Джон Майкл Райт

редактировать
Художник-портретист в стиле барокко (1617 - 1694)

Портрет Мэри Уилбрахам, Уэстон-Парк Миссис Сейлсбери со своими внуками Эдвард и Элизабет Багот (ок. 1676), Коллекция Тейт

Джон Майкл Райт (май 1617 - июль 1694) был портретистом в стиле барокко. Описываемый по-разному как англичанин и шотландец, Райт обучался в Эдинбурге у шотландского художника Джорджа Джеймсона и приобрел значительную репутацию художника и ученого во время долгого пребывания в Риме. Там он был принят в Accademia di San Luca и был связан с некоторыми из ведущих художников своего поколения. эрцгерцог Австрии Леопольд Вильгельм, губернатор Испанских Нидерландов, нанял его для приобретения произведений искусства в Англии Оливера Кромвеля в 1655 году. постоянное место жительства в Англии с 1656 г., служил придворным художником до и после английской реставрации. Обращенный в католицизм, он был фаворитом восстановленного двора Стюартов, клиентом Карла II и Якова II, и был свидетелем многих политических маневров той эпохи. В последние годы монархии Стюартов он вернулся в Рим в составе посольства к Папе Иннокентию XI.

. В настоящее время Райт считается одним из ведущих местных британских художников своего поколения, в основном за самобытность реализм в его портретной живописи. Возможно, из-за необычайно космополитической природы его опыта, он пользовался благосклонностью покровителей на высшем уровне общества в эпоху, когда обычно предпочитали иностранных художников. Картины Райта с изображением королевской семьи и аристократии сегодня включены в собрания многих ведущих галерей.

Содержание

  • 1 Ранние годы и шотландские связи
  • 2 Рим и Нидерланды
    • 2.1 Антиквар для Леопольда Австрийского
  • 3 Англия
    • 3.1 Королевское покровительство
    • 3.2 Римское посольство
    • 3.3 Последние годы
  • 4 Художественное наследие
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Ранние годы и шотландские связи

Джордж Джеймсон (1590–1644) Автопортрет ( c.1642), Национальные галереи Шотландии

Джон Майкл Райт, который на пике своей карьеры взаимозаменяемо подписывал себя «Anglus» или «Scotus», имеет неопределенное происхождение. Ведущий дневник Джон Эвелин назвал его шотландцем, этот эпитет повторил Гораций Уолпол и предварительно принял его более поздний биограф Верн. Однако в 1700 году английский антиквар Томас Херн утверждает, что Райт родился в Шу-Лейн в Лондоне и после того, как в подростковом возрасте обратился в католицизм, был доставлен в Шотландию священником. Рождение в Лондоне определенно подтверждается записью о крещении, датированной 25 мая 1617 года, для "Мигелла Ригтта", сына Джеймса Райта, описанного как портной и гражданин Лондона, в церкви Святой Брайд, Флит-стрит, Лондон.

Известно, что 6 апреля 1636 года 19-летний Райт поступил в ученики к Джорджу Джеймсону, Эдинбург известный портретист. В Эдинбургском реестре учеников он записан как «Мишель, сын Джеймса У (справа), портной, гражданин Лондона». Причины этого переезда в Шотландию неясны, но, возможно, связаны с семейными связями (его родители могли быть лондонскими шотландцами) или появлением чумы в Лондоне. Во время своего ученичества Райт, вероятно, поселился в Хай-Стрит многоквартирном доме возле Врат Пустоты, которые служили местом работы Джеймсон. Ученичество было заключено на пять лет, но могло быть сокращено из-за тюремного заключения Джеймсона в конце 1639 года. Нет никаких записей о каких-либо независимых работах Райта того периода (его самая ранняя известная картина - небольшой портрет Роберта Брюса, 1-й Граф Эйлсбери, нарисованный в начале 1640-х годов во время его пребывания в Риме).

Также возможно, что Райт встретил свою жену во время своего шотландского проживания. О ней ничего не известно, кроме заявления, сделанного тридцатью годами позже, в котором она описывается как «родственница самых знатных и выдающихся семей Шотландии». Если это верно, это может объяснить, как Райт позже смог найти аристократическое покровительство. Все, что известно наверняка, это то, что у Райта был по крайней мере один ребенок от нее, сын Томас.

Рим и Нидерланды

«Дева с младенцем» (1647) после Аннибале Карраччи. Самая ранняя известная шотландская работа Райта, посвященная маркизу Сомерфилду. Коллекция Хантера

Есть свидетельства того, что Райт отправился во Францию ​​после своего ученичества, однако его конечным пунктом назначения была Италия. Возможно, он прибыл в Рим еще в 1642 году в окружении Джеймса Албана Гиббса (ученого английского происхождения), но он определенно проживал там с 1647 года. Хотя подробности его времени здесь отрывочны, его навыки и репутация повысились. настолько, что к 1648 году он стал членом престижной Accademia di San Luca (где он записан как «Michele Rita, pittore inglese»). В то время Академия включала как известных итальянских художников, так и выдающихся иностранцев, в том числе француза Николя Пуссена и испанца Диего Веласкеса. 10 февраля того же года он был избран в Congregazione dei Virtuosi al Pantheon, благотворительную организацию, продвигающую римско-католическую веру через искусство, которая ежегодно проводила выставку в Пантеоне..

Райт должен был провести в Риме более десяти лет. За это время он стал опытным лингвистом, а также признанным знатоком искусства. Он также стал достаточно процветающим, чтобы собрать значительную коллекцию книг, гравюр, картин, драгоценных камней и медалей, включая работы, приписываемые Мантенья, Микеланджело, Рафаэлю, Тициан и Корреджо. Он приобрел около сорока картин - возможно, столько же через торговлю, как и коллекционирование. Ричард Саймондс, художник-любитель и роялист, каталогизировал коллекцию Райта в начале 1650-х (и назвал его «Скотом»).

Антиквар Леопольда Австрийского

В 1654 году, после десятилетия в Риме, Райт отправился в Брюссель, где его способности были признаны эрцгерцогом Леопольдом Вильгельмом из Австрии, затем губернатор Испанских Нидерландов. Леопольд нанял его не как художника, а как советника по древностям. Как младший брат императора Фердинанда III и двоюродный брат Филиппа IV Испании, эрцгерцог имел все необходимое, чтобы собрать большую коллекцию картин и предметов старины. Более того, весной 1655 года эрцгерцог поддерживал теплые отношения с Оливером Кромвелем, тогда лордом-протектором Англии. (действительно, эти двое обменивались подарками лошадьми, и Леопольд предоставил Кромвелю отборные гобелены и другие артефакты для ремонта дворца Уайтхолла. Кромвель также принял посольство от Габсбургов, поздравляющее его с его новый офис.)

Галерея эрцгерцога Леопольда в Брюсселе, для которой собрал Райт (картина Давида Тенирса Младшего ок. 1650).

Со времени казни Карла I. в 1649 году Леопольд покупал произведения искусства из королевских коллекций и коллекций различных аристократов, и на этом фоне поручил Райту отправиться в Лондон и приобрести новые образцы. Ему был выдан паспорт под именем «Хуан Мигель Рита, pintor Ingles, qua va a Inglaterra a procurar pinturas, медали, antiguedades, y otras costa señaladas, que le hemosencargado...», чтобы позволить ему поехать в Англию. Паспорт датирован 22 мая 1655 года и подписан эрцгерцогом в Брюсселе, что указывает на то, что Райт к этому времени покинул Италию и перебрался во Фландрию . (Добавление имени святого, Джон, вероятно, знаменует его обращение в римский католицизм некоторое время назад.)

Как человек с официальной миссией, Райт будет вероятно, приветствовали чрезвычайного посла Леопольда в Лондоне, маркиза де Леде, и Алонсо де Карденаса, постоянного посла Габсбургов, который с 1649 года также занимался закупками произведений искусства для испанского монарха. Отсутствие записей означает, что время и продолжительность этого визита остаются неопределенными. Однако де Леде уехал в конце июня, а де Карденас несколько недель спустя - когда отношения между Кромвелем и Габсбургами ухудшились - так что Райт, вероятно, вернулся во Фландрию с любыми сделанными им приобретениями как раз вовремя. чтобы узнать о предстоящем отъезде эрцгерцога - и его огромной коллекции произведений искусства - из Брюсселя осенью 1655 года.

Однако после переезда своего покровителя в Вену Райт снова посетил Лондон. 9 апреля 1656 г. он проехал через Дувр, и в реестре посетителей указано:

Майкл Райт Англичанин высадился в Дувре 9-го числа из лодки Паке из Дюнкерка, а 12-го прибыл в Лондон и поселился там. в доме миссис Джонстон на Велдстрите в округе Джайлс на полях в Мидлсексе и говорит, что, изучив искусство рисования во Франции, Италии и других частях своей жизни большую часть своей жизни, он намеревается вскоре вернуться в Италию, где он оставил свою семью.

Возможно, тактично, запись отражает работу Райта во Фландрии (эвфемистически называемой «другими частями»), поскольку Англия и Габсбурги теперь находились в открытой войне, и не упоминается его членство в Accademia di Сан-Лука, который идентифицировал бы его как католика.

Англия

Элизабет Клейпол (1658), Национальная портретная галерея

Какими бы ни были его намерения, Райт не вернулся в Италию, а скорее к нему вскоре присоединилась в Англии его семья после. Несмотря на его католицизм и сильный протестантизм Протектората (1653–1659), Райт, похоже, смог найти престижную работу. В самом деле, Уотерхаус говорит о том, что он был вовлечен в «самые преднамеренные и бесстыдные подхалимы перед Кромвелем» в своей картине 1658 года, изображающей небольшой посмертный портрет Элизабет Клейпол, дочери Оливера Кромвеля (сейчас находится в Национальной портретной галерее ). Это аллегорический портрет, изображающий Элизабет в образе Минервы, опирающейся на резной рельеф, изображающий богиню, исходящую из головы Юпитера с девизом «Ab Jove Principium» - намек на самого Кромвеля., чей камео портрет она держит. По-видимому, он также был готов работать с другой стороны политического раскола: в 1659 году он нарисовал полковника Джона Рассела, который был участником заговора «Запечатанный узел » с целью восстановления Карл II на престол. По крайней мере один критик считает этот портрет «шедевром» Райта.

Портрет Райта короля Карла II из Королевской коллекции

После реставрации Карла II в 1660 году католицизм Райта стал меньше препятствием из-за того, что король предпочитал религиозную терпимость. Никогда не будучи хорошим бизнесменом, Райт столкнулся с некоторыми финансовыми трудностями, и король Чарльз предоставил ему привилегию распорядиться своей коллекцией старых мастеров посредством лотереи. Сам король приобрел 14 картин. К началу 1660-х годов Райт основал успешную студию в Лондоне, и дневник Джон Эвелин описал ее как «знаменитого художника мистера Райт». Позже Великая лондонская чума (1665) вынудила Райта уехать в сельскую местность, где он нарисовал по крайней мере трех членов католической семьи Арунделла Уордура.

По иронии судьбы, в следующем году, Великий лондонский пожар (1666 г.) должен был быть ему на пользу, когда он получил один из первых новых художественных заказов лондонского Сити на создание двадцати двух полноформатных картин. портреты так называемых «пожарных судей» (назначенных для рассмотрения имущественных споров, возникших в результате пожара). Эти картины, завершенные в 1670 году, висели в ратуше Лондона, пока она не подверглась бомбардировке во время Второй мировой войны; сегодня только два (сэра Мэтью Хейла и сэра Хью Виндхэма ) остаются в Художественной галерее Гилдхолл, остальные были уничтожены или рассеяны.

Королевское покровительство

Король Карл II

Карл II, который продвигал ряд католиков при дворе, предоставил Райту меру королевского искусства покровительства. В 1661 году, вскоре после коронации, он нарисовал эффектный формализованный портрет монарха, сидящего перед гобеленом, изображающим Суд Соломона, одетым в Св. Корона Эдварда, мантии Подвязки, а также держава и скипетр. Райту также было поручено расписать аллегорический потолок спальни короля в Уайтхолл Палас, а в 1673 году он был назначен на должность «обычного рисовальщика картин», что позволило ему воспользоваться своим правом подписать свои картины "Живописец Регис". Однако, к его разочарованию, он не получил желанную должность King's Painter, которую в 1660-х годах занимал только сэр Питер Лели. В отличие от сочувствующего реализма Райта и тщательно изученного пейзажного фона, у Lely был более гламурный стиль, одобренный двором и основанный на стиле Ван Дейка до Гражданской войны. Это побудило автора дневника Сэмюэля Пеписа после приятного посещения студии Лели отметить, что «оттуда к художникам Райта: но, Господи, разница, которая есть между их двумя работами».

В отличие от Лели, который был посвящен в рыцари, Райт так и не получил значительного признания от короля Карла. Однако по крайней мере один поклонник считал, что он этого заслуживает. В 1669 году Райт и миниатюрный Сэмюэл Купер встретили Козимо III Медичи, великого герцога Тосканы. Позже Козимо зашел в студию Райта, где он заказал портрет герцога Альбемарля у Райта. 3 марта 1673 года, возможно, через некоторое время после того, как Райт нарисовал свою государственную картину Карла II (теперь в Королевской коллекции), Козимо было отправлено странное письмо от малоизвестной «мэрии леди Гермистан» (очевидно, католик) с просьбой его ходатайствовать перед королем, чтобы дать Райту баронетство. Однако из запроса ничего не вышло.

Сэр Нил О'Нил (1680), Коллекция Тейт Лорд Мунго Мюррей (около 1683), Шотландская национальная портретная галерея

Как антипатия к Католики усилились в Лондоне с конца 1670-х годов, Райт проводил больше времени, работая вне двора. Он написал шесть семейных портретов для сэра Уолтера Багота из Блитфилда в Стаффордшире в 1676/7 г. В 1678 году он переехал в Дублин на несколько лет, возможно, из-за антикатолической истерии, порожденной папским заговором Титуса Оутса. Здесь, все еще называя себя «Живописцем Реджисом», он написал «Дамы Кэтрин и Шарлотта Талбот», которые сегодня находятся в Национальной галерее Ирландии. Он также написал два полноформатных портрета одетых в костюмы вождей: «сэр Нил О'Нил » (ок. 1680), ныне находящийся в коллекции Тейт, и «лорд Мунго Мюррей». "(около 1683 г.), сейчас находится в Шотландской национальной портретной галерее. Сэр Нил О'Нил был одним из римских католиков, также находился в изгнании в Дублине. Райт изобразил его в парадном костюме ирландского вождя, у его ног - редкие японские доспехи. Значение этого доспеха состоит в том, что он считается закодированным символом победы над преследователями римского католицизма, которыми в то время славились японцы. Портрет Манго Мюррея (пятого сына роялиста маркиза Атолла ) примечателен тем, что считается одним из первых случаев изображения шотландского тартана в искусстве.

Римское посольство

В 1685 году, когда открыто католик Яков II взошел на трон, Райт смог вернуться на королевскую службу. Однако, что примечательно, Джеймс не нанял Райта в качестве художника, но предоставил ему «трудоемкую и бесполезную должность» стюарда в дипломатическом посольстве. Он был назначен стюардом Роджера Палмера, 1-го графа Каслмэйна, мужа Барбары Вильерс, любовницы покойного короля. Знание Райтом Рима и итальянского языка, возможно, сыграло свою роль в этом, поскольку Каслмейн был отправлен в 1686 году с посольством к Папе Иннокентию XI, чтобы продемонстрировать, что Англия может стать игрок на стороне католиков в надвигающихся европейских конфликтах. Роль Райта в посольстве заключалась в надзоре за производством тщательно продуманных карет, костюмов и украшений для процессии, которая обеспечила папскую аудиенцию в январе 1687 года. Он также устроил грандиозный банкет для тысячи гостей в Палаццо Дориа Памфили, в комплекте с сахарными скульптурами и большим государственным портретом Якова II. Находясь в Риме, Райт опубликовал иллюстрированный итальянский отчет о посольстве, посвященный герцогине Модены, а по его возвращении в октябре 1687 года была опубликована английская версия, посвященная ее дочери королеве Марии..

Последние годы

Сэр Джон Корбет из Аддерли (около 1676), Йельский центр британского искусства

Карьера Райта подошла к концу в 1688 году с изгнанием короля Якова II во время Славная революция. Похоже, он смирился с неизбежным концом своей королевской милости с восшествием на трон протестанта Вильгельма Оранского. Он прожил в относительной бедности еще шесть лет до 1694 года. В марте того же года он подписал завещание, покидая свой дом в приходе Святого Павла своей племяннице Катерине Во. Его коллекция рисунков, гравюр и книг была оставлена ​​его племяннику, художнику Майклу Райту; однако в подписке к завещанию говорилось, что книги должны были быть проданы от имени его сына Томаса, который тогда находился за границей. Книги были выставлены на аукцион 4 июня, а 1 августа 1694 года Джон Майкл Райт был похоронен на Санкт-Мартин-ин-зе-Филдс.

Художественное наследие

Большая часть научной оценки работы Райта довольно недавно. В 1982 году выставка его работ: «Джон Майкл Райт - художник короля» - в Шотландской национальной портретной галерее - привела к возобновлению интереса к его работам и каталогу (под редакцией Сары Стивенсон и Дункан Томсон) переписал и раскрыл многие известные биографические детали. Продолжают открываться новые работы, и ему приписывают ранее известные. В настоящее время Райт считается одним из самых успешных британских художников семнадцатого века, и его оценивают наряду с такими современниками, как Роберт Уокер и Уильям Добсон. В одном современном выставочном каталоге он описан как «лучший художник британского происхождения семнадцатого века». Конечно, он был одним из немногих, кто рисовал элитную аристократию своего времени, и отвечал за некоторые из самых великолепных сохранившихся королевских портретов. Это достижение особенно важно в эпоху, когда даже британские покровители предпочитали иностранных художников, таких как Гольбейн и Ван Дайк, и продолжали отдавать предпочтение иммигрантам, таким как Лели и Кнеллер.. Действительно, отчасти причиной успеха Райта считается его необычайно космополитическое образование: ни один из предыдущих британских художников не подвергался такому влиянию Европы. Во время своего пребывания в Италии и участия в Accademia di San Luca Райт не только собрал работы, приписываемые континентальным гигантам, таким как Микеланджело, Рафаэль и Тициан, но и испытал влияние многих произведений, и даже скопировал их. их тона и стиля.

Герцогиня Кливленда Райта (1670), как пастушка NPG Лели Герцогиня Кливленда (1666), как кающаяся Магдалина
Портрет леди, думали, чтобы быть Энн Дэвис, леди Ли (дата неизвестна), частное собрание

В своей области и в свое время Райта определенно затмил его соперник, более плодовитый Lely, с которым его часто сравнивают. Один критик, Миллар, отмечает, что любые предпринятые сравнения «безжалостно вскроют слабости и манеры Райта», но что положительно »они также продемонстрируют его замечательную независимость, его неизменную целостность и обаяние, источники которых частично должны лежать в его необычном происхождении, разрозненной карьере и привлекательной личности ». Миллар предполагает, что можно провести особенно полезное сравнение между изображениями герцогини Клевландской (Барбара Вильерс), выполненными Лели и Райтом (см. Выше). В то время как Лели изобразил ее как «полноценную и ощутимо желанную проститутку», более серьезно настроенный Райт, который на самом деле не сочувствовал морали нового двора и его куртизанок, представлял собой более марионеточную фигуру.

Однако, даже если Лели считался более искусным и модным из двух в Британии семнадцатого века, Райт обычно воспринимается как изображающий более живые и реалистичные образы своих подданных, и этот факт подкрепляет наблюдение Пеписа о том, что работа Лели была "хорошо, но не похоже". Не следует также путать реализм Райта с ханжеством; как, например, можно увидеть на его портрете леди, предположительно Энн Дэвис (справа). Картина, на которой одежда натурщицы была расстегнута, а ее скромность едва сохранилась красной драпировкой, была описана как показывающая свежую - даже рискованную - реальность: эротичную по современным стандартам. В то время как современники Райта могли использовать «маскировку», изображая натурщика в облике классической богини, чтобы защитить от обвинений в непристойности, портрет Райта скорее зависит от его реализма, особенно в его телесных тонах и глубине.

Примечания

Ссылки

  • Феррис, JP (март 1982 г.) «Возвращение Майкла Райта» The Burlington Magazine 124 (948): 150, 153
  • Луми, Альберт Дж. (Ноябрь 1987) «Визит Джона Майкла Райта в Лондон летом 1655 года» The Burlington Magazine 129 (1016): 721
  • Миллар, Оливер (ноябрь 1982) «Эдинбург: Джон Майкл Райт» The Burlington Magazine 124 (956)): 712 + 715–717
  • Стивенсон, Сара и Дункан, Томсон (1982) Джон Майкл Райт - Королевский художник Эдинбург : Национальные галереи Шотландии ISBN 0-903148-44-7.
  • Waterhouse, EK (1953) Живопись в Великобритании 1530–1790 Penguin Books

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Джон Майкл Райт t.

Последняя правка сделана 2021-05-24 13:51:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте