Фредерик Денисон Морис

редактировать

Преподобный. F. Д. Морис
Frederick Denison Maurice. Portrait c1865.jpg
РодилсяДжон Фредерик Денисон Морис. (1805-08-29) 29 августа 1805. Норманстон, Саффолк, Англия
Умер1 апреля 1872 (1872-04-01) (66 лет). Лондон, Англия
Другие именаФредерик Денисон Морис
Супруг (ы))
  • Анна Бартон ​​(m.1837; умер в 1845) ​
  • Джорджина Харе-Нейлор ​​(m.1849) ​
Дети
Церковная карьера
РелигияХристианство (Англиканская )
ЦерковьАнгликанская церковь
Рукоположен
  • 1834 (дьякон)
  • 1835 (священник)
Академическое образование
Alma mater
Влияния
Академическая работа
ДисциплинаТеология
Школа или традицияХристианский социализм
Учреждения
Известные трудыЦарство Христа (1838)
Под влиянием

Джон Фредерик Денисон Морис (1805–1872), известный как Ф. Д. Морис, английский англиканский богослов, плодовитый автор и один из основателей христианского социализма. После Второй мировой войны интерес к Морису возрос.

Содержание
  • 1 Ранние годы и образование
  • 2 Карьера и браки
    • 2.1 Лондон
    • 2.2 Кембриджский университет
    • 2.3 Противоречивые мнения о мышлении Мориса
  • 3 Социальная активность
  • 4 Наследие
    • 4.1 Личное наследие
    • 4.2 Преподавание наследия
    • 4.3 Письменное наследие
    • 4.4 Снижение и возрождение интереса к наследию
  • 5 Писания
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Библиография
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Ранние годы и образование

Джон Фредерик Денисон Морис родился в Норманстоне, Саффолк, 29 августа 1805 года, единственный сын Майкла Мориса и его жены Присциллы. Майкл Морис был вечерним проповедником в унитарной часовне. Смерть в семье вызвала изменения в "религиозных убеждениях" семьи и "резкие разногласия" между членами семьи. Позже Морис писал об этих разногласиях и их влиянии на него:

Мой отец был унитарным министром. Он хотел, чтобы я тоже был им. У него были сильные чувства против английской церкви, а также против Кембриджа и Оксфорда. Мои старшие сестры и в конечном итоге моя мать отказались от унитаризма. Но они продолжали оставаться несогласными; они были не меньше, но некоторые из них, по крайней мере, больше отвергали английскую церковь, чем он. В нашей семье я сильно запутался в противоположных мнениях. Что удивило бы многих, я почувствовал тягу к антиунитарианской стороне, не из-за каких-либо религиозных предубеждений, а потому, что унитаризм казался моей мальчишеской логике бессвязной и слабой.

Майкл был «немалым ученым» и отдал своему сыну свое раннее образование. Сын ", похоже, был примерным ребенком, отзывчивым и всегда послушным. Он много читал сам, но не имел особой склонности к играм. Серьезный и не по годам развитый, он даже в это время питал амбиции к жизни государственная служба. "

Чтобы получить высшее образование в области гражданского права, Морис поступил в Тринити-колледж в Кембридже в 1823 году, который не требовал религиозных тестов для поступления, хотя право на обучение имели только члены официальной церкви. получить степень. С Джоном Стерлингом Морис основал Клуб Апостолов. Он переехал в Тринити-холл в 1825 году. В 1826 году Морис поехал в Лондон читать перед адвокатом и вернулся в Кембридж, где в 1827 году получил высшую степень в области гражданского права.

Во время перерыва в высшем образовании 1827–1830 гг. Морис жил в Лондоне и Саутгемптоне. Находясь в Лондоне, он внес вклад в Вестминстерское обозрение и познакомился с Джоном Стюартом Миллем. Вместе со Стерлингом он также редактировал Athenaeum. Журнал не платил, а его отец потерял деньги, что повлекло за собой переезд семьи в меньший дом в Саутгемптоне, и к ним присоединился Морис. Во время своего пребывания в Саутгемптоне Морис отверг свой ранний унитаризм и решил быть рукоположенным в англиканскую церковь. Милль описал Мориса и Стерлинга как представителей «второй либеральной и даже радикальной партии, основанной на совершенно иных основаниях, чем бентамизм». В статьях Мориса выражается симпатия к таким радикалам, как Ли Хант и Уильям Хэзлитт, и он приветствовал «разрушение престолов, судороги правительств», которые ознаменовали конец восемнадцатого века. Он также похвалил вигов Генри Брум за католическую эмансипацию в Англии, но критиковал его за то, что он слишком полагался на аристократию и недостаточно - на народ.

Морис вошел Эксетер-колледж, Оксфорд, в 1830 г. для подготовки к рукоположению. Он был старше большинства студентов, был очень беден и «держался особняком, трудясь над своими учебниками». Однако «его честность и интеллектуальные способности» производили впечатление на окружающих. В марте 1831 года Морис крестился в англиканской церкви. После получения степени второго класса в ноябре 1831 года он работал «частным наставником» в Оксфорде до своего рукоположения в сан диакона в январе 1834 года и назначения в церковный приход в Буббенхолле близ Лимингтона. Когда Морис был рукоположен в дьяконы, ему было двадцать восемь лет, он был старше и обладал большим опытом, чем большинство рукоположенных. Он учился в обоих университетах и ​​принимал активное участие в «литературных и общественных интересах Лондона». Все это, вкупе с его усердием в учебе и чтении, дало Морису знания, «вряд ли сопоставимые ни с одним из его современников». Он был рукоположен в священники в 1835 году.

Карьера и браки

За исключением его первого церковного назначения в 1834–1836 годах, карьеру Мориса можно разделить между его конфликтными годами в Лондоне (1836–1866) и его мирные годы в Кембридже (1866–1872)

На своем первом канцелярском назначении Морис служил помощником священнослужителям в Буббенхолле в Уорикшире с 1834 по 1836 год. Во время пребывания в Буббенхолле Морис начал писать на тему «моральной и метафизической философии». Написание на эту тему путем «пересмотра и расширения» продолжалось всю оставшуюся жизнь до публикации 2 томов «Моральной и метафизической философии» в 1871–1872 годах, в год его смерти. Кроме того, роман Мориса «Юстас Конвей», начатый ок. 1830 г., был опубликован в 1834 г. и получил высокую оценку Сэмюэля Тейлора Кольриджа.

. В 1836 г. он был назначен капелланом больницы Гая где он поселился и «читал студентам лекции по моральной философии». Он продолжал этот пост до 1860 года. Публичная жизнь Мориса началась в годы его учебы у Гая.

В июне 1837 года Морис встретил Анну Бартон. Они обручились и поженились 7 октября 1837 года ».

В 1838 году было опубликовано первое издание« Царства Христа ». Это было« одно из его самых значительных произведений ». Второе расширенное издание было опубликовано в 1842 г. и третье издание 1883 г. Для Мориса знамениями этого царства являются «таинства крещения и евхаристии, к которым следует добавить символы веры, литургию, епископат и Священные Писания - фактически, все признаки соборность на примере англиканской церкви. "Книга была встречена критикой при публикации, критикой", которая продолжалась на протяжении всей карьеры Мориса ".

Лондон

Морис был редактором журнала Educational Magazine он утверждал, что «школьная система не должна передаваться от церкви к государству». Морис был избран профессором английской литературы и истории в Королевском колледже в Лондоне в 1840 году. Когда в 1846 году колледж добавил богословский факультет, он стал профессором. сор там тоже. В том же году Морис был избран капелланом Линкольнс Инн и ушел с должности капеллана в больнице Гая.

В 1845 году Морис был назначен лектором Бойля архиепископом Гая. Йорка и лектором Уорбертона архиепископом Кентерберийским. Он держал эти стулья до 1853 года.

Жена Мориса, Анна, умерла 25 марта 1845 года, оставив двух сыновей, одним из которых был Джон Фредерик Морис, написавший биографию своего отца.

Куинс-колледж . Во время учебы в Лондоне Морис участвовал в двух продолжительных образовательных инициативах: основал Королевский колледж в Лондоне в 1848 году и Колледж рабочих в 1854 году.

В 1847 году Морис и «большинство его братьев-профессоров» в Королевском колледже сформировали Комитет по образованию для воспитания гувернанток. Этот комитет присоединился к схеме создания женского колледжа, в результате чего был основан Королевский колледж. Морис был ее первым директором. Колледж был «уполномочен выдавать квалификационные сертификаты« гувернанткам »и« открывать классы во всех отраслях женского образования ».

Одной из первых выпускниц Королевского колледжа, на которую оказал влияние Морис, была Матильда Эллен Бишоп, которая стала первым директором Королевского колледжа Холлоуэй.

4 июля 1849 года Морис снова женился, на этот раз на Джорджине Хэр-Нейлор.

Уволен из Королевского колледжа . «Морис был уволен с должности профессора из-за его лидерства в Христианско-социалистическом движении и из-за предполагаемой неортодоксальности его теологических очерков (1853 г.)». Его работа «Царство Христа» вызвала резкую критику. Публикация его теологических очерков в 1853 году вызвала еще больше и ускорила его увольнение из Королевского колледжа. По наущению Ричарда Уильяма Джелфа, директор Колледжа, Совет Колледжа попросил Мориса уйти в отставку. Он отказался и потребовал «оправдать или уволить». Его уволили. Чтобы споры не повлияли на Королевский колледж, Морис «разорвал отношения» с ним.

Общественность и его друзья решительно поддерживали Мориса. Его друзья «взирали на него с почтением, присущим великому духовному учителю». Они были преданы ему и хотели защитить Мориса от его противников.

Колледж рабочих . Хотя его отношения с Королевским колледжем и Королевским колледжем были разорваны, Морис продолжал работать над образованием рабочих. В феврале 1854 года он разработал план создания Рабочей коллегии. Морис получил достаточно поддержки для колледжа, читая лекции, что к 30 октября 1854 года колледж открылся с более чем 130 студентами. «Морис стал директором школы и до конца своей жизни в Лондоне принимал активное участие как в обучении, так и в супервизии».

Учение Мориса привело к некоторым «неудачным попыткам сотрудничества между рабочими» и более устойчивое движение христианского социализма и Общество содействия объединениям рабочих.

В июле 1860 года, несмотря на разногласия, Морис был назначен бенефисом часовни Святого Петра на Вере. Улица. Он занимал эту должность до 1869 года.

Кембриджский университет

«25 октября 1866 года Морис был избран профессором Найтбриджа казуистики, морального богословия и моральной философии в [ Кембриджский университет ". Эта профессура была «высшим достижением» Мориса. Среди своих книг, которые он цитировал в своем заявлении, были «Теологические очерки» и «Что такое откровение?» это вызвало сопротивление в других странах. Но в Кембридже Морис был «почти единогласно избран» на факультет. Морис был «тепло принят» в Кембридже, где «не было сомнений в его достаточной ортодоксальности».

Преподавая в Кембридже, Морис продолжал работать директором Колледжа рабочих, хотя бывал там реже. Сначала он прибегал к лечению на Вир-стрит в Лондоне, которое предполагало еженедельную поездку на поезде в Лондон для богослужений и проповедей. Когда это оказалось слишком напряженным, по совету врача Морис отказался от этого лекарства в октябре 1869 года. В 1870 году, приняв предложение Св. Эдварда, Кембридж, где у него была «возможность проповедовать умной аудитории» с небольшими пастырскими обязанностями, хотя и без стипендии.

В июле 1871 года Морис принял кембриджское проповедование в Уайтхолле. «Он был человеком, к которому другие люди, как бы сильно они ни отличались от него, прислушались бы».

Королевский комиссар

Несмотря на ухудшение здоровья, в 1870 году Морис согласился работать в Королевской комиссии по вопросам Закон об инфекционных заболеваниях 1871 года и ездил в Лондон на собрания. «Комиссия состояла из двадцати трех человек, включая десять парламентариев (от обеих палат), несколько священнослужителей и несколько выдающихся ученых (таких как Т. Хаксли)».

Дин Фрэнсис Клоуз написал монография о трудах королевской комиссии. Вопрос заключался в том, следует ли отменить ранее принятые законы о легализации проституции и о надзоре за ней в вооруженных силах. Close процитировал речь члена комиссии в Палате общин, в которой Морис был назван «образцовым королевским комиссаром». Клоуз закончил свою монографию следующими словами: «Профессор Морис оставался твердым и сознательным противником Деяний до самого последнего».

Мемориал в церкви Святого Эдуарда, Кембридж

Последние годы

Болезнь, Морис продолжал читать свои профессорские лекции, пытаясь узнать своих учеников лично и завершив свою «Метафизическую и моральную философию» (2 тома, 1871–1872). Он также продолжал проповедовать (в Уайтхолле с ноября 1871 по январь 1872 года и две университетские проповеди в ноябре). Его последняя проповедь была 11 февраля 1872 года в соборе Святого Эдуарда. 30 марта он ушел из церкви Святого Эдуарда. Очень слабый и психически подавленный, в пасхальный понедельник, 1 апреля 1872 года, после причастия, с большим усилием произнес благословение, потерял сознание и умер.

Противоречивые мнения о мышлении Мориса

В В письме от 2 апреля 1833 г. к Ричарду Ченевиксу Тренчу Морис сетовал на нынешний «дух» «противоречивых мнений», который «сковывает нашу энергию» и «убивает нашу жизнь». Несмотря на его сетующие «противоречивые мнения», этот термин точно описывает реакцию на Мориса.

Писания, лекции и проповеди Мориса породили противоречивые мнения. Юлий Хейр считал его «величайшим умом со времен Платона », но Джон Раскин считал его «по натуре загадочным и действительно заблуждающимся»; тогда как Джон Стюарт Милль считал, что «у Мориса было потрачено больше интеллектуальной силы, чем у любого другого из моих современников».

Хью Уокер при изучении викторианской литературы нашел другие примеры противоречивых мнений

  • Чарльз Кингсли объявил Мориса «великим и редким мыслителем».
  • Обри Томас де Вер сравнил слушание Мориса с «поеданием горохового супа вилкой».
  • Мэтью Арнольд говорил о Морисе как о «всегда с глубоким волнением бивался по кустам, но никогда не заводил зайца».

Одной важной литературной и теологической фигурой, на которую произвел благоприятное впечатление Морис, был Чарльз Доджсон, также известный как Льюис Кэрролл. Доджсон написал о посещении утренних и дневных служб на Вир-стрит, на которых Морис проповедовал оба раза, с комментарием: «Мне очень нравятся его проповеди». Морис занимал бенефис часовни Святого Петра на Вир-стрит с 1860 по 1869 год.

М. Э. Грант Дафф в своем дневнике от 22 апреля 1855 г. писал, что он «как обычно примерно в это время ходил послушать проповедь Ф. Д. Мориса в Линкольнс-инн. Полагаю, я, должно быть, слышал его первый и последний, около тридцати лет. или сорок раз, и никогда не уносил ни одной ясной идеи или даже впечатления, что он имел более чем слабое представление о том, что он имел в виду ».

Джон Генри Ньюман описал Мориса как человека« огромной силы » и «большой серьезности». Однако Ньюман нашел Мориса настолько "туманным", что он "потерял интерес к своим писаниям".

В Соединенных Штатах, The National Quarterly Review and Religious Magazine, том 38 (январь 1879 г.), содержал эту оценку Мориса. «Характеристики мистера Мориса хорошо известны и с каждым годом становятся все более высоко оцененными - широкая католичность, проницательность, мощная умственная хватка, бесстрашие в высказываниях и набожность духа».

Лесли Стивен в The English Utilitarians, Vol. 3, Джон Стюарт Милль. 1900 г., писал: «Морис в равной степени противостоит священнослужению, которое делает суть религии в магическом устранении наказаний вместо« возрождения »природы. Он придерживается того, что можно смутно назвать« субъективным »взглядом на религию. и сочувствует заявлению Шлейермахера о том, что благочестие - это «ни знание, ни действие, но склонность и определение чувств».

Социальная активность
Морис (справа) изображен с Томасом Карлайлом на картине Форда Мэдокса Брауна Работа (фрагмент)

«Требование политической и экономической справедливости - одна из главных тем богословия Мориса». Морис практиковал свое богословие, «спокойно неся главную ношу некоторых из наиболее важных социальных движений того времени».

Живя в Лондоне, «состояние бедноты давило на него с всепоглощающей силой». Рабочие доверяли ему, когда не доверяли другим священнослужителям и церкви. Рабочие посещали занятия по изучению Библии и собрания под руководством Мориса, темой которого было «нравственное назидание».

Христианский социализм . На Мориса повлияли «революционные движения 1848 года », особенно марш в парламенте, но он считал, что «христианство, а не секуляристские доктрины было единственной прочной основой для социальной реконструкции».

Морис «не любил конкуренцию как в корне нехристианскую, и хотел, чтобы ее на социальном уровне заменили сотрудничество, как выражение христианского братства ». В 1849 году Морис присоединился к другим христианским социалистам в попытке смягчить конкуренцию путем создания кооперативных обществ. Он рассматривал кооперативные общества как «современное приложение примитивного христианского коммунизма». В Лондоне должны были открыться двенадцать кооперативных мастерских. Однако даже при субсидии Эдварда Ванситтарта Нила многие оказались убыточными. Тем не менее, усилия принесли долговременные последствия, как видно из следующего подраздела «Общества содействия объединениям рабочих»

В 1854 году в Лондоне было восемь кооперативных производственных объединений и четырнадцать в провинциях. Сюда входили пивоварни, мукомольные комбинаты, портные, шляпники, строители, печатники, инженеры. Другие были сформированы в последующие десятилетия. Некоторые из них потерпели неудачу через несколько лет, некоторые просуществовали дольше, некоторые были заменены.

Понимание Морисом необходимости морального и социального возрождения общества привело его к христианскому социализму. С 1848 по 1854 год (когда движение подошло к концу) он был лидером Христианско-социалистического движения. Он настаивал на том, что «христианство - единственная основа социализма, и что истинный социализм является необходимым результатом здорового христианства».

Мориса характеризовали как «духовного лидера» христианских социалистов, потому что он был больше заинтересованы в распространении своих богословских основ, чем в «своих практических усилиях». Морис однажды написал:

Пусть люди называют меня просто философом или кем-нибудь еще... Мое дело, поскольку я богослов и не имею никакого призвания, кроме теологии, не строить, а копать, чтобы показать, что экономика и политика... должны иметь основу под собой, и что общество не должно было создаваться кем-либо. наше устройство, но оно должно быть возрождено, найдя закон и основание его порядка и гармонии, единственный секрет его существования, в Боге.

Общество содействия объединениям рабочих . В начале 1850 г. Христианские социалисты основали в Лондоне ассоциацию рабочих для портных, а затем ассоциации других профессий. Для поддержки этого движения было основано Общество содействия объединениям рабочих (SPWMA), в котором Морис был одним из основателей и главой его «центрального правления». Сначала работа SPWMA заключалась лишь в пропаганде идеи ассоциаций путем публикации трактатов. Затем он предпринял практический проект по созданию Колледжа рабочих, потому что образованные рабочие были необходимы для успешного кооперативного общества. С этим ингредиентом удалось добиться большего числа ассоциаций; другие все же потерпели неудачу или были заменены более поздним «кооперативным движением». Неизменным наследием христианских социалистов было то, что в 1852 году они повлияли на принятие в парламенте закона, давшего «юридический статус кооперативным органам», таким как работающие мужские ассоциации. SPWMA «процветала в период с 1849 по 1853 год или около того».

Первоначальная миссия Общества содействия объединениям рабочих заключалась в том, чтобы «распространять принципы сотрудничества как практическое применение. христианства в целях торговли и промышленности ». Целью было создание ассоциаций, с помощью которых рабочие и их семьи могли пользоваться всеми продуктами своего труда.

По свидетельству представителей « Кооператива » Общества » в 1892–1893 годах в Королевской комиссии по труду при Палате общин один свидетель приветствовал вклад христианских социалистов в« нынешнее кооперативное движение », сформулировав идею в 1850-х годах. специально процитировал «Мориса, Кингсли, Ладлоу, Нила и Хьюза».

Наследие
Портрет Мориса 1854 года, написанный Джейн Мэри Хейворд

То, что Морис оставил наследие, которое многие оценят, было предвестником ответы на его смерть. "Толпа следовала за его останками к месту последнего упокоения, а вокруг открытой могилы стояли люди самых разных вероисповеданий, на данный момент объединенные общей скорбью и глубоким чувством утраты. С кафедры и прессы, от верных друзей и честных противников, дань уважения достоинству мистера Мориса была одновременно искренней и щедрой ».

Личное наследие

Близкие друзья Мориса были« глубоко впечатлены духовностью его характера ». Его жена заметила, что всякий раз, когда Морис бодрствовал ночью, он «всегда молился». Чарльз Кингсли назвал его «самой красивой человеческой душой, с которой Бог когда-либо позволял мне встречаться».

Жизнь Мориса состояла из «противоречивых элементов».

  • Морис был человеком « мир, но его жизнь прошла в серии конфликтов ».
  • Он был человеком« глубокого смирения, но настолько полемичного, что часто казался предвзятым ».
  • Он был человеком». большой благотворительности, но яростный в своей атаке на религиозную прессу своего времени ».
  • Он был« верным церковным деятелем, который ненавидел ярлык Броуд, но подвергал критике лидеров церкви ».
  • Он был человеком «доброго достоинства» в сочетании с «большим чувством юмора».
  • Он обладал «сильной способностью визуализировать невидимое».

Наследие преподавания

Будучи профессором Королевского колледжа и Кембриджа, Морис привлек «группу серьезных студентов», которым он дал две вещи. Он учил их, опираясь на знания, полученные в результате всестороннего чтения. Что еще более важно, Морис привил студентам «привычку исследовать и исследовать» и «стремление к знаниям и процессу независимого мышления».

Письменное наследие

Письменное наследие Мориса включает «почти 40» тома », и они занимают« постоянное место в истории мысли своего времени ». Его сочинения «узнаваемы как высказывания глубоко христианского ума во всех его убеждениях».

Сами по себе две книги Мориса: «Царство Христа» (1838 г. и более поздние издания) и «Моральная и метафизическая философия» (2). тома, 1871–1872), «достаточно замечательны, чтобы прославить своего писателя». Но причин для славы Мориса больше. В своей «жизненной работе» Морис «постоянно учил, писал, направлял, организовывал; обучал других делать такую ​​же работу, но давал им что-то от своего духа, а не просто свои взгляды». Он извлекал «все лучшее, что было в других, никогда не пытаясь навязать себя им». Со своими противниками Морис пытался найти между ними «точки соприкосновения». Никто из тех, кто знал его лично, «не мог сомневаться в том, что он действительно был человеком Божьим».

В «Царстве Христа» Морис рассматривал истинную церковь как единое тело, превосходящее «различия и пристрастия отдельных ее членов, фракции и секты ». У истинной церкви было шесть знаков: «крещение, символы веры, установленные формы поклонения, евхаристия, рукоположенное служение и Библия». Идеи Мориса были отражены полвека спустя Уильямом Ридом Хантингтоном и Четырехугольником Чикаго-Ламбета. современное экуменическое движение также включило идеи Мориса, содержащиеся в его «Царстве Христа».

Упадок и возрождение интереса к наследию

Интерес к обширному наследию писаний, унаследованных Морис отказался еще до своей смерти. Хью Уокер, его коллега-академик, предсказал в 1910 году, что ни одна из главных работ Мориса, его теологические очерки (1853) и его моральная и метафизическая философия (1871–1872), «не выдержат испытания временем». Однако «эта фаза забвения прошла».

«После Второй мировой войны интерес к Морису как к теологу возродился». За этот период было опубликовано двадцать три (некоторые лишь частично) книги о Морисе, что можно увидеть в разделе «Ссылки» этой статьи.

Морис удостоен праздника в литургическом календаре Епископальной церкви (США) 1979 Книги общей молитвы на 1 апреля как «Фредерик Денисон Морис, священник, 1872 г.», и краткая биография включена в церковную книгу «Святые женщины, святые мужчины: чествование святых».

Несмотря на увольнение Мориса Королевским колледжем после публикации его теологических эссе, "заведующий кафедрой морального и социального богословия Ф. Д. Мориса в Кингс, теперь отмечает его вклад в стипендию Колледжа".

Королевский колледж также учредил "Лекции Ф. Д. Мориса" в 1933 году в честь Мориса. Морис, который был профессором английской литературы и истории (1840–1846), а затем профессором теологии (1846–1853). «

Письма

Письма Мориса являются результатом его кропотливой работы. Как правило, он «рано вставал» и общался с друзьями за завтраком. Он диктовал свои сочинения до обеда. Рукописи, которые он продиктовал, были «тщательно исправлены и переписаны» перед публикацией.

Записи Мориса остаются в силе ». занял постоянное место в истории мысли своего времени. "Некоторые из нижеследующих были" переписаны и в некоторой степени переработаны, и указанная дата не обязательно совпадает с датой первого появления. "Большинство этих писаний" сначала были прочитаны как проповеди или лекции ».

Единство Нового Завета, 1-е американское издание в одном томе (1879)
Пр. настойчивый обзор Единства Нового Завета в The Unitar Review (июнь 1876 г.), 581–594.
See also
References

Notes

Bibliography

Further reading
External links
Wikimedia Commons has media related to Frederick Maurice.
Wikiquote has quotations related to: Frederick Denison Maurice
Wikisource has original works written by or about:. John Frederick Denison Maurice
Последняя правка сделана 2021-05-21 04:14:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте