Джон Руперт Ферт (17 июня 1890 г. в Кейли, Йоркшир - 14 декабря 1960 г. в Линдфилд, Западный Суссекс ), обычно известный как J. Р. Ферт был английским лингвистом и ведущей фигурой в британской лингвистике 1950-х годов. Он был профессором английского языка в Университете Пенджаба с 1919 по 1928 год. Затем он работал на фонетическом отделении Университетского колледжа Лондона, а затем перешел в Школу восточных и африканских исследований, где стал профессором общего языкознания и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1956.
Его работа над просодией, которую он подчеркивал за счет фонематического принципа, послужила прообразом более поздних работ в автосегментарной фонологии. Ферт известен тем, что привлекает внимание к контекстно-зависимой природе значения своим понятием «контекст ситуации», а его работа над коллокационным значением широко признана в области распределительная семантика. В частности, он известен знаменитой цитатой:
Ферт разработал особый взгляд на лингвистику, который дал начало прилагательному ' Фиртовский ». Центральное место в этой точке зрения занимает идея полисистематизма. Дэвид Кристал описывает это как:
Его подход можно рассматривать как возобновление подхода Малиновского антропологической семантики, и как предшественник подход семиотической антропологии. Антропологические подходы к семантике являются альтернативой трем основным типам семантических подходов: лингвистическая семантика, логическая семантика и общая семантика. Другими независимыми подходами к семантике являются философская семантика и психологическая семантика.
Как преподаватель в Лондонском университете подробнее Более чем за 20 лет Ферт оказал влияние на поколение британских лингвистов. Популярность его идей среди современников дала начало тому, что было известно как «Лондонская школа» лингвистики. Среди студентов Ферта примером так называемых неофертианцев был Майкл Халлидей, который был профессором общего языкознания в Лондонском университете с 1965 по 1971 год.
Ферт поощрял ряд его ученики, ставшие впоследствии известными лингвистами, проводили исследования по ряду африканских и восточных языков. Т. Ф. Митчелл работал над арабским и берберским, Фрэнк Р. Палмер над эфиопскими языками, включая тигре и Майкл Холлидей на китайском языке. Некоторые другие студенты, чьи родные языки не были английскими, также работали с ним, и это обогатило теорию Ферта. Среди его влиятельных учеников были арабские лингвисты Таммам Хасан и Камаль Башир. Ферт получил много идей из работы, проделанной его учениками по семитским и восточным языкам, поэтому он сильно отошел от линейного анализа фонологии и морфологии к более синтагматическим и парадигматический анализ, при котором важно различать два уровня фонематических единиц (эквивалентных phone ) и (эквивалентных таким функциям, как «назализация», «веларизация» и т. д.). Просодический анализ проложил путь к автосегментарной фонологии, хотя многие лингвисты, не имеющие хорошего опыта в истории фонологии, не признают этого.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: John Rupert Firth |