Джон Фергюсон МакЛеннан | |
---|---|
Родился | 14 октября 1827 г.. Инвернесс, Шотландия |
Умер | 16 июня 1881 г. (1881-06-17) (53 года). Хейс Коммон, Англия |
Национальность | Шотландец |
Alma mater | Университет Абердина |
Научная карьера | |
Области | этнология |
Джон Фергюсон МакЛеннан FRSE LLD (14 октября 1827 - 16 июня 1881), был шотландский адвокат, социальный антрополог и этнолог.
Он родился в Инвернессе, сыне Джона МакЛеннана, страхового агента, и его жены Джесси Росс. Он получил образование в этом городе, затем изучал право в Королевском колледже в Абердине, получив степень магистра в 1849 году. Затем он поступил в Тринити-колледж в Кембридже, где в 1853 году получил Место Рэнглера (первый класс ) в Mathematical Tripos. Он покинул Кембридж, не получив там ученой степени.
Затем МакЛеннан провел два года в Лондоне, написав для The Leader, в то время редактором Джорджа Генри Льюиса и других. периодические издания. Он вполне мог быть в одной из Судебных гостиниц. В этот период он знал Джорджа Элиота и Уильяма Майкла Россетти и баловался стихами в стиле прерафаэлитов.
. По возвращении в Эдинбург его призвали в Шотландский адвокат в январе 1857 года. Он стал секретарем Шотландского общества по внесению поправок в законодательство и принял активное участие в агитации, которая привела к Закону о сессиях 1868 года. Как писатель, он работал с Александром Смитом. В то время он жил на Нортумберленд-стрит, 6 в Новом городе Эдинбурга.
. В 1870 году первая жена МакЛеннана умерла, и он вернулся в Лондон. В 1871 году он занял пост парламентского чертежника от Шотландии.
Его здоровье, однако, уже было серьезно подорвано туберкулезом (или чахоткой), и во время зимовки в Алжире он страдал от повторных болезней. приступы малярийной лихорадки. Он умер от туберкулеза 16 июня 1881 года в Hayes Common, Kent.
МакЛеннан написал статью о «Законе» для восьмого издания Encyclopædia Британика. Он восходит к шотландской традиции Адама Фергюсона и Адама Смита ; но в ней он размышлял также о обычаях классической античности. Путем предположительных шагов, связанных с формой полиандрии, как она могла развиться, он нашел тему, которая привела к его основной работе. Было высказано предположение, что МакЛеннан был мотивирован несогласием с Генри Мэном по вопросам правовой реформы, чтобы исследовать Древний Закон Мэна; МакЛеннан написал нападки на Мэн, которые не были опубликованы при его жизни.
В 1865 году Макленнан опубликовал «Первобытный брак». В нем он обосновывал символические и церемониальные формы похищения невест (см. Также Типы брака ). Его идеи были частично предвосхищены Иоганном Якобом Бахофеном, написавшим в 1861 году о матриархате, но они были независимы. МакЛеннан разработал на основе этнографических данных социальную эволюционистскую теорию брака, а также систему родства в соответствии с законами природы. Он отверг патриархальное общество как раннюю стадию, приводя доводы в пользу агнации как более фундаментальной точки эволюции; он предложил раннюю модель социальных групп: военный отряд, состоящий в основном из мужчин, совершающий детоубийство женского пола и приобретающий сексуальных партнеров женского пола, с характерными чертами распущенности и материнства. 76>
В 1866 году МакЛеннан написал в Fortnightly Review (апрель и май) эссе о родстве в Древней Греции, в котором он предложил тесты для истории родства, заявленного в примитивном браке. Три года спустя, в «Fortnightly Review» за 1869–70, он развил свои идеи о тотемизме на основе указаний в более раннем эссе.
Переиздание «Первобытного брака с родством в Древней Греции и». некоторые другие эссе, ранее не публиковавшиеся, вышли в 1876 г. под названием «Исследования по древней истории»; новые эссе включали «Разделение ирландской семьи» и «О классификационной системе взаимоотношений». Статья о левирате и полиандрии, продолжающая линию его предыдущих исследований (Fortnightly Review, 1877), была последней работой, которую он смог опубликовать.
МакЛеннан также написал «Жизнь Томаса Драммонда». (1867 г.). Собранные им материалы о родстве были отредактированы его вдовой и Артуром Платтом под заголовком «Исследования по древней истории: вторая серия» (1896 г.).
Работа МакЛеннана имела значение для области истории религии. В исследовании «Поклонение животным и растениям» (две части, 1869–70) МакЛеннан предположил связь между социальными структурами и примитивными религиями; и он придумал слово «тотемизм» для обозначения социальной функции примитивной религии. Этот краткий термин оказался полезным для более поздних историков религии и социологов, таких как Уильям Робертсон Смит и Эмиль Дюркгейм (среди прочих). Следующая цитата МакЛеннана (1865) содержит основную предпосылку для сравнительного метода (используемого Робертсоном Смитом):
В науках о праве и обществе «старый» означает не «старый» в хронологии, а в структура: самая архаичная, ближайшая к началу человеческого прогресса, рассматриваемого как развитие, и самая современная, наиболее удаленная от начала.
Для Робертсона Смита сравнительный метод МакЛеннана оказался важным. Одно из наиболее влиятельных эссе Робертсона Смита «Поклонение животным и племена животных среди арабов и в Ветхом Завете» непосредственно следует идеям МакЛеннана о тотемизме. Это связывало современных арабских кочевников и древние библейские народы с социальной функцией тотемизма в примитивных религиях.
МакЛеннан дважды женился: