последующие исследования Тавенером русской и греческой культуры привели к Реквиему Ахматовой: он не имел успеха ни на премьере Эдинбургского фестиваля. в 1981 году или на его представлении Proms 'на следующей неделе, когда многие зрители ушли до того, как оно закончилось. Более продолжительным успехом была короткая хоровая постановка из четырех частей стихотворения Уильяма Блейка Уильяма Блейка «Агнец», написанная одним днем в 1982 году к третьему дню рождения его племянника Саймона, без сопровождения аккомпанемента. Это простое гомофоническое произведение обычно исполняется как рождественская песнь. Среди более поздних выдающихся произведений - «Акафист Благодарения 1987 года», написанный в ознаменование тысячелетия Русской Православной Церкви; The Protecting Veil, впервые исполненная виолончелистом Стивеном Иссерлисом и Лондонским симфоническим оркестром на Променадах 1989 года; и Песня для Афины (1993). Эти два хоровых произведения были оформлены на тексты Матери Феклы, русской православной игуменьи, которая была давним духовным наставником Тавенера до своей смерти в 2011 году. Песня для Афины, в частности, получила всемирную известность, когда была исполнена в похороны Дианы, принцессы Уэльской в 1997 году.
Падение и воскрешение Тавенера, впервые проведенное в 2000 году, использовались такие инструменты, как бараний рог, Ней флейта и кавал. Он был посвящен принцу Уэльскому, с которым Тавенер крепко дружил. В 2003 году Тавенер написал исключительно большой труд Завеса Храма (премьера которого состоялась в Temple Church в Лондоне), основанном на текстах из ряда религий. Названный Тавенером «высшим достижением моей жизни», он рассчитан на четыре хора, несколько оркестров и солистов и длится не менее семи часов. «Молитва сердца», написанная и исполненная для Бьорк, была впервые представлена в 2004 году. В 2007 году Тавенер сочинил «Прекрасные имена», набор из 99 имен Бога в мусульманской традиции, спетых на арабском языке..
Сообщалось, особенно в британской прессе, что Тавенер оставил православное христианство, чтобы исследовать ряд других различных религиозных традиций, включая индуизм и ислам, и стал последователем традиционалистов философа Фритйофа Шуона. В интервью The New York Times, проведенном британским музыкальным журналистом Майклом Уайтом, Тавенер сказал: «Я достиг точки, когда все, что я писал, было ужасно строгим и ограниченным тональной системой Православной церкви, и Я чувствовал потребность, по крайней мере в моей музыке, стать более универсальным: использовать другие цвета, другие языки ». Интервьюер также сообщил тогда, что он «не отказался от православия. Он остается преданным христианином». Выступая в передаче BBC Four Sacred Music в 2010 году, Тавенер назвал себя «в основном православным». Он повторил свое желание исследовать музыкальные традиции других религий и свою приверженность православной вере в Start the Week, записанном за несколько дней до его смерти и транслированном 11 ноября 2013 года.
В 2020 году сэр Дэвид Паунтни, бывший художественный руководитель Валлийской национальной оперы, объявил, что последняя опера Тавенера «Кришна» (которая была завершена в 2005 году, но так и осталась в рукописном виде.) будет поставлена Grange Park Opera в 2024 году. Сам Паунтни будет руководить постановкой.
В 1974 году он женился на греческой танцовщице Виктории Марагопулу, но это длилось всего восемь месяцев. В 1991 году он женился на Марианне Шефер, от которой у него было трое детей: Теодора, София и Орландо. На протяжении всей жизни он страдал от серьезных проблем со здоровьем. У него был инсульт, когда ему было за тридцать, после операции на сердце и удаление опухоли ему было за сорок, и он перенес два последовательных сердечных приступа, сделавших его очень слабым. В 1990 году ему поставили диагноз синдром Марфана. Леди Тавенер передала благотворительное обращение на BBC Radio 4 в октябре 2008 года от имени Marfan Trust.
Тавенер был интерес к классическим автомобилям, владение Armstrong Siddeley Sapphire, Rolls-Royce Silver Shadow, Jaguar XJ6 и Bentley Mulsanne Turbo.
Тавенер умер в возрасте 69 лет 12 ноября 2013 года в своем доме в Чайлд Окефорд, Дорсет. В музыкальном мире композиторы Джон Раттер и сэр Питер Максвелл Дэвис, виолончелист Стивен Иссерлис, Нил Портнов, президент Национальная академия звукозаписывающих искусств и наук, Роджер Райт, гобоист Николас Дэниел, контролер BBC Radio 3 и директор Proms, и сопрано Патрисия Розарио, воздал должное. Дань также был получен от Чарльза, принца Уэльского. Похороны Тавенера состоялись в Винчестерском соборе в Винчестере 28 ноября 2013 года. Служба была проведена по православному обряду под председательством архиепископа Фиатейра Грегориоса, представителя Вселенского патриарха и самого высокопоставленного православного епископа Великобритании. Присутствовало около 700 скорбящих.
Джон Раттер описывает Тавенера как обладающего «очень редким даром» - умением «приводить публику в глубокое молчание». По словам Стивена Иссерлиса, «у него был собственный голос. Он писал не для того, чтобы быть популярным - он писал музыку, которую должен был писать».
В то время как ранние версии Тавенера музыка находилась под влиянием Игоря Стравинского и Оливье Мессиана - часто ссылаясь на звуковой мир Стравинского, в частности на Canticum Sacrum, и на экстатическое качество, обнаруженное в различных произведениях Мессиана - его более поздняя музыка стала более разреженный, с использованием широкого регистрационного пространства и обычно диатонически тональным. Тавенер признал Арво Пярта «родственным духом» и разделил с ним общую религиозную традицию и любовь к текстурной прозрачности.
|
|
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Джоном Тавенером. |
Композитор сэр Джон Тавенер и писатель Жанетт Винтерсон обсуждают молитву в светскую эпоху и силу музыки и слов для успокоения души. Эта программа была записана перед печальным объявлением о смерти сэра Джона Тавенера.