Джон Мейджор (философ)

редактировать

Джон Мэр на современной гравюре на дереве .

Джон Мейджор (или Мэр ) (также известный на латинском как Иоанн Майорис и Хаддингтон Скот) (1467–1550) был шотландским философом, теологом и историком, которым в свое время очень восхищались и который оказал признанное влияние на все великие мыслители того времени. Известный учитель, его работы собирались и часто переиздавались по всей Европе. Его «разумный консерватизм» и его скептический, логический подход к изучению текстов, таких как Аристотель или Библия, были менее оценены в последующая эпоха гуманизма, где преобладал более преданный и лингвистический / литературный подход. Его влияние в логике (особенно в анализе терминов ), науке (impetus и бесконечно малые ), политике (ставит людей выше королей), Церковь (советы над папами) и международное право (устанавливающее права человека «дикарей», завоеванных испанцами ) прослеживаются на протяжении веков и выглядят определенно современными, и только в современную эпоху его обычно не называют схоластом. Его латынь стиль не помогал - он думал, что «сейчас важнее правильно понять и ясно изложить истину по любому вопросу, чем использовать красноречивый язык». Тем не менее, именно его произведениям, включая их посвящения, мы обязаны многим из наших знаний повседневных фактов из жизни Майора - например, его «небольшого роста». Он был чрезвычайно любопытным и очень наблюдательным человеком и использовал свой опыт - землетрясения в Пейсли, гром в Глазго, штормы на море, поедание овсяных лепешек в северной Англии - чтобы проиллюстрировать большее. абстрактные части его логических сочинений.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Школа
    • 1.2 Университет
    • 1.3 Дальнейшая карьера
    • 1.4 Некоторые публикации Джона Мейджора
  • 2 Влияние
    • 2.1 Историки
    • 2.2 Кальвин и Лойола
    • 2.3 Нокс
    • 2.4 Эмпиризм
    • 2.5 Права человека
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Life

Школа

Джон Мейджор (или «Майр») родился около 1467 года в районе Норт-Бервик, где он получил свое начальное образование. Это было в соседнем Хаддингтоне, Восточный Лотиан, Шотландия, где он посещал гимназию. Его, вероятно, учил городской школьный учитель, который, по словам Майора, был «хотя и в других отношениях осмотрительным человеком, но более суровым, чем просто избивать мальчиков». Если бы не влияние его матери, Майор говорит, что ушел бы, но он и его брат остались и добились успеха. По его словам, Хаддингтон был «городом, который положил начало моей учебе, и в чьих добрых объятиях я как новичок питался сладчайшим молоком искусства грамматики». Он говорит, что оставался в Хаддингтоне «до довольно преклонного возраста», и он помнит звук бомбардировки королем Джеймсом III близлежащего замка из Данбара, который было в 1479 году. Он также помнит комету, которая должна была предсказывать поражение короля при Сошибурне, которое произошло в 1488 году. Однако именно в 1490 году, как он сообщает, он «впервые покинул отцовский очаг». В 1490 году, вероятно, под влиянием Роберта Кокберна, другого человека из Хаддингтона, которому суждено было стать влиятельным епископом (Росс, а позже Данкельд ), он решил поехать в Париж, чтобы учиться среди большого количества шотландцев того времени.

Университет

Неизвестно, посещал ли он университет в Шотландии в качестве студента - нет никаких записей о его зачислении, и он утверждал, что никогда не видел университетский городок Сент-Эндрюс, Файф в молодости (хотя позже он жаловался на плохое пиво). Похоже, он решил подготовиться к поездке в Париж в Кембридже в Англии. Он говорит, что в 1492 году он посетил «Дом Богов», который позже стал Христовым колледжем. Он помнит колокола - «в великие праздничные дни я проводил половину ночи, слушая их», - но, очевидно, был хорошо подготовлен, поскольку уезжал в Париж после трех семестров.

В 1493 году он поступил в Парижский университет, Франция, в то время самый передовой университет в Европе. Он учился в Collège Sainte-Barbe и получил там степень бакалавра гуманитарных наук в 1495 году, а затем получил степень магистра в 1496 году. В Париже было много идей, но он находился под сильным влиянием, как и его шотландцы. например, подходом номиналиста и эмпирика Джона Буридана. (Влияние последнего на Коперника и Галилея можно проследить по опубликованным мажорам работ). Он стал студентом-магистром («регентом») в искусстве в Коллеж де Монтейгу в 1496 году и начал изучение богословия под руководством грозного Яна Стэндонка. Он общался с более известными учеными, некоторыми из его родного города и его родной страны (Дэвид Крэнстон из Глазго, который умер в 1512 году), но в основном они были светилами того времени., в том числе Эразма, чей энтузиазм реформирования он разделял, Рабле и Реджинальд Поул. Зимой 1497 года он тяжело заболел, от которой так и не выздоровел. Раньше ему никогда не снились сны, но впоследствии его беспокоили сны, мигрень, колики и «чрезмерная сонливость» (его всегда было трудно разбудить). В 1499 году он перешел в Колледж Наварры. В 1501 году он получил степень бакалавра священного богословия, а в 1505 году его логические труды были впервые собраны и опубликованы. В 1506 году ему было разрешено преподавать богословие, а 11 ноября того же года ему была присвоена степень доктора священного богословия (заняв 3-е место в списке). Он преподавал в Collège de Montaigu (где он был временно совместным директором), а также в престижной Сорбонне, где он работал во многих комиссиях.

Более поздняя карьера

В 1510 году он обсуждал моральные и юридические вопросы, возникшие в связи с испанским открытием Америки. Он утверждал, что туземцы обладают политическими и имущественными правами, вторжение в которые невозможно, по крайней мере, без компенсации. Он также использует новые открытия, чтобы обосновать возможность нововведений во всех знаниях, говоря: «Не Америго Веспуччи открыл земли, неизвестные Птолемею, Плинию и другим географам. до настоящего времени? Почему то же самое не может произойти в других сферах? » В то же время он нетерпеливо относился к гуманистической критике логического анализа текстов (в том числе Библии). «... эти вопросы, которые гуманисты считают бесполезными, подобны лестнице, по которой разум поднимается к Библии» (который он в другом месте, возможно, неразумно назвал «легкими частями богословия»). Тем не менее, в 1512 году, как хороший гуманист, он выучил греческий у Джироламо Алеандро (который вновь ввел изучение греческого языка в Париж), который написал: «Многие схоластики можно найти в Франция, которые увлечены изучением различных видов знаний, и некоторые из них входят в число моих верных слушателей, например, Джон Мэр, доктор философии... "

В 1518 году он вернулся в Шотландию, чтобы стать директором Университета Глазго (а также каноник собора, викарий Данлоп и казначей Королевской часовни). Он возвращался в Париж несколько раз - один раз морем, задержавшись в Дьепе на три недели из-за шторма; а в другой раз по суше, обедая по дороге через Англию со своим другом, кардиналом Вулси. Он предложил Майору должность, которую он отклонил в своем новом колледже при Оксфордском университете, который будет называться Кардинальским колледжем (позднее Крайст-Черч, Оксфорд ). В 1528 году король Франции Франциск I выдал Майору патент на натурализацию, что сделало его натурализованным подданным Франции.

В 1533 году он был назначен ректором Колледжа Святого Сальватора в Университете Сент-Эндрюс, куда стекались многие из самых значимых людей Шотландии, в том числе Джон Нокс и Джордж Бьюкенен. Он скучал по Парижу: «Когда я был в Шотландии, я часто думал, что вернусь в Париж и буду читать лекции, как раньше, и слышать споры». Он умер в 1550 году (возможно, 1 мая), его произведения читали по всей Европе, его имя чествовали повсюду, так же, как бури Реформации собирались сметать, по крайней мере, в его собственной стране, любое уважение. за его многовековую методологию.

Некоторые публикации Джона Мейджора

Влияние

Историки

Его De Gestis Scotorum (Париж, 1521) отчасти был патриотической попыткой поднять профиль h является родной страной, но также был попыткой развенчать мифы и басни, основывая свою историю на доказательствах. В этом он пошел по стопам своего предшественника, летописца Эндрю Винтунского, хотя писал на латыни для европейской аудитории, а не на Шотландцы Эндрю писал для своих аристократических покровителей-шотландцев. Хотя документальные свидетельства, доступные Майору, были ограничены, его научный подход был принят и улучшен более поздними историками Шотландии, включая его ученика Гектора Боэса и Джона Лесли.

Кальвин и Лойола

В 1506 году Париж присвоил ему докторскую степень по богословию, где он начал преподавать и продвигаться по иерархии, став на короткое время ректором. (Около 18 его собратьев-шотландцев занимали или должны были занимать эту престижную должность). Он был известным логиком и философом. Сообщается, что он был очень ясным и убедительным лектором, привлекая студентов со всей Европы. Напротив, у него был довольно сухой, по мнению некоторых «варварский», стиль письма латынь. Пьер Бейль назвал его написанным «in stylo Sorbonico», не считая это комплиментом. Его интересы варьировались от злободневных вопросов дня. Его подход во многом следовал номинализму, который соответствовал растущему упору на абсолютно неограниченную природу Бога, что, в свою очередь, подчеркивало Его благодать и важность индивидуальной веры и подчинения. Его гуманистический подход созвучен возвращению к текстам на языках оригинала Священного Писания и классических авторов. Он подчеркнул, что власть принадлежит всей церкви, а не Папе. Точно так же он утверждал, что власть в королевстве принадлежит не королю, а людям, которые могут отбить свою власть у преступного короля (яркое эхо звучного Арбротского 1320 года, подтверждающего Папе независимость шотландской короны от короны Англии). Неудивительно, что он подчеркивал естественную свободу человека.

Его влияние распространилось через восторженных учеников на ведущих мыслителей того времени, но наиболее очевидно на группу испанских мыслителей, включая Антонио Коронеля, который учил Жана Кальвина и, весьма вероятно, Игнатия Лойолы.

В 1522 году, в Саламанке, он упоминал его как «почитаемого мастера, Джона Мэра, человека, прославившего весь мир». Саламанкская школа (в основном томистов ) философов была блестящим расцветом мысли до начала семнадцатого века. В него входили Франсиско де Витория, Кано, де Доминго де Сото и Бартоломе де Медина, каждый из которых был полностью пропитан энтузиазмом Майи.

Нокс

Майор писал в своем Комментарии к приговорам Питера Ломбарда «Наша родная земля манит нас тайной и невыразимой сладостью и не позволяет нам забыть об этом. ". Он вернулся в Шотландию в 1518 году. Учитывая его успех и опыт в Париже, неудивительно, что он стал ректором Университета Глазго. В 1523 г. уехал в университет Сент-Эндрюс, где был асессором декана искусств. В 1525 году он снова поехал в Париж, откуда он вернулся в 1531 году и в конечном итоге стал проректором из колледжа Святого Сальватора, Сент-Эндрюс, до своей смерти в 1550 году в возрасте около восьмидесяти трех лет.

Одним из его самых известных учеников был Джон Нокс (по совпадению, еще один уроженец Хаддингтона), который сказал о Майоре, что он был одним из тех, «чья работа тогда считалась оракулом по этим вопросам. религии "Если это не совсем громкое одобрение, нетрудно увидеть в проповеди Нокса интенсивную версию энтузиазма Мейджора - абсолютную свободу Бога, важность Библии, скептицизм по отношению к земной власти. Более удивительно то, что Майор предпочел последовать примеру своего друга Эразма и остаться в Римско-католической церкви (хотя он и предполагал создание национальной церкви для Шотландии). Майор также полон энтузиазма и у других шотландских реформаторов, в том числе протестантского мученика Патрика Гамильтона и латинского стилиста Джорджа Бьюкенена, чей энтузиазм по поводу остроумных латинизмов заставил его язвительно предположить, что единственное главное в его бывшем - фамилия учителя - типичное для эпохи Возрождения пренебрежение к школьникам.

эмпиризм

Майор и его окружение интересовались структурами языка - устного, письменного и «ментального». Последний был языком, лежащим в основе мыслей, выражаемых на естественных языках, таких как шотландский, английский или латинский. Он атакует целый ряд вопросов с в целом «номиналистской» точки зрения - формы философского дискурса, чья традиция восходит к высокому средневековью и должна была продолжиться в традициях шотландских и других европейских эмпириков.. Согласно Александру Броди, влияние Майора на эту последнюю традицию достигло 18-19 веков Шотландской школы здравого смысла, инициированной Томасом Рейдом. В высшей степени логичный и технический подход средневековой философии - возможно, дополненный плохим стилем письма Майора, а также его приверженностью католической партии во время Реформации - в какой-то мере объясните, почему это влияние все еще в некоторой степени скрыто.

Права человека

Более очевидным влиянием была его моральная философия, не в первую очередь из-за его казуистики - подхода, признающего сложность отдельных случаев. Позже это было так сильно выражено в иезуитском учении, возможно, связанном с упомянутой выше известностью майора в Испании. Его юридические взгляды также были влиятельными. Его комментарии к предложениям из Питера Ломбарда наверняка были изучены и процитированы в ходе дебатов в Бургос в 1512 году Фрай Антон Монтесино, выпускник Саламанки. Эти «дебаты, уникальные в истории империй», как его называет Хью Томас, привели к признанию в испанском законодательстве коренного населения Америки в качестве свободными людьми со всеми правами (например, на свободу и собственность), закрепленными за ними. Это заявление было огоражено множеством тонких оговорок, и испанская корона никогда не могла обеспечить его исполнение, но его можно рассматривать как источник права прав человека.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Броди, A Круг Джона Мэра: логика и логики в дореформационной Шотландии, Оксфорд 1985
  • Броди, A Традиция шотландской философии Эдинбург 1990 Полигон ISBN 0-7486-6029-1
  • Товарищ по теологии Джона Мэра, изд. Джон Т. Слотемейкер, Лейден: Брилл, 2015.
  • Соборность и папство, изд. Дж. Х. Бернс и Томас М. Избицки, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1997. (Включает защиту Мэра о превосходстве соборов.)
  • Дуркан, Дж. «Новый взгляд на Джона Мэра», Иннес Ревью, Эдинбург, том IV, 1954
  • Майор, Джон История Великой Британии, а также Англии и Шотландии; переведен с оригинальной латыни и отредактирован Арчибальдом Констеблем с примечаниями, к которым приставлена ​​жизнь автора Энеасом Дж. Маккей. Издательство Эдинбургского университета для Шотландского исторического общества, (1892).
  • Renaudet, Augustin, Préréforme et Humanisme à Paris pendant les premières guerres d'Italie (1494-1516) Bibliothèque de l'Institut français de Florence (Université de Grenobles 1-я серия Том VI) 'Эдуард Чемпион Париж 1916
  • Томас, H Золотые реки: Расцвет Испанской империи Лондон 2003 Вайденфельд и Николсон ISBN 0 -297-64563-3
Дополнительная литература
  • "Генрих Тоттинг фон Ойта «(на немецком языке)
  • Уоллес, В.А. Прелюдия к Галилею - очерки средневековых источников мысли Галилея XVI века. (Стр. 64 и след.) Springer Science and Business Dordrecht, Holland 1981 [1]
  • Александр Броди, «Джон Мэр», Словарь литературной биографии, том 281: Британские риторы и логики, 1500–1660, Вторая серия, Детройт: Гейл, 2003, стр. 178–187.
  • Джон Дуркан, «Джон Мейджор: Спустя 400 лет», Иннес Ревью, том 1, 1950, стр. 131–139.
  • Рикардо Гарсия V illoslada, "Un teologo olvidado: Juan Mair", Estudios eclesiásticos 15 (1936), 83–118;
  • Рикардо Гарсия Вильослада, La Universidad de París durante los estudios de Francisco de Vitoria (1507–1522) (Roma, 1938), 127–164;
  • JH Бернс, «Новый свет на Джона Мейджора», Innes Review 5 (1954), 83–100;
  • T.F. Торранс, «Философия и теология Жана Мэра или Мажор, де Хаддингтон (1469–1550)», Архив философии 32 (1969), 531–576;
  • Маурисио Бешот, «El primer planteamiento teologico- политико-юридический собре-ла-завоевание Америки: Джон Майр ", La ciencia tomista 103 (1976), 213–230;
  • Жоэль Биар," La logique de l'infini chez Jean Mair ", Les Etudes Философские науки 1986, 329–348; И Жоэль Биар, «Божественное могущество в комментариях к приговорам Жана Мэра», в Potentia Dei. L'onnipotenza divina nel pensiero dei secoli XVI и XVII, изд. Гвидо Канциани / Мигель А. Гранада / Ив Чарльз Зарка (Милан, 2000), 25–41.
  • Джон Т. Слотемейкер и Джеффри К. Витт (2015), изд., Товарищ по теологии Иоанна Мэр, Бостон: Брилл.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 13:43:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте